Глава 1. Жизнестойкость личности как психологический феномен

1.1. Философские и психологические подходы к изучению жизнестойкости

Феномен жизнестойкости является неотъемлемым личностным образованием, развивающимся в процессе жизни человека. Феномен (греч. phainomenon – являющееся) – понятие, означающее явление, данное нам в опыте. Человек обнаруживает жизнестойкость в определенных ситуациях вне зависимости от знаний и пониманий этой данности личности.

По словам В. П. Зинченко, «личность рождается при решении экзистенциальной задачи освоения и овладения сложностью собственного бытия» [66]. Решение жизненных проблем в непредсказуемом мире – это вопросы личностного развития человека.

Остановимся на наиболее важных аспектах философии и психологии, которые отражают общий подход к пониманию жизнестойкости как феномена развивающейся личности человека.

Еще в философских учениях античности проблема устойчивости человека перед невзгодами жизни была очень актуальна. Философы школы стоиков (Зенон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) обосновывали разумную природу человека и необходимость стоического отношения к происходящим событиям, которые уже не зависят от человека. В учении стоиков поднимался важный вопрос о возникновении эмоциональных переживаний человека, связанных не с происшедшими событиями, а именно с отношением к этим событиям. Осмысливалась установка на то, что никакие невзгоды не могут причинить вред человеку против его воли.

Философы-стоики рассматривали вопросы отношения к миру, проблемы возможностей и ограничений человека в этом мире. Они подчеркивали значение индивидуального выбора и значение для человека приближения к добродетельной жизни; отмечали важность формирования добрых привычек; подчеркивали необходимость отвечать на события разумом, а не эмоциями; рассматривали вопросы возможностей и ограничений человека в этом мире.

Также в учении стоиков отмечалась важная роль социального компонента в жизни человека, осознание человеком своего вклада в ценность мирового целого, вопроса долга как принятия на себя решения жизненной задачи и исполнения ее в меру своих способностей.

Важно и интересно подчеркнуть, что известные представители стоицизма в описании потомков остались именно как жизнестойкие люди. Эпиктет (50 г. н. э. – 125 г. н. э.) поражал современников своим юмором и спокойствием, сосредотачивал внимание на практической стороне философии, в его лице философия становилась жизнью, сам он себя считал учителем добродетельной жизни. Марку Аврелию (121 г. н. э. – 180 г. н. э.), императору Рима, автору возвышенно этического трактата «Размышления», удалось строить свою жизнь, часто в очень неблагоприятных обстоятельствах, в полном согласии с предписаниями своей книги «мыслей самому себе» [39].

В современный период развития общества быстрые изменения в социальной, культурной жизни ставят вопросы быстротечности, неопределенности, проблему индивидуального самоосуществления человека.

Возникшее в современном мире такое направление философии как экзистенциализм, заставляет человека задуматься о неопределенности, парадоксальности человеческой жизни, которая может преодолеваться через самостоятельную решительность человека (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Личность растет, выбирая, и приходит в упадок, пребывая в нерешительности.

Рассматривая способность человека противостоять трудностям жизни, философы-экзистенциалисты обращаются к таким понятиям, как свобода и сознательность выбора, ответственность и долженствование, нахождение смысла в происходящем. Все эти философские категории находят свое место в современных психологических исследованиях личности человека.

В психологической науке исследование вопросов, связанных с возможностью человека развивать психологические способности в трудных ситуациях, и тем самым, личностно развиваться в самых неблагоприятных обстоятельствах жизни относятся к изучению стрессоустойчивости, субъектности, жизненных миров личности.

Понятие жизнестойкости, введенное Сьюзен Кобейса и Сальваторе Мадди, находится на пересечении теоретических воззрений экзистенциальной психологии и прикладной области психологии стресса и совладения с ним. Термин hardiness, введенный С. Мадди, С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость», Д. А. Леонтьев предложил обозначать как «жизнестойкость» [98].

