ш́рӣ сиддха̄нта-сарасватӣти видито гаудӣйа-гурв-анвайе
бхато бха̄нурива прабха̄та-гагане йо гаура-сам̇кӣрттанаих
ма̄йа̄ва̄да-тимин̇гилодара-гата̄н уддхритйа джӣванима̄н
кришна-према-судха̄бдхи-га̄хана-сукхам̇
пра̄да̄т прабхум̇ там̇ бхадже
«Среди великих наставников линии Гаудия Вайшнавов он известен как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Словно Солнце, сияющее в утреннем небе, он несёт свет – спасение душам, поглощённым тьмой имперсональных идей. Распространяя учение Господа Гауранги – пение Святых Имён – он даёт нам возможность погрузиться в океан любви к Шри Кришне, Всевышнему Господу».
Божественное возможно узреть лишь в Его собственном свете. Так и жизнь Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура может открыться нам только его беспричинной милостью – такова природа Господа и тех, кто приходит сюда от Его имени. Шрила Прабхупад – безбрежный океан божественных сокровищ; и если мы достаточно удачливы, нас, быть может, коснутся волны этого океана, омывающего своими водами берега этого мёртвого мира. Среди его бесчисленных достоинств – эрудиция, гениальность, духовное зрение, скромность, великодушие, сострадание, милость – лишь некоторые. Сущность Шрилы Прабхупады не выразить и целыми томами – не то что одной главой, и тем более простым перечнем фактов и впечатлений. Можно посвятить всю жизнь, чтобы обрести лишь искру истинного понимания о его послании, которое – вся его жизнь.
В лице его непостижимой личности мы встречаем Реальность вневременную и бескрайнюю. Однако, не оглядываясь на вечность – для того чтобы как-то начать, нам придётся восстановить ход событий.
Шрила Прабхупад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур явился в Пурушоттам Кшетре (Джаганнатха Пури) штата Орисса, в 3:30 пополудни пятницы 6-го февраля 1874 года. Это случилось в доме его семьи, неподалёку от святого места, именуемого Шри Нараяна-чатта величественного Храма Шри Джаганнатха, чьи стены постоянно вибрировали от звуков Святых Имён. Он был четвёртым сыном Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шримати Бхагавати Деви. Шрила Бхактивинод Тхакур неуклонно утверждал концепцию чистого Вайшнавизма в сердцах многих образованных и духовно ищущих людей Бенгалии конца девятнадцатого столетия. Шрила Прабхупад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур родился очень красивым младенцем, а пропорции его тела, в соответствии с утверждениями писаний, выдавали его незаурядную личность. Шею новорождённого – к изумлению всех присутствующих – точно священный брахманский шнур, обвивала пуповина. Шрила Бхактивинод Тхакур назвал своего сына Шри Бимал Прасад, что означает «милость Шримати Бимала Деви – трансцендентной энергии Господа Джаганнатха».
Шри Бимал Прасаду исполнилось шесть месяцев, город праздновал ежегодный фестиваль колесниц Господа Джаганнатха. В тот год колесница остановилась как раз напротив дома Шрилы Бхактивинода Тхакура, не двигаясь с места в течение трёх дней. Всё это время, пока Господь Джаганнатх оставался там, киртан продолжался под бессменным лидерством Шрилы Тхакура Махашай (ещё одно имя Шрилы Бхактивинода Тхакура). В один из тех дней Шри Бимал Прасад на руках своей матушки встречал Господа Джаганнатха и, увидев Его, потянулся к Божеству руками, словно предлагая почтительный поклон. В тот момент с шеи Господа Джаганнатха на ребёнка упала гирлянда, обвив его тело. Толпа, ставшая свидетелем такого благословения Господа Джаганнатха, возликовала. Под всеобщие радостные восклицания «Харибол!» Бхактивинод Тхакур накормил ребёнка Махапрасадом Господа Джаганнатха, исполнив обряд аннапрашам (первый приём злаков ребенком) при самых благоприятных обстоятельствах.
До десятого месяца жизни Шри Бимал Прасад с матушкой оставались в Джаганнатха Дхаме, а затем перебрались в Бенгалию, сначала – в Ранагхат, потом в Шрирампур. Однажды, в раннем детстве, Шри Бимал Прасад отведал манго, не предложив прежде Господу. Когда отец наказал его за проступок, мальчик в полноте раскаяния тут же поклялся никогда впредь не есть плодов манго – данному обету он следовал всю свою жизнь. В 1881 году Бхактивинод Тхакур владел домом на Рам-Баган в Калькутте, который назывался Бхакти Бхаван.
В раскопках фундамента было обнаружено Божество Шри Курма Дева. Вместе с Мантрой и церемонией поклонения Бхактивинод Тхакур передал Божество своему сыну, когда тому было восемь или девять лет от роду. Так, в свой срок, мальчик с великой заботой и преданностью начал служить Божествам.
В возрасте пяти лет Шри Бимал Прасад создаёт собственный метод стенографии и называет его Бичанто или Викринти. Позже он не переставал удивлять своих учителей знаниями санскрита и бенгали, глубоким интеллектом и превосходной памятью, чистотой этических и духовных качеств. В то же самое время Бхактивинод Тхакур даёт ему для чтения «Шри Чайтанья Шикшамриту». Кроме названных, выдающиеся способности Шри Бимал Прасад проявлял в математике и астрологии. Последнюю он изучал под руководством известнейшего из астрологов – Махеш Чандра Чурамани, впечатляя мастера своим исключительным талантом. Со временем другой из его учителей астрологии, Пандит Сундар Лаи, за широкую образованность и знание писаний наградил его титулом – Шри Сиддханта Сарасвати – «ведающий суть священных текстов». Когда Шрила Сарасвати Тхакур учится в седьмом классе школы в Шрирампуре, Шрила Бхактивинод Тхакур даёт ему Харинам (Святое Имя), Туласи-малу (молитвенные чётки из дерева Туласи) и Шри Нрисимха Мантру.
