Первая и самая глубокая проблемная область психики, которую мы выделяем, говоря о травмах – это область, непосредственно связанная с осознанием смерти и выживания. Ключевым понятием здесь будет «право на жизнь» – ощущение индивида, что само его существование уместно, он как бы имеет право на него и на реализацию врожденного инстинкта выживания. У большого количества людей бессознательное представление о праве на жизнь поставлено под вопрос, потому, что родители в раннем детстве ненамеренно травмировали инстинкт выживания у своего ребенка.
Право на жизнь утверждается через то, что ребенок признается достойным жизни и, в отдаленной перспективе, достойным продолжения себя в собственных детях. Право на жизнь на символическом уровне дает ребенку родитель одного с ним пола, именно он является проводником ребенка в социуме, и, в целом, в окружающем мире. Родитель того же пола собственным примером должен показать ребенку, как ему нужно себя вести и кем быть. Он или она вводит ребенка в сообщество мужчин или женщин, которое должно принять и оценить его как своего достойного члена. Именно этим обеспечивается в дальнейшем право на то, чтобы занять свое место в мире и обществе и продолжить свою жизнь в жизнях своих потомков.
В идеале, отец должен научить своего сына заниматься спортом, драться, принимать участие в мужских развлечениях и чувствовать себя своим среди своих в любой мужской компании, вне зависимости от возраста. Отец помогает своему сыну освоить ремесло, которое будет кормить его и его семью в будущем, учит его добывать пропитание и защищать женщину, которая станет впоследствии матерью его потомства. Отец своим собственным признанием и усилиями, направленными на обучение сына, дает мальчику право быть мужчиной, право состояться и закрепить свое существование в мире.
Мать, в свою очередь, должна научить девочку быть женщиной и быть конкурентоспособной среди женщин, таким образом, получив право закрепить и продолжить себя в детях. Ключевые параметры такой конкурентоспособности – умение комфортно организовывать свое жизненное пространство, заботиться о детях и о мужчине, быть для него привлекательной и вызывать у него желание ее оберегать, обеспечивать и выбрать ее в качестве жены и матери своих детей. С точки зрения инстинкта, носителем которого является каждый человек, даже, если он этого не осознает, такое разделение является правильным. Но реализация права на жизнь начинается с изначального признания девочки ее матерью, а мальчика его отцом. Принципиальное значение имеет положительная реакция однополого родителя на само существование ребенка, задолго до того, как тот узнает о социальном и гендерном контексте своего бытия.
1. При ребенке, думая, что он ничего не понимает, обсуждают его желанность или нежеланность, особенно – если это происходит неоднократно. Мама, бабушка, другие члены семьи могут в сердцах сказать «Если бы ты не родился, то…», «С тех пор, как ты родился, мы были вынуждены…». Учитывая, что критика мышления у ребенка не сформирована, все слова, сказанные при нем, напрямую идут в подсознание и воспринимаются им как само собой разумеющееся. Даже если ребенок сам еще не умеет говорить, все, что он слышит, сохраняется в глубоких слоях его памяти и отражается в сознании задним числом. Так, все указания на нежелательность его появления на свет или ненужность его существования закрепляются в подсознании человека буквально в этом смысле – «я не нужен», «меня не должно было быть», «мое рождение привело к неприятностям и бедам». Когда ребенок вырастает, он не помнит, при каких обстоятельствах и что конкретно ему было сказано, но от ощущения, что он лишний, что он живет непонятно зачем, и что его как бы и нет на свете, он впоследствии избавиться не может.
2. Родители сравнивают ребенка с другими детьми и говорят ему, что предпочли бы видеть другого мальчика или девочку на его месте. Вообще ситуация, когда ребенку предпочитают другого, имеет сугубое значение для травм права на жизнь. Это базовая угроза для этого права – такая ситуация прямо указывает на то, что ребенок не достоин жизни и заранее не выдержал конкуренции.
