Часть 1


Знать, что твое будущее в твоих руках, – это невероятно окрыляющее чувство.

Киану Ривз

Глава 1 Жонглирование как средство от депрессии

На всю жизнь мне запомнилась фраза одной из родительниц, сказанная на водной базе крапивинского отряда «Каравелла». По озеру в тот день ходили темные волны, завывал ветер, и было, прямо скажем, не жарко. Вот я и спросил, не боятся ли родители, что их дети после сегодняшней регаты простудятся. Ответ был предельно жизнеутверждающ: «Какое там! Вот в школу пойдут, там у них сразу начнутся кашли да сопли, а здесь они – богатыри! Психосоматика рулит!»

И это абсолютная правда: психосоматика, в самом деле, рулила и рулит. Дети бегающие в легкой одежонке – многие в шортах, в футболках и обычных сланцах – практически не рисковали подхватить простуду. Даже, опрокидываясь на яхтах и оказываясь в воде (а температура воды была ниже двадцати градусов), они достаточно быстро приходили в себя и, переодевшись в сухое, спешили вернуться в экипажи. И как ни грустно, правы были родители насчет школ. Сегодняшние учебные заведения зачастую дают наглядное подтверждение противоположного рода: в тепле и сухости, вроде бы накормленные и вроде бы под присмотром, дети начинают вдруг подхватывать самые пустяковые болячки, чихают, кашляют, температурят. Отчего так происходит? Да оттого, что кардинальным образом меняется мотивационная среда, азарт летних походов сменяется вынужденным подчинением правилам школы, а скучные уроки напополам с получаемыми двойками довольно быстро вгоняют в апатию, а то и настоящую депрессию. Упомянутая выше психосоматика «перестает рулить», иммунная система дает сбой, начинаются первые волны заболеваний.

И, кстати, любопытный момент! – раньше медики не сомневались, что октябрьская инфекционная волна связана с погодными изменениями – с наступлением слякоти и первых холодов. Сегодня многие из школьных психологов уверены в том, что эпидемии гриппа и ОРВИ провоцируются в первую очередь психологическим состоянием детей. Первый месяц они по инерции еще проскакивают на летней оптимистической волне, но далее «современная школа» – с ее негативными оценками, с согбенно-пассивной длительной неподвижностью и обилием домашних заданий – наносит сокрушительный удар. Депрессивное состояние становится постоянным спутником школяров, иммунитет рушится, дети начинают болеть…

Возможно, кто-то из вас удивится, но на сегодняшний день депрессию все чаще отождествляют с самой настоящей пандемией. Психиатры всего мира трубят тревогу, взывая о разработках государственных программ по профилактике депрессии. Многие медики всерьез уверяют, что уже через каких-нибудь 15—20 лет от депрессии будет страдать каждый второй землянин! Причин тому множество, но главное отличие от веков минувших (тоже, скажем, далеко не ангельских) кроется в том, что если раньше стрессы носили ситуативный характер, то сегодня они стали нашей жутковатой повседневностью – чуть ли не нормой. По сути весь рынок масс-медиа строится на шоке и панических атаках. Юмор с музыкой в какой-то степени пытаются удерживать баланс, однако в количественном соотношении они, к сожалению, проигрывают. Куда проще напугать, чем рассмешить или погрузить в глубокие раздумья. И потому ежедневно и ежечасно на нас обрушиваются настоящие цунами из драм, сенсаций и трагедий. Новости по телевидению подкрепляются сообщениями интернета и радио, и к этому приходится плюсовать личные неурядицы, проблемы одиночества, профессиональные проблемы, повышение цен, социальные потрясения.

Мы все жутко перегружены негативом, и неудивительно, что организм реагирует на подобное информационное поле тотальным отторжением. Причем проявляется это не самым благостным образом: либо повышенной индифферентностью, либо букетом психических и физических заболеваний. И самые распространенные признаки сегодняшней депрессии – это тоска, апатия, отсутствие всяческих желаний, безадресная агрессия.

Можно ли с этим бороться?