В 1885 году Бхактивинод Тхакур основывает «Сокровищницу Вайшнавов» – издательство, расположенное в его собственном доме. Шрила Сарасвати Тхакур изучал типографию и помогал отцу правкой текстов. Именно тогда возобновляется публикация журнала Шрилы Тхакура Махашая «Саджан Тошани». В этом же году Шрила Сарасвати Тхакур сопровождает Шрилу Тхакура Махашая (своего отца) в паломничестве по землям Кулинграма и Сарграма, где ему доводится слышать обширные дискуссии о Святом Имени. Тогда же, в 1885 году, в доме Шри Рамгопал Басу на Бетхун роуд в Калькутте, Шрила Тхакур Махашая учредил свою Вишва Вайшнава Радж Сабху (Великую всемирную ассамблею Вайшнавов). Многие широко известные личности, такие как Мадангопал Госвами, Нилкант Госвами, Бипин Вихари Госвами, Радхиканатх Госвами и Шишир Кумар Госвами, посещали это собрание и принимали участие в обсуждениях. Шрила Сарасвати Тхакур также приходил туда и с глубоким вниманием выслушивал рассуждения присутствующих. В то время с ним всегда была книга Шрилы Рупы Госвами «Шри Бхакти Расамрита Синдху» («Океан Божественной Преданности»).
Однажды, в раннем детстве, Шри Бимал Прасад отведал манго, не предложив прежде Господу. Когда отец наказал его за проступок, мальчик в полноте раскаяния тут же поклялся
никогда впредь не есть плодов манго –
данному обету он следовал всю свою жизнь.
Шрилу Сарасвати Тхакура не интересовало общение с мальчишками-сверстниками, гораздо более занимало его духовное. Его любимыми книгами были «Прартхана» и «Према Бхакти Чандрика» Шрилы Нароттама даса Тхакура. В свои юные годы он публикует труды по астрологии, такие как «Сурья Сиддханта» и «Бхакти Бхаван Панджика». Обычно дневные часы он проводил на площади Бидан Калькутты, споря с другими учениками о религии и философии. Позже, уже подростком, он учреждает «Благородное Собрание», все члены которого принимали пожизненный обет целомудрия (целибат). В этом Собрании состояло множество образованных людей, как юных, так и пожилых.
В 1892 году Шрила Сарасвати Тхакур окончил школу и продолжил обучение в Колледже Санскрита.
Его интересовало множество различных книг из библиотеки колледжа, но только не собственные учебники. После занятий в колледже он под руководством Пандита Притхвидхар Шармы изучал Веды и, кроме того, очень недолго – «Сиддханту Комуди». Будучи студентом Колледжа Санскрита, он опроверг некоторые суждения профессора Панчанан Сахитьячарьи. После чего никто не смел спорить со Шрилой Сарасвати Тхакуром, опасаясь потерпеть поражение. Но его духовные устремления не позволяли ему продолжать образование. В своей автобиографии он пишет:
«Если бы я уделял колледжу больше внимания, то под давлением обстоятельств был бы вынужден начать семейную жизнь. Но если я выгляжу туповатым невеждой, вряд ли найдётся желающий склонять меня к мирской карьере. Так, намереваясь посвятить себя служению высшему, я оставил Колледж Санскрита и подыскивал себе занятие, способное обеспечить скромный достаток».
«Если бы я уделял колледжу больше внимания, то под давлением обстоятельств был бы вынужден начать семейную жизнь. Но если я выгляжу туповатым невеждой, вряд ли найдётся желающий склонять меня к мирской карьере.
Так, намереваясь посвятить себя служению высшему, я оставил Колледж Санскрита и подыскивал себе занятие, способное обеспечить скромный достаток».
В 1897 году Шрила Сарасвати Тхакур основал «Сарасват Чатушпатхи» (Академию Сарасвати) при Бхакти Бхаване. Многие видные и известные своей образованностью личности – Лала Харагауришанкар, д-р Экендранатх Гош, Саткари Чаттопадхьяй, Шьямлал Госвами и Саратчандра Видьявинод – изучали там математику и астрологию. Под эгидой «Сарасват Чатушпатхи» Шрила Сарасвати Тхакур издаёт астрологические журналы «Джйотирвид» и «Брихаспати», а также немало древних астрологических текстов. Среди интеллектуалов Калькутты Шрила Сарасвати Тхакур слыл весьма компетентным астрологом. Сэр Ашутош Мукхопадхьяй, вице-канцлер Университета Калькутты, заявлял, что кафедра астрономии университета должна принадлежать Шриле Сарасвати Тхакуру.
В 1895 году Шрила Сарасвати Тхакур был принят наставником королевской семьи независимого штата Трипура. После того, как Махарадж Вирчандра ушёл из этого мира, в 1896 году его сын, Махарадж Радхакишор Маникья Бахадур, оставляет Сарасвати Тхакура наставником принцессы, а затем назначает управляющим поместья в Калькутте. Однако вскоре Шрила Сарасвати Тхакур попросил отставки, и в 1905 году Махарадж принимает её, назначив ему полное содержание. Эту помощь Шрила Сарасвати Тхакур получал до 1908 года.
Вамшидас Бабаджи Махарадж
Ранее, в 1898 году, Шрила Сарасвати Тхакур уже посетил многие места паломничества, такие как Каши, Праяг и Гая. В Каши (Бенарес) между ним и Рам Мишрой Шастри состоялась обширная дискуссия о Рамануджа-сампрадае. В тот период жизни со всей очевидностью проявляет себя его отречённая личность. Уже в 1897 году с великим усердием и преданностью, позволяя себе лишь остатки жертвенной пищи (хавишья анна) и непродолжительный сон на голом полу, он соблюдает чатурмасью (четырёхмесячный пост). В 1899 году в журнале «Ниведан», издаваемом в Калькутте, он публикует ряд статей, проповедующих Вайшнавизм. В 1900 году, там же в Калькутте, выходит его научный труд «Банге Самаджиката», содержащий исследования общества и религии.
В 1897 году на одном из островов Навадвипа, Годруме, на берегу реки Ганги, Шрила Бхактивинод Тхакур устраивает себе бхаджан-кутир (хижину для уединённой духовной практики), который назывался Свананда Сукхада-кунджа. Там, зимой 1898 года, Шрила Сарасвати Тхакур встречает удивительного, возвышенного святого Вайшнава – Шрилу Гауракишора даса Бабаджи, который пленяет его сердце. Сарасвати Тхакур по указанию Шрилы Бхактивинода Тхакура ищет прибежища у лотосных стоп Шрилы Гауракишора даса Бабаджи, и в 1890 году получает от Бабаджи бхагавата-дикшу (посвящение). Незадолго до этого, в марте того же года, Шрила Сарасвати Тхакур отправляется через Балешвар в Ремуну, чтобы увидеть Божества Кхирачора Гопинатха (Гопинатх, укравший для своего слуги, Шри Мадхавендры Пури, кхир – молочный пудинг). А оттуда через Бхуванешвар добирается в Пури. Шрила Сарасвати Тхакур очень привязался к этой святой земле. Там, напротив самадхи Шрилы Харидаса Тхакура, он мечтал устроить свой Матх. Чиновник-регистратор Пури, Джагабандху Паттанаяк, и другие обращались к нему с просьбами возглавить служение Божествам Шри Гиридхари в Сатасан Матхе.