3. Родитель одного с ребенком пола не занимается целенаправленно ребенком и не делает всего того, что помогает ребенку выжить и стать конкурентоспособным среди себе подобных. Символически, родитель не признает ребенка достойным того, чтобы вкладывать в него усилия, бракует его.
4. Ребенка принимают родители, но отвергает социум и однополая группа. Даже если в семье ребенка воспитывали в ощущении его нужности, и он был желанным, другие люди, окружающие его (учителя, соседи, родственники, одноклассники, особенно одного с ним пола), могут своими словами и действиями поставить под сомнение его право на жизнь. Если нового члена сообщества выкидывают из предполагаемой среды его общения, не признают достойным, на символическом уровне это значит, что родитель пытался сделать ребенка конкурентоспособным и достойным выживания в группе, но не смог. Это «отбраковка» на более позднем этапе, которая, к сожалению, так же способна убедить человека в его ненужности миру и самому себе.
5. Травма может существовать с детства в непроявленной форме и никак не проявляться вплоть до повторной травмирующей ситуации, которая происходит с человеком уже во взрослом состоянии. Обычно это бывает связано с отвержением или изменой значимого партнера. Например, если женщина, которая жила в браке, внезапно оказывается брошенной, потому, что муж предпочел ей другую. В такой момент у женщины рушится вся система координат и самоопределения, потому, что мужчина, который выбрал ее и обеспечивал существование ее и ее потомства, перестал считать ее достойной этого и исключил из ареала своей заботы. В такой ситуации не актуальная ранее травма, связанная с выживанием, может активироваться и стать ведущей. На самом деле, когда-то в детстве этой женщине каким-то образом отказали в праве на жизнь, но тогда это не повлияло существенным образом на ее жизненную стратегию. Получив подтверждающую «ответную часть» через много лет, чувство ненужности и умножение самого себя на ноль может всплыть из подсознания и перекроить человеку всю картину мира.
Итак, подводя итоги всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: право на жизнь травмируется у человека, начиная от самого рождения и до подросткового возраста, и латентная травма может быть активирована во взрослом возрасте в ситуации личного кризиса. Право на жизнь напрямую связано с инстинктом выживания и волей к жизни, а также конкурентоспособностью человека среди лиц одного с ним пола, поскольку это залог возможности размножения.
Для того, чтобы выжить и свести у себя в голове концы с концами, люди с травмированным правом на жизнь реализуют в своем поведении следующие два сценария: сценарий Отверженного и сценарий Ригидного (Названия сценариев были взяты у Лиз Бурбо, для того, чтобы не изобретать новых терминов. Однако необходимо учитывать, что суть описываемых психологических конструкций различается, совпадают только названия).
Общее описание сценария
Жизненную стратегию Отверженного реализуют в своей жизни люди, получившие в детстве послание: «ты не нужен, твое существование нежелательно», и смирившиеся с этим. Отверженный уверен в том, что ему нет места в мире и в отношениях с другими людьми, что он сам по себе не представляет ценности и не может быть объектом любви. В каком-то смысле, такой человек сам не ощущает, что живет, поскольку бессознательно воспринял от окружающего мира указание не быть. Для подтверждения собственного существования ему нужно как-то обнаружить себя, привлечь к себе чье-то внимание, и чаще всего – негативно окрашенное.
