Летом 1914 г. противоречивые и соперничающие между собой интересы могущественных мировых держав – Германии, Великобритании, Австро-Венгрии и России – привели к началу Первой мировой войны. В преддверии военных действий, начало которых было столь же неотвратимо, сколь и неопределенно, европейские державы составили сложную сеть военных союзов. Россия подписала договоры о военном сотрудничестве и поддержке с Великобританией и Францией. Германия, в свою очередь, заключила союз с Австро-Венгрией и Италией. В июне 1914 г. в Сараево убили кронпринца Австро-Венгерской империи Франца-Фердинанта, что и послужило формальным поводом для начала военных действий сначала со стороны Австро-Венгрии, предъявившей Сербии жесткий ультиматум, а за ней и Германии, поддержавшей свою союзницу по военному блоку.
В конце июля, уже после того как Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Россия, защищая свои интересы на Балканах, начала всеобщую мобилизацию, на что Германия отреагировала жестким ультиматумом. Принимать подобного рода условия Николай II посчитал недостойным, и Германия объявила войну России. Третьего августа Германия, объявив войну и Франции, ввела свои войска на территорию нейтральной Бельгии, что привело к вступлению в войну Великобритании. А через несколько дней в войну вступила и Япония. Таким образом война из европейской переросла в мировую. Европейские державы не один год готовились к мировому сражению. Передел сфер влияния в колониях и на Балканском полуострове после ослабления некогда могущественной Османской империи, с одной стороны, и в связи с интенсивным ростом объединенной Германии – с другой, был неизбежен. Это понимали лидеры всех ведущих мировых держав Европы, каждая из которых мечтала упрочить свое положение и расширить сфер влияния. Но при этом ни точной, ни примерной даты начала вооруженного конфликта не было известно ни одному генеральному штабу будущих стран-участниц военного противостояния. Начало Первой мировой летом 1914 г. для большинства союзников и потенциальных противников оказалось неприятной неожиданностью.
Новая война оказалась схваткой на выживание, к которой ни одна из воюющих сторон не была готова ни морально, ни материально.
Тем не менее на первом этапе схватки оба военных блока рассчитывали на быстрое и победоносное разрешение вооруженного конфликта. Генеральный штаб Германии, выработавший оперативный план Шлиффена, надеялся на повторение удачного похода 1870 г., согласно которому молниеносный марш-бросок немецких войск должен был завершиться оккупацией Парижа и последующей капитуляцией всей Франции. Сразу после разгрома своего юго-западного соседа германский штаб планировал быструю переброску всей армии на восточное направление для войны с Россией. Таким образом, германское военное руководство избегало войны на два фронта. Высший генералитет страны не допускал и мысли, что страна не успеет справиться с одним противником прежде, чем вечно нерасторопная Россия успеет мобилизовать свою армию. Не менее амбициозными были планы и второго военного союза – Антанты, рассчитывавшей в считанные месяцы покончить с крепнущей Германией и слабеющей Австро-Венгрией – двумя крупными и крайне «неудобными» державами.
Но уже первые месяцы войны воочию продемонстрировали, что силы двух группировок были примерно равны и ни одна из противоборствующих сторон не могла быстро и безоговорочно победить противника. Сначала военная удача была на стороне Антанты: Англия и Россия вступили в войну раньше, чем рассчитывал противник, и провели ряд успешных боевых операций. Совместные усилия союзников вынудили Германию вести войну на два фронта, и это, безусловно, спасло Францию от разгрома, однако чтобы переломить ход войны и нанести существенное поражение объединенным силам Германии и Австро-Венгрии, не хватило ни сил, ни вооружения, ни финансов. Уже к концу 1914 г. стало понятно, что война принимает затяжной окопный характер, а победа достанется той стороне, чьи людские и производственные ресурсы выдержат не один месяц военных действий.
Вполне вероятно, что Россия оказалась не готова к продолжительной войне немного больше, чем все остальные. В стране не были завершены начатые политические и хозяйственные реформы, наблюдались сложности с сельским хозяйством, промышленность не была перестроена на производство военной техники и товаров для фронта. В результате в первые месяцы войны в русской армии существовала острая нехватка военной техники и боеприпасов. Между тем фронт по законам затяжной войны требовал все нового и нового «пушечного мяса» – свежих людских ресурсов. В связи с этим количество дееспособного мужского населения страны, занятого в промышленности и сельском хозяйстве, стало резко сокращаться, что привело к негативным последствиям в отечественной экономике и стало одной из основных причин резкого снижения уровня жизни в России. Общественное мнение, полное ура-патриотических настроений в середине 1914 г., стало стремительно меняться. Война потеряла в глазах народа свой казавшийся поначалу праведным характер.
Новый 1915-й год принес России первые серьезные военные поражения. После серии проигранных сражений российская армия отступила далеко на восток, оставив объединенным силам противника большую часть Польши, Литву, часть белорусских и украинских территорий, а ее потери составили более двух миллионов человек. Внутриэкономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться, значительное число мелких и средних предприятий, не связанных с выпуском товаров для нужд фронта, были вынуждены закрыться. Запертые границы, невозможность ввоза иностранного сырья для производства продукции, падение спроса на европейском рынке и внутри страны – все это неблагоприятно сказалось на развитии торговых отношений и стало причиной банкротства целого ряда промышленных предприятий.
