Глава 2 САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – ПЕТРОГРАД – ЛЕНИНГРАД

История семьи

А теперь – о сыне А.Б. Ашика Владимире Антоновиче (1843-1917). Будучи совсем молодым, он уехал в столицу, чтобы получить техническое образование. Известно, что в первые годы пребывания в Петербурге Владимир занимался редакционно-издательской деятельностью.

Однако судьбой ему было предписано заниматься строительством железных дорог. По тем временам это было перспективное и уважаемое в обществе занятие.

В 1852 году было завершено строительство железной дороги между Москвой и Петербургом. Протяженность линии составила 644 км. Это была одна из крупнейших линий в мире. В 60-е – 70-е годы XIX столетия, когда карьера Владимира в инженерном деле только начиналась, Россия переживала настоящий бум в строительстве железных дорог. Инженеры-путейцы составляли элиту интеллигенции того времени, имели очень красивое обмундирование и весомое положение в обществе. Владимир Антонович принимал участие в сооружении железнодорожной ветки Рыбинск – Бологое, работал на строительстве Курско-ХарьковоАзовской и Двинско-Ковельской железных дорог. В 1872-1874 годах он трудился на возведении Азово-Севастопольской линии, что дало ему возможность побывать на родине и повстречаться с родными. После этого он участвовал в проектировании Моршанско-Сызранской дороги.

В течение десяти лет, с 1877-го по 1887 год, В.А. Ашик работал на Оренбургской железной дороге в должности начальника контроля расходов и одновременно участвовал в строительстве Закаспийской военной железной дороги. Неоценим вклад Владимира Антоновича в проектирование и строительство Великого Сибирского пути.

Михаил Владимирович Ашик в книге «История семьи» пишет о теоретическом наследии В.А. Ашика: «В 1895 году двумя выпусками вышла его работа «Положение о железнодорожном счетоводстве» – довольно объемный труд на 256 листах. В 1895 году В.А. Ашик написал инструкцию по счетоводству для управления работами по сооружению Пермь-Котласской железной дороги. Это тоже был значительный труд на 144 листах. В 1899-м и в 1900-1904 годах его труды по учету денежных и материальных капиталов при эксплуатации казенных железных дорог выходили за подписью «главный бухгалтер Уссурийской железной дороги», печатались во Владивостоке, позднее – в Санкт-Петербурге»6.

Личность Владимира Антоновича глубокоинтеллектуальна. Будучи крупным специалистом в области железнодорожного строительства, он являлся действительным членом Императорского русского военно-исторического общества ревнителей истории, знал и понимал искусство, создал прекрасную библиотеку, с большим увлечением занимался нумизматикой.

Думается, что страсть к коллекционированию стала обязательной для всех последующих поколений Ашиков, и уж точно – для Михаила Владимировича Ашика. Он отмечает в книге: «Движимый высокими патриотическими побуждениями, он написал и издал на свои средства обширный исторический труд по материалам своей коллекции, назвав свою книгу «Памятники и медали в память боевых подвигов русской армии в войнах 1812-го, 1813-го и 1814 года и в память императора Александра Первого». В ней он поместил 210 фотографий и рисунков медалей, выбитых в честь исторических событий Отечественной войны 1812 года, 111 фотоснимков памятников и 25 исторических гравюр»7.

Книга В.А. Ашика очень пригодилась, когда в России отмечалось 150-летие Бородинской битвы. Обилие грандиозных событий за это время (революции и войны, смена государственных режимов) привело к утрате многих памятников. Абсолютное большинство из утраченного было восстановлено благодаря книге В.А. Ашика и других подвижников исторической науки того времени.

В семье Владимира Антоновича воспитывалось трое детей. Старший из них, Владимир Владимирович, окончив Александровский лицей, поселился в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Офицер с блестящим образованием, по характеру ласковый и добрый человек, в силу семейных обстоятельств он вынужден был оставить военную службу и продолжал работать в различных гражданских учреждениях. Когда началась русско-японская война, он, будучи патриотически настроенным человеком, записался добровольцем и уехал на Дальний Восток. Участвовал в обороне Порт-Артура, в сражении под Мугденом, награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Второй сын В.А. Ашика, Николай Владимирович, был строевым офицером в Николаевском кавалерийском училище и занимался обучением офицеров, отправляющихся на войну.

