Поэзия

Светлана Макарьина


Живет в Архангельске. Пишет стихи и прозу. Много пишет для детей. Член Союза детских и юношеских писателей.

Редактор поэзии детского литературного журнала «Вверх тормашками». Автор сборников стихов «Стихотворная формула мысли», «Варенье с горчинкой» и «Будка для доброй собаки». Недавно вышла книга для детей «Лосенок Вася, медвежонок Потап и Великая Сосна».

Публиковалась в журналах «Двина», «Невский альманах», «Парус», поэтических сборниках, выходивших по итогам конкурсов. Автор многих детских журналов.

Участник Северо-западной мастерской АСПИР-2023, фестиваля-форума «Капитан Грэй» (2023).

КОСМОС

Космос нельзя потрогать, но можно жить.

Космос под нами, сверху и по бокам.

В самом ближайшем – воздуха этажи

И высоко плывущие облака.

В нем, бесконечном, сколько таких миров?

И для кого безмерная красота?

Кто-то на космос вечно смотреть готов,

Там, где неладно, выправит: «А-та-та!»

Кто-то придумал Землю, создал с нуля,

Шарик сварганил, спрятал удачно шов.

Нас поселил:

«Летай, космолет Земля!

Только держись орбиты – и хорошо».

ПАДАЯ

Всё пропало,

не так,

не под стать,

По-дурацки,

что проку…

Даже падая, можно взлетать,

Доверяясь потоку.

Руки в стороны.

Флаг смельчака —

Языки шевелюры.

И в падении, наверняка, —

Не конец авантюры.

Пусть мгновение, словно звезда,

Ослепит нелетящих.

Что коленка болит – ерунда!

Просто падай почаще.

ЗНАКОВОСТЬ

В своей одинаковости,

Знаковости,

Яковости

Мы непохожи.

Кто-то шепчет: «О боже!»

У кого-то мороз по коже,

А кто-то смеется и строит рожи.

И ни плохо, ни хорошо:

Кто-то Ручкин, кто-то Карандашов.

Просто там, где по центру шов,

Где двойная стоит защита,

В каждом что-то свое зашито.

И навечно забыто.

ВИТРАЖИ

Даже в сильный ветер едва дрожа,

Провода, как линии чертежа,

Ватман неба линуют и тут, и там,

Друг за другом следуя по пятам.

Где-то жирно, где-то другой нажим —

От столба к столбу проводной режим,

В перспективу уходят верхи столбов:

У столбов и неба давно любовь.

Если видишь мира калейдоскоп,

Значит, каждый провод и каждый столб

Наполняют заливками чертежи,

Посмотри на небо, там – витражи.

СЛУШАЯ ТИШИНУ

Если близок совсем ко дну,

Ищешь паузу, тишину.

Просто слушаешь.

А она,

Эта самая тишина,

Задрожит, оттопырит ус,

Из безвкусной на первый вкус

Станет слаще любой мечты.

И понятней.

А ты, а ты —

Раз – и сделаешься иным,

Хрустом, шелестом тишины.

И под ровный пчелиный вж-ж-жи

С новой силой захочешь жить.

ЭТО Я

Это я стою и дымлю трубой,

И во мне смеются наперебой,

И во мне балу́ют любимых чад,

И кричат, и дуются, и молчат.

Это я – хранитель земной глуши,

На моем крыльце по ступенькам ширк,

А в окошках свет, на окошках тюль,

И как будто в доме всегда июль.

Это я в самой же себе всегда,

Надо мной в моей в черноте звезда,

И снежок на крыше лежит – пухов,

А внизу синичьи следы стихов.

Сергей Стрелков


Родился и живет в Ростове-на-Дону. Автор двух книг: «Mortido» (2014) и «Зеркала Заалисья» (2017). Печатался в журналах «Ковчег», «Дон и Кубань», «Эхо Шахтинских прогулок», «Причал», «Веретено». В 2022 году вместе с Ириной Гет и Еленой Шевченко составил и издал коллективный сборник стихов «Лисьи песни» (32 автора).

Лауреат первой степени V Международного фестиваля «Всемпоэзии» (2023). Слушатель семинара поэзии АСПИР (Астрахань, 2023). Снимался в кино.