Развитие этих негативных тенденций не могло не вызвать обеспокоенности крупного и среднего капитала, представители которого были крайне заинтересованы в скорейшем выходе России из войны. Падение общего уровня жизни, перебои с поставками продовольствия и транспортным обеспечением привели к усилению антивоенных настроений среди остальной части населения. Рост социальной напряженности в обществе способствовал усилению политической активности ведущих партий страны, преследовавших каждая свои интересы. Все политические силы России к этому моменту распределились по трем крупным лагерям, находившимся в состоянии открытого противостояния.
Промонархический лагерь правительства стремился в первую очередь победить в войне, откладывая решение внутренних проблем России, в том числе проведение социальных и политических реформ, на послевоенное время. Второй политический лагерь, сформированный либеральной оппозицией, поддерживал военные устремления России, но мечтал о демократических свободах и полновесном парламенте при ограниченной монархии. Этот лагерь, представленный партиями кадетов и октябристов, составлял большинство Государственной думы IV созыва, сформированной 15 августа 1915 г., и вел себя крайне активно и подчас агрессивно по отношению к правительству. Парламент не имел рычага влияния на назначаемое императором правительство, а соответственно – и на развитие ситуации в стране. Поэтому парламентарии сразу же заняли не проправительственную, а оппозиционную позицию и ратовали за скорейшее проведение в стране политических реформ, результатом которых должно было стать подконтрольное Думе правительство. Преследование этой цели заставляло Государственную думу идти на обострение отношений с правительственным лагерем и требовать отставки каждого премьер-министра, будь то Б. В. Штюрмер, обвиненный в измене в пользу Германии, или генерал Трепнев, которого, казалось бы, сложно заподозрить в антироссийских намерениях.
Император, вынужденный под давлением оппозиции отправлять в отставку одного премьер-министра за другим, не видел иного выхода, как распустить оппозиционный парламент. К январю 1917 г. им был подготовлен указ соответствующего содержания. Правда, Николай II так и не проставил на нем даты, что давало третьему за последние 2 месяца министру, князю Н. Д. Голицыну, возможность последний раз попробовать договориться с парламентариями.
Так как за такой короткий срок не удалось урегулировать проблему, Николай II перенес начало заседания Думы на середину февраля, надеясь, что политический кризис к тому времени будет преодолен. По вопросу о продолжении войны либералы не расходились во взглядах с монархическим лагерем и ратовали только за полную и окончательную победу над Германией, каких бы сил и жертв это не стоило стране, но путь к победе им представлялся иным.
Наконец третий политический лагерь составляли партии эсеров, большевиков и меньшевиков. Военные годы лишений и ухудшение экономической ситуации в стране только добавляли популярности этому лагерю, неоднократно призывавшему к проведению скорейших преобразований в стране, а главное, ставившему своей политической целью скорейшее прекращение войны. По мнению социал-демократов, война, объявленная «освободительной», привела к закрепощению людей внутри страны, потере независимости малыми народами, носила откровенно империалистический характер и поэтому была по сути антинародной. Эти диаметрально противоположные взгляды на характер войны и ее завершение привели к открытой конфронтации парламентского большинства и левых партий, объединившихся с эсерами.
В обстановке крайней политической нестабильности, отягощенной реальной угрозой голода, любое обострение политической ситуации в стране могло привести к революционным последствиям.
Таким образом, к началу 1917 г. в России сложилась весьма неблагоприятная политическая ситуация: парламент находился в оппозиции к правительству, а наиболее активная часть народа была готова поддержать не парламентское большинство, а представителей левых партий.
Между тем 14 февраля 1917 г. после более чем двухмесячного отдыха снова начала работу Государственная дума страны. В условиях сильнейшего социального напряжения парламентарии пошли на компромисс с лагерем монархистов и согласились на формирование доверенного правительства из числа представленных императором кандидатур. Казалось бы, конфликт был исчерпан, но упущенное в политической полемике и борьбе за власть время привело к полной дискредитации власти в глазах общественности, что способствовало зарождению в обществе сил, способных оказать этой власти достойное сопротивление ради собственных целей.
В январе, пока новое правительство более или менее успешно договаривалось с либералами, в столице и других крупнейших городах России усилилось рабочее движение. Всю страну охватила волна стачек и забастовок, в ходе которых наряду с социальными требованиями все чаще стали звучать и политические, прежде всего требование о выходе страны из войны. К середине февраля в столице началась продовольственная паника, в народе возник слух о скором введении карточной системы, и уже через несколько часов в Петербурге у всех хлебных лавок выстроились громадные очереди. Народное недовольство, а вместе с ним и общественное напряжение стремительно нарастали.
18 февраля началась очередная забастовка в одном из цехов крупнейшего завода столицы – Путиловского. Рабочие настаивали на значительном увеличении заработной платы. Администрация, готовая пойти на ряд уступок, не сумев договориться о главном – немедленном начале работы, предпочла полностью закрыть цех, оставив бастующих без работы и остановив весь завод на неопределенное время. Предпринятые администрацией завода действия привели к тому, что все рабочие, около 36 000 человек, оказались на улице без средств к существованию, зато с реальным шансом попасть на ненавистный фронт.