В 1902 году возле самадхи Шрилы Харидаса Тхакура Шрила Бхактивинод Тхакур начинает строительство своего бхаджан-кутира, названного Бхакти Кутхи. Махарадж Кашим Базара, Маниндра Чандра Нанди, глубоко переживающий некую личную трагедию, устроил там для себя палатку и часто слушал Хари-катху Шрилы Бхактивинода и Шрилы Сарасвати Тхакура. Как раз тогда Шрила Сарасвати Тхакур в присутствии Шрилы Бхактивинода регулярно читал и объяснял слушателям в Бхакти Кутхи «Шри Чайтанья Чаритамриту». В то же самое время он собирал материалы для «Вайшнава Манджуши», энциклопедии Вайшнавов.
Один бабаджи, Радхараман Чаран дас, проживающий в Пури, сочинил как-то песню: «бхаджа нита̄и гоур ра̄дхе ш́йа̄м, джапа харе кришна харе ра̄м». Шрила Сарасвати Тхакур не только выступил против, но и с неопровержимыми доводами вскрыл очевидные противоречия и искажение сути Вайшнавских Писаний. Тот бабаджи, представляя концепцию сакхивеки, нарядил одного из последователей как Лалиту Сакхи. Всё это противно учению Махапрабху – не следует обычному существу вести себя так, будто оно – проявление самой Шримати Радхарани. Опровергая этого бабаджи, Шрила Сарасвати Тхакур, как всегда – без страха, откровенно называл вещи своими именами. Его оппоненты, не обладая способностями одолеть его в споре, пытались остановить его проповедь иными методами. Несмотря на то, что Шрила Сарасвати Тхакур молча игнорировал такие нападки, Шрила Бхактивинод Тхакур попросил его отбыть в Маяпур, чтобы без помех продолжать свой бхаджан.
Бимал Прасад Брахмачари
В феврале 1905 года Шрила Сарасвати Тхакур совершает паломничество по святым местам Южной Индии. Посетив Симхачал, Раджмахендри, Мадрас, Перемведур, Тирупати, Кандживерам, Кумбхаконам, Шрирангам, Мадурай и прочие, он вернулся в Калькутту, откуда отправился в Маяпур. В Перемведуре, собирая сведения о практиках триданди-санньяси Вайшнавов, он общается с Триданди Свами, принадлежащим к Рамануджа-сампрадае.
В 1905 году, проживая в Шри Маяпуре, Шрила Сарасвати Тхакур начинает проповедь послания Шримана Махапрабху. Следуя по стопам Шрилы Харидаса Тхакура, он произносит по
300 000 Святых Имён в день. Спал он на полу всего по нескольку часов в сутки и питался очень простой пищей, днями и ночами повторяя Святое Имя. Он говорил о Хари тем, кто хотел его слушать. Иногда он ходил в Кулию на даршаны Шрилы Гауракишора даса Бабаджи, желая получить его наставления. Тот был всегда рад Шриле Сарасвати Тхакуру: «Мой господин своей отрешённостью напоминает мне Шри Рупу и Шри Рагхунатху», – так говорил Шрила Бабаджи Махашай о своём ученике, которого называл обычно – мой прабху (господин).
В Навадвипе Шрила Сарасвати Тхакур получал благословения Шрилы Вамшидаса Бабаджи Махараджа. «Кто-то очень близкий моему Гауре навестил меня», – так говаривал он бывало, приветствуя Шрилу Сарасвати Тхакура.
Шрила Сарасвати Тхакур начинал свою воодушевлённую проповедь идеи Бхакти среди тех, для кого был безусловным авторитет брахманов и чьи представления о чистой Бхакти были искажены ложью подражателей (сахаджиев). В Индии ХIX и начала XX веков брахманы Бенгалии в большинстве своём интересовались главным образом правилами и предписаниями, не связанными с идеей служения. Они игнорировали саму суть писаний – куда более ценную нравственно и духовно для остальной части общества. Многие брахманы уже не обладали соответствующими качествами и считались таковыми лишь по праву рождения. Кастовая система теряла свою основу и предназначение, становясь фактически бесполезной для современного общества. Часто брахманы выступали против идей, угрожающих их превосходству, не имеющему, однако, ни нравственных, ни духовных оснований. И хотя многие люди уже не видели блага в существовании касты брахманов, они всё ещё не знали тех, кто смог бы занять их место. Настоящие Вайшнавы не выставляли себя на публику, ведя затворнический образ жизни, а вайшнавы-сахаджии вызывали скорее отвращение и подозрения, нежели уважение. В такой среде Шрила Прабхупад собирался утверждать принципы Дайви-варнашрама-Дхармы, системы общественного устройства, в центре которой – идея служения Господу, когда Вайшнавы достойны всяческого уважения, а положение в социуме определяется не обстоятельствами рождения, а естественной предрасположенностью существа.
В то время Шрила Бхактивинод Тхакур был сильно обеспокоен положением чистого Вайшнавизма, пребывающего в тени множества ложных концепций и искажаемого всякими подражателями. Он чувствовал, что среди его сыновей и последователей наиболее достойным преемником для проповеди является Шрила Сарасвати Тхакур – он был вдохновеннее, смелее и способнее всех остальных. По изложенной выше причине Тхакур Махашай (Бхактивинод Тхакур) пишет следующее письмо:
«Сарасвати!
Эти люди, гордящиеся благородным происхождением, в действительности не обладают подлинным великодушием, и потому пытаются унизить Вайшнавов, оскорбляя их – «Они родились в низших слоях общества по причине своей греховности».
Решение этой проблемы – в утверждении Дайви-варнашрама-Дхармы, чем ты и должен заняться как реальным служением Вайшнавам. Принципы Бхакти не проповедуются, позволяя всяческим апасампрадаям, как то сахаджии и атибари, выдавать за Вайшнавизм собственные предрассудки и нездоровые суеверия.