С. Мадди, ученик Гордона Олпорта и Генри Мюррея, рассматривал феномен жизнестойкости с точки зрения целостного подхода к личности. Его лонгитюдное исследование личностных особенностей служащих одной из компаний, которые в условиях постоянно действующего стресса не только не покинули компанию, но и улучшили свою профессиональную деятельность, привели к выявлению у данных служащих структуры установок и умений, способствующих превращению ситуации стресса в ситуацию проявления своих возможностей.

Учение С. Мадди о жизнестойкости согласуется с его теорией личности, которую он определяет как теорию активации, вариант модели согласованности (теория активации С. Мадди, Д. Фиске). Данная теория описывает согласованность или несогласованность между привычным и реально необходимым для данной ситуации уровнями активации или напряжения психики человека.

Понятие активации при этом обозначает уровень энергичности, который включает как психологическую, так и нейропсихологическую компоненту. Данная теория подчеркивает важность информации и эмоционального опыта, получаемого человеком в результате взаимодействия с окружающим миром.

Термин hardiness, введенный С. Мадди С. Кобейса, в переводе с английского означает «крепость, выносливость», Д. А. Леонтьев предложил обозначать как «жизнестойкость» [117].

Перевод Д. А. Леонтьевым hardiness как жизнестойкости придало этому термину значимую эмоциональную окраску. Сам термин «жизнестойкость» является привлекательным, так как включает эмоционально насыщенное слово «жизнь» и актуальное психологическое свойство, выраженное термином «стойкость».

Сам по себе феномен жизни можно отнести к различным уровням организации человека. «Жизнь телесная и стремление к ее сохранению, материальному поддержанию, жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной – все эти стороны жизни неизменно оказывались в центре внимания философской мысли различных эпох», – отмечает К. А. Абульханова-Славская [2]. Само сущностное наполнение понятия жизнь связано с разными уровнями, сторонами, способами протекания и осуществления данной жизни – от биологического выживания до духовного просветления.

Все уровни жизни связаны и перетекают друг в друга. Начало русских сказов «жил-был» – связывают жизнь витальную, биологическую и жизнь – «жил», проявляющуюся в бытийствовании, действии – «был». Фраза В. Франкла «Быть – значит отличаться» – показывает значимость индивидуальной самостоятельности человека в построении своей жизни, это уже уровень жизни, связанный с самоосуществлением, а не просто проживанием и бытийствованием. «Жить – быть – отличаться» – вот цепочка осуществления жизни человека.

«Жил,

Полон сил.

Жизнь была ему в радость.

Был

Он без крыл,

Но ощущал крылатость»,

– эпитафия А. Цирлинсона отражает это разнообразное проявление жизни.

Термин «жизнестойкость» активно стал использоваться в психологических исследованиях. Однако важно отметить, что при изучении психологических процессов противостояния человека стрессу, способов преодоления экстремальных ситуаций, способностей к личностному развитию в трудных жизненных обстоятельствах используются различные понятия. Все они, отчасти, являются родственными понятию «жизнестойкость» и, прежде всего, отражают наличие существующих внутренних возможностей человека, которыми он может воспользоваться в различных ситуациях жизни.

Рассмотрим некоторые из них, так как достаточно часто через эти понятия конкретизируется проявление человеком жизнестойкости.

«Ресурс» является понятием полидисциплинарным. По словам В. П. Зинченко, ресурсный подход дает возможность в терминах одного языка описать как требования, накладываемые внешней средой на систему, так и внутренние возможности системы удовлетворять данным требованиям [66].

В психологии к ресурсам чаще всего относят физиологические и типологические особенности личности, когнитивные процессы и личностные качества, социальную поддержку, финансовое благополучие, приобретенные знания, навыки и опыт, а также навыки оперирования ресурсами в трудных жизненных ситуациях тоже могут рассматриваться в качестве самостоятельного ресурса [128, 133].