Уже на следующий день все уволенные вышли на улицы, организовывая стихийные митинги и демонстрации. В числе лозунгов первыми звучали требования о хлебе и мире. Парламент предпринял попытку вмешаться в урегулирование конфликта, но уже на следующий день к бастующим присоединились еще несколько заводов и ситуация окончательно вышла из-под контроля. Всю столицу заполнили митингующие рабочие, численность которых доходила до 90 000 человек. Общегородская стачка рабочих парализовала привычную жизнь в столице. Недовольство и агрессия униженных рабочих, оставшихся без заработка, переросли в открытые уличные бои с правоохранительными органами. Радикальные политические партии также не остались в стороне. Они стремительно раздували костер праведного гнева столичных жителей. На стихийно организованных митингах все чаще стали появляться фразы, призывавшие к свержению самодержавия.
Правительство, не обладавшее достаточной полнотой власти для принятия силовых решений против демонстрантов, поспешило направить телеграмму уехавшему в ставку императору. Тот, в свою очередь, отдал распоряжение подавить выступления силой. События стали разворачиваться по нарастающей. Большая часть солдат столичного гарнизона отказались стрелять в демонстрантов, предпочитая примкнуть к восставшим рабочим. К 1 марта на сторону митингующих перешел весь петербургский гарнизон, а разграбленный арсенал позволил вооружить винтовками всех желающих. Попутно толпа освободила всех арестантов столичных «Крестов», в числе которых было немало политзаключенных, которые помогли направить вооруженную толпу на захват важнейших государственных объектов.
Рабочее выступление обретало реальную силу, тогда как парламент и правительство продолжали осмысливать происходящее. Когда 27 февраля Таврический дворец (рис. 1), в котором проходило заседание Государственной думы, оказался заполнен вооруженной толпой, напуганные политики предпочли примкнуть к ней.
Рис. 1. Таврический дворец
Формально Дума, ссылаясь на указ императора, объявила о собственном роспуске. Но, прекратив свою депутатскую деятельность, ведущие политические партии парламента собрались на неформальное заседание, в ходе которого избрали Временный комитет.
Новому политическому органу предстояло сформировать переходное правительство, которому полагалось выполнять функцию исполнительной власти до созыва Учредительного собрания. Именно новое Учредительное собрание, по мнению либералов, и должно было решить судьбу дальнейшего политического устройства страны.
Одновременно с либералами левые радикалы провели свое собственное заседание в том же Таврическом дворце и сформировали Временный исполком Петроградского Совета рабочих депутатов. Вечером того же дня прошло первое заседание рабочих депутатов, в ходе которого был создан первый Совет рабочих депутатов во главе с председателем Ч. В. Чхеидзе, лидером меньшевиков. В Совет вошли представители левых партий, в том числе большевики и меньшевики, эсеры, а также представители рабочих профсоюзов, рабочие и солдаты. Совет рабочих депутатов принял решение Временного комитета сформировать переходное правительство, но своих кандидатов предлагать не стал. Пока Временный комитет договаривался с генералитетом о признании армией нового правительства, а также занимался вопросами отречения императора, Совет рабочих депутатов (к тому моменту переименованный в Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов) начал формирование солдатских комитетов, фактически переподчиняя себе весь столичный гарнизон, т. е. лишая будущее Временное правительство реальной власти.
В итоге 2 марта император подписал отречение от престола, а 3 марта отказался от престола и его брат, который предпочел не брать ответственность за судьбу страны без одобрения Учредительного собрания. Таким образом, на начало марта 1917 г. вопрос о дальнейшем политическом устройстве страны оставался открытым. В результате возникшего в ходе Февральской революции фактического двоевластия политическая обстановка в стране продолжала оставаться крайне неустойчивой. Первый правительственный кризис разразился в апреле 1917 г. и был вызван намерением нового правительства, сформированного из либералов, продолжать войну против Германии. Жители столицы ответили на правительственную ноту многотысячной политической демонстрацией, что вызвало отставку министра иностранных дел и ряда военных министров.
Созданное в результате кризиса новое коалиционное правительство, в которое вошли представители социалистических партий, стало первой попыткой устранить двоевластие. Поддержанное решением Первого съезда Советов Временное правительство начало осуществлять новое наступление российской армии на фронте, закончившееся провалом и гибелью 60 000 российских солдат.
Поражение на фронте, ухудшающееся экономическое положение в столице вызвали новую волну общественного возмущения, умело подогреваемого лозунгами радикальных большевиков, призывавших к свержению Временного правительства и передаче всей власти Советам.
В результате нового политического кризиса власти было сформировано третье правительство, видевшее выход из кризиса в принятии решительных мер по борьбе с возрастающим революционным движением, а именно, в вооруженном подавлении демонстраций, запрещении радикальных печатных органов, аресте лидеров большевиков, возвращении военно-полевых судов.
В ответ на решение правительства большевики на очередном съезде приняли решение о вооруженном восстании с целью захвата политической власти.
Тем временем реальная угроза голода вынудила правительство ввести карточную систему на основные продовольственные товары. Ситуация обострялась массовой безработицей и галопирующей инфляцией. В ответ на бессильные попытки правительства стабилизировать ситуацию рабочие организовали фабричные комитеты, контролировавшие все важные моменты производственного процесса, от найма новых рабочих до распределения готовой продукции. В сельской местности нерешенный аграрный вопрос привел к стихийному самозахвату земель разоренным крестьянством, поджогам помещичьих усадеб, выжиганию поместий. Все это многократно усугубляло кризис в стране, а попытка государственного переворота и установление военной диктатуры в лице генерала Л. Г. Корнилова, предпринятая партией кадетов, привела к полной дискредитации власти в глазах народа.
