Примечания

1

Также «Салют Командиру» – президентский гимн, исполняется при его официальных появлениях на публике военным оркестром. Написан в виде марша в 1812 году Дж. Сэндерсоном на поэтический текст Вальтера Скотта. Впервые как президентский гимн прозвучал на церемонии вступления в должность президента Дж. Полка в 1845 году. – Прим. перев.

2

Все источники утверждают, что в республиканской администрации Эйзенхауэра Нельсон Олдрич Рокфеллер был заместителем министра здравоохранения, образования и социального обеспечения. В 1954–1955 годах он специальный помощник президента Эйзенхауэра по внешнеполитическим вопросам. – Прим. перев.

3

Michel Crozier, The Bureaucratic Phenomenon (Chicago: University of Chicago Press, 1964), p. 44–55, 187–198. (Крозье Мишель. Феномен бюрократии). – Прим. автора. (Здесь и далее, кроме оговоренных случаев.)

4

Леонард Гармент – с 1968 года юридический советник Белого дома, выполнял «деликатные поручения» Р. Никсона, с которым вместе работал в одной крупной юридической фирме с 1950-х годов. – Прим. перев.

5

Melvin R. Laird, intro., The Conservative Papers (Garden City, N. Y.: Anchor Books, Doubleday & Co., 1964). (Лэйрд Мелвин Р. Консервативные материалы).

6

МРНБ-1 был документом технического характера о создании двух типов президентских директив: Исследовательский меморандум по национальной безопасности (ИМНБ) и Меморандум о решениях национальной безопасности (МРНБ).

7

См., н-р, Roger Morris, Uncertain Greatness (New York: Harper and Row, 1977), chapter II, “Coup d’Etat at the Hotel Pierre”. (Моррис Роджер. Неопределенное величие, глава 2 «Государственный переворот в отеле «Пьер».)

8

Соответствующий отрывок первого инаугурационного обращения Никсона выглядит так:

После периода конфронтации мы вступаем в эру переговоров.

Пусть все страны знают, что во время работы этой администрации наши линии связи будут открытыми.

Мы добиваемся открытого мира – открытого для идей, открытого для обмена товарами и людьми – мира, в котором никакие народы, большие или малые, не будут жить в жестокой изоляции.

Мы не можем рассчитывать, что все станут нашими друзьями, но мы можем попытаться не делать никого нашими врагами.

Тех же, кто будет нашим врагом, мы приглашаем на мирное соревнование – не в захвате территории или распространении господства, а в улучшении жизни человека.

Когда мы исследуем бескрайний космос, мы приглашаем вместе идти в новый мир – не для завоевания новых миров, а для новых совместных приключений.

С теми, кто захочет присоединиться, давайте вместе сотрудничать, чтобы уменьшить бремя вооружений, укрепить строительство мира, поднять уровень жизни бедных и голодных.

Но тем, кому наше миролюбие покажется слабостью, мы не оставим сомнений в том, что продемонстрируем силу в той мере, в какой это нам будет необходимо.

9

Я обсуждал концепцию «сдерживания» в своей работе «Ядерное оружие и внешняя политика» (Нью-Йорк, Харпер и братья, 1957), 2-я глава. Отличный анализ можно найти в: Coral Bell, Negotiations from Strength (New York: Alfred A. Knopf, Inc. 1963) (Белл Корал. Переговоры с позиции силы).

10

US Congress, Senate, Committee on Armed Services and Committee on Foreign Relations, Hearings on the Military Situation in the Far East, 82d Cong., Ist. sess., 1951, p. 2083. (Комитет по вооруженным силам и Комитет по международным отношениям палаты представителей и Сената США. Слушания о военной ситуации на Дальнем Востоке).

11

Черчилль Уинстон. Речь в Лландудно, Уэльс, 9 октября 1948 года, цитируется в: «Нью-Йорк таймс», 10 октября 1948 года.

12

“Central issues of American Foreign Policy”, in Kermit Gordon, ed., Agenda for the Nation (Washington: The Brookings Institution, 1968), p. 614 (Киссинджер Генри. Центральные вопросы американской внешней политики в: коллективной монографии под редакцией Кермита Гордона «Повестка дня для нации» Института Брукинса).

13

Эта книга продавалась не очень хорошо, как можно было бы ожидать от фолианта о делах НАТО, за исключением одного города, где она продавалась необычайно хорошо. После изучения ситуации выяснилось, что главный книжный магазин разместил книгу в разделе брачных пособий.