* * *

Ветры веяли, стенали, выли, дули.

Что еще не выплакано – выколи.

Птицы черные накаркали беду ли,

Лебеди ли белые накликали…

На рассвете солнце – в горле комом,

Первый луч не целовал – насиловал,

Едким запахом, забытым, но знакомым,

Утро било в грудь колом осиновым.

Так входила осень в эти стены,

Шелестела старость с тихим стоном

Пузырьками воздуха – по венам,

Кислотой – по нервам воспаленным.

Наши крылья слеплены из воска,

Наши головы уже лежат на блюде.

В небе тает белая полоска —

След полета, что уже не будет…

РИП ВАН ВИНКЛЬ

Наверно, не должен, и точно – не нужен.

Средь спятивших пятниц и чертовых дюжин

Вернуться, остаться, да только – резон-то? —

Лишь резаться с горя о край горизонта…

А ночью – ни слова. А ночью – лишь снова

Средь снов о Царице народа лесного,

Но взгляд ее строг, непреклонен, завьюжен,

И ей-то я точно не важен, не нужен…

Меня не узнаешь, навстречу не выйдешь

Из теплого дома, из сказочной чащи…

Но если вовек ты меня не увидишь —

Хоть сны обо мне пересматривай чаще!

Марина Ножнина


Родилась в г. Нижнеудинске в 1982 году, жила в поселке Камышет.

Окончила ВСГАО по специальности «учитель изобразительного искусства». Сейчас живет в Ангарске, работает преподавателем специальных дисциплин в ДШИ № 2. Автор книги стихов «Мелодия, придуманная мной…».

* * *

Обвязан горизонт малиновым платком,

Проснулись силуэты гор и сосен,

Рогатки веток, словно камертон,

Через себя протяжно звук проносят.

Так холодно. И терпкий воздух жжет,

И хочется тепла и постоянства,

Но каждый раз меня тропа зовет,

Заманивая сказками шаманства.

В лощине собирается туман,

Приносит сновидения и мысли,

Тягучих туч небесный караван

Бездвижно в небе ледяном повисли.

Ну все, привал! Крадется темнота,

Съедая с горизонта шлейф заката,

А утром ждет еще одна верста,

Невыносима и замысловата.

Разбить палатку, развести костер,

Усталость отпустить в немую бездну,

Уютный терем из еловых штор

Случайно прошуршит глухую песню.

Заслушаюсь и тихо в унисон,

Под шум реки, так сладостно нелепо

Всплывет из мыслей веток камертон

И тот платок, что растворило небо.

* * *

Полнолуние. Ни души…

Шелестит возле дома осина,

Там под крышей висит паутина,

Здесь под дверью, сопя, дремлет псина,

Возле леса стонет трясина,

Тише! Тише! Не зри, не дыши!

Полнолуние. Тайком,

Раздвигая листву еле-еле,

Пробирается ветер сквозь щели,

Трется бремя у старенькой двери,

Словно путник с тяжелым мешком.

Полнолуние. Выйди во двор,

Оглянись и прислушайся к звуку

Звезд небесных, дождю или стуку,

Протяни в ночь холодную руку

И задвинь на воротах засов.

* * *

Вышивает сентябрь червонным золотом

На зеленой парче узор

Тонкой иглой и ниткой влажной.

Чернокрылым вороном

пролетает день, словно взор

Тот, что в сторону отвела на секунду однажды.

Курит в лежбище леший

Маревом, маскируя хмарь под туман.

Стонет о чем-то несбывшемся,

И я вместе с ним.

В мягкой трясине, чмакая по следам,

Иду ногами, до края матери сырой земли

Тянет сыростью, смрадом болотным и мглой,

Спелой морошкой и клюквою угости.

Долго еще идти, теперь уже страх долой!

Ибо всегда ведаем, что творим.

* * *

Расступись, трава,

Разойдись, вода,

По воде уплывают венки,

В темноте едва,

И земля тверда

Закрывает огнями пеньки.

Серебристый звон,

От кострища свет,

А в ладонях июля тепло.

Убирайся вон,

Поднимайся вверх

Все, что синей водой рассекло.

Клонит сон-трава,

Ищет алый цвет.