Любые ухудшения в социальной сфере способствовали росту авторитета большевиков в Советах и укреплению их влияния в сознании народных масс.
В ночь с 24 на 25 октября большевикам удалось захватить стратегически важные объекты столицы, а утром 25 октября созданный большевиками военно-революционный комитет Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов объявляет о переходе всей власти к Советам. В тот же день съезд Советов принял декреты, касающиеся двух главных национальных вопросов страны – земли и мира, первый из которых провозглашал отмену частной собственности на землю, второй – немедленное начало переговоров о мире со всеми воюющими сторонами. На съезде также решались важные вопросы об учреждении органов власти на местах – местных Советов, на которые возлагалась ответственность за обеспечение революционного порядка в стране. В числе первоочередных решался и вопрос о формировании нового правительства во главе с Владимиром Ильичом Лениным (рис. 2), получившего название Временного Совета народных комиссаров. Не все социалистические партии, в том числе меньшевики и правые эсеры, считали октябрьский переворот легитимным. Представители этой части социалистов по-прежнему настаивали на созыве Учредительного собрания, которое и должно было сформировать однородное социалистическое правительство. В то же время часть левых эсеров приняла предложение большевиков и вошла в состав Совнаркома и ВЧК. Таким образом, левому крылу социалистов удалось добиться консолидации своих сил и составить политическую группировку с общими целями и задачами, единой линией поведения.
Рис. 2. В. И. Ленин
5 января 1918 г. начало работу созванное Учредительное собрание, к которому левое крыло социалистов тщательно подготовилось. На первом же заседании пробольшевистская часть левых эсеров и сами большевики в ответ на отказ собрания признать советскую власть демонстративно покинули зал заседания, в результате чего делегаты лишались возможности собрать кворум, но все же решили продолжить работу и провозгласили Россию демократической республикой. А уже 10 января начал свою работу III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, несколькими днями позже объединившийся со Всероссийским съездом крестьянских депутатов. Новый съезд объявил страну Российской Советской Федеративной Республикой.
Принятый съездом Декрет о мире предполагал скорейший выход Советской России из мировой войны, несмотря на то что состояние российской армии не было безнадежным и позволяло продолжить борьбу до полной победы. Обращение Совнаркома и народного комиссариата по иностранным делам (НКИД) к блоку союзников России по Антанте и остальным странам-участницам антигерманской коалиции с предложением прекратить военные действия и перейти к выработке мирных соглашений не встретило поддержки у лидеров Великобритании и Франции. Более того, они не признали и легитимность новой власти Советов. Германия же, увидев в сепаратных мирных переговорах возможность ликвидации второго фронта, ответила согласием на мирное предложение советских дипломатов.
3 января 1918 г. стороны приступили к обсуждению договора о перемирии. 15 января 1918 г. Советская Россия, с одной стороны, и прогерманская коалиция в составе Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии – с другой, подписали договор, объявлявший перемирие сроком до 14 января будущего года. В отведенное до середины января время стороны должны были определиться с условиями заключения мирного договора, которые следовало выработать и согласовать впоследствии на мирной конференции. Она начала свою работу в Брест-Литовска, и уже 3 марта был подписан мирный договор, который стал именоваться Брестским. Пользуясь слабостью молодой Советской Республики, в чьих жизненных интересах было скорейшее заключение мира, австро-германская сторона в лице председателя делегации Рихард фон Кюльмана выдвинула свои условия прекращения войны, крайне жесткие для советской стороны. Согласно заявленным требованиям, Россия утрачивала значительные территории Эстляндии и Лифляндии, передавала Германии Литву и Курляндию, а также находившиеся в составе Российской империи польские территории. Позднее, 18 января 1915 г., Германия добавила к своим требованиям присоединение значительной части белорусских земель. С учетом новых требований Россия лишалась более 150 000 км2 своих территорий, что не могло не вызвать протеста у советской делегации. Острые дебаты относительно мирного договора возникли и в новом правительстве. В. И. Ленин продолжал настаивать на подписании мирного договора, аргументируя это тем, что разложившаяся в результате большевистской пропаганды российская армия была не в состоянии завершить войну, а сам договор после грядущей германской революции утратит свой смысл.
Рис. 3. Л. Д. Троцкий
Но левые эсеры не давали своего согласия на подписание крайне невыгодного для России договора. Третья влиятельная группировка во главе с наркомом иностранных дел Львом Давидовичем Троцким (рис. 3) предлагала завершить войну и распустить армию без подписания мирного договора, так как аннексионистский мир с прогерманской коалицией был фактической изменой принципам всеобщего демократического мира, заявленным в Декрете о мире.
В личной беседе с В. И. Лениным Л. Д. Троцкий, возглавлявший переговоры с германской стороной, уточнил их стратегию: затягивать до ультиматума, после чего подписать. Переговоры продолжились в крайне напряженной и нервной атмосфере. На отказ Троцкого от подписания мира Германия ответила возобновлением военных действий. 23 февраля, заняв Псков и Нарву, Германия предъявила новый ультиматум, по которому Россия теряла в несколько раз больше – около 1 млн. км2 своей территории.
