Часть I. Обучение

1. Инструменты обучения

Члены ковенов1 встречаются с учителями, посещают обучающие собрания и могут обращаться к опыту других виккан, чтобы получить совет и обогатить свои знания о Викке. Виккане-одиночки лишены такой возможности. Как же тогда учиться?

Нужно подойти к делу творчески. Самообучение – сложная задача, но ее можно решить с помощью четырех инструментов.

Изучение.

Размышление.

Молитва.

Практический опыт.

Эти четыре инструмента составляют наиболее эффективный метод, с помощью которого виккане-одиночки могут расширить свои знания и понимание Викки. Такой четырехсторонний подход даст ответы почти на все ваши вопросы, если вы готовы доверять себе, размышлять и если не беспокоитесь, что делаете что-то не так.

Не существует единственно верного способа создать круг, призвать Богиню и Бога, выполнять ритуалы, приуроченные к временам года, или магические викканские практики. Тот факт, что есть множество способов создать круг, призвать Богиню и Бога и праздновать смену времен года, указывает на уникальную возможность, которая предоставляется викканину-одиночке: он может создавать новые ритуальные формы, в то время как другие виккане, вынужденные следовать раз и навсегда установленной традиции, этой возможности лишены.

Как это сделать? С помощью изучения, размышления, молитвы и практического опыта.

Изучение

Книги – традиционные магические инструменты. Перевернув страницу, мы можем перенестись на дно океана, в бескрайнюю пустыню, на поверхность Луны. Книги могут возвысить наш дух, исцелить раны, вселить мужество и укрепить веру. Еще они могут пробудить любопытство, обострить разум, научить чему-то новому и заставить нас изменить собственное мнение. Книги – мощный двигатель перемен.

Многие впервые узнают о Викке из книг. Совершая первые шаги на пути Викки, большинство из нас руководствуются книгами. Простые и понятные книги, написанные опытными викканами, могут послужить ценными обучающими пособиями. Хорошие книги становятся для читателей Верховными Жрицами и Жрецами, ковенами и единомышленниками.

Из-за того что сегодня мало тех, кто готов обучать Викке, и мало учеников, которым можно было бы передать знания, за опытом и авторитетным мнением мы обращаемся к книгам, написанным настоящими викканами. Их труды повсеместно заменили учителей новой эры Викки.

Однако чтение сразу нескольких книг иногда приводит к путанице. Авторы могут противоречить друг другу в том, что касается ритуальных викканских практик и концепций. Некоторые намеренно скрывают истинные знания за мистическим туманом. В результате у викканина-одиночки, жадно ищущего ответы, возникает еще больше вопросов. Каждый эксперт уверяет, что именно его путь наилучший и только он ведет к успеху (сегодня эта тенденция постепенно уходит в прошлое, но старые книги о Викке, которые грешат подобными заявлениями, еще появляются в магазинах).

В одной книге, например, утверждается, что алтарь всегда должен находиться на востоке, в другой – что на севере. Один автор пишет, что двигаться в круге против часовой стрелки строжайше запрещено, другой отправляет читателя именно в этом направлении. Даты и названия саббатов2 и эсбатов3 у разных авторов различаются. Инструментам присваиваются разные имена, свойства и функции.

В итоге книги, поначалу вдохновлявшие начинающих виккан-одиночек, приносят лишь растерянность и разочарование, и их забрасывают подальше, решив, что никаких реальных знаний в них нет.

Печально, но этого можно избежать, если помнить, что каждая книга – это новый учитель, а у каждого учителя свои представления о предмете. Представьте четырех опытных автогонщиков, которые обучают новичков. Каждый наставник учит основам этого экстремального спорта: самая мощная конструкция двигателя, лучшее масло, наиболее выигрышная гоночная стратегия. Каждый пилот преподает предмет по-своему, у каждого свои предубеждения, но все они учат, как побеждать.

Книги о Викке в этом очень похожи на учителей. Образование и опыт сформировали у авторов определенные идеалы Викки, и эти идеалы ярко проявляются в их сочинениях. Расхождения во мнениях свойственны экспертам в любой области, и этот факт не должен вызывать беспокойства у тех, кто с ним сталкивается.

Обнаружив противоречивую, на первый взгляд, информацию, оцените ее и решите, чему следовать. Прислушайтесь к интуиции. Иными словами, изучая описанные ритуалы и практические руководства, выбирайте то, что, как вы чувствуете, кажется вам правильным. Именно такая избирательность, как правило, дает наилучшие результаты.

Я уже слышу, как некоторые из вас говорят: «Подождите! Как же выбирать? Откуда мне знать, что я делаю правильный выбор? Научите меня!»

Здесь и начинается самое интересное. Вы сами становитесь для себя учителем, книги дают вам уроки лишь время от времени. Научись доверять себе. Решайте вопросы по мере сил. Думайте. Молитесь. Экспериментируйте (см. следующие три раздела этой главы). Просто делайте.

У книг нет «защиты от дурака». В некоторых книгах вы не встретите практически никакой достоверной информации. Многие читатели склонны верить всему, что печатают. «Вот, – говорят они, – так в книге написано, значит, это правда». К сожалению, сегодня написать книгу и даже опубликовать ее может практически каждый. Гарантирует ли это, что содержание книги соответствует действительности?

Нет. На деле некоторые специализированные издательства продолжают публиковать небылицы о «сатанинской» природе Викки. Они описывают человеческие жертвоприношения, оргии и молитвы дьяволу. Их пишут несколько злобных авторов, которые сами себя назначили главными поборниками христианства. Эти сочинения легко найти на полках среди других таких же опусов с заезженными цитатами из Библии. Они полны ненависти и не могут ничему научить, лучше вообще не брать их в руки.

Другие книги, написанные учеными или людьми, заинтересованными в точной передаче сведений о религиозной традиции и практиках виккан, могут содержать дезинформацию. Большинство обзоров викканских верований (такие как «Убедительность колдовства» Тани Ларман) настолько тенденциозны из-за предвзятости авторов, что на их страницы просачивается лишь сотая доля правды. Такого рода книг все же лучше избегать, как и вообще книг, написанных о Викке не-викканами.

