Жизнь неизбежно будет обалденной

Некоторые ученые и фантасты уверяют, что существует множество параллельных Вселенных, лишь чуточку отличающихся от нашей. Буквально одной деталью.

К примеру, в одной из них самым известным логотипом в мире является надкушенный банан. В другой, к съемкам «Гладиатора» привлекли Брюса Уиллиса, и он, само собой, всех победил и выжил. В третьей…

Наш сказ об одной из таких Вселенных. Кто-то говорит, что ведет туда портал в шкафу тетушки Қатипаш. Кто-то клянется, что оказывался там, упав в нору гигантского суслика…

Много чудес рассказывают об этом мире… Врут конечно… Но қазы там и вправду отменный.

Высокий мужчина в зеленом плаще и широкополой шляпе заскочил в вагон «магнитки» за мгновенье до того, как двери с шипением закрылись. Он быстро сел на первое же свободное место у входа и надвинул шляпу на глаза. Если повезет, то никто из других пассажиров его не узнает. А если и узнает, то не решится потревожить отдыхающего.

У него были веские причины для подобного поведения. В мире, где карьера в образовании давно стала самой престижной из всех возможных, он был своего рода рок-звездой.

За долгую и насыщенную жизнь на него часто пытались навесить кучу разных медалей и орденов. Но он всегда отмахивался. К понтам и фенечкам, обозначающим статус, он был совершенно безразличен. Но избегать внимания удавалось не всегда. Слишком многие знали его улыбающийся анфас. Ведь он смотрел с обложек книг, на которых выросло целое поколение.

«Мы конечно хотели поднять статус учителей, но не до такой же степени», проворчал про себя мужчина.

Хотя в последние годы к нему обращались «Азамат ата»1 и никак иначе, на вид ему было не больше пятидесяти. Про таких сверстники говорят: «Слууушай, старик… Хотя какой же ты старик? Как это ты так хорошо сохранился? Ну-ка признавайся, что ты такого ешь?». Азамат ата в ответ только улыбался.

По документам ему действительно было все шестьдесят пять. Но он редко вспоминал об этом. Всегда был бодр и осанку держал как на параде. Не признавал никаких излишеств. Весной и осенью неизменно носил свой любимый зеленый плащ, подаренный супругой еще на сороковой день рождения.

Детвора всего района сбегалась, лишь завидев этот плащ. Азамат ата на ходу устраивал интересные викторины, а победитель всегда получал царский подарок – редкую бумажную книгу.

Правда, для этого надо было постараться. Азамат ата никому не давал поблажек. Чтобы успевать за его интеллектуальными квестами, ребятам приходилось читать и размышлять на порядок больше своих сверстников. Несколько дворов, деливших парк, в котором много лет прогуливался Азамат ата, уже давно были известны как «Дворовая академия». Возможно здесь была какая-то связь.

Сверхскоростной поезд плавно тронулся с места. Через несколько минут он окажется на нужной станции. Азамат ата поерзал в кресле, устраиваясь поудобнее.

– Ал, поехали, Маск аман болсын, – пробурчал он себе под нос.

Азамат ата не шибко любил сверхскоростную линию. Но инженеров, создавших ее, уважал. В частности, отчаянного мечтателя, когда-то стоявшего у истоков этого вида транспорта.

Каждый раз, садясь в «магнитку», он поминал Маска. Так и говорил: «Илон, басың бар болсын!». С особенным ударением, когда они проносились сквозь туннели2.

В последнее время Азамат ата был большим домоседом и не любил выезжать за пределы своего города. Он уже лет пять как официально отошел от дел. Его не хотели отпускать и непрерывно просили провести какую-нибудь открытую лекцию или проконсультировать по новому проекту. Но он всегда отвечал «Дорогу молодым!» и в два счета находил знающего человека себе на замену. Это он умел. Тем более, что половина из них являлись его учениками.

Но сегодня был особый случай. Его внук прошел отбор и поступил в Первый Дом Самоваров. Такое событие Азамат ата пропустить не мог.


***

– Следующая остановка – Самовар-сити, – прозвучало записанное нарочито бодрым голосом объявление.

Азамат ата приоткрыл глаза и прошептал: «На месте».

«Магнитка» начала замедлять ход. За окном мелькал калейдоскоп удивительных архитектурных ансамблей. Кто-то из пассажиров присвистнул от удивления.

«Вроде бы совсем недавно это был обычный поселок на орбите большого города, – подумал Азамат ата. – А теперь на него глазеют как на восьмое чудо света. Воистину, өмір деген лайф»3.