По классификации С. Хобфолла ресурсы включают:

1) материальные объекты (доход, дом, одежда, материальные фетиши) и нематериальные (желания, цели);

2) внешние (социальная поддержка, семья, друзья, работа, социальный статус) и внутренние, интраперсональные, переменные (самоуважение, профессиональные умения, навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера, оптимизм, самоконтроль, жизненные ценности, система верований и другое);

3) психические и физические состояния;

4) волевые, эмоциональные и энергетические характеристики, которые необходимы (прямо или косвенно) для преодоления трудных жизненных ситуаций или служат средствами достижения лично значимых целей [41].

Жизнестойкость личности рассматривается некоторыми исследователями, как личностный ресурс, а также способность в жизненно важных ситуациях воспользоваться внешними ресурсами [136].

«Адаптация» также понятие полидисциплинарное. Психологическая адаптация – процесс установления оптимального соответствия личности окружающей среде в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовать связанные с ними значимые цели (при сохранении физического и психического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды (Ф. Б. Березин).

Процесс адаптации связывается с реализацией личностью выбора, опосредованного, прежде всего, биологическими и социальными потребностями; он может быть сделан в ущерб потребностям психологическим, потребностям самореализации [17, 103, 107].

Понятие «воля» рассматривается в психологии, как жизненная сила, энергия, и, в то же время как социальное образование. Проблема воли традиционно связывается в психологии с проблемой овладения своим поведением. Л. С. Выготский рассматривает проблему воли как проблему организации человеком своих побуждений путем создания новых мотивов-стимулов [43]. Д. Н. Узнадзе указывал, что в основе волевого поведения лежит создаваемая самим субъектом фиксированная установка (тогда как в случае импульсивного поведения установка зависит от актуальной ситуации и существующей потребности) [160].

В работах П. В. Симонова воля фигурирует как потребность преодоления препятствий (рефлекс свободы). Препятствие человек воспринимает как ограничение своей свободы и это порождает вторичную потребность преодоления. Автором имеется в виду потребность, устойчиво доминирующая в структуре личности, сформированная, прежде всего, и главным образом условиями воспитания человека на протяжении всей его предшествующей жизни.

При этом определенную роль при формировании такой потребности играют и врожденные задатки личности, в том числе присущая ей выраженность «рефлекса свободы» [147].

С. А. Рубинштейн, рассматривая волевые качества личности, от которых зависит «сила сопротивляемости неблагоприятным условиям», отмечал, что, «прежде всего, огромную роль здесь играет энергия и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими препятствиями за достижение цели» [142]. В современных исследованиях волевое поведение рассматривается как процесс произвольного формирования побуждений. При рассмотрении вопроса о способности человека преодолевать жизненные трудности и при этом личностно развиваться, воля больше связывается не с волевыми усилиями, а с волевой структурой личности, включающей в себя значимые мотивы, выбор и целенаправленные действия на достижение результата [70].

Психологическая устойчивость – это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях [88]. Подчеркиваются в основном типологические особенности личности.

Психологическую стойкость личности связывают, как с проявлением способности сохранять постоянный уровень активности, хорошее настроение, так и с проявлением таких личностных качеств, как отзывчивость, наличие разносторонних интересов, избегание упрощенности в ценностях, целях и стремлениях [88, 173].

Устойчивость личности, по А. Н. Леонтьеву, определяется соотношением смыслообразующих мотивов с определенными поведенческими особенностями, со способами осуществления деятельности [93].

В работах ведущих психологов (Л. И. Анциферовой; Л. С. Выготского; Л. Г. Дикой; Б. Ф. Ломова; В. А. Пономаренко; В. Э. Чудновского и других) устойчивость, зрелость личности связывается с умением человека ориентироваться на определенные цели, характером временной перспективы, организацией своей деятельности.

Термин «жизнеспособность» был впервые введен Б. Г. Ананьевым, который подразумевал под жизнеспособностью общую трудоспособность человека. Главнейший фактор сохранения жизнестойкости и жизнеспособности, по мнению Б. Г. Ананьева, – тренируемость интеллектуальных функций [8].