Другая ловушка, которая подстерегает вас, – яркие описания негативной магии. Такие пассажи чаще можно встретить в книгах заклинаний, а не в викканских текстах. Тем не менее виккане-одиночки не могут удержаться от искушения время от времени заглядывать в магические тексты, а они описывают, какие чудеса могут творить проклятия, и раскрывают многочисленные способы извести ваших врагов. Такие книги могли бы послужить великолепным источником информации, но подобные отрывки могут внушить ложную идею о приемлемости негативной магии. Чтобы отсеять материал такого рода, достаточно вспомнить Закон Викки: не причиняй вреда.

Наконец, некоторые старые книги, написанные викканами, содержат ложные утверждения, например «Викка – это британская религия», «Обряды нужно совершать обнаженными», «Сексуальные ритуалы в Викке обязательны» или классическое «Только ведьма может сделать ведьму» (то есть инициация необходима). Данные заявления вписываются в контекст викканских традиций самих авторов, и, возможно, для них они даже правильны. При этом они не имеют никакого отношения к тем, кто не связан с их традицией. Такие заявления, если они встречаются в книгах, нас не касаются.

Больше всего дезинформации содержится в книгах о древней истории Викки. Не буду ничего добавлять к этому утверждению, но советую вам читать рассказы о древней Викке критически и с изрядной долей скепсиса.

Хотя книги нельзя назвать абсолютно надежными источниками информации, они могут стать ценными союзниками на вашем одиноком пути, если помнить следующее.

✓ Книги – это инструменты, ими нужно пользоваться. Их дело – учить, наше – применять полученные знания на практике.

✓ Книги не могут ответить на все вопросы, впрочем, как и Верховный Жрец или учитель.

✓ Будьте разборчивы. Если автор делает дикие заявления, а вы знаете, что они не соответствуют действительности, возможно, к вам в руки попал ложный источник информации.

✓ Делайте пометки в книгах. Подчеркивайте (карандашом) важные отрывки или используйте закладки, чтобы отмечать нужные разделы. Можете составить каталог (многие виккане так делают). (Пуристы могут купить второй экземпляр и оставить его на полке в первозданном виде.)

✓ Собирайте информацию по определенной теме, например, о магии, о повышении уровня энергии или о создании круга. Делайте заметки и объединяйте рекомендации из нескольких книг. Так вам будет легче усваивать (и использовать) информацию, и у вас будет больше шансов отыскать то, что подходит именно вам. (Процесс сбора информации, ее объединения и использования представляет один из важнейших аспектов обучения любому новому навыку, профессии, хобби или изучения религии.)

✓ Если книги слишком дороги, постарайтесь иначе выстроить свой бюджет или загляните в магазины подержанных книг. Другим источником могут стать библиотеки, но не ищите книг о Викке на полках: оттуда их обычно крадут, поэтому большинство библиотек хранят книги по оккультизму «под прилавком» или в хранилище. Приготовьтесь к тому, что в ответ на просьбу подобрать книги по Викке некоторые библиотекари могут посмотреть на вас с презрением. Если это представляет для вас проблему, скажите, что пишете научную работу, или спросите, в чем личная проблема этого человека. А лучше просто молча посмотрите ему в глаза. (На самом деле большинству библиотекарей все равно, какие книги вы берете.)

✓ Наконец, не рассматривайте чтение как пассивное занятие. Пусть оно станет для вас активным процессом, в котором вы играете важную роль. Это относится ко всему, даже к этой книге и моим рекомендациям. Размышляйте о том, что изучаете (см. следующий раздел). Никогда не верьте автору на слово. Ищите схожие темы. Помните о принципе «не причиняй вреда». Книги – прекрасные учителя, но чтобы их уроки пошли впрок, мы должны научиться слышать их послания и доверять прежде всего себе.

Размышление

Я уже упоминал о том, как важно в процессе изучения сохранять независимость суждений. Мыслительный процесс должен продолжаться и после того, как вы закроете книгу. Многие учителя Викки говорят, что их занятия – только начало урока, своего рода трамплин к постоянному обучению. Так бывает только в том случае, когда мы размышляем над тем, чему нас учат.

Это прямо противоположно принципу «думай только так, верь только в это», который характерен для большинства систем образования в нашей стране. Независимая мысль воспринимается как палка в колесе традиционного образования и рассматривается как реальная угроза старому порядку. Она не поощряется на всех уровнях, кроме, может быть, высшего образования и самых сложных дисциплин (в магистерских программах, медицинских исследованиях, физике и т. д.).

Мысль часто порождает вопросы. Вопрос инициирует (простите за каламбур) процесс обучения. Чтобы ответить на вопрос «Как мне создать магический круг?», о нем нужно сначала прочесть, а после обдумать то, чему вы научились.

За получением новой информации непременно должен следовать мыслительный процесс. Только так вы сможете воспользоваться этой информацией, когда возникнет необходимость.

Размышление над новым материалом (например, различными способами создания круга) позволяет внимательно изучить его, чтобы отсеять ненужные сведения. Если вы прочитали об инициации с атамом4 и она вас не воодушевила, или для ритуала требуется два человека, вы легко можете отправить эту информацию в архивные файлы своего разума. Таким образом, исключение – это неотъемлемый аспект обучения, часть процесса размышления о новых знаниях, которые вы приобрели в поисках идеальной для вас практики Викки.

Все вышеизложенное в равной степени относится к вопросам, касающимся природы Богини и Бога, реинкарнации, морали и всех других аспектов веры и практики виккан.

У многих новых виккан-одиночек возникает множество вопросов о Богине: «Как Она выглядит?»; «Как лучше связаться с Ней?»; «Она действительно существует?»; «Я могу к Ней прикоснуться?»; «Как Она появилась?»; «На какие мифы мне опираться?» На многие вопросы дают ответы процессы изучения и размышления, другие требуют молитвы и практического опыта.