Никто уже не вспоминал, что когда-то лучшие умы уезжали из этой страны, чтобы применить свои таланты вдали от всесильной бюрократии. Нынче ученые и технократы со всего мира стремились оказаться здесь – в эпицентре смелой человеческой мысли.

В то время как в других научных хабах огромные бюджеты тратились на разработку все более миниатюрных гаджетов и все более изощренных приспособлений для потворства человеческой лени, в Самовар-сити не разменивались на подобные проекты.

Центры Науки, которыми был нашпигован город, развивали медицинские, инженерные и экологические проекты планетарных масштабов. Здесь придумали метод очистки околоземного пространства от космического мусора. Здесь сумели приручить квантовый компьютер. Здесь нашли с десяток лекарств от летальных болезней… И этот список можно продолжать еще долго.

Слава технологических прорывов Самовар-сити сделала это место культовым для любого человека, мало-мальски увлекающегося наукой. Научный туризм приносил немалые деньги в местный бюджет, что быстро сделало город одним из самых инновационных в мире.

В городе действительно было на что посмотреть и чем заняться. Чудеса техники, лекции лучших умов планеты, возможность повторить исторический эксперимент. Музеи и открытые лаборатории города принимали сотни тысяч туристов каждый год.

При этом большинство туристов признавалось, что больше всего их удивляли не экспонаты, а люди. Они предполагали оказаться в стерильной и серьезной среде ученых в белых халатах. Но Самовар-сити всегда был городом молодых и жизнерадостных. Ведь здесь была самая большая в стране концентрация Домов Самоваров. Собственно, одной из причин успеха Центров Науки была постоянная подпитка идеями и кадрами из Домов. Изначально поэтому город и переименовали в Самовар-сити. Да и сами Центры Науки были основаны выпускниками Домов, чтобы иметь возможность продолжать свои изыскания в привычно счастливой и креативной среде.


***

Сегодня на станции Самовар-сити царила праздничная атмосфера. Каждый год в начале сентября здесь появлялись орды взволнованных мамаш и гордых отцов, веселых бабушек и дедушек, да и прочей родни. Все они приезжали порадоваться за юные побеги своего генеалогического древа. Тысячи юных и ясноглазых отправлялись в путь по дороге знаний.

В этой толпе Азамат ата уже не смог избежать повышенного внимания. Ему как-то удалось свести всеобщее обожание к паре-тройке мемо-кубов и автографов. Затем он нырнул в электро-рикшу такси и быстро назвал адрес. Такси бесшумно устремилось к Первому Дому.

Азамат ата остановил такси метров за сто до пункта назначения. Ему хотелось поздороваться с Домом в тишине.

Некоторое время он задумчиво смотрел на здание Первого Дома через прозрачную панель рикши. Когда-то он казался ему дворцом. Нынче рядом с ним выросли огромные учебные кампусы и лаборатории. На их фоне Дом выглядел невзрачно и серо.

«Мы постарели, – подумал Азамат ата. – Но ты остаешься Первым Домом, а я все тот же Азамат.»

Тряхнув головой, Азамат ата нажал на кнопку «продолжить движение», и такси направилось на главную парковку Дома Самоваров.


***

На территории Первого Дома праздник проходил по-своему. Здесь исторически не признавали официоз. Организаторы Первого Дня постарались создать атмосферу семейного пикника.

Вдоль Аллеи Размышлений разбили тенты, где нынешние резиденты демонстрировали свои проекты выпускникам Дома. Рядом стояли столы с разнообразными блюдами. По традиции в Первый День менторы устраивали кулинарное соревнование, и каждый старался выделиться экзотическим рецептом. Тут и там старые друзья, не видевшиеся много лет, вспоминали юношеские проказы и общих знакомых. Кто-то устроил волейбольный матч.

Для любителей творчества организаторы Первого Дня возвели небольшую сцену прямо в Парке Дружбы. Ребята декламировали стихи и исполняли авторские песни. Десятки огромных экранов дублировали происходящий на сцене перформанс для тех, кто бродил по Дому и Парку, ностальгируя о прошлом.

Хотя все Дома Самоваров были одинаково эффективны в своей работе, Первый всегда оставался особенным Домом. Здесь свято чтили традиции первых лет и гордились своей историей. Попасть в Первый Дом мечтали многие и отбор сюда был особенно жестким. Никаких преференций – об этом когда-то позаботился сам Азамат ата.

Юный Руслан старался казаться взрослым и серьезным в этот знаменательный день. Но в глазах мальчика проскакивали искорки смеха. Азамат ата с гордостью смотрел на внука, который решил сделать своеобразный подарок деду, пробившись в его собственный Дом.

