Примечания

1

Ваджрадхара – имя будды, пребывающего в дхармакае. Считается, что Тилопа получил учения непосредственно от Ваджрадхары.

2

Имена Наропы на разных этапах жизни.

3

Виды существ в сансаре. Асуры – воинственные (полу) боги, гандхарвы – небесные музыканты, наги – боги-змии, живущие в воде и охраняющие сокровища.

4

Семья Пробудившихся – линия Будд.

5

Имя Наропы после того, как он оставил пост настоятеля Наланды и отправился на поиски гуру.

6

Существует пять очей: око плоти (телесное), око Закона, око мудрости, око божества и око Просветленного.

7

Ваджрайогини (Ваджраварахи) – дакини, супруга Чакрасамвары. Полугневное божество красного цвета, с одной головой и двумя руками, молодая и красивая, но гневная и украшенная человеческими костями.

8

Санскр. нишпрапанча – состояние ума вне воображаемой деятельности. Это не значит, что деятельность в таком состоянии отсутствует, просто воображение существует отдельно. В некотором смысле «нишпрапанча» синонимично слову «випашьяна» (состояние чистых чувств). Гампопа использует этот термин в значении «когда не существует внешнего».

9

Идя по Пути, бодхисаттва последовательно проходит десять уровней, называемые соответственно Радостный, Незапятнанный, Озаряющий, Лучезарный, Трудный для очищения, Проявляющий, Далекого продвижения, Незыблемый, Превосходной мудрости, Облако Дхармы. На последнем уровне бодхисаттвы могут свободно проявляться для блага живых существ и доводят до совершенства парамиту мудрости.

10

В Абхидхармакоше, III, говорится о 24 уровнях: 3 уровня чувственного мира, 17 уровней мира форм и 4 уровня мира не-форм.

11

Наша эпоха носит название Благой (Бхадракальпа), так как считается, что в ней появится тысяча будд. Будда Шакьямуни считается четвертым буддой нашей эпохи.

12

Будда Шакьямуни, родившийся в королевской семье.

13

32 главные и 80 второстепенных отметин – особенности тела, присущие буддам и высокоразвитым личностям. Например, 32 главных признака таковы: пять больших частей тела (нос, руки, подбородок, глаза и колени), пять прекрасных (кожа, кончики пальцев, зубы, волосы на голове и волосы на теле), семь красноватых (глаза, подошвы, ладони, небо, ногти, верхняя и нижняя губы), шесть выпуклых (грудь, плечи, ногти, нос, талия и рот), три маленьких (шея, бедра и мужской орган), три широких (талия, лоб, грудь), три сильных (пуп, голос, живот).

14

Три Драгоценности – Будда, Дхарма (учение Будды), Сангха (монашеская община, практикующая учение Будды). Человек, принявший прибежище в Трех Драгоценностях, автоматически становится буддистом.

15

Бодхичитта – желание достичь Просветления не столько ради себя самого, сколько ради всех живых существ.

16

Согласно Шри-Дакарва-махайогини-тантрарадже дакиня – синоним слова «джняна» (мудрость). Этот термин может быть объяснен как «мудрость, путешествующая в пространстве реальности»).

17

Т.е. положение Луны было в районе с 20.00 Весов до 03.20 Скорпиона.

18

Суддодхана – отец Сиддхартхи, будущего Будды Гаутамы.

19

Искусства (например, учение о пропорциях изображений божеств), медицина (восемь объектов для изучения: тело, болезни детей, одержимость, верхние члены, раны, причиненные острым и зубами, старость, половая сила), грамматика (поэзия, просодия, лексикография и драма), логика (трактаты по буддийской и небуддийской науке) и философия (средства преодоления омрачений ума).

20

Победитель – эпитет Будды.

21

Ваджрасана – другое название г. Бодхгая (Индия), где Будда Шакьямуни обрел просветление.

22

Сансара – мир страданий, колесо перевоплощений, относительный мир в противоположность нирване.