Ряд психиатров всерьез утверждают, что уберечься от депрессии невозможно. Если есть биологическая предопределенность, то либо смирись с ней, либо спасайся медикаментозными средствами, коих сегодняшняя фармацевтика предлагает бездонное количество. Данное суждение настолько дико, что даже не хочется его оспаривать. По счастью, бытуют иные точки зрения, убеждающие нас в обратном, и главным из лекарств против депрессии психологи называют жизненную мотивацию. Возникает она, понятно, не на пустом месте, и последние десятилетия все большее количество специалистов от психиатрии начинают задумываться об истинной природе наших поведенческих установок, о методах, способных зарождать и менять к лучшему наши жизненные мотиваторы. Тема эта настолько необъятна, что зарываться в нее мы поостережемся. Сейчас нам важнее понять другое: мотивация повышается в те моменты, когда у нас что-то получается, когда, потратив определенные усилия, мы открываем в себе большие и маленькие таланты. И пусть это слово никого не пугает! Именно – таланты, а не средненькие способности! По уверениям древних философов,


те или иные таланты присутствуют в каждом из людей!


Всего-то и нужно – раскрыть их в себе, а далее терпеливо взращивать, превращая в надежный и долговременный мотиватор дальнейшего развития.

Да, не любой труд и не любая учеба открывают ларчик, прячущий ваши сокровенные возможности, – выбирая те или иные пути-дорожки, мы нередко ошибаемся. Но наберитесь терпения и откройте десяток подобных ларчиков. В каком-нибудь из них обязательно найдется то самое – заветное, для чего вы и появились на свет. К слову сказать, все прочие наобум открытые «ларчики» также не будут вам обузой, пойдя в общую копилку житейского опыта. Именно таким небесполезным опытом, вне всякого сомнения, можно полагать и искусство жонглирования.

В этом плане хочется отметить его явное сходство с процессом чтения. Подобно книгам жонглирование успокаивает, вдохновляет и заряжает новыми силами. Именно это таящееся в книгах качество позволяет именовать их нашими друзьями (а вовсе не информативная составляющая). Известно (и это медицинский факт!), что чтение любимой книги в течение 20—30 минут способно прогнать хандру, унять тревогу, существенно изменить биохимию крови. Ровно то же происходит в процессе жонглирования, и это стоит осветить чуть подробнее.

Итак, первое из объяснений – наш детский рефлекс. В самом деле, стоит нам вооружиться мячами, и настроение тут же начинает меняться. С этим эффектом отлично знакомы специалисты гипноза, оживляющие в памяти пациентов счастливые картины детства. На подобных образах обычно выстраиваются установки на бодрое настроение, на светлые мысли, на оздоровительные программы. В данном случае – мячик является вариантом подобного самонастроя, поскольку ассоциативно (тактильно и визуально) становится связующим звеном, возвращающим нас в детство. Ну, а в детстве мало кто из нас не играл с мячиками, не веселился, подбрасывая их или катая по полу. И было нам в ту пору уютно и славно, а о болезнях и мирских напастях все мы имели самое смутное представление. Именно эта ассоциация превращает упражнения с мячами в нечто приятное, не вызывающее отторжения как в ряде иных терапевтических методик.

Второй момент я уже помянул, и он напрямую связанный с человеческой биохимией. Уместно добавить, что опытов подобного рода было проведено уже необозримое множество: у людей брали пробы крови ДО занятий жонглированием и спустя энное время ПОСЛЕ. Так вот, проведенные анализы выявляли существенный прирост так называемых гормонов счастья – эндорфинов, дофаминов и серотонинов. Хотя, если выражаться более грамотно, дофамин с серотонином – вовсе не гормоны, а нейромедиаторы. Гормоны синтезируются железами внутренней секреции, а после разносятся по всему организму с кровью, нейромедиаторы синтезируются в нервных клетках и выбрасываются в синаптические зазоры между соседними нейронами. Но дело даже не в этом, – куда важнее понимать, что и эндорфины, и дофамины, и серотонины, в самом деле, способны существенно влиять на наше настроение. Иными словами, недостаток этих веществ приближает нас к депрессивным состояниям, а их наличие напротив – вызывает восторг, чувство эйфории и иные положительные эмоции. Но главное чудо заключается в том, что все эти удивительные соединения продуцируются организмом в процессе жонглирования – и продуцируются достаточно активно. В этой связи, припомнив, насколько сложные программы составляют наши «жонглирующие» нейроцепи, стоит согласиться с утверждением Стивена Хокинга:


Среди всех систем, которые у нас есть, самые сложные – это наши собственные тела.


