Творцы своего несчастья

То обстоятельство, что в ряде наших жизненных неудач «виноваты» предки, не сумевшие вовремя справиться с задачами, которые ставила перед ними судьба, вовсе не означает, что сами мы – белые и пушистые и не наживаем никаких бед. Еще как наживаем! Да, наука доказала, что семьдесят процентов проблем мы получаем в наследство. Это, конечно, совсем немало. Но остается ведь еще тридцать процентов невзгод – и их мы приобретаем совершенно самостоятельно, без «помощи» предков.

Что ж, давайте во всех подробностях разберемся, каком образом мы «притягиваем» беды и проблемы, какими путями они проникают в нашу жизнь.

Для начала ответьте, пожалуйста, на несколько провокационных вопросов. Ну, а поскольку диалог у нас с вами, друзья, виртуальный, придется мне предполагать ваши ответы – тем более что я множество раз слышал их от своих клиентов. Итак…

1. Сколько раз вы оплачиваете покупку? Один раз, не так ли? Отлично, пошли дальше.

2. Логично ли платить за один и тот же товар, скажем, за коробку конфет, несколько раз? Думаю, ответ будет отрицательным. Ну, вот, зашли вы в супермаркет, купили конфеты, подошли к кассе, отдали деньги, взяли чек – и… Все, не правда ли? С этого момента лакомство переходит в вашу полную и безраздельную собственность, следовательно, вам не приходит в голову всякий раз, как только вы достали из коробки конфету, вновь отправляться в магазин и раскошеливаться. Итак, платить за одно и то же много раз нелогично. В таком случае следующий вопрос:

3. Допустим, конфеты вы купили в кредит. Ну, не конфеты, а, например, холодильник. Или, положим, поговорили в кредит по телефону. И вот курьер приносит счет. Большой, не спорю, но правильный: вы проверили – все сходится. Никакой радости в связи с необходимостью расстаться с энной сумой вы не испытываете, но приходит ли вам в голову обидеться… на курьера? Надеюсь, нет: ведь не он виноват в том, что вы выбрали такой дорогой холодильник или наговорили на такую сумму! Так что к курьеру – никаких претензий. Пока согласны? Очень хорошо, продолжим.

4. Как вы считаете, должен ли курьер огорчаться из-за того, что принес вам счет и тем самым вынудил вас отдавать свои кровные? Разумеется, нет: это в принципе его не касается! Его задача – доставить счет, взять деньги и отвезти их на фирму. Логично? Логично.

Ну, а теперь давайте отвлечемся от магазинных историй (они нам пригодятся чуть-чуть позже) и представим себе иную бытовую картинку. Положим, вас кто-то обидел. Вы сидели, никого не трогали, книжку читали. И вдруг позвонил вам знакомый и, слово за слово, наговорил кучу гадостей, обвинил в чем-то, к чему вы и отношения-то не имеете. Классический русский вопрос: кто виноват? Приятель, ни с того ни с сего обрушивший на вашу голову лавину безосновательных обвинений? Да? Стоп-стоп, а если подумать?

Ну, если подумать и порассуждать, начинают обычно мои клиенты, видимо, дело и во мне тоже. Наверное, чем-то я, сам того не ведая, спровоцировал это безобразие. И с благородством Дон Кихота берут на себя долю ответственности за ситуацию. Кто-то процентов двадцать-тридцать, а кто-то и все пятьдесят: дескать, мы люди интеллигентные, всегда готовы взять на себя чью-то вину. И напрасно, граждане! Никому от этого не легче, а уж вам-то и вовсе только хуже.

Почему? Это самый важный вопрос! Ответственность – не наказание и не расплата. Это краеугольный камень, на котором зиждется вся система наших взаимоотношений с жизнью, с миром, с окружающими и с самими собой. Иногда мы берем на себя ответственность за то, что нам в принципе неподвластно – например, за счастье своего ребенка, за исход какого-то дела, но отказываемся отвечать за последствия собственного выбора, ссылаясь на неблагоприятные обстоятельства, людскую злобу или скверную погоду… Как только нечто подобное происходит, человек теряет контроль над собственной жизнью и превращается в марионетку.