Всегда пресекай их враждебную деятельность проповедью чистой Бхакти и примером собственного бытия.
Приложи все усилия для скорейшего начала Шридхам-Навадвип-парикрамы (обход Дхама). Подобные меры дают возможность каждому в этом мире обрести Кришна-бхакти (любовное влечение к Господу). Пожалуйста, постарайся, чтобы служение в Шри Маяпуре никогда не прекращалось, сияя ярче день ото дня. Истинное служение Шри Маяпуру можно осуществлять, издавая журналы, распространяя книги и проповедуя единодушное воспевание (а не аскезу отшельника). Пожалуйста, не пренебрегай ради уединённого бхаджана проповедью и служением Шри Маяпуру.
Когда я уйду, пожалуйста, прими на себя всю заботу о служении столь близкому тебе Шри Маяпур Дхаму. Это – моё особое поручение. Люди, уподобившиеся животным, никогда не достигнут Бхакти, посему – ни в коем случае не принимай их советов. Но смотри, чтобы они прямо или косвенно не узнали об этом.
Я мечтал проповедовать суть «Шримад Бхагаватам», «Шат Сандарбхи» и «Веданта Даршан». Ты можешь принять эту ответственность на себя. Шри Маяпур будет процветать, если ты создашь там учебные центры. Не растрачивай себя, собирая знания или средства для собственного удовольствия – делай это лишь для служения Господу. Никогда не заводи порочных связей ради денег или иных собственных интересов».
Все Вайшнавы, кому довелось наблюдать взаимоотношения Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Сарасвати Тхакура, видели их необычайность – это не походило на отношения отца и сына. Их общение носило совершенно надмирный характер, как между учеником и Гуру, что очевидно явлено в этом письме.
Его желание проповедовать чистый Вайшнавизм росло – кроме распространения Хари-катхи и санкиртана, Шрила Сарасвати Тхакур стал собирать сведения о четырёх Вайшнавских сампрадаях (ветвях ученической преемственности). Он писал и издавал статьи о Вайшнавах-Ачарьях в «Саджан Тошани».
В 1906 году Шрилу Сарасвати Тхакура посетил некий джентльмен – Шри Рохини Кумар Гош, который доводился племянником судье Верховного суда Шри Чандре Мадхаву Гошу из Баришала. Рохини Бабу оставил семью ради жизни подвижника в Навадвипе. Встретив гуру из Баул (одно из бенгальских религиозных течений с музыкальной традицией), он поселился в его ашраме. Но однажды ему довелось услышать Шрилу Сарасвати Тхакура, его бесценные наставления о природе Бхакти. Состоявшееся общение произвело на Рохини Бабу глубокое впечатление, и, вернувшись тем вечером к себе в ашрам, он продолжал переживать услышанное. Он отправился спать не поужинав, а ночью увидел сон: Баул-гуру со своими подружками напали на него, обернувшись тиграми, и спасло его только появление Шрилы Сарасвати Тхакура. Следующим утром, разбуженный светом солнца, он немедленно оставил ашрам и отправился в Маяпур умолять Шрилу Сарасвати Тхакура о прибежище у его лотосных стоп. Он стал первым учеником Шрилы Прабхупады (так к Шриле Сарасвати Тхакуру обращались ученики).
Семья Бхактивинода Тхакура,
Сарасвати Тхакур – первый слева сверху
В феврале 1909 года Шрила Прабхупад устроил небольшой бхаджан-кутир (место молитвы) неподалёку от бхавана (место жительства) Шри Чандрашекхарачарьи, дяди со стороны Матери Шримана Махапрабху. В память о явленной здесь Врадж-лиле Махапрабху он назвал это место Шри Враджапаттан. Шрила Прабхупад продолжал служить Шри Йогапитху (месту явления Шримана Махапрабху), не покидая Шри Враджапаттана. В Йогапитхе в то время находилась его матушка, Шримати Бхагавати Деви, помогая ему в его служении Шри Маяпур Дхаму.
Однажды, когда он оказался там лично, к нему, чтобы принять прибежище его лотосных стоп, обратились двое юношей. Один из них, Ашвини Халдар, прибыл из окрестностей Баллалдигхи. Придя к Шриле Прабхупаде неграмотным, он, тем не менее, милостью Гуру стал великим знатоком Писаний. После посвящения у Шрилы Прабхупады его стали называть Вайшнавадас (слуга Вайшнавов). Шрипад Вайшнавадас Прабху служил Шриле Прабхупаде до конца его дней. Он был известен как весьма искусный исполнитель киртанов.
Второй юноша, Шри Панчан Самаддар, пришёл из деревни Виноднагар округа Джессор. Благодаря великой удаче его отцу довелось общаться со Шрилой Бхактивинодом Тхакуром, который однажды посетил их деревню. Маленький Панчанан был очарован услышанной Хари-катхой. Двенадцати лет от роду как-то ночью, в предрассветный час, он покинул дом отца, желая испытать судьбу подвижника, которая в конце концов привела его в Навадвип, откуда, подчиняясь необъяснимому влечению, юноша устремляется в Маяпур – на встречу с наставником. Слушая Шрилу Прабхупаду, он уже знал, что его судьба – у лотосных стоп этой великой личности. Позже по указанию Шрилы Прабхупады он продолжит своё образование в различных учебных заведениях, в том числе в Школе Санагар в Калькутте и Школе Хинди в Навадвипе. Но его Учителем всегда оставался сам Шрила Прабхупад. Многочисленные таланты принесут ему славу учёного и писателя. В 1913 году Шрила Прабхупад инициировал его, назвав Парамананда Видьяратной. Всю свою жизнь он оставался рядом со Шрилой Прабхупадой, служа своему духовному наставнику всеми своими качествами. Шрила Прабхупад назначил его одним из попечителей Гаудия Матха.