И это правда, но не та, что должна повергать в ужас пугливого непонимания, а та, что как раз и вдохновляет на физические и интеллектуальные подвиги. Какие бы сложные задачи перед нами не вставали, наш мозг, наши руки и наше тело в состоянии с ними справиться. Таков их жизненный потенциал, такова их природная задача, и, не сомневайтесь в том, что алгоритмами жонглирования они также овладеют. Конечно, при условии, если вы того пожелаете.

Глава 2 Мотивация сворачивает горы!

Несколько слов о внутренней биохимии человека все-таки нужно сказать. Тема не просто любопытная, а я бы сказал – жизненно важная, незаслуженно обойденная вниманием сегодняшней педагогики.

Итак, начнем с эндорфинов, поскольку – это, пожалуй, самые известные из «гормонов счастья». Опытным путем и многократно подтверждено, что при достаточном количестве эндорфинов в крови состояние тревоги сходит на нет, серьезно притупляются или даже вовсе исчезают боли, регулируется кровеносное давление, ускоряются процессы умственной деятельности. Нередко подобные состояния описывают такими эпитетами, как «счастье», «безмятежный покой», «опьянение», «пребывание на седьмом небе» и пр.. Добавлю, что эндорфины не только помогают бороться с депрессией, но и снимают состояние хронической усталости.

Что может повысить выработку данных гормонов? По сути – все, что вызывает у нас удовольствие: вкусная пища (источник, скажем прямо, не самый долговечный), движение, спорт, музыка, комплименты, общение с друзьями, любимые увлечения.

Значительно интереснее обстоят дела с серотонином – нейромедиатором, также отвечающим за хорошее настроение и эмоциональную устойчивость, помогающим повышать самооценку, существенно влияющим на умственные способности. Доказано, что при нехватке серотонина возникает чувство неуверенности в своих силах, появляются заторможенность и склонность к ошибкам, – люди при этом впадают в самоедство и фиксирование на неприятных сторонах жизни. Вспомните ваших знакомых, что изо дня в день говорят только о болезнях и политических катаклизмах, что накручивают и накручивают себя всевозможным негативом. Это явный дефицит серотонина! Внешний неуспех усугубляет внутреннее состояние, которое в свою очередь мешает попытаться что-либо исправить. Эту же беду подстегивает длительная нехватка солнца, а одним из главных симптомов дефицита серотонина становится острая тяга к мучному и сладкому (в случае с мужчинами – сладкое нередко заменяется хмельными напитками). В итоге стрессовое состояние мы заедаем плюшками и запиваем алкоголем, но как и в случае с эндорфинами эффект получаем крайне непродолжительный. Более того, по истечении срока действия съеденных и выпитых порций, возникает самый настоящий абстинентный синдром, вызывающий с течением времени серьезную зависимость от сладкого и спиртного. А это уже – и лишний вес, и риск сахарного диабета, и болезнь печени, и многое-многое другое – порочный круг, который следует решительно и безжалостно рвать.

В этой связи стоит помянуть и наркотики, большая часть которых как раз и является генератором серотонина, что ударными дозами просто взрывает мозг и центральную нервную систему человека. Вспомните, в какое безудержное хвастовство впадают пьяные, какие самодовольные речи они выдают. Еще более космическое самомнение проявляется у наркоманов. После принятия дозы в своих бредовых видениях они – цари и боги. Но действие принятых препаратов проходит столь же быстро, как и в случае с плюшками и алкоголем, а вот последствия наблюдаются поистине катастрофические.