Давайте запомним! Мы отвечаем:

1. За свое отношение к себе.

2. За те чувства и эмоции, которые испытываем после того, как совершили какой-то поступок.

3. За те чувства и эмоции, которые заставляют нас совершать те или иные действия.

А вот за сами поступки мы не отвечаем! Точно так же, как мы не несем ответственности за те чувства, которые вызываем у окружающих, даже у самых близких.

Почему я уверен, что все устроено именно так? Давайте рассуждать вместе. Отвечать можно только за то, что ты в силах контролировать, не так ли? А что вы лично можете контролировать? Только собственные эмоции: ваше дело отреагировать на ситуацию так или иначе. Что уж говорить о свойственной многим вине, связанной с эмоциями, которые мы вызываем у людей: за свои чувства они отвечают сами – ведь каждый реагирует на ситуацию по-своему, в зависимости от собственного опыта, убеждений, настроения, самочувствия, в конце концов! И уж это контролировать со стороны совсем не представляется возможным.

Подробнее мы поговорим об этом в главе «В королевстве кривых зеркал», так что если пока моя логика кажется вам спорной, не волнуйтесь: скоро все встанет на свои места. А пока вернемся к ситуации, в которой вас не по делу обругали и вы же оказались целиком ответственны за это. Что произошло? А ничего особенного: к вам явился курьер и предъявил счет к оплате. Где-то когда-то вы «проштрафились»: кого-то обидели, кому-то позавидовали и так далее. (О том, что именно может оказаться проступком и за что судьба предъявит счет, мы поговорим отдельно: тут вас, друзья мои, также ждут самые удивительные открытия!) В общем, позволили себе испытать негативную, разрушительную эмоцию, которая должна каким-то образом отозваться в вашей жизни. Этот отзыв и есть та самая «расплата». Но судьба – не директор банка, курьеров со счетами не высылает, в ее распоряжении – люди из вашего окружения. Знакомый, решивший на вас сорвать свое скверное настроение, случайный прохожий, обхамивший на улице… Курьеры, друзья мои, курьеры – с вашими счетами…

Что делать с обычным счетом, все знают: доставать бумажник и отсчитывать деньги. А как реагировать на «курьера судьбы»? Прежде всего принять его именно как курьера и взять на себя ответственность за ситуацию. Второй шаг: осознать, что некий счет вами оплачен. Я вам даже подскажу, когда именно вы совершили то, за что в данный момент расплачиваетесь: самое большее семь месяцев назад. Это следует из законов квантовой физики: такова максимальная длительность существования импульса в пространстве. Все в нашем мире имеет импульсную природу, поэтому каждая наша мысль и любое действие тоже могут рассматриваться как импульс. Так вот, «импульсный след» проступка длится не более семи месяцев, по истечении которых мы и получаем «счет».

Итак, повторяю: второй шаг – понять, что данная ситуация и есть оплата по счету. Третий шаг – коррекция. Ваша задача на данном этапе – правильным образом отреагировать на случившееся.

Давайте вспомним, как обычно мы в подобных случаях поступаем. Есть два самых распространенных способа поведения. Первый: выслушав несправедливые упреки и бросив трубку, мы принимаемся мысленно высказывать хаму все, что о нем думаем. Как он посмел, да какой он негодяй, да что он себе позволяет, мерзавец! Наши гневные инвективы могут быть тысячу раз справедливы, однако они не достигают цели: ведь все это мы высказываем не обидчику, а в пространство. То есть впустую сотрясаем воздух, в то же время накапливая груз негативных эмоций. И все они, эти эмоции гнева, злости, обиды, раздражения, опускаются на дно нашего подсознания, увеличивая и без того нелегкий груз недовольства собой и жизнью…

Есть второй путь: наябедничать на хама приятелю. Эдакая «кухонная психотерапия». Вы звоните другу или зазываете его на чашку чая и изливаете перед ним душу. Долго, смакуя подробности, рассказываете, как вас обидели, унизили и оскорбили. Внешне все это может выглядеть своего рода анализом ситуации, на самом же деле вы просто-напросто снова и снова переживаете неприятную ситуацию. Да еще и друга в нее втягиваете! Ведь он, сопереживая вам, мысленно ставит себя в аналогичное положение, примеряет историю на себя – и, следовательно, получает долю негативных эмоций, которые, в свою очередь, утяжелят его жизнь.