В 1911 году Вайшнавы подвергались жёсткой и враждебной критике со стороны ортодоксальных брахманов Бенгалии, известных как «Смарта Самадж». Эти деятели, не обладая духовным знанием, тем не менее очень гордились происхождением и положением в обществе, своими догмами, правилами и предписаниями. Благодаря высокому социальному положению им не составляло труда влиять на людей, которые не ведали об идеалах Вайшнавов. Даже некоторые из Вайшнавов поддерживали брахманов, рассчитывая на их признательность. В то время Шрила Бхактивинод Тхакур тяжёлой болезнью был прикован к постели. Но тревога не оставляла его – сложившаяся ситуация требовала, чтобы кто-то лично бросил вызов тем брахманам-пандитам. Исполняя желание Шрилы Бхактивинода Тхакура и по просьбе известного учёного Шри Мадхусудан Госвами из Вриндавана, Шрила Прабхупад устраивает встречу с брахманами из «Смарта Самадж» в городке Балигхай округа Мединпур. Председательствовал на собрании Пандит Шри Вишвамбхарананда Дев Госвами.
Шрила Прабхупад выступил со своей знаменитой статьёй «Брахманы и Вайшнавы». К его приходу богословы уже разделились на две группы: те, кто считал брахманов высшим классом общества, и другие, кто верил в превосходство Вайшнавов вне зависимости от их происхождения или положения в обществе. Сначала, цитируя многие строфы Писаний, Шрила Прабхупад прославил брахманов. Торжество собравшихся было безграничным – эти брахманы и не ведали о количестве посвящённых им славословий во множестве различных Писаний. Но затем, как и ранее, обратившись к Писаниям, Шрила Прабхупад воспевает величие Вайшнавов, чья слава далеко превосходит и качеством и количеством всё сказанное о брахманах. Неспособные возразить очевидному, они принялись шуметь. Один или двое из брахманов безнадёжно выдвигали новые аргументы, но Шрила Прабхупад своей безупречной логикой и знанием священных текстов разбил и их. Он лично отвечал на все вопросы и опровергал все доводы тех брахманов, чем утвердил всецелое превосходство Вайшнавов.
В день принятия санньяса, 1918 год
В том же году на встрече, собравшей многих последователей и знатоков религии, Шрила Прабхупад заявляет истинность Гаура Мантры – что вечна и должна почитаться каждым Вайшнавом. Своё утверждение он обосновал выводами из священных текстов. Так, вопреки некоторым теориям, он доказал, что Гаура – одно из вечных Имён Всевышнего, а Шри Чайтанья Махапрабху – воплощение Самого Господа. Втайне от Шрилы Прабхупады, его Гурудев, Шрила Гауракишор дас Бабаджи, также присутствовал среди собравшихся и был безмерно рад услышанному.
В марте 1912 года Махарадж Кашим Базара Калькутты, Шри Маниндра Чандра Нанди, приглашает Шрилу Прабхупаду на ежегодную религиозную конференцию «Кашим Базар Саммилани» поведать Хари-катху. Но, прибыв туда, Шрила Прабхупад увидел, что организаторам куда более интересны собственные мирские взгляды на религию и вызываемый ими эффект, они не нуждались в идее чистой Бхакти. Их противоречивые концепции были абсолютно неприемлемы. Выражая протест, Шрила Прабхупад соблюдал пост всё то время, что оставался там; он принял прасад (пищу, предложенную Всевышнему) только вернувшись в Шри Маяпур Дхам.
Четвёртого ноября 1912 года Шрила Прабхупад в компании нескольких учеников отправляется по святым местам игр Шримана Махапрабху и Его спутников; проповедуя чистую Бхакти, они посещают Шрикханду, Яджиграм, Катву, Джхаматпур, Чакханди, Дайхат и т. д. В Шридхам Маяпуре и окрестностях, иногда в других деревнях Бенгалии или в Калькутте, Шрила Прабхупад неизменно проповедует и отвечает на вопросы о духовных предметах.
Группа санкиртана Гауди Матха
В 1913 году Шрила Прабхупад открывает издательство «Бхагават Янтралая» на Санагар Лейн, 4, Калигхат, Калькутта, где начинает издавать книги, в том числе: «Шри Чайтанья Чаритамриту» с собственными комментариями – «Анубхашья»; «Шримад Бхагавад Гиту» с комментариями Шри Вишванатха Чакраварти Тхакура; «Гауракришнадаю» орисского поэта Говинды даса и другие. Вечерами он обычно проводил санкиртан, после которого давал Хари-катху. Многие выдающиеся джентльмены Калькутты приходили послушать его. В 1914 году этот мир оставляет Шрила Бхактивинод Тхакур, продолжая свои вечные игры в Духовной Реальности. В январе 1915 года Шрила Прабхупад переводит издательство в Шри Враджапаттан, Маяпур, где продолжает печатать книги. 14 июня 1915 года он закончил свои комментарии к «Шри Чайтанья Чаритамрите».
После ухода Шрилы Бхактивинода Тхакура его знаменитый и широко известный журнал «Саджан Тошани» продолжает своё существование под руководством Шрилы Прабхупады. В июле 1915 года он переводит издательство «Бхагават Янтралая» в город Кришнанагар и печатает книги Шрилы Бхактивинода Тхакура.
Семнадцатого ноября 1915 года, в священный день Уттхан Экадаши, оставляет мир дикша-Гуру Шрилы Прабхупады – Шрила Гауракишор дас Бабаджи Махарадж. Шрила Прабхупад, бывший тогда в Маяпуре, немедленно отправляется в Навадвип. Шрипад Кунджавихари Видьябхушан (позже Шримад Бхакти Вилас Тиртха Махарадж) описывает случившееся там в «Сарасвати Джаяшри», биографии Шрилы Прабхупады. Несколько так называемых бабаджи Навадвипа спорили друг с другом о том, кто даст самадхи телу Шрилы Гауракишора даса Бабаджи. Все они имели тайный мотив, а именно – лично владеть самадхи, чтобы в дальнейшем получать деньги от паломников и учеников. Предвидя столкновение, туда прибыл инспектор полиции Шри Бариндра Натх Сингх.
Приведя множество доводов, бабаджи заявили, что Шрила Прабхупад, не будучи санньяси, не имеет права давать самадхи Шриле Гауракишору дасу Бабаджи. Предвещающим грозу голосом Шрила Прабхупад сказал:
«Я единственный ученик Шрилы Бабаджи Махараджа. Хотя я и не санньяси, всю свою жизнь я следовал правилам брахмачари (целибат). Милостью Шрилы Бабаджи Махараджа я не имею тайных противозаконных пристрастий в отличие от тех, кто в своём „отречении“ уподобляется обезьянам. Если среди присутствующих здесь найдётся кто-то чистый нравом и действительно отречённый – мы не станем препятствовать и позволим ему устроить самадхи Шриле Бабаджи Махараджу. Кто-нибудь, кто в течение года, полугода, трёх месяцев, месяца или даже последних трёх дней не трогал женщины, – может прикоснуться к телу блаженного – любой другой, сделав это, погибнет!»
