Путь к сердцу собаки: о привязанности

Автор: Елена Гришаева



Привязанность. Что это такое?

Википедия определяет еe как чувство близости, основанное на глубокой симпатии, влюблённости, преданности кому-либо или чему-либо.

Психологов всего мира очень интересовал вопрос – как образуется привязанность. Бихевиористы, и в частности, Б.Ф. Скиннер, считают, что все поведение человека или животных является результатом предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер говорил «Проконтролируйте условия, среду, и вам откроется порядок». «Бихевиористская философия Скиннера основывалась на том, что поведением животного можно полностью управлять, создав соответствующий порядок подкреплений» (Резникова Ж.И.). Однако, несмотря на авторитет Б.Ф. Скиннера в области психологии, его исследования подвергались критике за узкий диапазон применяемых инструментов в лабораториях (нажать на рычаг, клюнуть диск). Противники теории Скиннера утверждали, что такой подход игнорирует многие аспекты поведения человека. Но мы не будем останавливаться на бихевиористах, потому что их выводы нам не близки, да и последующие исследования в области привязанности продемонстрировали, что не подкреплением единым…


Во второй половине 50-х годов психолог из США Гарри Харлоу также заинтересовался темой любви и привязанности. И провел крайне неэтичный эксперимент, который получил название «Природа любви». Эксперимент состоял из нескольких этапов, но краткая суть его сводилась к тому, что детенышей макаки-резус в первые 6-12 часов их жизни отбирали у их матерей и помещали в отдельные клетки. В клетке были сформированы два муляжа матери – один из проволоки, но с бутылкой для кормления, второй – мягкий и уютный. В результате эксперимента выявилось, что детеныши предпочитали проводить время с мягким и уютным муляжом, и только, испытывая голод, на короткое время подходили к бутылочке.

Сам Харлоу полагал, что эксперимент «Природа любви» продемонстрировал огромную важность контакта в развитии привязанности детенышей обезьян к матерям. Выводы Харлоу были по своей сути противоположны мнению бихевиористов о том, что основным фактором привязанности малыша к матери является то, что она кормит его.

Как говорил сам Харлоу: «Главная функция ухода за ребенком, как фактора привязанности, состоит в том, что малышу обеспечен частый и тесный физический контакт с матерью. Конечно же, и человек жив не одним молоком».

Харлоу считал, что биологически макаки-резус очень похожи на людей и основные реакции макак-резус на привязанность и любовь в раннем возрасте (уход, физический контакт, ласка), в общем-то, такие же, как и у человека.

А в 1940-50-х годах ХХ века появилась концепция импринтинга, согласно которой, животные начинают привязываться именно к тому, кто первым появился в поле их зрения после появления на свет. Эту концепцию подхватил британский психоаналитик и психиатр Джон Боулби. Он перенес теорию импринтинга в сферу человеческих отношений и сформулировал теорию привязанности. Привязанность, по мнению Боулби, это сложный развивающийся в динамике комплекс, в котором участвуют разнообразные формы поведения и реакции как со стороны ребенка, так и со стороны матери. Мать обеспечивает базовую безопасность ребенка: в норме она стремится не выпускать ребенка из вида или поручает кому-то надзор за ним.

В 1951 г. Боулби предоставил ВОЗ отчет «Материнская забота и психическое здоровье». В этом отчете он доказал, что материнская любовь и внимание жизненно необходимы для психического здоровья ребенка. Доклад Боулби имел прекрасные социальные последствия. Благодаря ему появились опекунские семьи для детей-сирот, матерей стали пускать в больницу к детям. Концепция импринтинга помогла Боулби отойти от выводов последователей бихевиоризма, которые все так же объясняли привязанность кормлением или положительным стимулированием.

Позднее к исследованиям Боулби присоединилась Мэри Эйнсворт. В 1970-х годах Эйнсворт дополнила теорию Боулби, создав метод оценки привязанности у младенцев в возрасте от года до полутора к значимому взрослому. Эта серия экспериментов была названа «Незнакомая ситуация».

