Что такое безопасное детство? И как должен вести себя родитель, который заботится о безопасности ребенка?
Когда моя дочь Соня в возрасте трех с половиной лет сообщила мне, что она готова уйти с незнакомым мужчиной, куда он ее зовет просто после того, как они обменяются именами, волосы на моей голове зашевелились. Я испытала ужас, а моя фантазия нарисовала страшные картины, как маленький, наивный ребенок доверяется злостному преступнику, который решил воспользоваться легкой жертвой.
Некоторое время я с подозрением смотрела на каждого незнакомца и видела в нем недоброжелателя. Я была наполнена страхом и еле сдерживала себя, чтобы не передать это чувство своему ребенку, ведь я совершенно не понимала, как можно объяснить ей в нежном возрасте, что мир не так хорош, как кажется, когда идешь с мамой за ручку.
Одно время я все-таки учила дочь, что незнакомые опасны: обходим стороной, не общаемся. Но одна история полностью перевернула мой подход к обучению безопасности. Я пришла на встречу с бывшими коллегами в кафе, взяла с собой дочь. Ей в то время было уже пять лет. Люди, с которыми встречалась я, были мне близки, но для нее они были незнакомцами. Когда подошли к столику и Соня увидела группу незнакомых, она сказала: «нет, я не буду с ними разговаривать». Я внезапно осознала, насколько я ошибалась в таком категоричном обучении ребенка. Да, я хотела ее обучить, но внушила ей свои страхи вместо реального навыка различать обстановку, с легкостью идти на контакт и строить отношения с новыми людьми, особенно когда родитель рядом.
К счастью, в тот период я уже познакомилась с Kidpower и запланировала поездку на обучающий тренинг по защите и представлению интересов детей. Я с нетерпением ждала этих занятий, чтобы решить для себя вопрос, как же объяснить ребенку, что не все взрослые могут быть добрыми и порядочными, при этом не внушить ему, что мир враждебен.
Мой опыт психолога и начинающего тренера по безопасности говорил мне, что такие вопросы задают себе все родители. И чем младше их ребенок, тем больше вопросов. Со школьником многое можно обсуждать, а научить безопасному поведению детей в 3–5 лет очень сложно без специальной подготовки: их словарный запас ограничен, они принимают отношения за чистую монету, не видят манипуляций, при этом они очень открыты и любопытны. Все это делает их легкой жертвой для людей с недобрыми намерениями.
Без профессиональных знаний ребенка хочется пугать, ведь страх – довольно действенный способ ограничить активность ребенка, но вся беда в том, что страх блокирует познавательный интерес у детей.
А ведь мы, родители, заботимся еще и о том, чтобы вырастить любознательного и воспитанного ребенка, чтобы мы могли гордиться им и собой.
Вот такие противоречивые на первый взгляд цели подталкивают нас к противоречивым посланиям:
Не ходи, упадешь!
Иди же на горку, чего ты боишься?
Не говори с незнакомым. Он тебя украдет!
Ну что ты испугался тренера, он тебе ничего не сделает!
Береги свои вещи, а то новые не куплю.
Делись, иначе с тобой дружить не будут.
Не ходи ни с кем, а то маму больше не увидишь.
Иди помоги тете донести ее сумки.
Не кричи, на тебя все смотрят.
Если тебя будут хватать за руку посторонние – кричи.
Надо слушаться взрослых.
Не надо слушаться взрослых.
Наши несистематизированные попытки совместить воспитание и безопасность терпят крах, когда в нужный момент ребенок не делает то, чего мы от него ждем и чему старательно его учили.
Как же обеспечить ребенку безопасное детство, не запугивая его, поощряя его интерес, а самим оставаться спокойными и уверенными?
Начните с книги, к которой я имею честь написать предисловие.
Она состоит из очень четкого, понятного, доступного и систематизированного объяснения, как родитель может воспитывать в ребенке культуру безопасного поведения и общения, какие правила стоят за культурой и как их тренировать с детьми совсем маленького возраста.
Вы найдете тут не только теоретические размышления, но и примеры игр, внедряя которые вы увидите результат, как его увидела я и тысячи людей по всему миру. Эти правила и адаптированные техники Kidpower мы успешно применяем в рамках работы Академии безопасности Ольги Бочковой с 2017 года, и мы видим их огромную практическую ценность: дети быстро схватывают правила и охотно их применяют, что придает им уверенности и учит, как себя защищать.
Кстати, в книге вы найдете рекомендации и для взрослых в вопросах, как выстраивать взаимоотношения с ближайшим окружением и посторонними людьми, применяя правила безопасного поведения и общения.
Эта книга полна любви и заботы о родителях и детях, вы почувствуете это в каждом предложении. Желаю вам приятного чтения!
Ольга Бочкова, клинический психолог, основатель «Академии безопасности Ольги Бочковой»