«Кто же сможет подтвердить такой факт?» – поинтересовался инспектор, на что Шрила Прабхупад ответил: «Я поверю на слово». Присутствующие с изумлением наблюдали, как все так называемые бабаджи один за другим покидали арену событий. Полицейский инспектор был немало удивлён увиденным.
Тогда по указанию Шрилы Прабхупады Вайшнавы – из тех, кого коснулась благая удача, – перенесли тело Бабаджи Махараджа. Некоторые из присутствующих сетовали: «Когда Шрила Бабаджи Махарадж был жив, он говорил: „Моё тело нужно протащить по земле Навадвипа, чтобы оно покрылось её пылью“. Следует выполнить его волю».
Шрила Прабхупад ответил им: «При всей нашей глупости, невежестве и склонности к оскорблениям мы всё же должны понимать суть этих смиренных слов моего Гурудева – они были сказаны для сокрушения гордыни и высокомерия материалистов. Даже Сам Господь Кришна счёл бы великой удачей нести тело моего Гурудева на Своих плечах, на Своей голове. Когда ушёл Шрила Харидас Тхакур, Шри Гаурасундар танцевал, держа на руках его благословенное тело – так Он выражал ему Своё почтение. Поэтому, следуя по стопам Шримана Махапрабху, мы также должны нести благословенное тело Шрилы Бабаджи Махараджа на своих головах».
Семнадцатого ноября 1915 года Шрила Прабхупад даёт Гурудеву самадхи в Натан Чара Навадвипа, на берегах Ганги. Шестнадцатью годами позже переменчивое русло могучей Ганги скрыло в своих водах это святое место. Двадцать первого августа 1932 года, повинуясь указаниям учителя, несколько учеников из Шри Чайтанья Матха, включая Шрипада Нарахари Прабху, Шрипада Винодавихари Прабху (позже Шрила Бхакти Праджана Кешава Махарадж) и других, на лодке перенесли самадхи на другой берег Ганги – из Навадвипа в Шри Чайтанья Матх Маяпура.
С уходом Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Гауракишора даса Бабаджи Махараджа Шрила Прабхупад, переживая боль разлуки с ними, пребывал в глубокой печали. Тогда же произошло удивительное событие, которое Шрипад Парамананда Видьяратна описывает в «Сарасвати Джаяшри»:
Наблюдая безрадостное духовное состояние страны и пропаганду сахаджиев (имитаторов), в отсутствие Шрилы Тхакура Махашая и Шрилы Бабаджи Махараджа, Шрила Прабхупад испытывал большую растерянность. «Как исполнить мечту моего наставника? Как проповедовать послание Шри Чайтаньи Махапрабху? Я не располагаю достаточными средствами и людьми. Я также не обладаю знаниями и талантами, чтобы привлечь кого-то. У меня нет мирских навыков и богатств. Как я могу осуществить столь серьёзные задачи? Я не способен проповедовать послание моего учителя», – думал он.
Все эти мысли ввергали Шрилу Прабхупаду в уныние и депрессию. Но однажды ночью его посетило видение – с восточной стороны Храма Йогапитха, сопровождаемый Своими слугами, является Господь Чайтанья. Под звуки санкиртана Он восходит к месту Своего явления, с Ним – шесть Госвами. Там же в своих сияющих формах – Шрила Джаганнатх дас Бабаджи, Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Гауракишор дас Бабаджи. Обращаясь к Шриле Прабхупаде, они сказали: «Зачем ты поддаёшься страху? Делай своё дело – утверждай истинную религию. Проповедуй повсюду послание Шри Гауры и развивай служение Святому Имени, святой Обители и желаниям Шри Гауры. Пребывая рядом с тобою вечно, мы всегда готовы помочь. Следуя предназначенному – утверждая беззаветное служение Господу, ты всегда получишь нашу поддержку. За тобою – не счесть людей, бесконечные богатства, выдающиеся мудрецы, желающие предложить тебе помощь. Чего бы тебе ни потребовалось, в любое время немедленно будет в твоём распоряжении для служения твоей миссии. Призвав всё вдохновение, продолжай проповедовать послание Бхакти в духе Шримана
Махапрабху. Никакие препятствия этого мира не смогут остановить тебя. Мы – всегда рядом». Следующим утром с восторгом Шрила Прабхупад поведал нам о своём видении.
Будучи великим отречённым и вечно свободной духовной личностью (нитья-сиддха) – тем не менее – для того, чтобы видом странствующего нищего монаха усилить эффект проповеди, а также являя пример Дайви-варнашрама-Дхармы, – в 1918 году Шрила Прабхупад решает принять санньяс. Надевая шафрановые одежды, он, в действительности, выражал покорность, смиренно склоняя голову перед своими Учителями – Шрилой Бхактивинодом Тхакуром и Шрилой Гауракишором дасом Бабаджи, носившими парамахамса-веша (белые одежды носят отречённые Вайшнавы, не следующие правилам варнашрама-Дхармы; санньяс, требующий ношения шафрановых одежд, составляет варнашрама-Дхарму).
Место, где явился Шри Чайтанья Махапрабху, –
Йогапитх, Шридхам Маяпур
В полнолуние, седьмого марта 1918 года, в благоприятный день явления Шримана Махапрабху, в Шри Маяпуре, согласно предписаниям Вед, Шрила Прабхупад принимает санньяс. Рано утром он обрил голову и совершил омовение в старой Ганге недалеко от Ваман Пукура. Его сопровождали Шри Рамгопал Видьябхушан, Шри Ананта Васудев Прабху, Шрикант Дасадхикари (позже Шримад Бхакти Пракаш Аранья Махарадж) и другие. По пути он говорил об Аджамиле, санньясе Шримана Махапрабху, а также обсуждал некоторые стихи «Шримад Бхагаватам». После омовения, предложив дандаваты (поклоны) Господу, он вернулся во Враджапаттан, где уже подготовили всё необходимое для церемонии. Шрила Прабхупад вошёл в Храм и, памятуя о своём Гурудеве, принял триданди-санньяс – триединый – телом, умом и сердцем – обет служения Всевышнему.
