Я пишу эти слова под лязг столовых приборов и приглушенные разговоры в небольшом кафе в канадском городе Кингстоне, что в провинции Онтарио.
Мне всегда нравилось наблюдать за людьми – как они одеваются, ходят, общаются и ведут себя, в одиночестве или в компании. Занятно наблюдать, как в кафе, где я сижу сейчас, сталкиваются, словно частицы в коллайдере, индивидуальности; подмечать, как меняется человек, переключаясь с беседы с друзьями на заказ, который он делает официантке; смотреть, как ведут себя официанты, обслуживая очередной стол и находя подход к большим семьям и молодым парам.
Сосредотачиваясь на других, я накопил много наблюдений о том, на чем эти люди фокусируются. В каждую секунду все мы на чем-то сосредоточены, даже если погружены в собственные мысли. Давайте посмотрим, что происходит в кафе.
Первыми мое внимание привлекают две девушки двадцати с чем-то лет за столиком слева. Они сосредоточены на своих смартфонах, а не друг на дружке. Отправив очередное сообщение, они кладут телефон на стол экраном вниз. Казалось бы, какой в этом смысл – ведь не пройдет и полминуты и они снова возьмут телефон в руки. И, хотя я слышу не все, что они говорят, ясно, что они всего лишь скользят по поверхности разговора. Они общаются, но их внимание направлено на что-то еще.
Теперь рассмотрим парочку в другом конце зала. Они увлеченно беседуют, одновременно поглощая горячий кофе и блинчики. Когда они пришли в кафе, разговор был тихим, но вскоре оживился. В отличие от девушек, эта пара с самого начала сосредоточена только друг на друге.
В колонках звучит привязчивая песня Эда Ширана, а мое внимание уже переключилось на двух мужчин, которые сидят в нескольких столиках от меня. Пока один делает заказ, другой тихонько отбивает такт ногой. Вероятно, ему приходится распределять внимание между песней, которую он слушает, заказом, который диктует его друг, и обдумыванием своего выбора. Наступает его черед, и он просит принести яичницу. Когда официантка спрашивает, как ее приготовить, он погружается в раздумья и, кажется, вспоминает, что обычно предпочитает. В итоге он заказывает болтунью.
У барной стойки несколько незнакомцев, лениво переговариваясь, смотрят повтор лучших моментов вчерашнего матча по американскому футболу. Меня завораживает тот факт, что миллионы людей во всем мире, включая этих троих, так увлечены куском дубленой кожи, надутым воздухом. Я вижу, как один наклоняет голову, уходя в свои мысли. Потом он подскакивает, как будто его ударило током. Он вытаскивает из кармана блокнот и что-то быстро записывает. Сидел себе человек, погрузившись в мечтания, и вдруг, под голос футбольного комментатора из телевизора, его озарило, к нему пришло решение: «Эврика!»
Или взять меня, сидящего здесь с ноутбуком. Сегодня утром, попивая кофе и поедая картофель по-деревенски, я сумел сосредоточиться на работе и почувствовал прилив энергии. Возможно, помогла утренняя медитация – если ее не пропускать, я могу написать больше (по моим подсчетам, на 40 % больше). Телефон я оставил дома, чтобы работать не отвлекаясь и спокойно дойти до этого кафе, предоставив мыслям полную свободу. Как я покажу позже, полное отключение от средств связи – один из важнейших приемов, которые позволяют генерировать инновационные идеи. Музыка, которая играет в колонках, слегка цепляет внимание, но недостаточно, чтобы отвлечь от главного. Так или иначе, я пришел сегодня в это заведение, а не в мое любимое кафе не ради фоновой музыки, а потому, что здесь нет беспроводного интернета – постоянный доступ к нему невероятно мешает сосредоточиться и работать продуктивно. И хотя, как видно из этих строк, обстановка и люди меня немного отвлекают, они дали мне материал для этого вступления.
Сцена в кафе – неплохая иллюстрация для откровения, которое пришло ко мне некоторое время назад: нас всегда окружает внимание. Как только поймешь эту истину, уже не забудешь ее. Все, кто бодрствует на планете в этот самый момент – завтракают ли они, работают или проводят время в кругу семьи, – на чем-то сосредоточены. Внимание – это фон, на котором мы проживаем нашу жизнь, куда бы мы ни шли и что бы ни делали, даже если мы едва замечаем мысли, мелькающие в собственной голове.
