Примечания

1

Имя художника Вазари указывает ошибочно.

2

Согласно сохранившимся легендам, «Чимабуэ» – не фамилия, как указывает Вазари, а прозвище самого художника, дословно – «быкоголовый». Получил он его то ли за упрямство, то ли за бурный характер.

3

Капеллой Гонди Вазари именует капеллу Святого Луки, находившуюся при храме Санта-Мария Новелла. Ее «народные» названия, которые капелла получала в честь знатных спонсоров и покровителей, действительно менялись много раз. Участие в росписи этой капеллы неких «греческих художников», присутствие которых во Флоренции в указанные Вазари годы не подтверждается ничем, очень сомнительно.

4

Работа находится в галерее Уффици, авторство Чимабуэ современными исследователями ставится под сомнение.

5

Работа находится в Британском музее, авторство Чимабуэ не подтверждено.

6

Авторство «Святого Франциска» также оспаривается.

7

Это изображение – «Маэста», или «Величание Мадонны», – находится ныне в галерее Уффици и считается достоверным произведением Чимабуэ.

8

Авторство «Распятия» оспаривается.

9

Ныне находится в Лувре, авторство Чимабуэ подтверждается большинством специалистов.

10

Подтверждается авторство лишь нескольких фресок в храме в Ассизи.

11

Работа не сохранилась.

12

История о посещении королем мастерской Чимабуэ ничем не подтверждается, равно как и его авторство в отношении указанного образа. Это изображение Богоматери находится в храме Санта-Мария Новелла.

13

Не сохранилось.

14

Об архитектурной деятельности Чимабуэ, кроме этого фрагмента в труде Вазари, ничего не известно.

15

Фрески сохранились, но «присутствие» на них Чимабуэ спорно. Оспаривается и авторство Симоне Сиенца (Мартини).

16

Книга не сохранилась.

17

Скорее всего, Вазари ошибается. Большинство источников указывают годом рождения Джотто либо 1267, либо 1266.

18

Факт ученичества Джотто в мастерской Чимабуэ некоторыми исследователями оспаривается.

19

Эти портреты были обнаружены под слоями краски в XIX столетии. Практически не вызывает сомнений, что один из изображенных – действительно Данте, что же касается двух других указанных Вазари персонажей – они окончательно не идентифицированы.

20

«Декамерон», пятая новелла шестого дня.

21

Судьба изображений из Флорентийского аббатства неизвестна.

22

В первоначальном виде работ Джотто в Санта-Кроче сохранилось совсем немного.

23

Храм не сохранился.

24

Фрески, описанные Вазари, в указанном храме сохранились плохо. В настоящее время большинство искусствоведов считают, что часть работ в верхнем храме создана учениками Джотто, а его авторство в отношении живописи на парусах и стенах нижней церкви сомнительно.

25

В настоящее время – в Лувре.

26

На самом деле автор этих фресок – Таддео Гадди и еще несколько менее известных художников.

27

Ошибка автора. Джотто отправился в Рим по приглашению Бонифация VIII, преемником которого был Бенедикт XI.

28

Многие работы Джотто в соборе Святого Петра были утрачены во время перестройки собора в XV столетии.

29

Изображение не сохранилось.

30

Никаких достоверных сведений о работе Джотто во Франции не имеется.

31

Работа не сохранилась.

32

Указанные работы не сохранились.

33

Подеста – в средневековой Италии глава администрации, сочетавший в себе судебную и исполнительную власть.

34

Фрески не сохранились.

35

Вся приведенная Джотто история о фреске, посвященной блаженной Микелине, вызывает сомнения, так как реальная Микелина скончалась лишь в 1356 году.

36

Оба «Распятия» сохранились; то, что над первым работал именно Джотто – сомнительно, так же как и то, что Пуччо Капанна (сиенский художник) был его учеником.

37

Ни участие Джотто в создании надгробия, ни наличие скульптур его работы ничем не подтверждается.

38

Распятие по-прежнему находится в церкви Оньисанти, а «Мадонна на троне со святыми» (она же «Мадонна Оньисанти» или «Маэста») – в галерее Уффици (Флоренция).

39

Работа не сохранилась.

40

Кампанила – колокольня, стоящая отдельно от собора, преимущественно квадратная в сечении.

41

Рельефы кампанилы созданы частично Джотто, частично – Андреа Пизано.

42

Эти работы не сохранились.

43

Изображение не сохранилось.

44

Фрески Джотто в капелле Скровеньи сохранились и по сей день считаются не только его знаковыми работами, но и произведениями, оказавшими влияние на всю историю европейской живописи. В частности, именно в этой капелле находится знаменитая фреска «Поцелуй Иуды».

45

Миланские работы Джотто до нас не дошли.

46

В городских хрониках указана дата 8 января 1337 года, которая, скорее всего, и является верной.

47

Об ученичестве Капанна см. примечание выше.

48

Об Оттавиано практически нет достоверных сведений; работы, описанные Вазари, не сохранились.

49

Работы Паче, перечисленные Вазари, не сохранились.

50

Никаких достоверных сведений об этом художнике нет.

51

Работы Гульельмо не сохранились.

52

Этот брат известен как Нардо (Леонардо) ди Чоне. «Бернардо», с корее всего, ошибка Вазари.

53

Помещение, в котором хранятся предметы культа и облачения священнослужителей.

54

Изображения, скорее всего, созданы одним Нардо ди Чоне, без участия Андреа.

55

Фрески не сохранились.

56

«Венчание Богоматери» находится в лондонской Национальной галерее, судьба второго произведения неизвестна.

57

Работы в Санта-Кроче до наших дней не дошли.

58

Известен как Якопо ди Чоне.

59

Вазари по неясной причине практически не уделяет внимания братьям Андреа, несмотря на то, что в свое время они были не менее знамениты и их вклад в историю искусства не менее значим.

60

Речь идет о флорентийской лоджии деи Ланци; участие Орканьи в проектировании и строительстве не подтверджается.

61

Работы не сохранились.

62

Судьбу этих произведений проследить не удалось.

63

Табернакль хорошо сохранился и считается главной скульптурной работой Андреа Орканьи.

64

Нардо ди Чоне, которого Вазари называет Бернардо, не пережил Андреа. Более того, если взять за основу общепринятые даты их жизни, Нардо умер на два-три года раньше брата.

65

Дата, скорее всего, ошибочная.

66

Достоверных сведений об этом мастере нет. Вполне возможно, что это собирательный образ.

67

Никакие документальные сведения об этом человеке не сохранились.

68

Франческо Траини учеником Орканьи не являлся.

69

Фома Аквинский скончался в 1274 году.

70

Здание «венецианского Совета» более известно как Дворец дожей. Венециано действительно там работал, но его произведения не сохранились.

Загрузка...