А помнит ли Транссиб Степана?
Мой дед и прадед строили «Транссиб».
И вот уже сто десять лет «Транссибу».
Чугунку потом, кровью оросил
народ, что там работал за «спасибо»,
да за харчи с одёжкой. Как грачи,
они на каждый перегон слетали,
те, некие рукастые ткачи,
что из чугунных рельсов, шпал сплетали
пути с названьем мягким «полотно» —
жизнь, как могли, себе они смягчали.
Но вешки позади – крест за крестом
оставили в осоке, молочае.
Раздавленными лапищами в ночь
они хватали девок в деревеньках.
Вот так и дед, гоня усталость прочь,
нашёл мне бабку – Аграфену, Феньку.
Как началось всё? Царь – совсем без ног —
отдал монарх почти полночи балу…
Его державно-царственный сапог
по молотому кирпичу чертил устало
две директории. Чтоб рельсы шли
к Байкалу с западных вокзалов.
И чтоб навстречу им дорогу повели
от моря до подбрюшия Байкала.
Прадедушка Сергей и дед Степан
двенадцать лет уж на «Транссибе» строят.
Десятником наряд им сложный дан:
от сих до сих пускай тоннель пророют.
Там скалы. Надо скалывать кайлом.
Нависли вепрем. Не пускают скалы.
Тут можно, всех собравши, взять числом.
Но все рассредоточились помалу.
И что тут делать?! Я ищу кайло.
Но ведь нарвался я на идиота.
Кирку-железку дал куда ни шло.
А рукоять кирки не выдаёт он.
Я выстругал из ели рукоять.
Недаром дед мой был краснодеревщик.
На долгий путь благословила мать.
Нашёл на даче сапоги покрепче.
Я извернулся, чтоб попасть в те дни,
скостив у эры более столетья.
И вот ищу, а где же тут они?
Спешу. А ветви хлещут будто плети.
Поздней узнал. Прадедушка и дед
долбили, лицами ловя осколки.
Остановились, было, на обед.
А что жевать сегодня – шишки с ёлки?
Но тут вдруг улыбнулась им тайга.
Увидели нору среди гранита.
А там барсук, а может, – кабарга…
Прадедушка и дед туда проникли.
Там никого. Но как просторен ход!
И начали упорно прадед с дедом
прокладывать тоннель. Вперёд! Вперёд!
Трудились час за часом без обеда.
И так пошло раздольно и легко,
как будто под землёй им дали крылья.
И до того внедрились далеко,
что вот вдвоём они тоннель прорыли —
аж в сам Китай, в провинцию Фу-Чже!
Да так они в горах наворошили,
что через пару лет, без них уже,
КВЖД путейцы проложили.
Но здесь Китай! И вот уж малахай
просунулся в дыру: «Чи-то та-ко-е?
И я кричу: «Ведь это же Китай!
Деды»! Тоннель закройте за собою!..
А сами живо подавайтесь в лес —
к своим. Хоть через горы и болота!»
Но тут уже один десяток влез.
За ним другой, живут китайцы плотно.
А вот ещё и ладят короба,
всё с кофточками разного фасона.
В нору протискивают барабан.
Но нет ведь и не будет «Черкизона».
Кричу: «Прадедушка, родной, и дед,
мой милый! Нам пора обратно.
У вас же – не в один конец билет!»
Я вход киркой заделал аккуратно.
«Да. Будем мы с Китаем торговать.
Ещё когда-а-а наступит это время!
Ну а сейчас вас ждёт Россия-мать.
Скорее повстречайтесь с нами всеми!»
Потом был долгий путь на Баргузин.
И свет в конце тоннеля – добрый ангел…
И живы оба – и отец, и сын.
Вот рубят лес для дома на делянке.
Ст. Толбага. Здесь «золотой костыль»
забит. Ведь два строительных потока
здесь встретились! А вдоль путей – кресты
всем тем, кто жизни потерял до срока.
Стоит часовня в честь «Транссиба» здесь.
И дух витает ссыльных декабристов.
Год окончания прокладки – 1906.
И – в даль дорога, шпалами ребриста.
……
А помнишь ли Степана ты, «Транссиб»?
Он в Толбаге жил. Это на отшибе.
Как жаль, что деда я не расспросил,
а как же он работал на «Транссибе»?
О том, что прадед с дедом строили «Транссиб» —
сейчас я дам кусочек родословной
(перекрестившись: Господи еси…).
Поскольку коротко всё, приведу дословно:
Мой прадед Сергей Петрович Коновалов (1844 -1912гг.)
работал вместе со старшим сыном Степаном (это мой дед, 1864—1950 гг.) на стройке железной дороги в Сибири с 1894 по 1906 г.
Когда в 1906 году путь был проложен и произошла состыковка рельсов с запада и востока (на станции Толбага Читинской области, в честь этого здесь часовня), Сергей Петрович, оставив здесь сына Степана, уехал к младшему сыну Алексею в Татарию, в деревню Коноваловка, которую основали пять братьев Коноваловых (наш предок Иван Коновалов). Земля для деревни была этим жителям г. Мензелинска дарована около 1775 г., так как Екатерина I I была щедра после победы над Е. Пугачёвым, особенно к участникам подавления бунта.
По некоторым представлениям, борода увеличивает мудрость. На фото – автор «Транссиба», углубившийся в историю рода.