Часть 2. Юность

Наступило лето 1950 года, мать еще лежала в больнице, когда старший брат Володя не захотел работать в колхозе и пошел в «Затонское» речное пароходство устраиваться матросом. Парень он был рослый и уже видна была в нем какая-то сила. Его взяли на судно, выдали форму, и он гордый званием матроса как то сразу преобразился. Самого младшего брата Сашку, забрал к себе брат Алексей, устроил его в ПТУ от авиамоторного завода, где он сам и работал. Коля оставался один.

Вдруг в майский день ему передают, что его ожидает директор школы Елена Николаевна Иванова. Коля собрался и отправился на встречу. Встретив его, Елена Николаевна сказала: «Сейчас пойдем в Уфу, я попробую определить тебя в поварское училище». Коле ничего не оставалось, как подчиниться. Дорога от деревни Дмитриевка до Уфы занимала 15 километров, они преодолели ее часа за три. Подошли к какому-то небольшому зданию, Елена Николаевна сказала: «Подожди меня здесь, я схожу одна». Ожидать ее пришлось около часа, на конец она вышла, расстроенная и не довольная, пояснила, что не принимают по комплекции, якобы у них тяжелая работа. Затем она спросила: «Что же ты думаешь делать»? Коля ответил, что в Нижегородке у него живет сестра, сначала он сходит к ней, а затем в деревню. На этом они и расстались. Придя к сестре Ане, он рассказал о своем походе и попросил разрешения переночевать.

Наутро Коля встал, умылся, позавтракал, что дала сестра и пошел не в деревню, а в город поискать счастья. Его влекли романтические специальности: лесника, геолога и он направился в геологоразведочный техникум, тем более он знал, что их соученица Фая Аитова, приемная дочь директора школы Елены Николаевны, круглая отличница, подала документы в этот техникум. И он подумал, что может увидит ее снова, свою одноклассницу, самую красивую и умную девочку. Подойдя к техникуму, он увидел большое светлое здание, с большими окнами и лестницами. Зайдя в приемную комнату, он обратился к женщине, кто принимает документы на поступление. Женщина среднего возраста, с хорошо зачесанными волосами в косу и уложенными на голове, ответила. Коля подал свое свидетельство об окончании Дмитриевской неполной средней школы, справку о месте жительства и стал ожидать вердикт. Женщина посмотрела, затем взглянула на Колю и сказала: «Вы уверены, что пройдете конкурс на поступление, у Вас только одна пятерка по Конституции СССР и много троек. У нас конкурс пять человек на место». Коля понял, что он навряд ли победит своих соперников и поблагодарив женщину забрал документы.

Выйдя на улицу Коля подумал, а что в лесохозяйственном техникуме тоже такой же конкурс. Не все горожане любят лес и с твердым намерением направился на улицу им. Аксакова. Он шел медленно, разглядывал витрины и красивые дома, отделанные красным кирпичом и узорами, и не заметил, как вышел на улицу Октябрьскую, к кинотеатру им. Александра Матросова – героя войны и уроженца Башкирии. На противоположной стороне улицы, на деревянных воротах, висел трафарет за стеклом, где было написано: «Башкирский техникум пищевой промышленности». Вот оно, опять пищевая отрасль ему на глаза попалась, и подумал Коля, дай зайду и узнаю какие условия и специальность.

Зайдя во двор, он увидел в глубине двора двухэтажное здание, а слева от него зал для собраний, на котором написано: «Приемная комиссия». Коля зашел и увидел уже немолодую женщину, чем-то похожую на его мать. Он подошел и спросил, может ли он подать документы на прием. Женщина мило улыбнулась и сказала: «Да, можно, давайте я посмотрю». Приняв документы, она сказала, что все в порядке, приходите на первый экзамен ровно через неделю. Коля даже немного опешил от быстрого решения, но поблагодарив, вышел. Купил на улице у продавщицы пирожок с ливером и направился в деревню. Дома он еще раз проштудировал правописание русского языка и приготовился писать сочинение. Первый экзамен прошел успешно, сочинение написал на четыре балла. Были вывешены результаты и объявление о дате следующего экзамена по математике. Подойдя к списку, кто допускается к следующему экзамену, Коля увидел своего деревенского Пашку Громова.

Он был постарше Коли и тоже поступал в этот техникум. Коля спросил: «Ну, что Паша прошел ты первый экзамен?», на что Паша ответил: «Нет, не везет нашей козе, в одном месте хвост накрутили, теперь вот здесь». Не расстраивайся, позанимайся дома в следующий год поступишь. Второй и третий экзамен Коля тоже прошел успешно, по-видимому случайно, так как билет по математике оказался легкий, ну в общем повезло. Сдав экзамены, Коля был зачислен учащимся Башкирского техникума пищевой промышленности. С этой радостной вестью он явился к сестре Анне и сказал: «Аня, я поступил учиться в пищевой техникум, мне будут платить стипендию, конечно этого мало, сможешь ли ты принять меня?».

