ЗАМЫСЕЛ МОНОГРАФИИ – в том, чтобы построить нормативный прогноз выхода человечества из идущей эко-катастрофы, приняв за «ячейку», начало Восхождения от абстрактного к конкретному – самую гениальную (по К. Шилину) идею К. Маркса – понятие труда вообще как «выражения жизни и утверждения жизни» (т. 3, гл. 48). В итоге – Стратегия выхода мира на качественно новый уровень, или «Экософия Творчества Жизни» (Человеком). Не менее значимый смысл работы – в Возрождении подлинного Маркса, ибо его творчество было системно вульгаризировано. Выправление его открывает перед человечеством такие перспективы, которые совершенно не в состоянии увидеть наука-философия-логика западного генеза.
Маркс. ВВЕДЕНИЕ
1. МЕТОД СТРАТЕГИИ ВОСХОЖДЕНИЯ от АБСТРАКТНОГО к КОНКРЕТНОМУ. ТРУД ВООБЩЕ.ТВОРЧЕСТВО вообще. КУЛЬТУРА вообще. ЧЕЛОВЕК вообще. ТВОРЧЕСТВО ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКОМ. ПОСТРОЕНИЕ ЖИВОЙ ЛОГИКИ ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ. ЖИЗНЬ. ЗАКОН ГЛОБАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ. ДООСМЫСЛЕНИЕ ВОСТОКА. ЖИЗНЬ. ЖИВОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЖИВОЕ ТВОРЧЕСТВО КУЛЬТУР ВОСТОКА. ЧЕЛОВЕК ВОСТОКА вообще. ЖЕНЩИНА вообще. ЭКОФИЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА. ЖИВОЙ ТРУД. ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД. ПОЛЕЗНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
2. РОССИЙСКАЯ ЭКОСОФИЯ ТВОРЧЕСТВА ТВОРЦОВ ЖИЗНИ. ТВОРЧЕСТВО ТВОРЦОВ ЖИЗНИ. ЖИВАЯ ЛОГИКА ТВОРЧЕСТВА. ЭКОСОФИЯ. ГЛОБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА БУДУЩЕГО. ЖИВАЯ ЭКОНОМИКА. БОГОЧЕЛОВЕК-БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО. АККУЛЬТУРАЦИЯ-РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ. АККУЛЬТУРАЦИЯ-РЕВИТАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ.
3. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ-ПОЛИТЭКОНОМИИ-ЛОГИКИ-НАУКИ. ТЕОРИЯ ТОВАРНОГО ФЕТИШИЗМА. ТЕХНИЧЕСКОЕ, или ПРЕДМЕТНОЕ ТВОРЧЕСТВО. КОНКРЕТНЫЙ ТРУД. АБСТРАКТНЫЙ ТРУД. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА. ЭКОНОМИКА. ЗАПРЕТ-НА-ЖИЗНЬ. ФИЛОСОФИЯ. НАУКА. ТЕОРИЯ-ПРОГНОЗ. ЭКОНОМИКА и математика. ГЛОБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ РЕЗЮМЕ. РОССИЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ эко-гармонизации МИРА СРЕДСТВАМИ ГЛОБАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ГЛОБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ВОСТОКА. ЭКО-КАТАСТРОФИЧНОСТЬ ЗАПАДНОЙ ЛИЧНОСТИ.
ПРИЛОЖЕНИЕ: Икеда-Тойнби-Толстой-Маркс (К. Шилин): Культура ЯПОНО-БРИТАНО-РУССИИ.