Мысль всегда должна сочетаться с чувством. Нас научили не доверять чувствам. Однако, встретившись с Виккой, мы понимаем, что нас к ней привлекли именно чувства. Разумно ли отбросить их в сторону? Не думаю.

Интуиция (необъяснимое знание или чувство, которое само по себе возникает в нашем сознании) – это форма психического осознания и как инструмент имеет огромное значение. Изучая Викку, вы можете использовать ее как фильтр для оценки сомнительной информации. Интуитивная реакция на информацию может серьезно повлиять на ваши окончательные решения.

Таким образом, размышление – необходимая составляющая процесса самостоятельного изучения Викки.

Подведем итог.

✓ Определите вопросы (если необходимо).

✓ Учитесь, чтобы приобретать знания.

✓ Определите свои чувства по отношению к этим знаниям. Полагайтесь на интуицию.

✓ Исходя из вышеперечисленного, определите, какая информация применима для вашей самостоятельной практики Викки.

Этим принципам должны следовать все виккане-одиночки. Размышляйте о том, что вы изучили. Доверяйте себе, своей интуиции, своим чувствам, и учитесь.

Молитва

Молитва – это еще один инструмент, доступный викканам. Когда вы в тупике, не можете найти в книгах нужную информацию, а та, что есть, только сбивает с толку, если вам действительно нужна помощь, попросите о ней. Молитва такого рода не должна сопровождаться длительным ритуалом (особенно если вы еще не знаете, какие ритуалы подходят именно вам). Во время молитвы можно зажечь свечу, прогуляться по лесу или по парку. Можно молиться, гладя кошку, глядя на огонь, стоя под душем или лежа в ванне. Можете погадать с помощью таких популярных инструментов, как карты Таро, маятник или рунические камни, но только после молитвы, а не до нее.

Не столь важно, как вы построите молитву, намного важнее, какие эмоции вы в нее вложите и насколько ясной будет ваша просьба. Вы можете обратиться только к Богине или к Богине и Богу. Выразите свою потребность в новой информации или в руководстве в сложившейся ситуации и заранее поблагодарите Их за помощь.

Истинная молитва – это больше чем слова, потому что через молитву Богине и Богу мы высвобождаем энергию. Поскольку природа не терпит пустоты, ответ придет (дополнительную информацию о викканской молитве см. в главе 8).

Ответ порой принимает самые разные формы. Это может быть просто голос, который прозвучит внезапно: «Я многому тебя научу. Поставь две свечи на алтарь. Совершай саббаты ночью, когда все уснут. Твоя самоинициация произойдет именно в это время. Приготовь вино, но яблочный сидр или виноградный сок тоже подойдут». Прямое общение с Богиней возможно, потому что каждый из нас несет в себе искру Ее божественного огня. Однако такая прямая связь – редкий случай.

Чаще сообщения приходят в символических образах: облако может принять определенную форму, а форма может дать ответ. Ответы могут дать карты, камни или движение маятника. Совершив молитву перед сном, можно получить информацию в сновидении. Записывайте важные сны, обдумайте их и решите, имеют ли они отношение к вашему вопросу. (Во сне общение с Богиней и Богом дается намного легче, поскольку нас не сковывает вечно сомневающийся разум и образы рождаются на подсознательном, психическом уровне.)

Есть множество других способов получить ответ на молитву. Вы можете неожиданно найти книгу, в которой будет необходимая информация, или наткнуться на статью в рассылке о Викке, которая только что пришла на почту. На молитвы отвечают всегда, но не всегда прямо, открытым текстом.

При этом имейте в виду, что ответы предназначаются только вам. Если Богиня говорила с вами, то Она говорила именно с вами, а не со всеми викканами. Для других Ее сообщения значат очень мало, а иногда и вовсе не имеют значения. Если вам всегда нравились полудрагоценные камни и Она говорит, что вам следует составить из них круг, это знание верно для вас, но оно, скорее всего, совершенно не подходит для других. Божественные откровения обычно имеют личную, а не всеобщую природу. Хотя знания, полученные таким образом, безусловно, следует использовать, они не обесценивают пути других виккан. Мы все можем получать божественные послания, но никто не может считать себя «официальным представителем» Богини.

К ответам, полученным в молитве, нужно относиться с вниманием и благодарностью (обряды благодарности Богине и Богу можно найти в главе 10).

Не пренебрегайте молитвой как инструментом для сбора информации. Сам способ кажется эфемерным, но если принять во внимание источник, так ли это удивительно?

Практический опыт

Итак, вы прочли множество книг, много размышляли о прочитанном и собрали информацию из ряда источников. Вы пропустили это знание через фильтр своих чувств (интуицию) и молились Богам о помощи. Что же дальше? Применение информации на практике.

В конечном счете Викка – живая религия. Религии не ограничиваются теориями и ритуалами. Они оживают только тогда, когда их практикуют и живут ими. Внешние формы (ритуалы, атрибуты) важны, потому что они символизируют нематериальные процессы и напоминают нам о том, для чего мы пришли в Викку.

Для начала поэкспериментируйте с различными ритуальными формами. Попробуйте сочетать их по-разному, отбрасывая неудачные комбинации и оставляя те, что вам подходят. Это творческий процесс, и ему не должны мешать вопросы типа: «А это правильный путь? Я что-то делаю не так?» Подобные вопросы только тормозят ваш прогресс.

Эксперименты необходимы для любой самостоятельной практики: от сезонных праздников до эсбатов, для техники пробуждения и направления силы, для магических ритуалов, для использования и понимания назначения инструментов, для самоинициации и всех остальных практических аспектов Викки.