В настоящее время акценты в определении жизнеспособности несколько смещены в сторону выживаемости человека и его личностного самосохранения (И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин, М. П. Гурьянова и другие) [72].

Жизнеспособность – это стремление человека выжить, не деградируя, в ухудшающихся условиях социальной и культурной среды, воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане; стать индивидуальностью, сформировать смысло-жизненные установки, самоутвердиться, найти себя, реализовать свои задатки и творческие возможности. При этом человек преобразует среду обитания, делая ее более благоприятной для жизни, не разрушая и не уничтожая ее [72].

Жизнеспособность рассматривается как более широкий термин, чем жизнестойкость, так как наличие этого качества и его проявление присуще человеку как индивиду, а жизнестойкость развивается уже как личностное образование на определенном этапе онтогенеза.

Жизнетворчество – личностно-ориентированная практика развития и коррекции отношений с миром, связанная с расширения мира, расширением жизненных отношений. Как практика, жизнетворчество может быть связано с определенными аспектами в развитии и проявлении жизнестойкости [97].

Личностный адаптационный потенциал – совокупность психологических особенностей человека, включающий следующие характеристики:

– нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу (психофизиологический уровень);

– самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей (личностный уровень);

– ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих;

– опыт социального общения [104].

Адаптационный потенциал задает определенную вероятность, возможность развития личностного качества – жизнестойкости.

Личностный потенциал – интегральная характеристика уровня личностной зрелости, отражает меру преодоления личностью заданных обстоятельств, в конечном счете, преодоление личностью самой себя, а также меру прилагаемых ею усилий по работе над собой и над обстоятельствами своей жизни [ИЗ]. Одна из специфических форм проявления личностного потенциала – это преодоление личностью неблагоприятных условий ее развития. Эти неблагоприятные условия могут быть заданы генетическими особенностями, соматическими заболеваниями, а могут – внешними неблагоприятными условиями. Существуют заведомо неблагоприятные условия для формирования личности, они могут действительно роковым образом влиять на развитие, но их влияние может быть преодолено, опосредовано, прямая связь разорвана за счет введения в эту систему факторов дополнительных измерений, прежде всего самодетерминации на основе личностного потенциала [96].

Более общим по отношению к понятию жизнестойкость, является понятие субъектностъ, которое обозначает способность и готовность человека к активной, сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта не только при решении проблемных, стрессовых, но всех жизненных типичных и нетипичных вопросов. Проявление субъектности в деятельности и поведении, в процессах восприятия, в принятии решений, связано, прежде всего, с индивидуальными особенностями освоенной человеком преобразующей активности: особенностями постановки и решения задач (мысленных или предметных). Специфика субъектности определяется функциями регуляции активности действий, которые актуальны в данный момент для человека или актуальны с точки зрения перспективы [141, 3, 30].

Понятие жизнестойкость пересекается с вышеприведенными понятиями, однако оно обозначает отдельно значимый феномен психики человека, который развивается по определенным генетическим закономерностям, является многокомпонентным личностным образованием, влияющим на актуализацию различных свойств психики человека в ситуациях жизненного напряжения.

Рассмотрим содержание и структуру феномена жизнестойкости на основании анализа результатов исследований отечественных и зарубежных психологов.

1.2. Анализ содержания феномена «жизнестойкость» в психологической литературе

Анализируя жизнестойкость как психологический феномен, представляет интерес обратить внимание на различные его аспекты и проявления, психологические составляющие данного феномена.

Исходя из определения разнообразия жизни, а также различного проявления такого качества, как стойкость, можно говорить о многоаспектности феномена жизнестойкости.

Исследования С. Мадди и С. Кобейса продемонстрировали, что жизнестойкость – личностная характеристика, которая является общей мерой психического здоровья человека и отражает три жизненные установки: вовлеченность, уверенность в возможности контроля над ее событиями, а также готовность к риску [185, 98].

Вовлеченность определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности» [187, 98]. Человек с развитым компонентом вовлеченности получает удовольствие от собственной деятельности, в процессе которой он чувствует свою значимость, ценность.