Оставив родителей Руслана заниматься административными делами, дед и внук бродили по территории Дома. Азамат ата рассказывал байки, которые Руслан никогда не слышал. Внук дивился каким молодым и озорным был когда-то дедушка. Вместе они испробовали стряпни половины менторских столов и сыграли в воздушное поло – каждый управлял командой дронов, которые должны были отбуксировать эко-шар в свое «гнездо».

К полудню Азамат ата совершил тактическую ошибку, попавшись на глаза нынешнему менеджеру Дома. Тот взревел, что его не предупреждали о таком госте, и тут же потащил его к сцене. Азамат ата посопротивлялся, но быстро понял, что без Слова его не отпустят.

Когда он легким шагом взлетел на сцену, сотни гостей замерли у ближайшего экрана. Те, кому посчастливилось оказаться рядом зааплодировали.

– Сегодня новый день и новые мы. Не пора ли нам стать чуть лучше, чем вчера?

Все заулыбались. Этими словами Азамат ата начинал каждую дискуссионную сессию на протяжении десятков лет. Здесь были его ученики, и ученики его учеников, выросшие на легендах об основателях Дома Самоваров. Семья, одним словом.

– Нам есть чем гордиться. Большинство из нас приехало сюда на сверхскоростном поезде, использующем магнитную подушку. «Магнитка» объединила старый мегаполис с десятком моно-городов. Удобных, чистых, зеленых. В каждом есть все необходимое. В пешей доступности. Практически нет нужды в автотранспорте. Парки, пруды, фонтаны – красота. И такую же картину я вижу везде, когда езжу по стране. Все это построили вы – резиденты Домов.

Тридцать лет назад я жил в перенаселенном городе, который задыхался в собственном дыму. Благодаря «магнитке» мы можем дать друг другу пространство и воздух. И в то же время можем в считанные минуты приезжать в гости к родным и друзьям. Работать в одном городе, учиться в другом, жить в третьем.

Тридцать лет назад я был одним из немногих счастливчиков, зарабатывающих делом своей жизни. Большинство же наших сограждан было вынуждено подстраиваться под финансовую необходимость, под стереотипы о том, что успех – это обязательно кресло или количество подписчиков. Сейчас каждый юный гражданин может позволить себе найти свое призвание и наслаждаться процессом созидания.

Однако нам нельзя почивать на лаврах.

Да, наше Сегодня прекрасно. Но мы должны придумать свое Завтра. Сами. Пока оно не случилось без нас. И только тогда наше Завтра будет таким же прекрасным.

В этом я целиком полагаюсь на вас. В этом юном городе очень хорошо мечтается. Десятки Домов и Центров Науки, десятки тысяч ищущих призвание и оттачивающих свои навыки. Когда-то это место было моим домом.

Азамат ата вздохнул. Но затем улыбнулся и продолжил говорить:

– Но теперь уже нет. Теперь я живу в своем старом городе. Он снова зеленый, пешеходный, спокойный. Город искусства, город театров, город неспешных мыслителей. Мне нравится в нем жить. Но только потому, что я принадлежу вчерашнему дню.

Ваше же место здесь. Здесь вы учитесь мечтать – бесстрашно, широко и красиво. И ваши мечты обязательно сбудутся. Верьте в себя, верьте в своих друзей, доверяйте этому миру – он всегда подбросит вам шанс испытать себя.

Моя мечта уже сбылась. Моя мечта – это вы. Новое поколение сильных людей с ясным взором и огнем в глазах. Поколение, которое думает масштабами всей планеты и на века вперед. Поколение, готовое взять на себя ответственность за этот мир.

Азамат ата взял паузу и обвел взглядом собравшихся. Мужчины и женщины, юноши и девушки – все они почувствовали себя на голову выше и гордо улыбались.

– Напоследок я бы хотел поделиться одной мыслью. Мы живем в хорошее время. Время целеустремленных, честных и благородных людей. Людей Слова и Дела.

Но возможно, когда-нибудь снова настанут серые времена, и люди вновь будут инертными. Будут жаловаться и стенать, не желая и пальцем пошевелить для исправления ситуации. Не хотелось бы. Но всякое может быть.

Так было во времена моей молодости. Тогда любили говорить, что все пропало. Ничего не поменять. Нужны сотни лет и несколько поколений, чтобы все изменить.

Все это чушь! Чтобы изменить мир в лучшую сторону, нужно три-четыре упорных лба и чайник чая…


Загрузка...