Сестра сама не работала, на руках трое маленьких детей, муж Алексей Иванович, шофер в пехотном училище, в звании сержанта, к своей зарплате получал дополнительный солдатский паек. Аня без радости, но согласилась чтобы Коля у нее пожил до конца учебы. Алексей Иванович – военный добрый человек никогда не ругался, не повышал голос и не сердился. Разве мог он отказать Коле, ведь он на войне нас защищал. Таким его запомнил Коля и был благодарен ему всю жизнь. В учебе Коля преуспевал, учился хорошо, участвовал в спортивной жизни техникума. Однажды в декабре месяце, старший группы Виктор Печенкин сказал: «Коля, намечаются лыжные соревнования средних учебных заведений Уфы, приходи на тренировку». В выходной день из нашей группы явились три парня и две девушки в парк им. Якутова. День был морозный, с небольшим ветром, группа бегала по большому кольцу детской железной дороги. Коля не отставал от участников, но почувствовал, что у него защипало уши, потом легкое покалывание, а через некоторое время боль в ушах пропала. Закончив тренировку, явились в спорткомнату, товарищи увидели, что у Коли совсем белые уши. Начали оттирать снегом, не помогло, уши не краснели.

Придя домой, сестра намазала уши гусиным жиром, обвязала к голове косынкой и в таком состоянии Коля ходил на занятия. Перед соревнованием всем участникам провели медицинскую комиссию, когда очередь дошла до Коли, врач, слушавший сердце и измерявший кровяное давление, сказала: «Вам молодой человек бежать нельзя, у Вас сильная аритмия сердца». Но тренеру нужно было выставить команду, и он на свой страх и риск разрешил Коле выступить на соревновании. Брат Володя, не долго проработал матросом на судне по причине возникшего конфликта между ним и другим матросом. А все произошло из-за автоматической ручки. Володя купил ее на первую же зарплату.

Ему нравилось, не надо макать в чернильницу, чистить перо, в общем было удобно. Уходя на работу в машинное отделение, он оставил эту ручку на столе в кубрике. Придя в кубрик, он не нашел своей ручки и спросил сидящего рядом матроса, не брал ли он. На что тот ответил, что не брал и бросил ему простую ручку с пером. Володя посмотрел на старшего матроса, а тот взглядом указал на соседа. Володя понял кто вор, взял брошенную ему ручку, подошел к матросу и вонзил ее между лопаток. Тот заорал, выбежал из кубрика и побежал с жалобой к начальнику порта. Через некоторое время, старший матрос сказал, что начальник порта просит написать Володи объяснение. На что Володя ответил, что писать он ничего не будет, Вы всё видели, Вы и расскажите, меня считайте с этого дня уволенным. Больше Володя в порту не появлялся. Побыв дома в деревне, он в выходной поехал к сестре Екатерине. Она уже к тому времени была замужем и жила в Нижегородке.

У сестры он познакомился с человеком, который узнав, в чем дело сказал ему, приходи завтра в город на улицу Ленина, в лабораторию по контролю и ремонту электросчетчиков. Побудешь учеником, а потом будешь электриком. Так он и сделал, и работал там пока не ушел служить в Советскую Армию. Учеба же у Коли в техникуме подходила к концу, шел 1955 год. Горько мы пережили смерть великого человека – строителя нового социалистического государства Иосифа Виссарионовича Сталина. Люди плакали на митингах и боялись за будущее. Первым секретарем Коммунистической партии в стране стал Никита Сергеевич Хрущев, соратник по партии, он люто ненавидел Сталина и в первый же год правления развенчал его славу, его мудрое руководство страной и не заметил, как скатился в большой степени в буржуазную идеологию. В техникуме вывесили перечень хлебозаводов, куда можно было подать заявление на работу. Николай выбрал Дагестан, город Избербаш, требовался технолог. Прибыв на место, Коля явился к директору завода. Магомед Исаевич встретил его как гостя, накормил обедом, показал завод и понял, что комплекция Коли не подходит на начальника и предложил Коле поехать в Махачкалу на завод большой мощности. Коля не возражал, кто не хочет побывать в столице Дагестана, думал Коля. Это даже намного лучше, чем маленький Избербаш.

В тот же день поездом Коля уехал в Махачкалу. Прибыв утром на хлебозавод №1 в отдел кадров, он подал документы и поинтересовался условиями. Начальник отдела кадров сказал: «Да мы знаем о Вас, будете работать сменным лаборантом с окладом 80 рублей в месяц, жить будете на съёмной квартире у одной женщины, будете платить за жилье и питание 30 рублей в месяц. Наш человек проводит Вас, выходить на работу завтра к 8—00 часам». На этом аудиенция Коли была закончена и началась первая производственная жизнь. Работа показалась не сложной: следить за кислотностью дрожжевого теста и за технологическим процессом до выпуска готовой продукции. Однажды прогуливаясь по городу, на улице Комсомольской, Коля увидел объявление: «Набор курсантов в Махачкалинский аэроклуб ДОСААФ». Коля заинтересовался и вошел в здание. Сразу увидел большой зал и на постаменте самолет и отдельные его части. В другом помещении он увидел разложенные на полу стропы парашюта. Коля зашел к начальнику и справился об условиях приема. Учеба и практика в аэроклубе рассчитана с августа и по август следующего года. Перед началом учебы все проходят медицинскую комиссию. Так Коля начал вечерами посещать аэроклуб.

Загрузка...