Что касается Владимира Антоновича, то он в последние годы своей жизни продолжал заниматься исследовательской работой, готовил к изданию книгу о царе-освободителе Александре Втором, однако завершить ее ему не удалось. В 1914 году началась Первая мировая война, а за ней – Февральская революция. В.А. Ашик скончался в мае 1917 года на 75 году жизни. Похоронен в Петербурге на Малоохтинском кладбище.

Внук Владимира Антоновича Ашика, Владимир Владимирович Ашик, полный тезка своего отца и отец Михаила Владимировича Ашика, родился 27 октября 1894 года в Царском Селе под Санкт-Петербургом. Незадолго до начала Первой мировой войны он окончил Царскосельскую гимназию.

В 1917 году умирает его отец, и дальнейшая учеба для него становится невозможной. Владимир Владимирович поступает на работу в одну из торговых организаций Царского Села. Вся его жизнь была связана с деятельностью снабженческих предприятий. В молодые годы он попробовал себя на театральных подмостках. Фамильная наследственность, царскосельское окружение, впитанные с молоком матери безупречные манеры поведения, высокий нравственный облик, особый стиль уважительного отношения к окружающим – он был настоящим интеллигентом и пронес это качество через всю свою жизнь.

Никто из членов семьи Ашиков активно не участвовал в событиях 1917 года, но свидетельств различных эпизодов революции и Гражданской войны сохранилось немало. Сын Владимира Антоновича, Николай Владимирович Ашик, в годы Первой мировой войны – полковник, служил в Москве в должности инспектора 3-го кадетского корпуса. При Временном правительстве стал генерал-майором. В период Октябрьской революции и Гражданской войны продолжал работать на своем посту, стал военспецом и готовил командиров для Красной армии.

Революция и Гражданская война принесли в Петроград голод и разруху. Население города сократилось в три раза. Люди бежали на периферию, где можно было хоть как-то прокормиться. По службе на железной дороге Владимир Владимирович оказался в Екатеринбурге. Там он повстречался со своей будущей женой Людмилой Михайловной Перелыгиной. Их пребывание в Екатеринбурге совпало со временем расстрела царской семьи. Молодым приходилось бывать в доме Ипатьева, где раньше находился клуб, а позднее было совершено это злодейство. Они были косвенными свидетелями происшедшего, своими ушами слышали те разговоры, которые велись в связи с этим мрачным событием. Эти разговоры не прекращались и спустя десятилетия.

Автор-составитель этой книги в 1960-е годы проходил службу в дивизии внутренних войск, дислоцированной в Свердловске. В те годы считалось за благо проводить встречи с участниками кровавой бойни. Это были бывшие сотрудники ВЧК, которые с гордостью рассказывали о содеянном. Более того, когда его перевели по службе в Ленинград, он повстречался здесь с организатором Уральского комсомола Риммой Яковлевной Юровской, дочерью одного из руководителей расстрела царской семьи. На встрече были заданы некоторые пикантные вопросы, но ответы на них были уклончивы. Дом Ипатьева в те годы стоял на своем месте, не привлекая к себе никакого внимания. Только во времена Б.Н. Ельцина, когда он был секретарем Свердловского обкома КПСС, дом был разрушен, а на его месте построена часовня.

В связи с наступлением на Екатеринбург армии Колчака молодая семья с родителями жены, Перелыгиными, вернулась в Петербург. 2 декабря 1923 года в семье родилась дочь Ада, а 24 июня 1925 года – сын Михаил.

Отец, Владимир Владимирович, во времена НЭПа пытался открыть частное дело, но неудачно, вновь вернулся на сцену и играл в различных спектаклях под псевдонимом Ашанин. Затем покинул театр и вновь устроился в систему торгово-закупочных организаций.

С 1928-го по 1933 год семья Владимира Владимировича постоянно жила в Детском Селе на Магазейной улице, переименованной в улицу Карла Маркса.

Загрузка...