Контроль представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Противоположность этому – ощущение собственной беспомощности. Человек с сильно развитым компонентом контроля ощущает, что сам выбирает собственную деятельность, свой путь.

Компонент контроля сходен также с категорией локуса контроля Дж. Роттера, который представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).

Принятие риска (challenge) – убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, – неважно, позитивного или негативного. Человек, рассматривающий жизнь как способ приобретения опыта, готов действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование [98]. Этот компонент позволяет личности оставаться открытой окружающему миру и принимать происходящие события как вызов и испытание.

Помимо этих установок «жизнестойкость» включает в себя такие базовые ценности, как кооперация, доверие и креативность.

Высокий уровень жизнестойкости способствует оценке событий как менее травмирующих и успешному совладанию со стрессом [98].

В зарубежной и отечественной психологии в данный период существует достаточно большое количество взглядов на феномен жизнестойкости, отражающих сущностные черты этого явления в определениях (табл. 1).


Таблица 1. Определение и операдионализадия феномена жизнестойкости в работах отечественных психологов





Взгляд на жизнестойкость как на специфическую способность, присутствует у В. Д. Шадрикова, который рассматривает способности «как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые выражают индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [175].

В данном определении представлены следующие основные признаки, которые характеризуют и жизнестойкость: функциональность (обеспечивает функцию сохранения и поддержания жизни); индивидуальная мера выраженности (является индивидуальной особенностью, которая может быть измерена); связь с эффективностью деятельности (зависимость удовлетворения жизненно важных потребностей от результатов деятельности).

Жизнестойкость относится к особому классу способностей, которые В. Д. Шадриков называет духовными: «Они определяют качественную специфику поведения человека: его добродетельность; следование принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; креативность, оптимизм». Жизнестойкость обладает основными признаками духовных особенностей, однако нетождественна им. Она представляет собой единство природных и нравственных начал [175].

Обратим внимание на значение работ С. А. Рубинштейна при изучении феномена жизнестойкости личности. С. А. Рубинштейн не использовал данный термин, но раскрывал сущность этого личностного феномена, рассматривая процесс постоянного восхождения человека, когда вершина достижений еще где-то впереди и на пути к ней человек многое претерпевает, преодолевает и побеждает благодаря духу «борения» и победы. Жизнеутверждающее начало, ориентация на высшие ценности бытия характеризуют теорию развития человека С. Л. Рубинштейна [55].

Таким образом, в работах отечественных исследователей отмечается, что жизнестойкость личности является:

– определенным ресурсом, потенциалом (что может включать различные психологические свойства), который может быть востребован ситуацией;

– является интегральным психологическим свойством личности, развивающимся на основе установок активного взаимодействия с жизненными ситуациями;

– интегральной способностью к социально-психологической адаптации на основании динамики смысловой саморегуляции.

При этом отмечается динамичность этого личностного образования, его взаимосвязь с природными свойствами человека и его навыками.

В работе Л. А. Александровой проанализированы результаты исследования феномена жизнестойкости, полученные зарубежными психологами [5].

В представленном анализе можно обозначить три направления взаимосвязи жизнестойкости с различными аспектами жизни человека.

Первое направление – непосредственная взаимосвязь жизнестойкости с общим уровнем здоровья как соматического, так и психологического. Личности с меньшим уровнем тревожности и высокими показателями жизнестойкости продемонстрировали более слабые физиологические реакции при столкновении с ситуацией стресса [95, 5].

Показатель когнитивного компонента жизнестойкости оказался наиболее тесно связан с хорошим общим здоровьем и низким уровнем стресса на работе [186, 187, 5]. Качество жизнестойкости (самоощущение, содержащее чувство включенности, контроля, вызова и доверия), согласно Эвансу и соавторам [181, 5], является составной частью ощущения полноты жизни и качества жизни. Также установлена тесная взаимосвязь между поведением, направленным на профилактику болезней и жизнестойкостью. Это психологическое качество вносит весомый вклад в адаптивную деятельность человека, помогая снизить риск заболеваний [189, 190, 197, 5].