Эксперимент предполагал несколько сеансов, каждый по 3 минуты. При сильном беспокойстве у детей время, конечно, сокращали. Ход эксперимента был очень простым. Сначала в игровую входили мама и ребенок. Через некоторое время, когда ребенок уже привыкал к обстановке, в комнату входил незнакомый человек. Потом мама выходила, оставляя ребенка с этим человеком. Затем мама возвращалась, а чужой человек выходил. Потом мама снова уходила, а ребенок оставался один. На предпоследнем этапе чужой человек входил в комнату к ребенку, который сидел в комнате в одиночестве. В конце мама возвращалась в комнату, а посторонний человек уходил.


Поведение детей при этом было очень разным и очень характерным для каждого из эпизодов. Эйнсворт оценивала поведение ребенка на всех этапах проведения эксперимента.

Несмотря на то, что собаки принадлежат к другому виду, Йожеф Топал из венгерского Университета им. Лоранда Этвёша, решил экспериментально проверить предположение об идентичности собачьей и детской привязанности к значимому социальному партнеру и провел, по образу и подобию эксперимента Мэри Эйнсворт, с собаками тест «Незнакомая ситуация».

Исследователи старались максимально приблизить эксперимент с собаками к человеческому варианту. Собака с хозяином входили в игровую комнату. Потом к ним присоединялся незнакомец, вскоре хозяин выходил, а незнакомец продолжал играть с собакой. Хозяин возвращался, после этого собаку оставляли в одиночестве. Наконец, и хозяин, и незнакомец вновь входили в комнату.

Собаки так же, как и дети, активнее исследовали комнату и спокойнее играли в компании своего хозяина. После ухода хозяина собаки могли сидеть у двери, а иногда даже начинали лаять и скрести дверь. После возвращения хозяина – собаки, как правило, вели себя подобно детям с надежной привязанностью. Они, радостно виляя хвостом, шли на контакт. Топал пришел к выводу, что привязанность собаки к хозяину напоминает привязанность маленького ребенка к матери.


Ученые до сих пор пытаются понять и найти надежные способы оценки эмоциональной связи между собаками и людьми.

Важно отметить, что несмотря на то, что в основе описанных с собаками экспериментов лежат идеи привязанности мама-ребенок, современный взгляд на собак не поддерживает точку зрения сравнения собак и человеческих детей.

Еще одну интересную работу в этой области выполнила Тереза Рен, сделав вывод, что тест «Незнакомая ситуация» не дает надежной оценки наличия или отсутствия привязанности у собаки и ее хозяина. Она предложила оценивать степень привязанности по поведению собаки при встрече со своим человеком. В экспериментах у собак при воссоединении с владельцем была более высокая частота сердечных сокращений и более ярко выражено поведение, которое в целом оценивается, как возбужденное (дрожание тела и облизывание губ), они также чаще виляли хвостом и инициировали больше контактов со своими владельцами после более длительного времени разлуки, независимо от поведения владельца.

Все эти эксперименты были проведены в ХХ веке, исследования продолжаются и, наверняка, мы узнаем еще немало интересного о взаимоотношениях и привязанности.

А пока мы можем продолжать учиться быть заботливыми и бережными социальными партнерами для своих собак. И помнить о том, что когда в нашу семью приходит собачий малыш – щенок – уже мы, а не его мама, в ответе за его благополучие.

Считается, что тип привязанности формируется в раннем щенячьем возрасте. Но это не отменяет того, что и в зрелом возрасте Вы можете сформировать с собакой тесную привязанность. Дружелюбие и спокойствие, уверенность в себе и своей собаке, предсказуемость и последовательность поведения, социальный сон, отсутствие стресса, социальный контакт, наблюдение за своим поведением и поведением собаки, удовлетворение потребностей и есть основа здоровых и счастливых отношений.

А статьи нашего ЖУРНАЛА обязательно помогут Вам найти правильную дорогу и выстроить такую жизнь в которой будете счастливы, и Вы и Ваша собака.



Текст написан по материалам:



1) Скиннер Б. Оперантное поведение. История зарубежной психологии: тексты, АсТ, 2006.


2) Резникова Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии, М., «Академкнига», 2005.

Загрузка...