Такой четырехэтапный план самостоятельного обучения, безусловно, может быть полезен для формирования вашей собственной концепции веры и практики Викки. Насколько важна для вашей практики реинкарнация? Как далеко распространяется закон «Не причиняй вреда»? Когда лучше всего проводить ритуалы? Нужно ли создавать круг на каждое полнолуние и каждый саббат? Следует ли практиковать их в другое время? На каждый из этих вопросов можно ответить с помощью изучения, размышления, молитвы и практического опыта.

Полное руководство для создания вашей собственной викканской традиции и рекомендации по написанию Книги Теней5 можно найти в части 3. Если вы готовы сделать этот шаг, информация из этой главы будет вам полезна.

Вы можете решить, что все это вам не нужно. Можете выбрать несколько ритуалов и следовать им, исключив все остальные. Это тоже хорошо. Но когда у вас возникнут вопросы относительно выбранных ритуалов, мой метод поможет вам найти ответы.

Путь викканина-одиночки может оказаться трудным, но школа проб и ошибок – отличная школа. Когда накопятся опыт, знания, а вместе с ними и вопросы, они сами приведут вас к изучению, размышлению, молитве и практике.

Цель викканина-одиночки не в том, чтобы найти ответы на все вопросы. Найти самые важные ответы – вот что главное. Это возможно, если обратиться к нашей религии и использовать инструменты обучения.


В английском языке – традиционное обозначение сообщества ведьм. В современной Викке означает ячейку, группу верующих. – Примеч. пер.

Восемь праздников Колеса года, связанные с солнечным циклом. – Примеч. пер.

Регулярные встречи ковена во время полнолуния или любая встреча сообщества. Одиночки также проводят эсбаты, отмечая ими фазы Луны. – Примеч. пер.

Ритуальный нож. – Примеч. пер.

Магический дневник, записи ритуалов, заклинаний и другой магической информации, которая важна для ведьмы или мага. – Примеч. пер.

2. Секретность

Секретности всегда придавалось настолько большое значение, как в Викке, так и в магии, что о ней стоит сказать несколько слов. В этой главе мы отдельно обсудим каждую тему.

Держите свое викканство в секрете

В недавнем прошлом, когда у нашей религии было гораздо меньше последователей, а в обществе отсутствовало понимание языческих верований, виккане молчали о своей религии. Угроза разрушить брак, потерять дом, работу и даже детей была вполне реальной. Виккане научились держаться в тени. Только самые близкие родственники или друзья знали, чем занимались эти люди в полнолуние (и почему они всегда просили выходной день после саббатов).

Тогда виккане обычно были членами ковенов и во время инициации клялись хранить тайну. Среди прочих вещей, которые они не имели права раскрывать, были их магические имена, имена других членов ковена, то, что совершалось в круге, и специфические религиозные и магические ритуалы их группы. Даже если бы некоторые виккане решились рассказать о своей религии, им пришлось бы пренебречь общественным мнением и нарушить клятву. Большинство виккан прожили двойную жизнь. В одной была работа, заседания родительского комитета, ссоры с соседями, оплата счетов, мытье машины и другие повседневные дела. Другая была наполнена религией и магией.

Сегодня картина несколько изменилась. В каждом выпуске Circle Network News1 перечисляются одобрительные статьи о Викке, которые публикуют самые читаемые газеты и журналы. Статьи о викканах и почитателях Богини появляются на первых страницах Wall Street Journal2. Телевизионные ток-шоу одно за другим снимают выпуски под названием «Я – ведьма», на которые приглашают виккан, чтобы подискутировать об их религии.

Публичное освещение значительно расширило рамки понимания нашей религии среди не-виккан. У них могут быть неверные представления о Викке, но они вынуждены признать ее существование.

Известных виккан иногда приглашают на собрания церковных общин, чтобы они рассказали о своей религии. Многие работают с заключенными, так же как и духовенство других конфессий. Некоторые викканские группы освобождены от налогов Налоговой службой США как религиозные организации (хотя Викка как религия в целом не получила официального признания). Армия США требует от службы военных капелланов признавать Викку в качестве законной альтернативной религии. Статьи о Викке иногда появляются в газетах в разделе о религии.

Тем не менее преобладающие чувства по отношению к Викке – смущение, сомнение и страх. Люди, воспитанные в традиционной вере, чувствуют угрозу при столкновении с иной религией, особенно такой непонятной, как Викка. Иногда это чревато насилием и может привести даже к убийству.

Подобная реакция – прямое следствие дезинформации, которой постоянно кормят ничего не подозревающую публику. Особенно много клеветы исходит от телевизионных проповедников-евангелистов (ранее очень распространенный, а теперь исчезающий вид). Сельские пасторы все еще рассказывают о нас как о сатанистах, убивающих маленьких детей с одной дьявольской целью: править миром. Даже недавно возникший интерес СМИ к течению нью-эйдж3 широко обсуждается как сатанинская угроза христианству.

Мы-то с вами знаем, что это абсурд, но многие не-виккане верят этим небылицам. Стоит ли, учитывая безумное окружение, говорить о своей религии родителям, супругам, детям, друзьям, работодателям, арендодателям и соседям? Если не всем, то кому? Может ли ваше откровение вызвать гнев, страх и непонимание до такой степени, что вы пожалеете о том, что сказали? Супруг охладеет к вам, работодатель уволит, соседи начнут вас избегать, родители станут беспокоиться (если они принадлежат к более традиционной религии), арендодатель пришлет уведомление о выселении или поднимет арендную плату. Может быть.

А может быть и наоборот. Если вы скажете своему партнеру, что практикуете другую религию, это укрепит ваши отношения («Ну, по крайней мере, ты во что-то веришь») или избавит от подозрений («Так вот чем вы занимаетесь в полночь раз в месяц»). Чуткий работодатель предоставит выходные для религиозных практик. Соседи будут знать, что ночью в полнолуние вас нельзя беспокоить. Хозяин квартиры… Ну, может, всем рассказывать и не обязательно. По крайней мере, тщательно взвесьте свое решение, чтобы в случае чего быстро съехать.