Несколько лет назад я начал размышлять о том, как научиться не только лучше концентрироваться, но и яснее мыслить. Как ни сложно это признать тому, кто зарабатывает на жизнь, называя себя экспертом по продуктивности, я начал замечать, что все чаще отвлекаюсь, особенно по мере того, как у меня появляется все больше электронных устройств. Никогда еще я не был так занят и не получал при этом так мало результатов. От скуки и отсутствия стимулов я терял покой и пытался вместить как можно больше в каждый момент времени. Я знал, что мозг никогда не работает в полную силу, если делать несколько дел одновременно, и все же меня тянуло действовать именно так. Мне больше нравилось работать, когда на компьютере открыта почта, а рядом на столе лежит смартфон, чем пытаться сконцентрироваться на одной-двух простых вещах. Эта книга родилась по необходимости: я написал ее, потому что сам в ней нуждался.
Когда меня увлекает новая идея, я обычно заказываю десятки книг по теме и заполняю ею свою жизнь. Последнее мое увлечение – искусство сосредоточения. Оно включает способы, как лучше всего справиться с отвлекающими факторами; как практиковать многозадачность, если это возможно (а это возможно); как победить свое сопротивление фокусированию на задаче, которое приводит к прокрастинации, и как выйти из режима сосредоточения, чтобы по-настоящему расслабиться и подзарядиться энергией. Я нашел огромное количество информации по теме. Эти советы (часто противоречивые) было очень интересно читать, но в итоге они никак не помогли мне в работе и в жизни.
Тогда я обратился к новейшим исследованиям о том, как научиться концентрироваться, – многочисленным работам ученых и данным, которые они собирали десятки лет[1]. Когда я внимательно прочитал все исследования, которые смог найти, папка под названием «Фокус» у меня в компьютере стала огромной. Я собрал в ней множество заметок, десятки тысяч слов и начал выделять самые практичные из решений. Я вступил в переписку с виднейшими исследователями внимания в мире, чтобы добраться до причины, по которой мы так легко отвлекаемся, и понять, как заставить свой упрямый ум сосредоточиться в мире, полном отвлекающих факторов. Наконец, я начал собственные эксперименты – чтобы понять, насколько можно управлять собственным вниманием.
То, что я узнал, полностью преобразило не только мою работу, но и жизнь в целом. Я стал рассматривать умение сосредоточиться не только как одно из условий продуктивности, но и как фактор благополучия вообще. Я понял, что, как это ни удивительно, стимулировать креативность и продуктивность удается лучше всего, если научишься выходить из режима сосредоточенности. Я понял, что, не обращая внимания ни на что конкретное и позволяя мыслям течь свободно – как я поступил по дороге в закусочную в Кингстоне, – лучше находишь связи между идеями и придумываешь новые.
Еще я обнаружил, что в современной жизни больше отвлекающих факторов, чем когда-либо за всю историю человечества. Исследования показывают{1}, что в среднем мы можем проработать за компьютером всего 40 секунд, прежде чем нас либо прервут, либо отвлекут. (Стоит ли говорить, что лучше всего мы работаем, когда уделяем работе гораздо больше 40 секунд.) Я перестал рассматривать многозадачность как стимулирующий прием и начал воспринимать ее как ловушку и постоянный источник поводов отвлечься. Пытаясь делать много вещей одновременно, мы не даем себе возможности закончить ни одну важную задачу. И я стал понимать, что, глубоко сосредоточившись всего на одной важной вещи зараз – войдя в гиперфокус, – мы становимся самыми продуктивными версиями самих себя.
Но прежде всего я стал рассматривать внимание как важнейший ингредиент, который мы можем добавить, если хотим стать эффективнее, креативнее и счастливее – на работе и дома. Разумно и осознанно инвестируя ограниченные ресурсы своего внимания, мы можем глубже концентрироваться и яснее мыслить. В современном мире, где мы часто оказываемся в отвлекающей обстановке, но занимаемся умственным трудом, требующим от мозга больших усилий, этот навык становится важнейшим.
Эта книга – экскурсия по результатам моих исследований о концентрации внимания. Я не только поделюсь увлекательными вещами, которые узнал, но и расскажу, как внедрить их в жизнь (я всё проверил на себе). Исследования продуктивности – прекрасная вещь, однако они не приносят пользы, если не применять их результаты на практике. В этом отношении я рассматриваю «Гиперфокус» как практическое пособие, основанное на научных данных. Это не просто описание потрясающих исследований концентрации внимания; все это имеет прямое отношение к повседневной жизни и показывает, как лучше сосредоточиться и стать более продуктивным и креативным. Эти идеи уже изменили одну жизнь (мою), и я знаю – то же самое может произойти и с вами. На первый взгляд это может показаться волшебством, но как только вы узнаете, как оно устроено, то поймете – никакой магии в этом нет.