На сознательном уровне Отверженный вовсе не хочет, чтобы его замечали. Его тяготит необходимость выстраивать с окружающими коммуникацию, потому, что сама по себе ситуация общения обновляет его априорное чувство ненужности другим людям. Но ощущать собственное существование ему важнее, а добиться этого ощущения иначе, чем вызвав на себя какую-либо реакцию со стороны, он не может, поэтому бессознательно Отверженный все время не к месту привлекает к себе внимание. Часто это воплощается в неуклюжести, в том, что такой человек все время роняет предметы, не вписывается в повороты, забывает выключить телефон перед совещанием или просто всегда везде опаздывает, заставляя окружающих ждать. Отверженные могут, совершенно не осознавая этого, вставать поперек прохода и парковаться в самых неудачных местах. Очень часто именно они не вовремя звонят, не вовремя приходят и вызывают на себя агрессию окружающих, доставляя им бытовые неудобства. Такие люди могут заумно и мудрено изъясняться, стремясь учесть и передать все тонкие нюансы своей мысли, и окружающих будет раздражать необходимость вникать в то, что же на самом деле они имеют в виду. И, хотя они сами страдают от неловкости, они не перестанут вести себя именно так, пока не пролечат свою травму – только так они чувствуют, что живут. Помимо описанного, Отверженным свойственна эдакая характерная бесцеремонность – поскольку у них нет как такового чувства собственной уместности, то и чувства неуместности своего появления или вмешательства у них тоже нет. Например, они могут искренне не понимать, что людям, к разговору которых они решили присоединиться, не до них. Или что знакомым, к которым они решили зайти, неудобно в этот момент принимать гостей. Или же, что случайный собеседник не обязан выслушивать историю его страданий, если Отверженный в депрессии или страдает по какому-то поводу. Самим Отверженным при этом кажется, что они очень заботятся об удобстве окружающих и ведут себя тактично.
История из жизни. Мне позвонила женщина и записалась на прием на следующий день. Я даю частные консультации у себя дома, и ждала ее к 13.00. В 7.00 утра раздался звонок в домофон, и клиентка объяснила, что она уже приехала, и что она не может ждать. Я с изумлением сказала, что еще сплю, и спросила, чем вызвана такая спешка. «Я до часа не доживу», – ответила клиентка. Я сказала, что это, в общем-то, не моя проблема, и что в семь утра я консультаций не даю, а ее жду в час, согласно записи. Клиентка настаивала. Я повторила отказ и выключила домофон. Через небольшое время раздался звонок в дверь – кто-то пустил женщину в подъезд. У меня в гостях были родственники, которых тоже разбудили звонки, и я поняла, что клиентка не отстанет и придется ее принять, несмотря на ее не располагающее к себе поведение. Конечно, проблема, с которой она ко мне пришла, была не смертельной, но ей субъективно казалось, что у нее действительно земля горит под ногами. Несомненно, это очень яркое проявление типичной черты Отверженного, таким людям трудно осознавать и учитывать, и собственные потребности, и потребности окружающих. Также им часто бывает свойственна более или менее проявленная истеричность. На таких людей очень трудно рассчитывать.
Еще одна типичная особенность представителей этого психологического типа – подмена инстинкта самосохранения инстинктом самоуничтожения. Заложенная в детстве программа толкает Отверженного на попытки прекратить свое «незаконное» существование физически. Часто Отверженные приобретают разрушительные зависимости, много рискуют, занимаются опасными видами спорта. Значительное число людей, оканчивающих свою жизнь суицидом, живут в рамках именно этого жизненного сценария.
История из жизни. Её рассказала клиентка, которая пролечила травму Отверженного: «С детства я увлекалась активными видами спорта: каталась на горных лыжах, прыгала в воду с вышки, прыгала с парашютом, гоняла на мотоцикле и на автомобиле, лазила по скалам. В общем, все, что было страшно и опасно для других людей, вызывало у меня азарт и желание попробовать это сделать. Поначалу я ощущала прилив сил, а потом опустошение, и снова пускалась на поиски острых ощущений. Несмотря на наличие у меня мужа и двоих детей, я с удовольствием шла навстречу опасным приключениям, а моя семья – за мной. Я всегда думала, что это мои истинные желания. Однако, когда я проработала травму Отверженного, все изменилось. Мы с мужем и детьми поехали в очередное туристическое путешествие – и в первый же день я начала думать о том, что вообще не понимаю, куда и зачем я еду. Привычный азарт сменился мыслями о том, насколько мне действительно необходимо куда-то лезть и рисковать жизнью. Когда нам нужно было сплавляться по горной реке с порогами, я вдруг впервые в своей жизни подумала, что мне страшно за собственную жизнь и жизнь своих близких. Во время путешествия я то и дело ловила себя на мысли, что наше приключение как минимум небезопасно, что это может закончиться серьезными травмами, а с нами дети. Мои глаза открылись: я вдруг поняла, что мне все это не нравится и никогда не нравилось, а рисковала я потому, что, на самом деле, мне не хотелось жить, и за всеми моими приключениями стояло неосознанное желание однажды все-таки свернуть себе шею. Для самоубийства у меня не было ни смелости, ни осознанных причин, и вот я убивала себя через то, чем занималась. Когда мы вернулись домой, я решила серьезно поговорить с мужем, и сказала, что рискованные занятия меня больше не привлекают. Мне стало страшно, я поняла, что хочу жить. Каково же было мое удивление, когда обрадованный муж сказал, что очень надеялся, что рано или поздно мне все это надоест. Потому что сам он все эти годы рисковал только ради меня…».