Решение о том, нужно ли сообщать (и как и кому) эту новость, должно основываться на ваших знаниях о Викке, вашей вовлеченности в религию (через некоторое время это будет довольно трудно скрыть), ваших отношениях с теми, кому вы собираетесь о себе рассказать, преобладающем отношении к религии там, где вы живете, и на вашей готовности обсуждать такой личный вопрос, как религия.

Подобные откровения вовсе не обязательны даже между мужем и женой. Если он или она об этом попросят, вы можете обсудить этот вопрос, но никто не имеет права знать, что вы делаете 31 октября. Свобода религии – это всего лишь свобода веры, свобода от религиозного диктата и свобода от необходимости обсуждать вашу веру.

Я тринадцать лет прожил в квартире на втором этаже в непростом районе. Квартира принадлежала утвердившемуся в вере христианину, который держал в том же здании магазин оружия и мастерскую по ремонту пылесосов. Мы ежедневно встречались, он много раз бывал в моей квартире, я знал почти всю его семью. Пока я там жил, у меня вышло десять книг о магии и Викке, я дал бесчисленное количество интервью на телевидении, радио и в газетах, провел сотни занятий, множество ритуалов и десятки собраний ковена. Я смотрел по ночам на звезды, произносил заклинания над травами и растениями, которые выращивал на крыльце, медитировал в грозу – в общем, вел себя как викканин.

За все эти годы мой хозяин ни разу не говорил со мной о моей религии. Правда, квитанции об аренде он писал на обратной стороне религиозных листовок, но в наших разговорах эта тема просто не поднималась. Я держал язык за зубами, он тоже, и у нас были вежливые деловые отношения.

Если бы я однажды появился на пороге его магазина и объявил, что я колдун, не сомневаюсь, что он отправил бы меня собирать вещи. Мое решение не обсуждать мою религию позволило мне жить в большой квартире за небольшую плату в течение многих беззаботных лет моего писательства.

Решение о том, нужно ли сообщать другим о вашем викканстве, – ваше личное дело. И все же я дам вам несколько советов: большинству людей все равно, во что вы верите или кого вы призываете. Это их не интересует.

Некоторые люди решают заявить миру, что они виккане (или «ведьмы» и «колдуны») исключительно ради эффекта, чтобы привлечь внимание, заработать деньги и потешить свое тщеславие. Это наихудшая причина, чтобы объявить окружающим о своей религии.

Секретность в магии

Практически все вышесказанное относится и к магической практике, но есть несколько характерных отличий. Магия как обращение к энергиям природы для проявления необходимых изменений составляет важную часть Викки. Внутри круга мы посылаем энергию нашей планете, помогаем исцелять больных, защищаем себя, призываем любовь в нашу жизнь и сеем семена будущих перемен.

Магией можно заниматься ежедневно. Многие виккане практикуют народную магию. Для создания необходимых изменений они изготавливают амулеты и магические эликсиры, используют энергию камней и других природных объектов. Эти изменения могут быть незначительными или весьма ощутимыми. Народная магия в круге обычно не практикуется. В этом разделе мы поговорим о тайне в ритуальной практике и в народной магии.

Принято считать, что в магии тайна абсолютно необходима. О том, что вы занимаетесь магией, нельзя рассказывать никому, даже друзьям. Не говоря уже о том, чтобы с кем-то обсуждать вчерашний ритуал со свечами. Молчи. Не говори. Сила любит тишину.

На то есть ряд причин. Некоторые говорят, что, рассказывая о магических ритуалах, мы рассеиваем энергию, которая в них вложена. Другие утверждают, что не-маги, узнав о ваших занятиях, неосознанно посылают энергии, которые блокируют заклинания, поскольку они не верят в магию. Старые виккане рассказывают, что когда-то это было вынужденной мерой, иначе их просто могли линчевать (и это, безусловно, правда). Для некоторых таинственность связана с мистической природой магии. Другие никак не объясняют причину, а просто следуют завету: «Молчи».

Суеверие? Может быть. В магии еще столько неопределенного. В конце концов, мы используем энергии, которые даже физики пока не могут обнаружить и описать. Возможно, вы уже убедились в действенности магических ритуалов. Может быть, даже рассказали о них нескольким близким друзьям до появления результатов, без каких-либо отрицательных последствий. Но настанет день, когда вопрос о тайне возникнет снова.

«Может, все-таки не стоит говорить?» – спросят некоторые. «В конце концов, в этой книге сказано, что лучше держать язык за зубами, чтобы все получилось. Одна моя знакомая викканка все время совершает ритуалы, но рассказывает о них только после того, как они исполняются. Уверен, многие виккане ни разу не обмолвились о своих магических обрядах».

Так викканина-одиночку начинают одолевать сомнения. Вскоре он замыкается в себе и решает, что молчание – золото даже среди единомышленников. И мы опять погружаемся в таинственный полумрак.

Это прискорбно, да и не нужно. Истинная магия безгранична. Разговаривая о ритуале с другими, мы не рассеиваем его энергию. Напротив, мы получаем дополнительную возможность быстрее направить еще больше энергии к магической цели.

Неверие тоже не может служить веской причиной для скрытности. Неверие окружающих влияет на магию не больше, чем сомнения невежественного человека в том, что калькулятор может сложить два и два и получить четыре. Калькулятор будет работать независимо от сомнений наблюдателя. Так же и магия. Если все сделано правильно, магия сработает. Если внутренняя энергия пробуждена, запрограммирована намерением и направлена к цели с надлежащей силой и визуализацией, магия сработает.

Результат может проявиться не сразу. Иногда ритуал необходимо повторить многократно, но обычно он ведет к успеху, если викканин знает, что делает.

Требования секретности в отношении магических обрядов весьма ограниченны и применимы только в тех случаях, когда огласка действительно может снизить их эффективность. Поясню: если человек чувствует, что некое магическое действие следует сохранить в тайне, он соглашается с ограничением, связанным с эффективностью магии. Любые формы ограничения в магии снижают способность викканина пробуждать и направлять энергию. Ограничения порождают сомнение в том, что магия – это всемогущая сила, которая в руках опытного человека при правильном применении действительно проявляется как чудесные, позитивные изменения.