Коппинг-стратегии, сфокусированные на решении проблемы, на поиске поддержки, оказались медиаторами взаимосвязи между психологическим качеством жизнестойкости и показателями здоровья-болезни [182,192,198, 5].

В исследовании Бэнка и Кэннона, посвященном влиянию жизнестойкости на связь между стрессорами и психосоматической патологией, показано, что субъекты, обладающие более выраженными качествами жизнестойкости, имеют тенденцию испытывать стрессы менее часто и воспринимать мелкие неприятности как менее стрессогенные. Данные свидетельствуют о том, что жизненные события, трудности, препятствия тесно связаны с болезненными симптомами. Личностное качество жизнестойкости рассматривается в исследованиях как важный буфер на пути перехода стресса в болезнь[5].

В своих исследованиях С. Мадци описывает пять основных механизмов, благодаря которым проявляется буферное влияние жизнестойкости на развитие заболеваний:

оценка жизненных изменений как менее стрессовых;

– создание мотивации к трансформационному совладанию;

– усиление иммунной реакции;

– усиление ответственности по отношению к практикам здоровья;

– поиск активной социальной поддержки, способствующей трансформационному совладанию [187].

Второе направление – взаимосвязь жизнестойкости с физиологическими процессами, поведенческими и социальными аспектами. Показатели оптимизма – пессимизма являются медиаторами хорошего физического состояния через поведенческие механизмы, типа общих копинг-стратегий (стратегий совладания), через воздействия физиологических показателей на кардиоваскулярные реакции, иммунную систему, или через некоторую третью переменную типа социальной поддержки. Авторы также предполагают наличие связи этих показателей с самоэффективностью и выученной беспомощностью [180, 5].

Жизнестойкость как система установок воздействует на ресурсы совладания через повышение самоэффективности. Люди, имеющие высокие показатели жизнестойкости, имеют большее ощущение компетентности, более высокую когнитивную оценку, более развитые стратегии совладания и испытывают меньше стрессов в повседневной жизни [190, 5].

К. Аллер и Т. Смит изучали реакции людей, обладающих качествами жизнестойкости, на угрозу. Они исходили из предположения, что такие личности являются более стойкими в отношении нарушений, связанных со стрессом, благодаря своему адаптивному когнитивному стилю и наличию сниженного уровня физиологического возбуждения. Как и предполагалось, испытуемые с высокой степенью выраженности жизнестойкости давали больше позитивных самоотчетов и меньше негативных, чем те, кто имел низкий уровень жизнестойкости в условиях высокого уровня угрозы. Компоненты жизнестойкости (включенность и контроль) оказались прогностичными в отношении психического здоровья. Включенность повысила умственное здоровье, уменьшая оценку угрозы и использование сфокусированных на эмоциях копинг-стратегий, увеличивая роль вторичной переоценки событий. Показатель выраженности контроля положительно повлиял на умственное здоровье, вызвал снижение оценки угрозы события, способствовал переоценке события и стимулировал к использованию копинг-стратегий, ориентированных на решение проблем и поиск поддержки [180, 7].

Третье направление отражает значимость смысловых структур, категории отношения в структуре феномена жизнестойкости. Выявлено, что среди воспоминаний тех респондентов, у которых отмечается низкий уровень жизнестойкости, преобладают события, в которых респондент чувствовал, что не управляет событиями, не может принять их вызов. У тех, у кого был выявлен высокий уровень жизнестойкости, в прошлом имели больше событий, в которых они успешно справлялись с трудностями, принимали вызов, были верными себе. Наиболее информативным, согласно этому исследованию, является восприятие события как несущего вызов и принятие этого вызова личностью [189, 5].

Была выявлена взаимосвязь между социальным интересом, отчуждением в различных сферах жизни (семья, работа, другие и «я») и психологическим качеством жизнестойкости [187, 5]. В работах С. Мадци и Д. Кошаба анализируется значимость раннего прошлого в развитии жизнестойкости.