1. ТРУД ВООБЩЕ (как «выражение жизни и утверждение жизни» Природы человеком) – «КЛЮЧ» К СВОБОДЕ ТВОРЧЕСТВА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКОМ, «ячейка», «клеточка», начало восхождения от абстрактного к конкретному, которым должна стать Стратегия Творчества Жизни, в т. ч. и Стратегия регулирования климата. Это удивительная дефиниция, идущая вразрез со всеми логическими традициями, но возрождающая для развития восточные традиции гармоничного единства человека-с-Жизнью, обращающая наше внимание на качественно иную реальность – ЖИЗНЬ. В труде вообще перед нами открывается качественно новая, Творимо-Живая реальность, которая в форме просто Живой реальности предшествовала человеку, породив его, а в виде Творимо-Живой реальности должна будет снять налично-сущую, эко-катастрофичную, виртуально-ирреальную, но по сути все-таки реальность, которая тем не менее вопреки корыстным интересам власть имущих все же создает необходимый шанс перехода в высшую, качественно новую Творимо-Живую реальность. И для сохранения нашей планеты Живой в ее способности поддерживать жизнь человека и далее – необходимое их логически-реальное объединение в одно гармонично-Живое целое, – но при категорическом исключении претензий одного (но ныне, увы, господствующего) агрессивно-потребительски-экофобного отношения к природе в качестве системосозидающего начала-основания. В труде вообще «сжаты» все три системы эко-отношений прошлого-будущего-настоящего: два эко-фильных (культур Востока и России) и одно цивилизационно-экофобное (не включенное в определение и тем снимаемое). И оно разрешимо, но только в личностном «пространстве» творческой индивидуальности высшего уровня, способной жить-творить Жизнь одновременно в трех качественно разных измерениях. Чтобы сотворить такого Творца Жизни, необходима качественно новая система общения с подрастающими поколениями, ориентирующая их на развитие-совершенствование творческих способностей посредством Живых знания-логик, но уже без подчинения личности предметно-расчленяюще-научному знанию. Именно этим целям служит концепция Живого университета как модели высшего образования будущего. Его основной принцип: отныне мы и в прошлом смещаем акцент на активно-творческое начало в мышлении-поведении детей, обучаем их сразу же становиться лучше, совершеннее нас, родителей и существующих поколений в целом, равняться по экофильно-творческим высшим образцам жизни-творчества других, т. е. сразу выводим их на уровень мировой культуры.
Конечно, это труднее, но ведь и единственно возможно!
ЖИЗНЬ ОПРЕДЕЛЯЕТ СЕБЯ ВО МНЕ, ЧЕЛОВЕКЕ, В МОЕМ ТВОРЧЕСТВЕ. Но творить Жизнь нельзя будет так, как мы творим ныне в рамках нашего, ныне предметного творчества;
Творить любое живое существо можно лишь во взаимосвязи со всей остальной Жизнью: Жизнь целостна в любом своем явлении и проявлении, и творя любую ее подсистему, мы, так или иначе, творим Жизнь как МакроЦелое. И тем самым, сущностно определяем, как бы по-своему «охватывая» ее. Однако эти выводы были бы простым повтором банальностей без подлинно нового вывода: «Целым» для Жизни и Человека-Творца ее становится ГЛОБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА. Поэтому в процессе Творчества Жизни необходимо создание человеком-в-себе-самом своей, личностной культуры Глобального уровня. И когда Человек такого уровня станет Значимой фигурой глобального уровня, тогда такие духовно-творческие индивидуальности и создадут подлинно Глобальную культуру, посредством которой Человек-Творец будет и Творить ЖИЗНЬ, и определять ее. Это – Закон ГЛОБАЛЬНОГО ПЕРЕХОДА, или ВЫХОДА ЧЕЛОВЕКА НА УРОВЕНЬ ТВОРЦА МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО, ЭКО-ГАРМОНИЧНОГО ТИПА – ЭТО И ЕСТЬ НОРМАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ ВЫХОДА ЧЕЛОВЕКА НА УРОВЕНЬ ТВОРЦА ЖИЗНИ. А Жизнь – вместе с человеком-творящим – есть реальная и подлинная основа и в этом смысле – Живой базис всех культур Востока и мира, а также всякой экономики, в т. ч. современной, товарной, экофобно-противоестественной, тем более – Живой экономики, также выводимой из фундаментальных категорий труда вообще и Творчества Жизни Богочеловеком. Но для «взращивания» = Творчества ТВОРЦОВ ЖИЗНИ нужны Живые средства: знание-логика-мудрость и экономика, но уже в их новом качестве – фундаментальных средствах Творчества Жизни Человеком высшего духовно-творческого уровня. Общий контекст их такой, качественно новой функции – эко-гармоничный синтез культур, а значит, и основных форм знания-логики-мудрости-экономики. Их необходимые, вновь возвращенные к Жизни формы Творчества Жизни Человеком суть более развитые формы изначально-простейших форм. А их качественное различие заключается в следующем. Изначальные их формы, в т. ч. и Живая экономика, развиваются преимущественно Живой Природой; человек играет вспомогательную, но все более возрастающую творческую роль, которая должна стать определяющей для решения проблемы выхода из катастрофичной эко-ситуации. Но Восток и Запад разными методами тормозят творческое развитие народа. А Русская классическая культура, наоборот, активизирует творческое развитие человека. Хотя, в то же время, Восток более заинтересован в синтезе своей культуры с культурой России. Поэтому и возникает идея их эко-гармоничного синтеза ради спасения Жизни-на-Земле.