Ограничения (в данном случае скрытность) вредят магической практике. Это относится как к ритуальной, так и к народной магии. Согласившись принять одно ограничение, мы принимаем и все остальные, о которых прочли в книгах либо услышали от других. (Например, нельзя совершать благие ритуалы на убывающей Луне. Вы должны сверяться с фазой Луны перед выполнением любого ритуала, а если время выбрано неверно, успеха не жди. В народной магии все ингредиенты, указанные в списке, замене не подлежат. Замена одного ингредиента на другой сведет на нет эффект всего заклинания. Подобных ограничений великое множество, и все они абсурдны.)

Третья причина, которую часто называют, говоря о необходимости хранить тайну, по крайней мере, исторически оправданна. Эта традиция сложилась в те времена, когда за занятия магией можно было поплатиться головой. К счастью, сегодня, разговаривая с близкими друзьями о магических ритуалах, вы не рискуете угодить на виселицу. Последнее объяснение – в таинственности проявляется мистическая природа магии – на первых порах может помочь некоторым новичкам. Очень скоро потребность в таких умственных установках отпадает сама собой.

Таким образом, тайна в магии вовсе не обязательна. Она не гарантирует успеха и может препятствовать вашей магической практике. Это не значит, что теперь вы должны ходить с зеленой табличкой с надписью: «Вчера я совершил ритуал, потому что хочу, чтобы ко мне пришли деньги!», особенно если они вам нужны для сугубо личных целей, которые лучше не афишировать.

Если вы решили молчать о том, что занимаетесь магией, – прекрасно, только если ваши мотивы не связаны с ограничениями. Не хотите обсуждать свои магические практики с другими – не нужно. Не потому, что так написали некоторые виккане, а потому, что вы сами этого не хотите.

Таинственность в магии полна суеверий, которым не место в жизни виккан-одиночек.


Circle Network News – информационный бюллетень, одно из крупнейших периодических изданий, посвященных проблемам современных языческих религий. – Примеч. пер.

Wall Street Journal – ежедневная американская деловая газета, где печатаются новости политики, экономики, финансов, аналитики, культуры. – Примеч. пер.

«Новая эра», общее название различных мистических течений и движений, в основном оккультного и эзотерического характера, получивших массовое распространение в 80-х гг. ХХ в. – Примеч. пер.

3. Могу ли я совершать ритуалы во время болезни?

Вопрос, можно ли совершать ритуалы во время болезни, очень важен, но он редко упоминается в книгах о Викке. Почему? Информацию такого рода обычно можно получить у Верховных Жрецов или у других опытных виккан. Подобный вопрос обычно не возникает, пока ученик не заболевает простудой или не начинает принимать сильнодействующих лекарств. Тема настолько важна, что заслуживает отдельной главы.

Многие одиночки, начиная практиковать Викку, не могут позволить себе пропускать ритуалы по любой причине, включая болезнь. Многие члены ковена чувствуют то же самое. Разумно ли это?

Многие болезни сильно меняют людей. Не только физически, но и интеллектуально, эмоционально, духовно или психически. Вредны или полезны такие временные изменения для выполнения викканских ритуалов?

На эти вопросы отчасти можно ответить, изучая болезни и их последствия. Вся изложенная здесь информация относится исключительно к викканским ритуалам и носит обобщенный характер. Во всех случаях вы должны опираться на собственное суждение. Прислушайтесь к своим ощущениям. Интуиция подскажет, что для вас лучше. Выполнять ритуалы через силу в период тяжелой болезни или в болезненном состоянии может быть опасно. (Информацию о магической практике во время болезни см. в конце этой главы.)

Болезнь и викканские религиозные ритуалы

Физические изменения

На физическом уровне признаки болезни, как правило, наиболее очевидны, поэтому начнем с них. Некоторые недуги вызывают заметную нехватку энергии. Человеку иногда трудно даже встать на ноги, не говоря уже о круге. Очевидно, что в таком случае показаны ритуалы, требующие ограниченной физической активности.

Переломы ног, рук и другие травмы сводят к минимуму возможность установить алтарь и держать Книгу Теней. По крайней мере, еще больше своему здоровью вы при этом не навредите. Однако ваши движения в круге могут быть ограничены, поэтому не нужно слепо подчиняться ритуальным правилам. Измените их, принимая во внимание свое текущее физическое состояние.

Если лечащий врач прописал вам постельный режим или не велел вставать, следуйте его рекомендациям. Измените ритуал, ограничившись только произнесением заклинаний и умственной работой, или подождите, пока не поправитесь.


Интеллектуальные изменения

При многих видах заболеваний (в том числе простудных) часто происходит явно выраженное изменение сознания. Легкое головокружение, заложенность носа, повышенная температура, боль и другие симптомы могут вызвать заметные сдвиги в сознании даже у людей, которые не пытаются подавить симптомы препаратами. Изменения в сознании могут вызвать у больного совершенно иное восприятие мира, что способно помешать практике.

Если вы рассеянны и не можете сконцентрироваться, лучше избегать работы с ножами, огнем, благовониями и другими потенциально опасными магическими инструментами. Если чувствуете, что «выпадаете из реальности» (то есть не можете отвести взгляд от объектов, засыпаете или вообще забываете, что делали), лучше просто спокойно посидеть или полежать и не делать ничего. Можно прошептать молитву Богине и Богу, медитировать перед каким-либо изображением или нарисовать символ и сосредоточиться на нем.

Если вы не можете долго сохранять концентрацию во время ритуала, вероятно, лучше оставить это занятие и возобновить практику, когда снова сможете к ней вернуться.