23

Калапа и Чандра – названия индийских учебников по грамматике.

24

Пракрит, апабхрамса, пайшачи и санскрит.

25

Это ошибка. Кавьядарша была написана Дандином.

26

Ученые, упомянутые здесь, – важные личности в истории буддийской мысли. За течением времени, однако, невозможно точно установить, были ли они современниками Наропы. Часто случается, что личности разных эпох ставятся в один ряд из-за духовного родства.

27

Имеется в виду учение махаяны.

28

Перечислены пять текстов Майтреи (III в.н.э.), грядущего Будды.

29

Мадхьямика – одна из четырех философских школ буддизма, основанная Нагарджуной (около II в. н.э.). Относится к махаяне, хотя некоторые школы ваджраяны также основываются на ее положениях. Основной упор делается на учение о пустоте (шуньята), нереальности всех явлений, тождестве сансары и нирваны.

30

Шравакаяна – название одной из двух колесниц хинаяны, последователи которой практикуют основные медитации, а также постигают основы учения Будды. Бодхисаттваяна – колесница махаяны, в которой основное внимание уделяется развитию сострадания. Мантра-важраяна – колесница, в которой основной упор делается на быстрейшее достижение просветления посредством особых методов.

31

По васту, индийскому дизайну интерьера, одна из 16 основных комнат, располагается на северо-западе.

32

Шраманера – монах, соблюдающий пять заповедей: не убивать, не красть, не лгать, не вступать в половые сношения, не употреблять возбуждающих средств. Соответствует титулу гецул в тибетском буддизме.

33

Бхикшу – монах, соблюдающий 256 заповедей. Соответствует титулу гелонг в тибетском буддизме.

34

За исключением Панчакрама-санграха-пракаши эти работы до нас не дошли.

35

Абхидхарма, сутра и виная – три корзины буддийского учения. Тексты винаи учат в основном поведению, предназначены прежде всего для монахов и монахинь. Сутра – собрание диалогов Будды о том, как действовать в реальной жизни. Тексты абхидхармы касаются всех объектов знания, это обстоятельное описание всех явлений.

36

Здание университета имело четыре входа, по сторонам света, каждый из которых вел на свое отделение.

37

Пандита – ученый. Титул, часто даваемый тому, кто в совершенстве овладел пятью науками (грамматика, красноречие, духовные науки, медицина, ремесленные искусства). Пандитой обычно называют индийских ученых или тех, кто получил образование на санскрите.

38

Тхера – старейшина, уважительное обращение к ученому, главным образом в традиции Тхеравады. Равняется званию геше в тибетском буддизме.

39

Лит.: разбросал как корм для птиц.

40

Три типа нравственности: поведение существ этого мира, поведение медитатора и поведение, исходящее из знания пути.

41

Тантра-сантана. Этот термин имеет очень широкое значение, поскольку относится к таковости, или тотальности истины, и самости, самоосознанию, природе индивидуума. Эта трансцендентность может быть постигнута только через осознание своего Я.

42

Обычно говорится о пяти знаках и восьми результатах медитации. Подробное объяснение дано ниже по тексту.

43

Бинду – дословный перевод «капля», «точка». В тантрическиз текстах символизирует эссэнцию жизненной энергии. Также эквивалент бодхи-ума. Подбробнее о каналах и бинду см. ниже по тексту.

44

Жадность, ненависть и невежество.

45

Мара – правитель чувственного мира, искушающий живых существ мирскими удовольствиями. Также любые препятствия на духовном пути.

46

Обретение и потеря, известность и бесчестие, слава и хула, удовольствие и боль.

47

«Клешамара – это эмоциональная реакция, зависящая от формы существования и от самого индивидуума и действующая при наличии пяти чувств. Эта захваченность внешним и внутренним называется Марой. А жизнь под властью эмоций указывает на его огромную силу». (Дохакоша-нама-чарьягити-артхапрадипа-нама-тика).

48

Имеется в виду отказ от монашеских обетов.

Загрузка...