В состав аннексируемых земель, помимо ранее перечисленных вошли: Украина, вся Эстляндия и Лифляндия. Советскому правительству давалось ровно 2 суток на принятие решения, после чего Германия возобновляла свое наступление на Петроград. В тот же день на заседании ЦК РСДРП (б) Ленин под угрозой собственной отставки потребовал немедленного удовлетворения всех германских требований, в результате чего все условия германской стороны были приняты Всероссийским Центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) и Совнаркомом и 3 марта 1918 г. советская сторона подписала Брестский мирный договор на германских условиях. Россия, выдержав почти 4 года войны, ушла с поля боя за полгода до капитуляции Германии. Но и она вслед за Россией оказалась охваченной революционной бурей, которая, однако, завершилась не победой мирового пролетариата, а образованием буржуазной демократической республики. В итоге, надеждам Ленина на кратковременный характер Брестского договора суждено было сбыться, но совершенно иным образом. После победы революции в Германии новое правительство поспешило расторгнуть Брестский договор; с небольшим перерывом о том же самом заявила и советская сторона.
По расчетам германского генералитета, новая война, стремительная и успешная, должна была повторить, а то и превзойти результаты франко-прусской войны конца XIX в. В результате впечатляющих побед объединенная Германия могла составить серьезную конкуренцию остальным странам Европы. Тактические цели предстоящей войны виделись ей в захвате богатых промышленных районов северо-восточной Франции. Стратегические цели преследовали объединение бельгийских, французских и польских территорий с созданием мощного экономического и таможенного союза во главе с Германией.
К 1914 г. Германия представляла собой одну из самых стабильных держав Европы, в политике страны господствовало поразительное единодушие, остальное население Германии, почувствовавшее себя после объединения земель единой великой нацией, было охвачено патриотическим порывом. Как результат всенародной поддержки кайзера страны рейхстаг единодушно проголосовал за увеличение расходов бюджета на военные нужды Германии. К 1913 г. Германская империя обладала развитой экономикой, самой сильной армией в Европе, ее военно-морской флот уступал только английскому – все это позволяло рассчитывать на быструю и успешную военную кампанию. Но уже первые месяцы войны и прежде всего провалившаяся кампания по молниеносному захвату Парижа обнаружили серьезные просчеты германских военных. Война затянулась на несколько лет, потери в людских ресурсах исчислялись миллионами. Блокирование мощного германского флота в портах Балтики вызвало в стране продовольственный и сырьевой кризис. Последовавшее вслед за этим резкое падение уровня жизни населения вместе с неменяющимся в течение ряда лет положением на фронтах стало причиной дестабилизации политической системы страны, а неурожайный 1917 г. и революционная ситуация в России еще больше усугубили ситуацию.
Несмотря на подписанный на крайне выгодных для немцев условиях Брестский мир, германская армия не смогла развить успешного наступления на западном фронте. Более того, именно Брестский мир стал катализатором быстро прогрессирующего разложения хваленой прусской дисциплины. Переброшенные с восточного фронта солдаты нередко братались со своими противниками, сотнями и тысячами сдавались в плен, дезертировали с поля боя. В условиях резкого падения военной дисциплины и общего нежелания народа продолжать кровопролитную войну решение немецкого высшего военного руководства развязать подводную войну стало началом конца имперской Германии, так как повлекло за собой вступление в войну нового сильного противника – США. Под угрозой высадки американских частей на европейском континенте ситуация в стране и за ее пределами серьезно обострилась. В конце сентября из войны вышел важный стратегический союзник Германии – Болгария, лишив страну доступа к сырьевой базе для военной промышленности. После ряда серьезных поражений во Франции германские войска были вынуждены отступить, в секретных донесениях в генеральный штаб страны все чаще упоминалось о падении морального духа солдат и разложении их дисциплины.
Рис. 4. Э. Людендорф
В сложившихся обстоятельствах начальник Генштаба генерал Эрих Людендорф (рис. 4) настойчиво советовал кайзеру Вильгельму II заключить перемирие с Антантой, а все высвободившиеся ресурсы направить на срочное реформирование внутриполитической структуры и объявить о формировании нового парламентского правительства.
Имперское правительство предприняло попытку договориться с оппозиционными политическими партиями страны, в первую очередь с социал-демократами. В новом правительстве во главе с Максом Баденским (рис. 5) они получили ряд министерских портфелей. Это не сняло напряженности, но перевело политическую борьбу в легитимное русло. Сформированное правительство начало мирные переговоры с США и приостановило ведение подводной войны, но тем не менее полностью стабилизировать обстановку в стране не смогло.
Рис. 5. М. Баденский
Недовольство сложившейся в стране ситуацией охватило рабочих, трудившихся преимущественно на военных заводах страны, что затрудняло контроль дисциплины и проведение идеологической работы профсоюзами и представителями правых социал-демократических партий. Недовольны были сложившимся положением и представители мелкой торговли, терпевшие убытки из-за высокого уровня инфляции, закрытия важнейших сырьевых рынков страны, увеличения налогового бремени. Крестьяне, меньше других страдавшие от нехватки продуктов, были недовольны снижением закупочных цен на продовольствие и ростом спекуляции.
В обществе все чаще слышались требования об отречении кайзера – главного виновника, по мнению большинства, затянувшейся и бессмысленной войны, и созыве Национального собрания, которое и решило бы вопрос о подписании мирного договора на приемлемых для страны условиях.