Одна из главных особенностей Отверженных (специально выделенная у Лиз Бурбо) – это бегство как базовая защитная реакция. В проблематичных ситуациях, под давлением Отверженные стремятся сбежать, разорвать контакт, в крайнем случае – заснуть и отключиться от происходящего, если бежать некуда. Отверженные сбегают, когда начинают понимать, что становятся нужными кому-то, любимыми кем-то, и что им становится комфортно. Этот позыв к бегству продиктован страхом, что недоступное счастье может все-таки найти их, но тогда они непременно лишатся его позже. Придет кто-то и отберет его. Навсегда и по праву счастье принадлежать им не может, потому, что права нет. Поэтому лучше сбежать до того, как оно наступило, чем лишиться его после того, как уже подержал в руках, почувствовал и принял. Отверженные боятся быть счастливыми и нужными, они прячутся в привычное одиночество, ибо ждут от него меньшего страдания.
Обстоятельства нанесения травмы. Формирование сценария
Сценарий Отверженного запускается в результате глубокой и ранней травмы, которую наносит ребенку родитель одного пола с ним. Первичная травма относится к возрасту от 0 до 3 лет, часто – до 1 года. Однополый родитель для ребенка в этом возрасте – это самый важный и близкий человек, самое важное и близкое существо на свете. Именно он отвечает за выживание ребенка, ему еще не умеющий говорить ребенок бессознательно адресует само свое существование, и полностью зависит от того, принимает его родитель или нет. В первые годы после рождения основная задача младенца – это физическое выживание. Слыша слова и воспринимая действия родителя, адресованные ему, ребенок непосредственно принимает точку зрения взрослого, давшего и поддерживающего в нем жизнь. Если родитель транслирует, что в его мире ребенку нет места, то это прямо определяет его самосознание.
Взрослым часто кажется, что, пока ребенок еще не умеет как следует говорить и сознательно обдумывать то, что видит, он «ничего не понимает и ничего не запоминает», но это не так. Пока сознание ребенка находится в процессе формирования, у него еще нет защитных механизмов и фильтров. Ребенок действительно не удержит в активной памяти свой младенческий опыт, но все, что он видит и слышит в этом возрасте, фиксируется в его подсознании, и именно это дает основу тем психологическим конструкциям и стратегиям, которые затем будут работать у него в течение всей жизни. Услышав в возрасте нескольких месяцев, что родитель одного с ним пола не рад его существованию, человек на полном серьезе начинает считать свое существование ошибкой, а себя – недостойным жить. И, конечно, если он оказался не нужен самому первому и самому важному адресату, то и никому другому, по его бессознательному убеждению, он никогда не будет нужен.
Для взрослых Отверженных характерно то, что они ничего не знают о самом себе, не имеют образа себя, разумеется – себя не любят, и вообще ощущают себя эдаким нематериальным наблюдателем, взгляд которого исходит из абстрактной точки в нуле, и всего лишь фиксирует окружающие события.
На самом деле, бесплодные поиски признания в партнерах, коллегах и вообще в окружающем мире, призваны компенсировать Отверженному отказ в принятии одного единственного человека – его отца или матери, в зависимости от пола. Именно его или ее признание является той недоступной сверхценностью, которая могла бы разрешить Отверженному жить и быть собой.