14

“Central issues of American Foreign Policy”, in Kermit Gordon, ed., Agenda for the Nation (Washington: The Brookings Institution, 1968), p. 595 (Киссинджер Г. Центральные проблемы американской внешней политики, в коллективной монографии Института Брукинса под редакцией Кермита Гордона «Повестка дня для нации»).

15

The Troubled Partnership: A Re-appraisal of the Atlantic Alliance (New York: McGraw-Нill, 1965), p. 40 (Киссинджер Г. Неспокойное партнерство. Переоценка Североатлантического альянса).

16

Walt W. Rostow, “Limits and Responsibilities of American Power” (Department of State Bulletin, vol. LX, no. 1541, Jan. 6, 1969) (См. Ростоу Уолт У. Пределы и ответственность американской мощи. Выступление в Техасском сельскохозяйственном и политехническом университете 4 декабря 1968 года, в Бюллетене Госдепартамента США. Т. LX, № 1541, от 6 января 1969 года).

17

Francis M. Bator, “The Politics of Alliance: The United States and Western Europe”, in Gordon, ed., Agenda for the Nation, p. 339. (См. Бейтор Фрэнсис M. Политика Альянса. Соединенные Штаты и Западная Европа в: «Повестка дня для нации»)

18

Alaster Buchan, Europe’s Futures, Europe’s Choices (New York: Columbia University Press, 1969), p. vii (Бучан Аластер. Будущее Европы, предпочтения Европы).

19

Andre Malraux, Felled Oaks: Conversations with de Gaulle (New York: Holt, Reinhart and Winston, 1971), p. 30 (См. Мальро Андре. Срубленные дубы. Беседы с де Голлем).

20

Киссинджер Г. Центральные проблемы американской внешней политики, в коллективной монографии Института Брукинса под редакцией Гордона «Повестка дня для нации».

21

Судьба Кизингера демонстрирует, как много политическая карьера зависит от случайностей. Во время выборов, которые предстояли в сентябре, Кизингер получил второе самое большое количество голосов, которые когда-либо получал какой-нибудь христианский демократ. Но только однажды за послевоенный период небольшая неонацистская партия соперничала на выборах и лишила его из-за вывертов избирательного права Германии достаточного количества голосов, чтобы получить большинство. Это дало возможность социал-демократам и свободным демократам сформировать коалицию и отправить партию Кизингера, имевшую наибольшее количество голосов, в оппозицию. Он тем самым пересек ту тонкую грань между пребыванием в числе расхваливаемых как опытный политик и ругаемых как потерпевший поражение лидер, партия которого утратила власть во время его пребывания на руководящем посту. На момент написания этой книги партия ХДС еще должна будет восстановить свое положение.

22

Обращение президента Шарля де Голля 31 мая 1960 года в: Major Addresses, Statements and Press Conferences of General Charles de Gaulle, May 19, 1958 – January 31, 1964 (Важнейшие обращения, заявления и пресс-конференции генерала Шарля де Голля: 19 мая 1958 года – 31 января 1964 года). (New York, French Embassy, Press and Information Division, 1964), p. 75.

23

Там же. С. 78.

24

Пресс-конференция 15 мая 1962 года в: «Важнейшие обращения». С. 176.

25

Пресс-конференция 5 сентября 1960 года в: «Важнейшие обращения». С. 92–93.

26

Обе партии в Великобритании отвергали наднациональные институты. Когда Гарольд Макмиллан объявил о первой заявке Британии на вступление в Общий рынок в июле 1961 года, он заверил парламент, что не заинтересован в «федералистской системе», основанной на «совершенно ложной аналогии» с американским федералистским союзом. Лидер Лейбористской партии Хью Гейтскелл выступал против британского членства, потому что, несмотря на заверения Макмиллана, он опасался, что Великобритания могла бы утратить свободу проведения своей собственной социалистической внутренней политики, если вольется в христианско-демократическую Европу.

27

Поверенный в делах (или Временный поверенный в делах) назначается в отсутствие посла, например, по причине его временного отъезда. Юрий Николаевич Черняков во время визита автора книги в советское посольство исполнял обязанности советника-посланника посольства СССР. – Прим. перев.

28

Мы говорили по-английски. Я не подшучивал над ним, потому что он говорил с акцентом.