Даже чиновники и служащие, ощутив на себе тяготы войны, утратили привычную лояльность к правящему режиму; негативные настроения германского народа продолжали расти. Помимо политических требований по окончанию войны, рабочие добивались равных имущественных прав, передела земли. Но на фоне вопросов о мире и политическом устройстве страны социальные требования воспринимались властями как второстепенные.
К середине октября 1918 г. на улицах Берлина начали проходить массовые демонстрации рабочих, подкрепляемые усиленной агитационной деятельностью революционно настроенных политических группировок «Союз Спартака» и Бременских левых радикалов, призывавших народ к свержению существующего строя и провозглашению демократической республики. В стране сложилась предреволюционная ситуация, в общих чертах напоминавшая российскую годовой давности. Усилившиеся с конца октября волнения среди моряков в Киле привели 3 ноября 1918 г. к вооруженному восстанию матросов и солдат военного гарнизона, отказавшихся подчиниться приказу Моргенштаба принять бой с английским флотом. В результате саботажа моряков, попытавшихся силой расправиться с офицерским составом, корабли возвратились в порт, зачинщики мятежа были арестованы, что привело к новой волне протестов среди оставшихся на свободе моряков. На следующий день, 4 ноября 1918 г., к восставшим присоединилась пехота, и объединенные силы, разбив правительственные войска, захватили Киль в свои руки. В мятежный город срочно выехал депутат рейхстага, социал-демократ Густав Носке (рис. 6), но все предпринятые правительством меры по разрешению конфликта мирными переговорами оказались напрасными, а бунт и мятеж переросли в революцию.
Восстание началось стихийно, под воздействием чрезмерной усталости народа от войны. Мятеж моряков, отказавшихся идти в бой и поднявших руку на своих офицеров, подхватили народные массы, и с Киля волнения перекинулись на другие крупнейшие города страны. Разумеется, в своих действиях мятежники ориентировались на октябрьские события в России, поэтому сразу после вооруженного захвата власти повстанцами были созданы первые рабочие и солдатские Советы.
Рис. 6. Г. Носке
Революция получила свое продолжение в столице Баварии, где объединившиеся социал-демократы во главе с радикальными представителями Независимой социал-демократической партии Германии в ночь на 8 ноября провозгласили социалистическую республику. Затем революционные волнения охватили практически все крупные города страны, включая Гамбург, Лейпциг и Дрезден.
Рис. 7. Ф. Шейдеман
К 9 ноября революционная волна достигла столицы Германии. Промышленные предприятия были охвачены забастовками, рабочие и солдаты заполнили улицы Берлина, многотысячные демонстрации во главе с лидерами социал-демократов требовали немедленного отречения Вильгельма II. Под давлением общественности рейхсканцлер Германии М. Баденский передал власть лидеру Социал-демократической партии Германии Мюллеру Герману и объявил об отречении Вильгельма II, к этому моменту уже покинувшему не только столицу, но и пределы самой Германии. Однако и после отречения кайзера в стране сохранялась напряженная ситуация. Во второй половине дня представитель Социал-демократической партии Филипп Шейдеман (рис. 7) по собственной инициативе провозгласил в стране федеративную республику, тогда как лидер радикальной группы «Союз Спартака» Карл Либкнехт в то же время заявил о создании социалистической республики.
Объединенные усилия двух умеренных социалистических партий Германии позволили уже к 10 ноября сформировать в стране новое правительство – Совет народных уполномоченных, в который вошли по три представителя от Социал-демократической партии Германии (СДПГ) (в том числе и Ф. Эберт) и Независимой социал-демократической партии Германии (НСДПГ). Перед новой властью, пользовавшейся поддержкой народа, встала сложная задача – решить основные проблемы страны: прекращение войны и борьба с анархией, вызванной массовыми выступлениями и демонстрациями, угрожавшими целостности объединенной Германии. Начинать же, по мнению Эберта, следовало с ликвидации большевистской опасности. Поэтому уже на следующий день новое республиканское правительство подписало акт о капитуляции, означавший признание поражения Германии в Первой мировой войне, и попросило у союзников поддержки для решения проблемы большевизма в стране, которая и была предоставлена. Между тем новое правительство провело в стране ряд социальных преобразований, рабочий день был сокращен до 8 ч., все работники получали обязательное медицинское страхование, демобилизованным солдатам гарантировалось трудоустройство, безработные обеспечивались социальными пособиями. Все граждане страны с 20-летнего возраста вне зависимости от социального положения и половой принадлежности получали равные избирательные и политические права и свободы. Но частная собственность осталась в неприкосновенности, сохранила за собой посты и большая часть старого административного аппарата. Все это стало источником новых политических конфликтов.
Несмотря на поддержку народа, республиканское правительство рассматривало себя исключительно как временный орган исполнительной власти, окончательное решение вопроса о власти и форме государства должно было принять избранное затем Национальное собрание. Выборы в новое собрание были назначены на январь будущего года, но к этому моменту в политической системе страны разразился новый кризис, и коалицию ведущих социал-демократический партий страны сменила конфронтация социал-демократов, усугубленная расколом внутри самих партий и переменой общественного мнения.