Поэтому весь этот суррогатный мусор лучше сразу перечеркнуть багровым и жирным крестом, обратившись к более надежным и полезным рецептам. Не сомневайтесь, матушка-природа обо всем позаботилась, и тот же серотонин в избытке вырабатывается при любом занятии, в котором вы добиваетесь каких-либо успехов. Уважение и мнение о вас окружающих также влияют на его концентрацию. Если на очередной спортивной тренировке, на школьных уроках, на языковых курсах, на занятиях музыки, рисования или танцевального искусства у вас что-то начинает получаться, организм тут же реагирует щедрым выплеском серотонина. Вы на биохимическом уровне начинаете понимать, что вам ЕСТЬ, за что себя уважать, и это лавинообразно способствует выработке второго немаловажного нейромедиатора – дофамина. Именно по этой причине последний частенько именуют гормоном мотивации. Являясь прямым антагонистом пролактина – гормона стресса и нервозности, дофамин самым волшебным образом выстраивает в вашей голове причинно-следственную цепочку:


поработал – добился успеха – стал победителем – обрел радость!


Иными словами вы не просто начинаете уважать себя за труд (или какое-либо целенаправленное действие), вы еще и начинаете увязывать искомый труд с победным результатом. При этом победа у вас будет сопровождаться не суховатым выводом разума, а бурным и радостным ликованием.

Дофамин – своего рода победный приз природы за потраченные усилия. Именно так она способствует эволюции, помогая выживать и побеждать наиболее сильным и упорным особям. Неудивительно, что наиболее мудрые из педагогов вновь и вновь учат своих коллег не скупиться на школьные «пряники», и они абсолютно правы. «Кнута» в жизни детей хватало во все времена, а вот на «грамотные и адресные пряники» взрослые, как правило, скупятся. В итоге учеба движется вялым ходом, двойки и окрики не рождают ни серотонина, ни дофамина. Более того – вместо этого (как защитная реакция) вырабатывается все тот же пролактин (гормон стресса), а за ним и норадреналин (гормон агрессии). В результате падает успеваемость, вместо любви к школе учащиеся пребывают в хандре и тоске, через силу подчиняясь требованиям взрослых. Ну, а часть детей может отреагировать и более негативным образом – и удивляться тут совершенно нечему. Биохимия есть биохимия, и одними запретами-правилами тут ничего не решишь. Не знаю, преподают ли в сегодняшних педвузах основы «биохимического воспитания», но тема для будущих педагогов была бы крайне полезной.

И еще несколько слов о дофамине…

Поскольку этот нейромедиатор синтезируется непосредственно гипофизом, то выработке его не помочь никакими сладостями. Здесь требуется ДЕЛО – и дело столь же успешное, сколь и любимое. Кстати, именно тут нередко метят границу между работой и хобби. Работу мы должны делать, ну, а хобби – это занятие, которое нам хочется делать. И лучше всего, когда у нас получается соединять эти два положения.

Но вернемся к нашему замечательному дофамину: так вот – выработке его способствуют и чтение, и шахматы с шашками и любая деятельность, разжигающая внутренний кураж. А уж жонглирование означенный кураж разогревает проще простого. Прежде всего – очевидностью осиленных ступенек! В самом деле, утром вы бросили мячик всего пять раз, а вечером – уже двадцать пять! Пустячок, но поверьте, радость будет абсолютно заслуженной. И следствием дофаминовых эмоций станет то, что завтра и послезавтра вам снова захочется закрепить успех и шагнуть еще дальше. Это и есть «дофаминовые последствия». Коварный нейромедиатор становится главным мотиватором развития любого успеха. Познав радость заслуженной победы, вы станете пренебрегать суррогатными заменителями. Жонглируя день за днем, по чуть-чуть одолевая азы веселого искусства, вы превратитесь в своего рода Гурмана, «переваривающего» ступенчатую (дробленую) Победу. Как я объяснял в первой книге, это значит, что вы научитесь распределять свои трудозатраты и плановым образом предвосхищать успешные результаты.