Эмоциональные и духовные изменения

Посмотрим правде в глаза: большинство из нас во время болезни чувствуют себя не в своей тарелке. Мы становимся сварливыми, раздражительными, с нами невозможно находиться рядом, мы подавлены, взволнованы и находимся в состоянии стресса. Такие эмоциональные сдвиги часто заставляют нас задуматься: «Зачем вообще все эти ритуалы? Мне так плохо, что все равно у меня ничего не выйдет». Иногда мы просто не в настроении. Это вполне естественно, и если вы действительно не хотите совершать ритуал, то и не нужно. Никто не ведет им счет.

С другой стороны, если вы физически способны провести ритуал, то после него вы можете почувствовать себя лучше. Ритуалы Викки (даже если во время болезни они даются с трудом) придают нам духовный импульс, который, в свою очередь, заставляет нас чувствовать себя лучше.

Наконец, простая молитва Богине и Богу может подействовать успокаивающе или хотя бы отвлечет от мыслей о болезни.


Психические изменения

Болезнь может оказывать сильное влияние на состояние психики. На первый взгляд, это не так уж важно, но способность задействовать психическое сознание необходима для выполнения ритуалов. Если отсутствует связь между двумя сторонами сознания (рациональной и психической), ритуал будет пустым и чисто механическим.

Когда вы готовы к ритуалу физически, морально и эмоционально, но вам кажется, что психически вы закрыты, возможно, сейчас не лучшее время для практики.


Безрецептурные и сильнодействующие лекарственные препараты

Реакция на лекарства – наиболее важный фактор, определяющий, следует ли выполнять ритуалы во время болезни. В настоящее время существует такое огромное количество препаратов с различными побочными действиями, что говорить о них можно только в общих чертах.

Многие препараты не влияют на сознание, не изменяют эмоционального состояния, не оказывают заметного физиологического воздействия и не затрагивают психику.

Однако некоторые из перечисленных изменений могут вызывать определенные лекарства (отпускаемые по рецепту или без). В первую очередь снотворные. Если вы ощущаете хотя бы один из негативных побочных эффектов, ограничьте практику на время их приема.

В каждом конкретном случае, чтобы определить, помешает ли болезнь или сильнодействующее лекарство вашему ритуалу, следует опираться на собственное суждение и здравый смысл. Если лечащий врач велел вам соблюдать постельный режим, оставайтесь в постели и забудьте о круге. Если вам недавно наложили швы, не исполняйте буйный танец вокруг алтаря во имя Богини, как бы вам этого ни хотелось. Если у вас слабые легкие, не жгите благовоний. Если вы принимаете лекарства, несовместимые с алкоголем, не пейте вино после ритуала. Виккане-одиночки могут совершать ритуалы в любое время и, если необходимо, отложить или вовсе отказаться от них. Болезнь – достаточно уважительная причина, чтобы пропустить ритуал.

Не нужно думать, что вы не станете истинным викканином, если не сможете пронести свечу вокруг алтаря на Имболке1, потому что прикованы к постели. Пропуск ритуала из-за болезни, слабости или влияния сильнодействующих лекарств никоим образом не умаляет вашей приверженности. Наоборот, такое решение говорит о вашей рассудительности и растущем опыте викканства: вы сознательно избегаете ритуала, в котором нет энергии и истинного контакта с Богиней и Богом. Если после всего этого вы не истинный викканин, я съем свой котелок.


Магия и болезнь

Занятия магией во время болезни можно расценивать по-разному. Это подходящее время для заклинаний по самовосстановлению, но другие заклинания следует отложить, независимо от того, насколько они важны. Ожидание выздоровления не только позволит полностью сосредоточиться на магическом обряде, но и гарантирует, что вы сможете собрать гораздо больше энергии.

Когда мы больны, наши запасы внутренней энергии (личная сила) убывают. Мало того что мы не вырабатываем энергии, мы еще и тратим ее на исцеление. Снижение уровня энергии влияет на все физические задачи, включая магию. Нехватка энергии во время серьезной болезни делает магию весьма опасным занятием, поскольку вы затрачиваете энергию, которая в другом случае работала бы на самоисцеление. Болезнь может затянуться, а травмы будут медленнее заживать.

Готовность поделиться энергией ради решения чужих проблем – хороший и благородный поступок, но в любое другое время. Во время болезни в первую очередь вы должны думать о себе. Используйте энергию, чтобы исцелить себя. Позже, когда будете в форме, сможете позаботиться об остальном мире.

Вывод: во время болезни – никакой магии, кроме самоисцеления.


Весенний праздник Колеса года. – Примеч. пер.

4. Магические имена

Во многих книгах о Викке говорится о принятии викканского (магического) имени. Церемония принятия нового имени входит во многие ритуалы посвящения. Обычно с этого момента новопосвященного викканина в круге называют только этим именем.

Магические имена довольно популярны среди виккан, причем настолько, что многие имеют два или даже три имени: известное всем имя в Ремесле1 (которое используется на собраниях, при написании статей и т. д.), тайное имя (данное во время посвящения) и, возможно, даже третье имя – для обращения к Богине и Богу, известное только Им и самому викканину. У виккан, которые принадлежат сразу к нескольким традициям, могут быть разные имена для каждой группы. Для многих виккан принятие нового имени – символ их преданности Викке. Оно рассматривается как часть пути возрождения в религии.

На протяжении истории именам придавалось особое магическое значение. В Древнем Шумере, Вавилоне и Ассирии, прежде чем изгнать духа из тела больного, нужно было узнать его имя. На Гавайях младенцам при рождении специально давали отвратительные имена, чтобы защитить их от посягательств со стороны злых сил, пока они малы и уязвимы. Более подходящее имя давалось ребенку по достижении им определенного возраста, когда происки злых духов уже не так опасны. В некоторых культурах матери нарекают детей тайными именами. «Настоящее» имя, не известное никому, кроме матери, защищает ребенка, а общеизвестное имя не имеет над ним никакой магической власти. В нашей стране, чтобы узнать силу своего имени, люди обращаются к нумерологии, и многие в результате меняют имена, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.

