Культура – это не твой друг. Это твоя операционная система
Теренс МакКенна
Но подожди-ка… Играть?
Разве жизнь это игра? – может родиться вопрос.
Да, жизнь – это Большая Игра. И именно для тех, кто это осознал, она открывает все свои потайные двери.
Помнишь, как в детстве, когда ты ощущал всеми фибрами души, что жизнь – это не суровая трудовая повинность, а веселое, интересное, предельно реалистичное приключение.
Правила игры – это тот контекст, в котором ты живешь. Это рамка, экран, на котором мелькают все события, происходящие с тобой. И от того, насколько широка, вместительна и приятна эта рамка, зависит качество твоей жизни: радость, удовольствие и успех, которые в нее помещаются. Или не помещаются.
Здесь выплывает история про Марину.
Зарисовка-1: Марина стоит утром на остановке, мимо проезжает машина, обдав девушку грязью. Марина, преисполненная негодования и ярости, обрушивает поток грязи (теперь уже словесной) на водителя, который решил было выйти и что-то сказать, да передумал, глядя на нее, захлопнул дверь и уехал.
Твои предположения по поводу внутреннего состояния Марины? Да, невесело.
Зарисовка-2: Марина стоит утром на остановке, рядом съемочная бригада – снимается видеоклип на новую песню, в которой Марина изображает простую русскую девушку. Сюжет незамысловат: проезжающая машина обрызгивает ее грязью. Водитель выходит извиниться – и замирает в восхищении. Упоительно долгая, наплывом, сцена «глаза в глаза», и – да! Это она! Любовь с первого взгляда! Он подходит к Марине, берет ее за руку и усаживает в машину. Затем в клипе (как и полагается) следуют сцены с виллами, яхтами и тропическими островами.
Однако красиво обрызгать девушку не так просто. Бригада снимает уже четвертый дубль. Марина вся извелась и вспотела. И вот – наконец обрызгал как надо! По полной программе!
Как ты думаешь, какое состояние у Марины-2? Правильно! Позитивнейшее! Йе-е-ес-с-с-с! Наконец-то получился удачный дубль!
Давай-ка задумаемся, в чем разница между двумя этими зарисовками? С точки зрения «объективного» физического описания произошло одно и то же – Марину окатили водой. Что же отличает их друг от друга? Контекст, в который они вписаны. Рамка оценки, существующая в сознании самой Марины.
Если расширить рамку и перейти к обобщениям покрупнее: как считаешь, с жизнью в целом все обстоит как-то существенно иначе? Вряд ли. Ведь жизнь и состоит из таких ситуаций. Значит, в оценке любого события важнее всего именно отношение, интерпретация, а ее задает жизненный контекст – правила, по которым ты оцениваешь себя и людей вокруг. Правила твоей игры. И для того, чтобы изменить свою жизнь, нужно в первую очередь изменить эти правила.
А как обстоит ситуация с правилами для подавляющего большинства людей на текущий момент? Давай приведу на сей счет аналогию.
Представь себе, что ты с детства хотел играть в баскетбол – а закончилось все тем, что играешь в шахматы. Причем тебя об этом даже не оповестили. И ты продолжаешь пытаться играть в шахматы по баскетбольным правилам. Как думаешь, будешь ли ты успешным игроком? Нет! Более того, рискуешь всю жизнь провести в депрессии по поводу того, что какие-то невпечатляющие у тебя баскетбольные результаты!
Со временем тебе вообще может расхотеться играть. В мудреных книгах по шахматной психологии это называется «диссонансом рокировки» или «потерей мотивации стать гроссмейстером». Но дело просто в том, что ты играешь не в свою игру. И забыл об этом.
Чтобы вернуть в жизнь радость, важно сознательно формировать свой контекст: играть в свою игру, правила которой тебе понятны и близки. Выигрывать и получать от этого удовольствие.
По большому счету, вариантов этой Большой Игры под названием «жизнь» не так много:
· играть, чтобы не проиграть;
· играть, чтобы выиграть;
· не играть.
Если ты думаешь о варианте «просто играть», то он, безусловно, также допустим. Теоретически. Но давай сразу обозначим уровень – это для просветленных боддхисаттв, достигших окончательного освобождения и избавленных от желаний. Ты такой?
Он был как все, и плыл как все, и вот он приплыл —
Ни дома, ни друзей, ни врагов…
Известная песня
Вспомните Машу, вспомните Пашу из первой главы. Эти люди жили в контексте «только чтобы не проиграть». Главный принцип такого подхода – избегание дискомфортных ситуаций в жизни (которые, между прочим, являются одновременно и развивающими, см. главу про Зону Комфорта).
Для них решающим фактором стало «как бы окружающие что-нибудь не подумали». В результате такой человек просто не может выиграть, поскольку не знает собственных целей, ориентируется на мнение других, плывет в потоке, даже не пытаясь подгребать к «своему» берегу. Потому что не знает, какой берег – его. Контекст не сформирован, правила на жизнь заданы не им.
Если жить по принципу «как бы чего не вышло», то действительно – ничего и не выйдет!
Народная мудрость
Как в твою жизнь может прийти большое счастье, достижение и удовольствие, если ты действуешь по заведомо усредненным шаблонам, заданным другими людьми, у которых этого нет и никогда не было?
Мой сильный тезис: любой настоящий успех всегда неформатен. Для того чтобы достичь его, необходимо думать и жить по своим – нестандартным – правилам. Только на нехоженных тропах остались неразобранные бонусы.
Игра-упражнение, которая проиллюстрирует этот принцип.
Перед тобой 9 точек. Задача в том, чтобы соединить их четырьмя прямыми линиями, не отрывая пишущего инструмента от поверхности. Так, чтобы каждая точка оказалась на какой-нибудь линии. Ломать и гнуть линии, разумеется, нельзя.
Если совсем никак не получается, смотри ответ в конце книги [i].
Эта маленькая задачка – хорошая метафора жизни. Если «быть как все и жить как все» – неизбежно придет недоверие к новым вариантам и боязнь нехоженных троп. На которых только и возможен успех.
Пойми, социальная система, ставящая перед тобой задачи и оценивающая твои результаты, спроектирована так, чтобы ты просто не имел возможности выиграть, играя по негласным – но повсеместно подразумеваемым – правилам. И система эта за века своего существования стала невероятно эффективной.
Следование «само собой разумеющимся» социальным правилам – вот что такое стратегия «играть, чтобы не проиграть». Именно она убивает твой Проект. Не дает тебе реализоваться.
Идем дальше.
Иногда ощущение невозможности победы (например, когда уже третий час мечешься в рамках 9 несчастных точек) приводит человека к такому уровню демотивации, что он принимает решение не играть