Всё это время ученики ожидали снаружи. Среди них были Шрипад Парамананда Видьяратна и Шрипад Кунджавихари Видьябхушан. Там же собирался и остальной народ – праздновался день явления Шримана Махапрабху. Появление Шрилы Прабхупады в одеждах санньяси напомнило присутствующим отречение Шримана Махапрабху и вызвало волну всеобщей печали. Переполняемые потоком чувств, многие плакали.
В тот же самый день Шрила Прабхупад открыл Шри Чайтанья Матх и установил там Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Радха-Говинды. Этот Шри Чайтанья Матх в Маяпуре – Акар Матх (изначальный Матх) всех Гаудия Матхов всего мира. В полдень среди большого числа собравшихся была дана лекция о явлении Шримана Махапрабху. На следующий день он провёл обряд посвящения (инициацию) некоторых из предавшихся душ – Шрипада Харипада Видьяратны, Шрипада Ананта Васудевы Прабху и Шрипада Бхакти Пракаша Прабху.
Приняв санньяс, Прабхупад явил свои удивительные качества отрешённости и аскетичности. Это описано в мемуарах Шрипада Ананта Васудевы Прабху, цитируемых в «Сарасвати Джаяшри»:
«До принятия санньяса он не снимал одежды двадцать четыре часа в сутки. Никто не видел верхней части его тела. Но став санньяси, большую часть времени он носил чадар. Он отказался от сандалий, и от этого стопы его кровоточили, но он не переставал ходить босиком. Его великая отрешённость приводила нас в изумление. Соблюдая чатурмасью, он спал на голом полу, ел единожды в день – и никогда после захода солнца. В летний зной в Маяпуре он закрывал двери и воспевал Святые Имена днём и ночью».
Месяц спустя в литературном собрании в Кришнанагар Холле Шрила Прабхупад читает научную лекцию «Вайшнава Даршан» («Вайшнавская Философия»). В мае, взяв с собой нескольких учеников, он отправляется проповедовать.
В Даулатпуре, остановившись в доме Ваманали Поддара, он проповедовал несколько дней и инициировал ряд последователей, в том числе Шрипада Яшоданандана Прабху и Шрипада Нарахари Прабху.
Тогда же один из его учеников, Шрипад Наянабхирама Прабху (позже Шримад Бхакти Вивека Бхарати Махарадж), своей успешной проповедью помогает Шриле Прабхупаде в его Миссии. Шримад Бхарати Махарадж изъяснялся очень простым языком, представляя идеи Вайшнавов в доступной и привлекательной форме. Шрила Прабхупад занял Шримад Бхарати Махараджа проповедью среди простых людей. Он заставлял своих слушателей то плакать, то смеяться. Его слова пленяли сердца, послушать Бхарати Махараджа приходили, бывало, тысячи. Он замечательно исполнял киртаны. Шрила Прабхупад, зная сильные стороны каждого из своих учеников, занимал их соответствующей деятельностью. Покидая этот мир, он сказал Шримад Бхарати Махараджу, что тот был усердным, достойным учеником, и велел ему служить Миссии.
Чтобы отметить четвёртую годовщину ухода Шрилы Бхактивинода Тхакура, второго июня 1918 года вместе с двадцатью четырьмя учениками Шрила Прабхупад отправился в Пури Дхам. Перед этим Шрила Прабхупад, приняв приглашение Шрипада Кунджавихари Видьябхушана, посетил его жилище на Гаурибади Лэйн Калькутты, где вместе со всеми два дня вкушал прасад. Шрипад Кунджавихари Видьябхушан был простым почтовым служащим, но, несмотря на крайнюю бедность, он устроил для Шрилы Прабхупады и его свиты роскошный пир из многих блюд. По пути в Пури Дхам – в Саури, Куамале и многих других местах – Шрила Прабхупад выступал с лекциями. Затем, чтобы увидеть Божества Кхирачора Гопинатха, он направился в Ремуну. По дороге в Пури Шрила Прабхупад был охвачен переживаниями разлуки с Господом Чайтаньей. На собрании в Балешваре он прочёл лекцию по «Шикшаштаке» Махапрабху. Даже многие из видных правительственных чиновников приходили услышать его лекции, а некоторые слушатели радушно приглашали его в свой дом.
После фестиваля в Пури, посвящённого уходу Шрилы Бхактивинода Тхакура, который сопровождала мощная проповедь и санкиртан, Шрила Прабхупад вернулся в Калькутту. На короткое время он остановился на Бритиш Индиан стрит, 3. Там он давал лекции, которые его ученики посещали ежедневно. В течение августа и сентября 1918 года представитель группы противников Вайшнавизма передал Шриле Прабхупаде двадцать девять вопросов. Основываясь на священных писаниях и логике, он ответил на все, тем самым заставив их замолчать. Эти вопросы и его ответы были впоследствии опубликованы в статье «Ответы на вопросы критиков». Затем Шрила Прабхупад вернулся в Бхакти Бхаван.
Следующие несколько месяцев и лет происходило нечто беспрецедентное. Огромный город Калькутта, бывший ранее весьма неблагоприятным для Вайшнавов местом, стал центром проповеди Миссии Шрилы Прабхупады. Начало этому положил его ученик, Шрипад Кунджавихари Прабху, сердце которого горело неугасающим огнём желания служить Шриле Прабхупаде – он предложил его лотосным стопам новый план действий. Однажды в Маяпуре он сказал: «Прабхупад, как много людей может прийти сюда, чтобы услышать вашу восхитительную, бесподобную проповедь послания Шримана Махапрабху? С другой стороны, люди со всего мира прибывают в Калькутту – скольких людей пропускает через себя этот город! Если мы разместим здесь ваше представительство, огромное число людей получат благую возможность услышать вас». Шрила Прабхупад не мог не согласиться. В ноябре 1918 года Шрипад Кунджавихари Прабху арендовал двухэтажное здание на Джанкшин роуд, 1, следующее за знаменитым Храмом Парешнатх.
В том же месяце Шрила Прабхупад учреждает духовную организацию, назвав её «Бхактивинода Асан». Алтарная и комната Шрилы Прабхупады находились на верхнем этаже, а трое-четверо бхакт, со Шрипадом Кунджавихари Прабху в том числе, проживали внизу. Арендная плата составляла пятьдесят рупий в месяц, что превосходило скромные средства бедного почтового служащего. Проживающие там пытались помочь Шрипаду Кунджавихари Прабху, но чаще всего и им бывало очень трудно собрать такие деньги. Но Шрипад Кунджавихари Прабху неизменно следовал своему принципу – отдавать всё, что только потребуется, для служения Гуру, даже если ради этого придётся залезть в долги.