Сложившаяся в стране ситуация не устраивала левых социал-демократов, в первую очередь радикально настроенных спартаковцев. Не обладая реальной поддержкой масс для разгона легитимно созданного в ходе демократических выборов Народного собрания (по примеру большевиков в Советской России, разогнавших избранное Учредительное собрание), радикалы стремились переломить ход политической борьбы до проведения самих выборов и тем самым сорвать избрание нового органа власти.
Воспользовавшись просчетами нового правительства, стремившегося предотвратить развитие хаоса и анархии в стране вооруженным подавлением манифестаций и стачек, радикалы продолжили свою агитационную деятельность антиправительственной направленности, призывали к стачкам и вооруженному восстанию. Выйдя из состава социал-демократической партии, спартаковцы 30 декабря 1918 г. образовали свою Коммунистическую партию Германии (КПГ).
Между тем в правительстве разразился кризис, в результате которого несколько министров из числа левых социал-демократов оставили свои посты, вслед за ними ушли и их сторонники, а некоторая их часть, в том числе начальник берлинской полиции Э. Эйхгорн, были смещены реформированным правительством. Это позволило спартаковцам составить коалицию с левыми социал-демократами и революционными старостами и создать Революционный совет, поставивший своей целью недопущение выборов в Национальное собрание и смещение правительства. В ответ на вооруженные выступления сформированной коалицией Красной гвардии и демонстрации рабочих правительство обратилось за военной поддержкой к добровольческим корпусам бывших фронтовиков, так называемым фрейкорам, созданным из отвыкших от мирной жизни военных сразу после подписания перемирия.
10 января 1919 г. на улицах Берлина начались бои между сторонниками созданного революционного Совета и призванными правительством военными силами. К концу дня повстанцы были разгромлены, а лидеры Коммунистической партии, Карл Либкнехт и Роза Люксембург, после их ареста – расстреляны. За подавлением восстания последовали аресты его активных участников и военно-полевые суды.
В результате проведенных акций выборы в Народное собрание были проведены, но первый законодательный орган провозглашенной им Веймарской республики начал свою работу только через 2 недели, 6 февраля 1919 г., и не в подавленной разгромом восставших столице, а в относительно спокойном Веймаре – столице Тюрингии. Новому органу законодательной власти страны удалось назначить ее президента в лице Ф. Эберта и сформировать новое законное правительство во главе с Ф. Шейдеманом. Они продолжили борьбу с коммунистами при полном одобрении всех остальных партий страны.
В короткие сроки правительственными войсками были подавлены выступления рабочих в Бремене, Вильгельмсхафене и ряде других крупных городов страны. Отдельные выступления рабочих продолжались до мая 1919 г., последнее массовое вооруженное столкновение в столице произошло 3 марта 1919 г. и закончилось гибелью 1500 рабочих. В апреле-мае были подавлены очаги сопротивления в Брауншвайге, Магдебурге, Дрездене и Лейпциге. Под властью Коммунистической партии Германии оставалась только Бавария, где 13 апреля коалиция КПГ и НСДПГ провозгласил социалистическую республику и сформировал собственное правительство. По примеру Советской России новое правительство национализировало банки и приступило к формированию собственной Красной армии. Но «красный террор» и анархические настроения некоторых министров нового правительства привели к провалу самопровозглашенной республики, а в мае силы Красной армии были разгромлены.
Таким образом, мечты Ленина о победе мировой социалистической революции так и не были осуществлены. 31 июля 1919 г. в Германии была утверждена первая демократическая конституция, провозглашавшая страну федеративной парламентской республикой во главе с рейхспрезидентом. Согласно принятой конституции президент страны избирался сроком на семь лет и обладал широкими полномочиями, в том числе правом формировать правительство и назначать его главу, но с одобрения парламента. Органы законодательной власти были представлены рейхсратом – советом представителей земельных правительств – и рейхстагом, состоявшим из выбранных народом депутатов. Так как первое заседание Народного собрания проходило не в столице страны, охваченной революционными волнениями, а в Веймаре, республика вошла в историю под названием Веймарской.
Провозглашение Германской Республики стало последним шагом, окончательно разрушившим старую политическую систему мира. Четыре великие державы – Германия, Австро-Венгрия, Османская и Российская империи – прекратили свое существование. Начавшаяся после подписания германской стороной перемирия Версальская мирная конференция дала начало новому политическому устройству.
28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Версаля был подписан окончательный вариант мирного договора стран Антанты с Германией, названный Версальской системой, – первый и основной из серии международных договоров, положивших начало формированию нового политического устройства мира. Помимо Германии, признанной главной виновной стороной в развязывании Первой мировой войны, договоры были заключены с ее союзниками – Австрией, Болгарией, Венгрией и Турцией. Несмотря на то что основной задачей формирования иной системы мирового устройства являлось предотвращение новых военных конфликтов подобного масштаба, Версальская система изначально оказалась нестабильной и через 20 лет доказала свою полную несостоятельность: мир оказался на пороге Второй мировой войны, еще более кровопролитной и жестокой.
Причин нестабильности нового политического устройства мира было несколько, но основными стали сами договоры и условия их подготовки.
Мирная конференция, начавшая свою работу 18 января 1919 г., продолжалась чуть более года – до 21 января 1920 г. В ней приняли участие 27 стран-союзниц по антигерманскому блоку – все, за исключением Советской России. Германия и ее союзники, признававшиеся побежденной стороной, к участию в переговорах также не были допущены.