29

V. I. Lenin, Selected Works (New York: International Publishers, 1943), vol. 9, p. 242 and 267, цитируется Натаном Лейтесом в: Nathan Leites, A Study of Bolshevism (Исследование большевизма) (Glencoe, III.: The Free Press, 1953), p. 347. (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. III конгресс Коммунистического Интернационала, 22 июня – 12 июля 1921 года).

30

Опущено автором. – Прим. перев.

31

Nikita Khruschev, Report to the Twentieth Party Congress of the CPSU, Current Digest of the Soviet Press, vol. 8 (March 7, 1956), p. 11–12. (ХХ съезд КПСС. 14–25 февраля 1956 года. Стенографический отчет. М., 1956).

32

XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза. 30 марта – 9 апреля 1971 года. Стенографический отчет. В 2-х томах. Т. 1. М., 1971. – Прим. перев.

33

Николай Викторович Подгорный. «Правда», 20 ноября 1973 года. – Прим. перев.

34

Lenin, Selected Works, vol. 10, p. 119, цитируется Лейтесом, с. 495. (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. «Детская болезнь «левизны» в коммунизме»).

35

Michail T. Florinsky, World Revolution and the USSR (New York: The Macmillan Co., 1933), p. 216 (Флоринский Майкл Т. Мировая революция и СССР.)

36

New York Times, May 23, 1943 («Нью-Йорк таймс», 23 мая 1943 года).

37

Sumner Welles, The Time for Decision (Cleveland and New York: The World Publishing Co., 1944), p. 406 (Уэллес Самнер. Время для решения).

38

Averell Нarriman, Peace with Russia (New York, 1959), p. 168 (Гарриман Аверелл. Мир с Россией?).

39

“Why We Treat Different Communist Countries Differently”, address by Secretary Rusk, Washington, D. C., Feb. 25, 1964 (in Department of State Bulletin, vol. L, no. 1290, March 16, 1964, p. 393) (Выступление госсекретаря Раска “Почему мы относимся к разным коммунистическим странам по-разному» в Вашингтоне, округ Колумбия, 25 февраля 1964 года, в: Бюллетене Государственного департамента, т. Л, № 1290, от 16 марта 1964 года, с. 393).

40

Robert Sherwood, Roosevelt and Hopkins: An Intimate History (New York: Harper and Bros., 1948), p. 870 (Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидцев. Т. 1–2. М., 1958).

41

См. Max Frankel, “Where Do We Go From Victory?” The Reporter, Nov. 22, 1962, p. 24 (Франкель Макс. Куда мы идем после победы? «Репортер», 22 ноября 1962 года. С. 24).

42

Macmillan’s closing statement at Geneva Foreign Ministers’ Conference, Nov. 16, 1955 quoted in Documents on International Affairs 1955 (Oxford: Royal Institute of International Affairs, 1958), p. 73–77 (Заключительное заявление Макмиллана на Женевской конференции министров иностранных дел 16 ноября 1955 года, цитируется в: Документы международных отношений 1955 (Оксфорд: Королевский Институт международных отношений, 1958 год).

43

Киссинджер. Центральные проблемы американской внешней политики, в коллективной монографии Института Брукинса под редакцией Гордона «Повестка дня для нации».

44

The Necessity for Choice (New York: Harper and Bros., 1961), p. 195–196 (Киссинджер Г. Необходимость выбора: перспективы американской внешней политики).

45

МБР – межконтинентальная баллистическая ракета; БРПЛ – баллистическая ракета подводных лодок.

46

А. Н. Косыгин и Линдон Джонсон в 1967 году встретились во время трехдневного саммита в Глассборо, Нью-Джерси, США. – Прим. перев.

47

Zbigniew Brzezinski, “Peace and Power”, Encounter, vol. XXXI, no. 5 (November 1968), p. 13 (Бжезинский З. Мир и власть. «Энкаунтер». Т. 5 (ноябрь 1968 года).

48

Marshall D. Shulman, “The Future of the Soviet-American Competition”, in Soviet-American Relations and World Order: The Two and the Many, Adelphi Paper No. 66 (London: Institute for Strategic Studies, March 1970), p. 10 (Шульман, Маршалл Д. Будущее советско-американского соперничества, в «Советско-американские отношения и мировой порядок: двое и много". Документальный архив Университета Адельфи, т. 66 (Лондон. Институт стратегических исследований, март 1970 года).

