В российской научной литературе общие проблемы глобализации разработаны достаточно основательно, что освобождает нас от необходимости подробно останавливаться на определении этого понятия. Отметим только, что влияние глобализации на государственные и правовые институты обстоятельно исследуется в книге И.И. Лукашука[1], ставшей первым исследованием такого рода в российской правовой науке. Применительно к политическим процессам в мусульманском мире глобализация анализируется, в частности, в публикации К.М. Труевцева, который вполне обоснованно выделяет финансово-экономическую, технологическую, информационную и политическую составляющие данного феномена. В своем единстве они и предопределяют особенности современной фазы интернационализации мировых отношений, которую принято называть глобализацией[2].
Подобный подход представляется убедительным. Вместе с тем к указанным сторонам глобализации следует добавить и такой ее элемент, как духовно-культурные ценности, являющиеся важнейшей частью жизни любого современного общества. Для нашего исследования указанный аспект глобализации имеет особое значение, поскольку с исламом связаны главным образом именно культурные традиции, нравственные основания и духовные ориентиры мусульманского мира.
Известно, что одна из ведущих примет глобализации – прозрачность границ, снятие барьеров перед разнообразными формами обмена, отказ от всевозможных ограничений. Конечно, в таком беспрепятственном общении преимущество получат те страны и транснациональные институты, которые обладают большими по сравнению с другими технологическими возможностями, материальными ресурсами и политическим весом. Неудивительно, что на экономическом, технологическом и информационном направлениях глобализация, означающая включение всех в мировые процессы на общих единых основах, в своей реализации дает пока больше преимуществ богатым странам Запада.
Не случайно, в то время как многие государства, включая Россию, стремятся вступить во Всемирную торговую организацию, ряд общественных ассоциаций и движений регулярно проводит демонстрации протеста против навязывания таких общих стандартов, которые выгодны лишь крупным монополиям и в то же время увеличивают разрыв между экономически развитыми и отсталыми регионами планеты.
Имея в виду шариатское учение об иерархии интересов человека, можно сказать, что если одни государства через глобализацию удовлетворяют свою жажду к роскоши и еще большему комфорту, то другие не в состоянии обеспечить даже самые минимальные нужды. Но ведь исходные уровни и условия развития участников международного обмена разные. Поэтому современная исламская правовая доктрина подчеркивает, что принципы справедливости и права требуют учитывать это, а шариат предоставляет льготы тем, кто оказался в нужде, и предусматривает возможность временного освобождения их от выполнения некоторых общих обязанностей. К сожалению, в жизни это происходит редко.
Естественно, мусульманский мир достаточно болезненно воспринимает тот факт, что сам он не задает тон в выработке современных универсальных финансово-экономических, технологических или информационных стандартов. Наоборот, он является потребителем указанных результатов глобализации. Кстати сказать, многие мусульманские страны (прежде всего – производители углеводородного сырья) достаточно успешно пользуются материальными выгодами, которые она дает.
Очевидно: значительно больше конфликтов вызывают попытки привнести в мусульманский мир западные образцы политической демократии, включить его в процесс, так сказать, политической глобализации. К тому же сами мусульманские страны, естественно, ныне не являются лидерами в продвижении передовых политических технологий, которые могут воспринять другие. Но и здесь, как будет показано в одном из следующих разделов настоящего исследования, находятся формы позитивного взаимодействия исламских политических традиций и институтов либеральной демократии. Поэтому отнюдь не отмеченные проявления глобализации вызывают самое серьезное беспокойство, а то и отторжение, у мирового мусульманского сообщества.
Ведущим раздражителем для мусульманского мира выступает та сторона глобализации, которая проявляется в стремлении утвердить повсюду единые стандарты в сфере культуры (прежде всего массовой) и внешнем образе жизни, унифицированные образцы нравственности и представления о духовности и морали. С таким подходом самым тесным образом связаны попытки единым масштабом проводить границы прав, свобод и достоинства человека, а значит – насильно внедрить одинаковые подходы к взаимосвязям индивида, государства и общества, к пониманию государства как однозначно светского института, к соотношению религии, права и политики.
Главное заключается в том, что такие стандарты формулируются главным образом Западом, хотя и преподносятся как общемировые. В любом случае они не принимают во внимание культурные особенности мусульманского мира, сложившиеся здесь нравственно-духовные традиции и представления о морали, иными словами – все, что напрямую связано с исламом и без чего невозможно представить данный мир. Наоборот, такие общие критерии как некий высший идеал и ориентир прямо или косвенно противопоставляются отсталым, якобы, традициям, присущим мусульманскому миру.
Это означает, что исламские идеалы и ценности как бы остаются за бортом глобализации. Если ее параметры не сталкиваются с предлагаемыми исламом подходами, то происходит это спонтанно, а не в результате целенаправленного учета достижений исламской цивилизации (как, кстати говоря, и ряда иных культур) в выработке приемлемых для всего мира стандартов. Значительно чаще вовлечение мусульманского мира в процесс глобализации на этом направлении приводит к конфликтам и даже прямым столкновениям между исламскими и западными ценностями. Более того, именно прозрачность границ и резкая активизация контактов в условиях глобализации нередко способствуют обострению таких противоречий.
Очевидно, отношение мусульманского мира к глобализации во многом, если не преимущественно, определяется тем, как она оценивается с позиций ислама. По сути, стержнем большинства споров в мусульманском сообществе вокруг плюсов и минусов глобализации является вопрос о восприятии ее исламом. При этом настороженное отношение к глобализации, а нередко и ее отторжение объясняется двумя взаимосвязанными обстоятельствами. Во-первых, мусульманский мир крайне болезненно реагирует на любое наступление под флагом глобализации на его самобытность и культурно-историческое наследие. А во-вторых, для этого мира абсолютно неприемлемым является отчетливо светский характер процессов глобализации и даже зачастую ее атеистическая направленность. Оба момента прямо касаются ислама. Неудивительно поэтому, что мусульманское сообщество, как правило, воспринимает глобализацию как угрожающий ему феномен.