Основные пункты Версальского договора вырабатывались в напряженной и остроконфликтной обстановке столкновения интересов пяти ведущих держав Европы и Америки. Каждая из сторон преследовала, прежде всего свои цели, нередко вступавшие в противоречие с интересами союзников.
Франция, потерявшая в 1871 г. большую часть своих восточных территорий, стремилась на будущее обезопасить себя от любых военных притязаний Германии и настаивала на заключении гарантийных договоров с Англией и Америкой на случай вооруженного нападения. В то же время французские представители, желая сломить поверженного врага (сказывалось унизительное поражение французов в войне 1870–1871 гг.), добивались отделения от территории бывшей Германской империи ряда исторических областей, в том числе Баварии и Рейнской области. По их предложениям, Германию как страну, развязавшую мировой военный конфликт, следовало обложить непосильными репарациями, которые надолго, если не навсегда, могли бы лишить страну возможности развивать свою военную и гражданскую промышленность. В числе дополнительных мер защиты Франция предусматривала создание в восточной части Центральной Европы ряда независимых государств с профранцузским политическим устройством, которые стали бы своего рода «санитарным кордоном» от большевистского влияния и имперских устремлений Германии.
Великобритания, разделявшая с Францией власть, дарованную победой, в свою очередь была совершенно не заинтересована в ослаблении мощной, обладавшей огромным потенциалом Германии, так как серьезный противник на востоке, по мнению английских политиков, помогал сдерживать непомерный рост амбиций самой Франции, бывшей основным политическим противником Англии как на европейском континенте, так и в колониях. В то же время интересы Британской империи настойчиво требовали ликвидации германского военного флота и передачи Великобритании большей части колониальных владений Германии.
Рис. 8. В. Вильсон
Америка, также обладавшая сильным влиянием в стане победителей, в лице своего президента Видро Вильсона (рис. 8) настаивала на идее коллективной безопасности и несомненном праве германских колоний на самоопределение. Американский президент предложил четырнадцать первоначальных пунктов мирного договора, подвергнутых значительной корректировке в ходе парижской конференции. В первых пунктах американской программы декларировались принципы открытой дипломатии, подчеркивалось право на свободное мореплавание, говорилось о необходимости всеобщего разоружения. Пункты содержали в себе положения о неограниченном развитии мировой торговли, праве наций на самоопределение (в том числе и России), на правовое разрешение колониальных споров. Последние пункты касались возвращения Франции ее земель, предоставления народам в составе Австро-Венгерской и Османской империй широкой автономии, воссоздания независимого Польского государства и национализации черноморских проливов, принадлежащих Турции.
Полностью пренебречь интересами страны, которая к тому времени стала одним из основных кредиторов и Англии, и Франции, союзники не могли, но и принять идеалистические идеи В. Вильсона не имели желания. В ходе длительных переговоров был выработан некий компромиссный вариант, учитывавший и американский принцип самоопределения, и империалистические интересы европейских союзников.
С того момента все колонии определялись как «подмандатные территории», управление которыми на переходный период отдавалось колониальным державам на основе мандатов. При этом сами мандаты предоставляли колониальным державам достаточно широкие полномочия вплоть до управления подмандатными территориями на основе своих национальных законов. В то же время мандатная система рассматривалась Европой исключительно как новый способ управления колониальным миром и не способствовала развитию форм его местного самоуправления, а коллективное руководство международной политикой в лице Лиги Наций предполагало распределение в ней ключевых фигур исключительно между представителями «европейской двойки».
В результате достигнутых доверенностей вопросами безопасности и обеспечения мира стала заниматься новая международная организация – Лига Наций, а для управления колониями была разработана мандатная система.
Послевоенные проблемы самой Америки привели к ее нежеланию участвовать в делах международной организации, и созданная по предложению США Лига Наций с первого момента своего существования утратила подобающий ей универсальный характер. Республиканская партия США, не поддержавшая инициативу своего президента, больше интересовалась вопросами Дальневосточного региона, в частности свободным доступом на рынок Китая, а также правом обладать равным с Великобританией военно-морским флотом. Решению этих двух важных вопросов и было посвящена следующая, Вашингтонская конференция 1920 г.
Таким образом, еще в период обсуждения и согласования нового политического устройства мира обнаружился неразрешимый конфликт интересов сильнейших держав мира, ставший одной из причин неустойчивости созданной мировой системы. Дополнительным источником нестабильности были внутренние разногласия законодательной и исполнительной власти США, которые привели к провалу политики президента у себя в стране и смене правящей партии. Но не менее значимая причина крылась и в тексте самих договоров.
По Версальскому договору Германия признавалась стороной, потерпевшей поражение, что и определяло все остальное содержание документа, согласно которому Германия возвращала завоеванные в 1871 г. французские исторические области Эльзас и Лотарингию. Бельгии отходили территории округов Мальмеди и Эйпен, Польша получала входившие в состав Пруссии Познань и Поморию, а также часть Верхней Силезии, Дания – территорию Шлезвига. По настоянию французской стороны земли Саар на 15 лет переходили под управление международной Лиги Наций, а угольные шахты Саара на тот же период времени передавались в собственность французской стороны. Левый берег Рейна подлежал пятнадцатилетней оккупации войсками союзников, на правом берегу создавалась шестидесятикилометровая демилитаризованная зона.