Можно отметить, что в зарубежных исследованиях особое внимание уделяется изучению жизнестойкости как общей меры психического здоровья человека. Как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях феномен жизнестойкости расширяется, включая кроме базовых установок личности, особенности когнитивного (оценка), поведенческого (навыки взаимодействия) компонентов.

В исследованиях выделяется психологическая составляющая жизнестойкости или жизнестойкое отношение, а жизнестойкое поведение (активное преодоление кризисных ситуаций, мобилизацию сил, избегание крайностей, ориентацию на сохранение и сбережение собственного здоровья, личностных ресурсов).

В определениях отечественных авторов выделяется содержательная сторона жизнестойкости (интеграция позиций; выработка ценностей, осознание интересов, прояснение отношений) и практическая сторона жизнестойкости (способ действия, умения, навыки, развитие ресурсов).

Объем понятия жизнестойкость составляют: психологический феномен, ресурс, личностное свойство, интегральная способность, черта личности, психологическое свойство, динамический процесс, интегральное личностное образование.

Как показывают исследования зарубежных и отечественных авторов, феномен жизнестойкости связан с различными структурами психики человека на уровне функционирования психофизиологических процессов, на уровне работы психологических процессов, на уровне проявления личностных образований.

Поэтому предполагается, что анализ данного феномена с точки зрения интегральной индивидуальности позволит операционализировать проявление жизнестойкости, рассмотреть взаимосвязь психологических свойств в структуре жизнестойкости, отметить роль факторов внешней среды в развитии этого личностного образования.

1.3. Феномен жизнестойкости в структуре индивидуальности

Взгляд на природу человека как на существо целостное развивался в работах таких отечественных психологов, как А. С. Выготский, В. М. Бехтерев, С. А. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. М. Ломов, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин.

Личность человека социальна по своей сущности и индивидуальна по способу своего существования. Индивидуальность разворачивает свою самостоятельность и активность в процессе построения собственной жизни в рамках определенных социальных условий [142].

Проявление феномена жизнестойкости в каждой ситуации и у каждого человека представлено определенным комплексом взаимодополняющих свойств индивидуальности, причем наиболее «главный, ведущий компонент обусловливает специфику функционирования всей иерархии» психических свойств [173]. Так В. Э. Чудновский, анализируя книгу Б. М. Теплова «Ум полководца», отмечает, что в целостной характеристике личности полководца ум как бы слит со стремлением, моральным мужеством, способностью брать на себя ответственность, смелостью и одновременно с осмотрительностью [173].

С 70-х гг. XX в. наиболее обсуждаемыми в гуманитарной науке стали проблемы, касающиеся сущности личности, ее структурных компонентов, их иерархии и взаимодействия, соотношения биологического и социального в развитии личности, необходимости определения детерминант развития психического склада личности. Биологические особенности были включены в структуры личности, предложенные Б. Г. Ананьевым, А. Г. Ковалевым, В. С. Мерлиным, В. Н. Мясищевым, К. К. Платоновым и другими.

Еще раньше в психологию личности вошел термин «система». Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а во взаимосвязи, в развитии и движении.

Одним из принципов системного подхода в изучении психики человека по Б. М. Ломову, является необходимость рассмотрения при изучении психического явления совокупности свойств различного порядка.

Общие характеристики системы:

– целостность – несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого;

– структурность – связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом;

– взаимосвязь системы со средой;

– иерархичность – каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы и включать в себя другую систему [101].

А. Г. Асмолов отмечает, что отличительной чертой системного подхода в отечественной науке является то, что объектом системного анализа являются развивающиеся системы. Статическое рассмотрение личности постепенно стало заменяться требованиями ее динамического понимания [15].

Для выявления и анализа психологических свойств, так или иначе связанных с жизнестойкостью оптимально рассматривать этот феномен с точки зрения системно-структурного подхода, который выявляет уровневое строение феномена жизнестойкости, иерархичность компонентов жизнестойкости, а также особенность представленности этого феномена в культуре, обусловленность его развития социальной средой.