Что ж, подведем итог. Всякий раз, когда вы вспоминаете, как на вас кричали, когда вы вновь огорчаетесь, хоть на минуту эмоционально погружаетесь в эту ситуацию, – вы в глазах судьбы вновь совершаете проступок, за который придется отвечать. И вновь она выписывает вам счет. А если, получив этот счет, вы опять огорчитесь, вы тем самым вновь окажетесь в должниках.

Давайте рассмотрим это на простеньком примере. 1 января вместо поздравлений вы выслушали от знакомого ядовитые подковырки. Мысленно обругали его, негодяя, за то, что испортил вам праздник, пообижались – в общем, заработали от судьбы «штрафное очко». В течение семи месяцев, то есть до 1 июля, вы получите счет: какую-то неприятность. Если в первый новогодний день вы, попереживав, напрочь забыли о неприятном разговоре, этим все и ограничится. А если вы и на следующий день, 2 января, с раздражением вспомнили о нем? Значит, вы вновь мысленно пережили эту ситуацию, снова живо на нее прореагировали – следовательно, опять оказались у судьбы «в долгу», а значит, снова появится «курьер». Сколько раз вы будете мысленно «впадать» в ту ситуацию, столько раз в течение семи месяцев будете получать «счета»! А вы еще спрашиваете, откуда неприятности берутся!..

Что же делать, как же быть? Скажите, вы когда-нибудь варили суп? Ну, хоть самый простенький? Пара картофелин, морковка, капусты покрошить, зелень, луковку – и посолить. Предположим, случилась оплошность: пересолили. Что вы делаете? Доливаете воды или бульона, чтобы нейтрализовать пересол, в крайнем случае – выливаете неудавшийся «деликатес» и варите новый. То есть осознаете свою ошибку, пытаетесь ее скорректировать и, разумеется, запоминаете, сколько ложек соли требуется, чтобы суп был съедобен. А ведь это – превосходный алгоритм отношения к собственным ошибкам! Да-да, чего бы они ни касались: финансовых операций, отношений с возлюбленным или взаимодействий с начальством… Осознали свою ошибку, провели коррекцию, учли опыт – закрыли тему. Все: никаких терзаний и душевных мук, никаких тягостных раздумий о бесславно погибшем супе и бессмысленно потраченных овощах!

Итак, вспомним все, что мы знаем про счета, которые выставляет судьба. Мы говорили, что всякий раз, когда мы заново эмоционально переживаем неприятную ситуацию, мы вновь «попадаем на штраф». Так что же мы делаем, мысленно прокручивая историю с нанесенной несправедливо обидой? Правильно, зарабатываем очередные «штрафные очки».

Значит, пора учиться адекватно реагировать. То есть не уходить в свои переживания, а, выключив эмоции (чего переживать, коли происходит оплата по счетам), защитить свои интересы. Человек поступил с вами некрасиво: нахамил, сорвал на вас свое плохое настроение? Выразите ему свое «фэ» в любой удобной форме: вы можете твердо сказать, что не позволите так с собой обходиться, можете принять решение вообще с этим человеком больше не общаться и так далее. Что это дает? Главное: вы защитили свои интересы и при этом не впали в агрессию – чувство негативное, разрушительное, за которое после придется отвечать, расплачиваться. Далее требуется… простить себя. Да-да, именно себя: за то, что в этой ситуации вы были собой недовольны, за то, что позволили человеку так с собой обойтись. Таким образом недовольство другим человеком – чувство неконструктивное – мы перевели в недовольство собой. В чем тут конструктивность? Очень просто: ситуацию с самим собой вы стопроцентно контролируете, во всяком случае, вы вполне способны это делать. Вы осознали, что заплатили по некоему счету, вы защитили свои интересы, простили себя. Можно ставить точку. И судьба, что приятно, никаких счетов вам через семь месяцев не предъявит, курьеров не пришлет.

Загрузка...