В темноте необузданной прыть,

Шелестит листва,

В золотой рассвет

За венком, обнаженная, плыть.

Эй, солнцеворот!

В поле иван-чай,

Словно зелье по жилам кровь,

Будто сладкий мед,

Тайну разгадай,

Что такое земная любовь.

* * *

Раскачает ветер вервие с бельем,

Опрокинет ведра под угрюмой крышей,

Поросла дорога болью и быльем,

Слушаю, как листья под ногами дышат.

Не печалься, мама, не печалься, дом.

Где-то за горою маленькая родина

Грусть свою хранила под резным окном,

Жажду утоляя морсом из смородины.

Где сарай тот с крышею? там никто не ждет,

Растревожу память, и нахлынут слезы

Серым и холодным проливным дождем,

Ветром обругает сильным и стервозным.

За дорогой кладбище. У крестов и плит

Тишина звенящая, даже ни пылинки,

Детство там тихонько мается, лежит,

Беспокойно вертится, укрывая спинку.

Не печалься, мама, не печалься, пес,

Все, что было, не было, все осталось в прошлом.

Мне крикливый ворон весточку принес

И развеял память над угрюмой рощей.

Раскачает ветер вервие с бельем,

Опрокинет ведра, взвоет еле слышно,

Мне опять тринадцать, печка, старый дом,

Подхожу я к маме, слушаю, как дышит…

Артем Носков


Родился в 1989 году в Свердловске.

Окончил Уральский политехнический институт, факультет теплоэнергетики. Автор книги стихов «Муравьиная дробь». Живет и работает в Екатеринбурге.

* * *

Когда сказать нечего, пестуй

В своей однобокой глуши

Ничем не прикрытое детство

И рыбу под пиво глуши.

Глуши потихоньку и глохни,

А если точнее – немей,

Пока твоя молодость сохнет

По старости скорой твоей.

* * *

Сегодня я скажу о чем-нибудь простом.

Закат и скоро – снег. Мы курим и молчим.

И думаем, и думаем, и думаем о том,

Что двадцать первый век уже неразличим.

* * *

кати́тся тихонько под гору

квадрат твоего колеса.

покинув неназванный город,

ты следом спускаешься сам.

походка глупа и спокойна,

и легкий твой путь неказист

настолько, что стыдно и больно,

и взгляд опускается вниз

на камушки, на насекомых,

на трав пожелтевшую грусть,

где все неизменно знакомо,

все выучено наизусть.

и сердце бы сколь ни просило

какой-нибудь силы другой,

гудящая тяжести сила

одна только движет тобой.

* * *

стыдятся памяти глаза,

читай их по слогам.

я никому не рассказал,

зачем ее ногам

идти сквозь волжские пески,

не отражая взгляд.

стыдливо прятала соски

и белых бедер яд,

сухую ряску на руке

и липкий непокой,

и сигареты в рюкзаке,

пропахшие рекой.

* * *

Палка была собаке

Деревом, лесом, знаком,

Памятью, а потом

Кровью и молоком.

Ветер с собой унес

Мокрый собачий нос.

Слушай и забывай

Этот бетонный лай.

Собака глядит окрест

И вспоминает лес.

Кирилл Радченко


Родился в 1989 году в Улан-Удэ. Окончил филфак БГУ имени Д. Банзарова. В разное время работал кладовщиком, книготорговцем, учителем русского языка и литературы, пресс-секретарем, корреспондентом.

Публиковался в журналах «Знамя», «Наш современник», «Урал», «Байкал», «Дальний Восток», «АзъАрт».

Живет в Иркутске.

ДЛЯ ЯСНОСТИ И ПОЛНОТЫ КАРТИНЫ
ОКТЯБРЬСКИЙ ТРИПТИХ
I

Оттягиваю коромыслину белую

хрусткого ключичного гипса.

Тычется в нужную вену

стройная важная птица.

Ради образа светлого

в темные времена

дышат на холод окна

тишайшие люди.

К стенкам – лица.

К потолку – бока.

Белая полоса. Красная

капля на волосах.

Призрак плывет по больнице —

ваткой пройдет слегка.

II

В центре тихой комнаты —

грубая столешница:

виноград зеленый,

синий виноград.