2. В Творчестве Жизни объединяются два сильнейших, страстных влечения человека: Жажда Жизни (см. Джека Лондона) и Жажда Творчества. Каждое из них перекрывает жажду обогащения, тем более это верно при их единении. Важно и нужно доказать не только реальность эко-катастрофы, но и возможность выхода из нее. Это необходимо еще и потому, что существующая форма понимания-организации творчества ориентирована вовне, на предмет, средство, в которое неявно, но с большим умыслом вкладываются негативные, дисгармонизирующе-деструктивные цели, реализация которых позволяет превратить большинство общества и природу (в ее предметизированном виде) в послушные средства властвования. А значит, необходимо, чтобы техническое творчество осталось значимым, но все же частным моментом Творчества Жизни. Все эти сложности не были поняты ни философией, ни наукой (в силу их фетишистски-предметной, запредельно аналитичной ориентации), – хотя и ощущаются на эмоционально-образном уровне искусством, – и должны быть поняты еще и на понятийном уровне пост = метафилософией, или Экософией, в частности и Экософией Живой экономики, а также и Живой логикой, и Живым, постнаучным знанием.
3. ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРЕВРАЩЕННЫХ форм: ФИЛОСОФИИ-ПОЛИТЭКОНОМИИ-ЛОГИКИ-НАУКИ.Их простейшим феноменом-понятием является конкретный труд, который представляет собой простейшее начало эко-катастрофичной экономики и всей системы цивилизации. В современной науке принято считать экономику основой развития общества, его «реальным базисом», определяющим-де характер всех остальных сфер общества, в т. ч., «естественно», и отношений-с-Природой. Но это – еще и достаточно точное определение идеологического понятия товарного фетишизма также. Этим же, товарно-фетишистски-идеологическим умыслом проникнута и вся техногенная цивилизация Запада, в т. ч. и философия-логика-политэкономия-наука в целом…
Вся система изначальной Живой экономики сохраняется на протяжении всей последующей истории, но уже – в качественно ином, «перекошенном» состоянии, когда ЖИВАЯ экономика становится полуживой ЭКОНОМИКОЙ, прежде всего – в общественном сознании, а затем и в реальной практике. Но Жизнь не может не оставаться нашим всеобщим основанием, сколь бы ложными ни были наши понятия. Вопреки Западу.
КОНКРЕТНЫЙ ТРУД – понятие, введенное К. Марксом для обозначения начально-простейшей формы предметно = агрессивного труда, являющегося превращенно = отчужденной формой труда полезного; который умышленно выдается и, увы, воспринимается за труд вообще. Но попробуем понять ограничения конкретного труда на основе труда вообще. К. Маркс дает следующее общеизвестное определение этого понятия: «Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью обуславливает, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в известной форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Действуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней способности и подчиняет игру этих сил своей собственной власти… Он не только изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. И это подчинение не есть единичный акт.» (К. Маркс. «Капитал». Т. 1, гл. 5, 1. Выделено мною. – К. Ш.).