Анализ феномена жизнестойкости личности обращает нас к внимательному взгляду на индивидуальность человека, так как именно уникальность каждого человека разворачивает особенность проявления его жизнестойкости в каждый период его жизни.

В психологии понятие индивидуальность отражает неповторимость, уникальность свойств человека и используется при анализе своеобразия психических свойств человека, проявляющихся в области темперамента, интеллекта, личностных структур; а также при анализе иерархической организации психологических свойств человека. Целостность индивидуальности определяется единством свойств, относящимся к разным иерархическим уровням, причинно-следственными связями между свойствами разных уровней и ведущей ролью свойств личности, преобразующих индивидные свойства [135].

К научным разработкам С. Л. Рубинштейна восходит понятие интегральной индивидуальности или «совокупности внутренних условий». Он рассматривал совокупность внутренних условий как синтез низших и высших специфических свойств, выполняющих в деятельности определенную приспособительную функцию. В работах С. Л. Рубинштейна, так же как и Б. Г. Ананьева, индивидуальность трактуется как совокупность, набор или симтомокомплекс свойств. Интегральная индивидуальность отражает особый, своеобразный характер разнообразных связей между свойствами человека как организма и как личности.

В концепции Б. Г. Ананьева в качестве целостного единства всех уровней организации человека рассматривается индивидуальность как результат интеграции натурального и культурного развития человека. По образному выражению Б. Г. Ананьева, личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность – «глубиной» личности.

В. С. Мерлин рассматривал интегральную индивидуальность, исходя их принципа общей теории систем применительно к индивидуальности человека.

В свете этой теории интегральная индивидуальность есть частный случай саморазвивающейся и самоорганизуемой системы, состоящей из относительно замкнутых подсистем или уровней целостной большой системы «человек – общество», начиная от биохимических особенностей и кончая социальным статусом личности в обществе [46].

В работах этих исследователей принцип структурности, присущий иерархическому строению индивидуальности, дополнялся генетическим принципом, принципом развития.

Подход к феномену жизнестойкости как к проявлению интегральной индивидуальности дает возможность более широкого, целостного и многогранного взгляда на понимание человеческой природы.

Взгляд на природу человека как на систему тесно взаимосвязанных между собой индивидуальных свойств, относящихся к различным уровням его организации, осознавался и использовался выдающимися мыслителями, религиозными деятелями, философами, медиками, психологами.

И. Гете в художественной форме выразил целостный подход к изучению жизненных объектов и явлений: «Кто хочет что-нибудь живое изучить, сперва его он убивает, потом на части разлагает, но связи жизненной ему там не найти».

В центре внимания философской мысли на протяжении различных эпох оказывались следующие стороны жизни человека – жизнь телесная и стремление к ее сохранению, материальному поддержанию; жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной жизнью.

В медицине проблема здоровья человека связана с рассмотрением человека как биоэнергоинформационной системы, характеризующейся пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и духовный элемент. Понятие здоровья подразумевает гармоничность данной системы, нарушение на любом уровне отражается на устойчивости всей системы [111].

Представления об уровнях психического здоровья имеет давнюю историю. Это трехчленное деление на «телесное», «душевное», «духовное». Разделение понятий «индивид-личность» (А. Н. Леонтьев), «субъект-личность» (П. Я. Гальперин), «индивид-личность-индивидуальность» (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов), «организм-индивид-личность» (М. Г. Ярошевский).

Многообразие подходов к изучению человека есть отражение многообразия самих феноменов человека, выступающего как вид Homo sapiens и индивид, как человечество в его историческом существовании и личность, как субъект и индивидуальность, – отмечал в своих работах Б. Г. Ананьев [8]. Подчеркивая взаимосвязь всех уровней психики человека, Б. Г. Ананьев писал, что «в каждом из психических процессов, как можно думать, представлены проекции всех основных характеристик человека как индивида, личности и субъекта» [8].

Загрузка...