Гроздья обескровленные

затухают, мерно

остывают. Камешки

собраны в кистях.

В тихие чертоги

безучастно входит

безобразный голем —

каменный юнец.

Я его питаю виноградной кровью.

– Видишь, сын, я болен.

– Что с тобой, отец?

– Все теперь в порядке.

Я теперь доволен.

Ты теперь наполнен.

III

А выйдя из больницы,

я приколю на ветку

для беспокойной птицы

пайковый липкий хлеб.

* * *

Вообще,

поэзия столкнула в красоту.

Иначе б не увидел красноту

рябины.

Не оценил бы наготу

фигуры тополиной,

качающейся над

гаражным кооперативом.

Как в полусне,

барахтается масса мировая.

Охапкой из окна машины

вылетали

сердечные слова.

Разламывался кобальт.

Вытекала синева.

Для ясности и полноты картины.

Едва ль хватило.

* * *

Оставь меня, мой уличный фонарь.

Закоротись, зажмурься, я не знаю.

В который раз вольфрамовый комар

зудящую слюну в меня вливает.

Забудься сном, ночной сторожевик.

Все мажет по стеклу твой желтый лучик.

Комарик? Ужик? Лягушонок? – лучше

сгинь, пока не стало лучше.

В прохладной комнате под шкуркой световой

огнем нутряным изойдусь опять.

Не одержать победу над тобой.

За что же нам вдвоем перегорать?

Андрей Гришковец


Родился в 1971 году в подмосковной Коломне. В 90-е работал журналистом в газете «Коммерсант».

Сейчас – врач, в 2015 году окончил Сеченовский университет в Москве. Литературный дебют.

* * *

Мне жаль

Я потерял изысканную боль

Веселый и отчаянный набат

Взрывавший наши планы

Затих

Мне жаль

Пропала пустота

На месте наших встреч воркуют старики

Я псих

Привык бежать, пытаясь сунуть голову под плечи

И жаркий ветер-бит танцует на моей спине

Не вечен

Твой капюшон теперь опущен,

Взгляд из-под него

По-прежнему скользит

По грани света и тьмы

А наше счастье

связалось мягкими носками

С какими-то хорошими людьми

Мне жаль

* * *

Ты помнишь, сколько мне лет?

Я что-то сбился со счета

Жить начинал на другой стороне

баюкает-шепчет

колыбель-забота

Так сколько мне лет? Вы знаете, девушка? Тыща двести?

Водка есть?

А счастье есть?

Хотя б сто грамм завесьте

Литр налейте,

я выпью точно

Буду пить, забуду тебя,

Несчастную

Потом уеду в свет,

Стану людей смешить,

А плакать

только по вечерам

Нечасто

Тамерлан Гаджиев


Родился в Москве. Изучал историю мировой литературы в МГУ имени Ломоносова. Произведения автора появлялись в журналах «Новый мир», «Волга», «Дарьял», ROAR и «Дискурс». В 2023 году в издательстве «Эксмо» вышел дебютный роман «Синефилия».

НОТНЫЕ ТЕТРАДИ
СТИХИ
(ПОСВЯЩАЕТСЯ АЛИСИИ ЛЕВИНОЙ)
Нотные тетради

прятался от урагана в Ясной Поляне

Бетховен дрожал в органном зале

в камне замолкла виолончель Ростроповича

почти полнолуние, ночь скоро кончится

то было вчера, а сегодня другое

моргнешь пару раз – окажешься у моря

над раскаленным асфальтом свисает магнолия

сижу на пирсе, наблюдаю за рыбаками

они напоминают нотные тетради:

сетки – диезы, удочки – бемоли

это поэзия играет симфонии

* * *

желтый конвертик с синей тесьмой

открытка исчеркана мелким письмом

ветхие странички под подушкой твоих пальцев

превращаются в легкость, изумление, радость

Хамовники

шею обхватывают лунные камни

в руках остывает пиво ламбик

мы идем по переулкам в сторону набережной

по левую сторону – усачевские бани

на новодевичьем кладбище заперты ворота

пьяный хохот на улицах – значит завтра суббота

сворачивалась ярмарка, стоял запах специй

друзья учили преодолевать трудности вместе

Загрузка...