Но выделено здесь двумя разными способами: то, что показывает
1) сохраняющийся процесс общения между человеком и природой, процесс, в котором УЖЕ ЧЕЛОВЕК регулирует эту систему эко-общения; здесь человек сохраняет преемственность со всеобщим своим био-эко-основанием; т. е. это – полезный, экофильный труд.
Однако вопреки этому
(2) устанавливается двойное насилие человека над природой и самим собой, в котором он
а) подчиняет себя враждебной для него цели как силе, каковую представляет для него как рабочего другой человек – хозяин тех, предметных средств труда и производства, подчиняя себя которым, рабочий подчиняет себя тем самым их хозяину;
б) а затем он уже как купленный товар рабочая сила подчиняет власти другого человека природу, превращенную во внешнюю для них силу. В целом это – уже отнюдь не изначальная, не первичная, совсем не сущностная, но явно противоестественная форма труда. Принимая ее за изначальную форму труда, за труд вообще, мы совершаем грубейшую подмену, обман-самообман, основанный на всеобщем товарном фетишизме всей цивилизации Запада. И самообман этот – всеобщ: он пронизывает всю философию-логику-образование-науку, всю систему эко-социальных отношений, преобразованных в системно «перекошенные» социетальные отношения. Этот, совершенно чудовищный самообман, основанный на обмане и уже привычном насилии над человеком и природой, стал ныне катастрофически опасным, более опасным, чем насилие человека над самим собой: «Все предметы, которые труду остается лишь вырвать из непосредственной связи с землей, суть данные природой предметы труда. Напр., рыба, которую ловят, отделяют от ее жизненной стихии, воды, дерево, которое рубят… Средство (орудие) труда есть предмет или комплекс [сочетание] предметов, которые рабочий помещает между собою и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника его воздействий на этот предмет. Он пользуется механическими, физическими, химическими свойствами тел для того, чтобы в соответствии со своей целью заставить их как силы действовать на другие тела. Предмет, которым рабочий овладевает непосредственно… есть не предмет труда, а средство труда.» (Там же. Выделено мною же. – К. Ш.).
Самое опасное: Живая Природа в своем социетальном бытии сведена к роли предметных условий и средств труда, хуже того – предметных средств властвования, что и создает мощную, но скрываемую тенденцию отрицания жизни, или запрета-на-Жизнь. Это последнее и есть реальная глубинная причина нашего общего движения к тотальной эко-катастрофе. Однако все эти изменения вполне обратимы, ибо
1) все они «наслаиваются» = надстраиваются над подлинно человечно-эко-гармоничным, все же сохраняемым общением;
2) передаются они не генетически, не по наследству, а социально, через социальные институты общественного сознания: науку-образование-политику, – наполняющие практику своим, экофобным содержанием. А его можно-должно изменить: ревитализировать-гармонизировать-креативизировать.
АБСТРАКТНЫЙ ТРУД – понятие, введенное К. Марксом для обозначения основной формы предметно-антагонистичного труда и производства. Абстрактный труд продолжает и по существу завершает тот переворот в характере, структуре и социальном функционировании труда-экономики, который был начат трудом конкретным. Именно абстрактный труд есть непосредственная основа современной экономики, определяющей предметно-агрессивные характер-структуру современного, товарно-капиталистического общества. Абстрактный труд есть чисто соци(ЕТ)альное отношение, выступающее в форме предметно-товарных отношений, что и фетишизирует последние, представляя экономику, производственные отношения в качестве «реального базиса» всех остальных социальных и даже эко-отношений. Абстрактный труд – личностно-социальное, предметизированно-объективированное отношение, т. е. отношение между людьми, ложно представленное и ныне, увы, столь же ложно воспринимаемое в качестве отношений между товарами как предметами потребления. Последнее и составляет скрытый