В новом «Бхактивинода Асане» Шрила Прабхупад проводит регулярные проповеднические программы, собирая всё больше и больше людей, желающих слушать его. Пятого февраля 1919 года, в благоприятный день явления Шримати Вишнуприи Деви, Шрила Прабхупад воссоздаёт Вишва Вайшнава Радж Сабху. Он выступает с лекцией о философии и истории этой старинной ассамблеи. Двадцать седьмого июня для поклонения в Свананда Сукхада-кундже (бхаджан-кутир Шрилы Бхактивинода Тхакура) была установлена божественная форма Шрилы Бхактивинода Тхакура.
Четвёртого октября 1919 года Шрила Прабхупад начинает проповеднический тур по Восточной (ныне Бангладеш) и Северной Бенгалии. Как раз накануне Восточная Бенгалия пережила стихийное бедствие – сильный ураган и наводнение. Тысячи людей остались без крова, многие погибли. Осень в Бенгалии – пора праздников, поскольку в это время года бенгальцы проводят фестиваль Дурга-пуджа. Но тогда повсеместные скорбь и печаль заменили собой веселье. Шрила Прабхупад выбрал это время для проповеди. Он счёл сложившиеся обстоятельства вполне соответствующими строкам «Шримад Бхагаватам»:
тат те «нукампа̄м̇ су-самӣкшама̄но
бхун̃джа̄на эва̄тма-критам̇ випа̄кам
хрид-ва̄г-вапурбхир видадхан намас те
джӣвета йо мукти-паде са да̄йа-бха̄к
«Всякий, кто терпеливо сносит лишения и беды, ниспосланные ему за прегрешения, оставаясь преданным рабом Твоим в делах, в словах и в уме, несомненно, сорвёт вожделенный плод освобождения, как наследник, смиренно сносящий выговор от родителя, получает все богатства».
Шрила Прабхупад проповедовал по городам и весям Восточной Бенгалии. Где бы он ни находился, множество людей приходило на его лекции. Часто люди собирались специально лишь для того, чтобы услышать Шрилу Прабхупаду. Многие высокопоставленные джентльмены приглашали Шрилу Прабхупаду в свои дома, желая послушать Хари-катху. Он проводил санкиртаны во множестве городов и сёл. Шрила Прабхупад посетил Дамурхуду, Кустхиа, Павана, Сагарканди, Белгачи, Раджбари, Лаухаджанг, Домсар, Нараянгандж, Дакку, Ширадждигха, Котчандпур, Махешпур и прочие места.
В апреле 1920 в Куммиле, что в Восточной Бенгалии, проходит религиозная конференция «Кашим Базар Саммилани», для участия в которой были приглашены и члены Вишва Вайшнава Радж Сабхи. Но увидев программу, включающую обсуждения и прославление сокровенных игр Господа Кришны с Гопи, они по указанию Шрилы Прабхупады, беспокоясь о кротком и смиренном Махарадже Кашим Базара, Шри Маниндре Чандре Нанди, поставили перед участниками конференции ряд вопросов. Было сформулировано семь тезисов об уместности обсуждений среди обусловленных душ сокровенных игр Шри Шри Радха-Кришны. Махарадж должным образом представил эти вопросы собравшимся пандитам, но ни один из них не рискнул ответить.
Матушка Шрилы Прабхупады,
достопочтимая Шримати Бхагавати Деви
В июне 1920 года почтенная Шримати Бхагавати Деви оставила этот мир, войдя в обитель своих вечных игр. Шесть лет назад, в тот же самый день, мир покинул Шрила Бхактивинод Тхакур.
Долгие годы Шримати Бхагавати Деви отдавала себя служению божественной Миссии Шрилы Прабхупады. Прежде чем уйти, она пригласила сына к своему ложу для последней просьбы – она желала, чтобы послание и Святое Имя Шримана Махапрабху распространялось по всему миру.
Шестого сентября 1920 года Прабхупад открывает Шри Гаудия Матх в Бхактивинода Асане и устанавливает Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Радха-Говинды. Учреждение Шрилой Прабхупадой Гаудия Матха придаёт его Миссии мощный импульс. Шрила Прабхупад желал проповедовать учение Шри Чайтаньи в чистейшей форме. Он хотел донести людям, что цель жизни – это служение и любовь к Кришне, что в Кали-югу единственным путём к свободе является повторение Святых Имён и безусловное служение Господу. Он желал проповедовать концепцию чистой Бхакти среди всех классов общества: для богатых и бедных, образованных и невежественных, среди ортодоксальных брахманов и нового поколения одурманенных западными ценностями людей. Он желал, чтобы сотни людей приходили на его лекции, читали книги и журналы, издаваемые Гаудия Матхом. Словом, он желал духовной революции – задача, очевидно, амбициозная для того, под чьим началом была лишь горстка помощников, с трудом добывающих средства. Тем не менее Гаудия Матх демонстрировал изумляющий рост. Организация объединяла людей из самых разных слоёв общества, но в большинстве своём присоединившиеся к Миссии были высокообразованы. Многие обладали разнообразными талантами и практическим опытом, к нему приходили учёные, писатели, редакторы, управленцы, доктора, инженеры, юристы… Удивительные личностные качества Шрилы Прабхупады и сила его слова трогали сердца многих людей, навсегда изменяя их жизни. Вне всякого сомнения – в Бенгалии начиналась духовная революция.
Прабхупад-прештха, Шрила Бхакти Вилас Тиртха Махарадж.
«Он – жизненная сила Миссии и главная причина её успеха, созидатель, настоящий творец Гаудия Матха»,
– говорил о нём Шрила Прабхупад…
Последователи Гаудия Матха усердно трудились, расширяя Миссию Шрилы Прабхупады. Они стучались в каждую дверь, служили Божествам, пели киртаны в Храме и выходили с Нагар-санкиртаном на улицы Калькутты. По указанию Шрилы Прабхупады они проповедовали везде, где только могли. В 1920 году Шрипад Кунджавихари Видьябхушан Прабху на какое-то время отбыл по работе в Басру (теперь Ирак), что позволило ему погасить огромный долг, который он накопил, пытаясь быть полезным Гаудия Матху.