49

Clifford speech quoted by Senator Albert Gore in US Congress, Senate, Committee on Foreign Relations, Strategic and Foreign Policy Implications of ABM Systems, Hearings before the Subcommittee on International Organization and Disarmament Affairs, 91st Cong., Ist sess., March 21, 1969, p. 165 (речь Клиффорда цитируется сенатором Альбертом Гором в комитете по международным отношениям Сената и Палаты представителей конгресса США «Влияние системы ПРО на стратегическую и внешнюю политику», слушания в подкомитете по международным организациям и делам разоружения, первая сессия 91-го созыва конгресса, 21 марта 1969 года).

50

Эти американо-советские обсуждения по Вьетнаму описаны в Главе VIII.

51

Военное обострение на китайско-советской границе в марте 1969 года описывается в Главе VI.

52

Закон о таможенном тарифе был подписан президентом Гербертом Гувером 7 июня 1930 года для защиты американских фермеров, он привел к обострению Великой депрессии, изоляционизму США и не имел никакого отношения к торговле с «коммунистическими странами». – Прим. перев.

53

По иронии судьбы, в свете последующих событий, президент не получил права наделять статус наиболее благоприятствуемой нации Советский Союз и Восточную Европу, хотя мы могли бы получить его, если бы мы запросили таковое. Это еще даст о себе знать через несколько лет, когда мы станем пытаться заполучить эти полномочия, настроение в конгрессе тем временем изменится на 180 градусов.

54

См., н-р, Розенфельд Стивен С. Планы Никсона на поездку могут повлиять на переговоры, «Вашингтон пост», 6 июля 1969 года; Рестон Джеймс. Ошибки президента Никсона, которых можно было бы избежать, «Нью-Йорк таймс», 29 июня 1969 года; передовая в «Нью-Йорк таймс», 30 июня 1969 года.

55

U. S. News & World Report, Sept. 16, 1968, p. 48 («Юнайтед Стейтс ньюс энд уорлд рипорт», 16 сентября 1968 года).

56

The Necessity for Choice (New York: Harper and Bros., 1961), p. 202 (Необходимость выбора: перспективы американской внешней политики). В моей книге о Европе, опубликованной в 1965 году, я обратил внимание на некоторые достоинства деголлевской концепции Китая как необходимого противовеса Советскому Союзу, хотя я был склонен также рассматривать Китай как объективную проблему для «глобальных обязательств» Соединенных Штатов.

The Troubled Partnership (New York: McGraw-Hill, 1965), p. 59–60 (Беспокойное партнерство: переоценка атлантического альянса).

57

Бэйпин – гоминьдановское название Пекина; его использование звучало как дополнительное оскорбление.

58

Так у автора. – Прим. перев.

59

Большая часть из того, что мы знаем о том, что произошло на реке Уссури, основана на опубликованных отчетах обеих сторон. Эти отчеты проанализировал Томас У. Робинсон в книге «Китайско-советский пограничный спор: подоплека, развитие и столкновения марта 1969 года» (Thomas W. Robinson, The Sino-Soviet Border Dispute: Background, Development, and the March 1969 Clashes, The Rand Corp., August 1970 (RM-6171-PR). См. также: Neville Maxwell, “The Chinese Account of the 1969 Fighting at Chenpao”, The China Quaterly, no. 56 (October-December 1973), p. 730 (Максвелл Невилл. Китайский отчет о стычке на острове Чжэньбао в 1969 году, Чайна Куотерли, № 56 (октябрь – декабрь 1973 года).

60

Речь идет об инциденте со сбитым северными корейцами американским разведывательным самолетом ЕС-121. См. Главу IX.

61

Maxwell, “The Chinese Account”, p. 731 (Максвелл. Китайский отчет).

62

Как оказалось, «культурная революция» предъявила свой иск к этому послу; самым высоким официальным лицом в Варшаве оказался поверенный в делах.

63

Это был совершенно другой случай, не имевший ничего общего с июльским эпизодом, описанным выше.

64

Это нашло свое отражение в документе, представленном Государственным департаментом в группу обзора СНБ в сентябре:

Терпимость Советов к заходам США в отношении Пекина может быть значительной – но эти заходы, так или иначе, привнесут раздражители в американо-советские отношения. Более того, если произойдет значительное улучшение в китайско-американских отношениях, Советы вполне могут занять более жесткую линию внутри страны и в международных делах. Невозможно предсказать момент, когда выгоды от улучшения китайско-американских отношений могут быть уравновешены ухудшением американо-советских отношений. Тот факт, что такой момент существует, свидетельствует о необходимости осторожного подхода в шагах по улучшению отношений с Китаем.

Загрузка...