Возьмите себе на заметку и то, что регулярная выработка серотонина со временем становится все более привычной, а это значит, что процесс запуска необходимых химических реакций будет происходить более стремительно. Серия побед – пусть даже не самых грандиозных – неизбежно повлияет на вашу самооценку. К слову сказать, личностный стержень закаляется именно таким образом. Кроме того, ступенчатый рост и постоянный подогрев эндорфинами и дофаминами научит вас спокойно относиться к совершаемым ошибкам. Придет ясное понимание того, что


ошибки – это естественная часть любого процесса обучения.


И это по-настоящему здорово! Опытные педагоги знают, что страх перед ошибками, перед неправильно сказанным словом, перед плохой оценкой – играет пагубную роль в процессе обучения. В самом деле, попробуйте представить себе ученика на уроке иностранного языка, который боится открыть рот и повторить английскую или немецкую фразу! Почему? Да потому что учитель его тут же одернет и влепит двойку. Вот только истина заключается в том, что, конечно же, он сорок раз – и даже сто сорок произнесет эту фразу неправильно (это неизбежно при изучении любого языка!), но в сорок первый или сто сорок первый – у него обязательно все получится. А вот если этих предварительных попыток не будет, можно не сомневаться в том, что правильное произношение так и не появится. Да и откуда ему появиться? Откуда взяться цветку, если нет ни земли, ни семени, ни полива? Между прочим, свой родной язык мы также осваиваем годами, и малышовое бормотание перерастает в связную речь, лишь спустя сотни и тысячи повторений! В нашем же случае (я вновь о жонглировании) ученики свыкаются с мыслью, что без ошибок (падения мячиков и неверных бросков) нет и не может быть никакого прогресса, и сами по себе ошибки – явление абсолютно некатастрофичное. Возможно, это даже один из важнейших аргументов в пользу жонглирования, поскольку именно первые неудачи в кружках и школах зачастую отвращают и отпугивают многих обучающихся. Между тем, крайне важно, чтобы неуспех не вспугнул, а успех не заставил себя долго ждать. И в этом плане жонглирование идеально подходит под планочку «посильной задачи», что просто жизненно необходимо для детского возраста, когда должно закладываться радостное и грамотное отношение к учебе.

Добавлю, что детство крайне неохотно стыкуется с термином «дисциплина», поскольку последняя почти всегда основывается на страхе. Именно потому все успешные педагоги подменяют дисциплину ответственностью, и шаг этот чрезвычайно мудрый, поскольку


любой обучающий процесс должен превращаться в осмысленное и спокойное понимание взаимосвязи приложенных усилий и последующих за этим успехов и неудач.


В случае с жонглированием это сопоставление более чем наглядно. Каждый удачный бросок становится лишним очком и очередной победой. Каждое падение мяча уподобляется маленькому конфузу, который ни в коем случае не ввергает в уныние, но вынуждает делать определенные выводы, корректировать движения, проявлять смекалку и терпение. В сущности, ребенок обучается не столько жонглированию, сколько навыкам достижения успеха в жизни – навыкам, за которыми стоит не случай, не халявная доля, а вполне предметный труд – то самое, что способно приносить далеко не мифическую радость, что справедливо именуют тоническим лекарством.

Добавлю, что радость эта вполне тиражируемая. Даже не нужно доказывать, что любые совместные игры родителей и детей – это всегда здорово. Ну, а в случае жонглирования вполне реально организовать общесемейные занятия, благо пользу это принесет и подрастающему поколению, и родителям, и бабушкам с дедушками. В итоге порадуются все вместе, лишний раз укрепив добрые и доверительные отношения.

Что касается депрессий, то навсегда и бесследно они, разумеется, не исчезнут – уже хотя бы по той причине, что человеку свойственно мыслить, смеяться и горевать. Но они станут временными и вполне одолимыми. Любимые книги, любимая музыка, любимые дела будут успешно рассеивать самую мрачную хандру.

И напоследок не удержусь, приведу весьма уместное высказывание Макса Фрая:


Если увлеченно заниматься любимым делом, можно пропустить даже апокалипсис.

Загрузка...