Если учитывать важность, которая придается имени, нетрудно понять, почему многие виккане используют символические имена. Хотя я не касался этой темы в книге «Викка: руководство по самостоятельной практике», она заслуживает некоторого комментария.

Обратимся к сути вопроса: обязательно ли вам принимать викканское имя? Если вы хотите, чтобы ваша Викка максимально соответствовала традиции, то да. Если вы чувствуете, что, принимая имя в Ремесле, накладываете на себя определенные ограничения, то нет. Повторяю, решение остается за вами.

Как упоминалось выше, основная причина использования имени в Ремесле заключается в том, что оно представляет вас как викканина. Некоторым это имя дает ощущение силы и таинственности, которые иначе для них недоступны. Мы живем в настолько приземленном мире, что зачастую нам трудно «включить» магическую сторону нашей природы. Таким образом, викканское имя может помочь изменить сознание и подготовиться к ритуалу.

Некоторые люди используют совершенно другой подход: они принимают викканское имя официально. То есть Салли Томпсон становится Эмбер2, Фрэнк Джонс – Грейвольфом3. Это имя даже может фигурировать в водительских правах, договорах аренды и других документах. Такой правовой подход нецелесообразен, если вы не хотите раскрывать свою религию, поскольку подобное имя само по себе привлекает внимание. Хотя многие говорят, что решили использовать новое имя и отказаться от старого исключительно по духовным причинам, для большинства это способ публично заявить о своей религии, а далеко не все готовы к такому шагу.

Как выбрать магическое имя?

Существует много подходов. Некоторые виккане принимают имя в честь Богини или Бога. Другие изучают историю своей семьи и выбирают имя из фольклора, имеющего к ней отношение: так, человек с британским происхождением может выбрать имя из британского фольклора. Многие современные американские виккане включают в свое имя название животного, например «Воющий волк» или «Парящий орел». Другие выбирают названия цветов и растений (например, Роза, Хранитель дубов, Роща, Ель, Ясень). Вы можете просто придумать себе имя. Многие викканские имена состоят из двух слов, объединенных в одно. Такие имена обычно говорят сами за себя.

Некоторые викканские имена известны всем. Джеральд Гарднер (один из тех, кто сформировали Викку как религию, какой мы ее знаем сегодня) публично использовал имя Скайр4. По крайней мере одно из магических имен Дорин Валиенте5 было Амет6. Известный Верховный Жрец принял публичное имя в Ремесле – Феникс. Другие популярные имена: Морган, Моргана, Моргэйн, Моргрэйн, Луг и Артур (все связаны с кельтской мифологией); Ариадна, Диана, Гермес, Посейдон, Кассандра и Тритон (греческая и римская мифология); Селкет, Маат, Осирис и прочие египетские имена. (Самые распространенные имена – Эмбер, Феникс и Мерлин. Произнесите громко одно из этих имен на языческом собрании и посмотрите, сколько голов повернется.)

Таким образом, у вас есть из чего выбирать. Если вы решили использовать ритуальное викканское имя, используйте его всегда – в молитве и в ритуалах. Напишите его рунами или по-английски на своих инструментах. Можете даже совершить какой-нибудь ритуал принятия имени. Для этого можно создать круг, призвать Богиню и Бога и попросить, чтобы с этого момента Они узнавали вас по новому имени.

Имя в Ремесле не даст вам никакой дополнительной силы, но это традиционная практика, и многим она нравится.


Древнее Ремесло – еще одно из названий Викки. – Примеч. пер.

Янтарь. – Примеч. пер.

Серый волк. – Примеч. пер.

Знающий (лат.). – Примеч. пер.

Одна из наиболее известных Верховных Жриц, автор книг и многих викканских текстов. – Примеч. пер.

Хозяйка (возможно, корнуоллское, по infopedia.su). – Примеч. пер.

5. Самоинициация

В предыдущей книге наиболее спорной, несомненно, была глава об инициации. Многие виккане, написавшие отзывы о моей работе, не могли согласиться с одной простой идеей из этой главы: инициация – это не всегда действие, которое один человек совершает над другим. Некоторые неверно истолковали мои слова: якобы я утверждал, что инициации нужно избегать любой ценой. Любопытный вывод из моей работы. (Неудивительно, что подобные комментарии исходили от членов ковенов, которые сами прошли инициацию.) Некоторые читатели предположили, что на самом деле я никогда не проходил инициацию и что именно в этом кроется причина моего «неправильного» мнения по данному вопросу.

Существует множество форм инициации. Некоторые из них проводятся в круге вместе с другими людьми. Другие совершаются самостоятельно. Третьи никогда никем не проводились и происходят спонтанно в процессе обучения. Посвящение в ковен (и в Викку) будет успешным, только если посвящающий и кандидат находятся в совершенной гармонии и действуют в соответствии с приемлемой для них обоих викканской системой или традицией. Я был свидетелем неудачных посвящений и величественных посвящений. Любое посвящение не лучше его отсутствия, если оно проводится по сомнительным причинам (тщеславие, власть над другими людьми), не тем человеком или не тем ковеном. Не так важен сам ритуал, как его воздействие на кандидата и то, в каком настроении он совершается.

Хотя для того чтобы практиковать Викку, проходить посвящение не обязательно, это ритуальное заявление о вашей принадлежности к Ремеслу. С этого дня посвященный может с уверенностью заявлять, что он викканин, потому что навсегда запомнит день, когда торжественно вступил в круг посвященных. Для некоторых это важно, для других не так важно или неважно вовсе.

Вы вправе провести самоинициацию. Никто не может лишить вас этого права. Если вы совершаете викканские ритуалы, встретились с Богиней и Богом, чувствуете, что вам хорошо в Викке, и решили, что это ваш путь, то нет такой причины на зеленеющей земле Богини, которая помешала бы вам пройти самоинициацию.

Вы можете совершить ритуал самоинициации, который найдете в книге, взять за основу ритуал групповой инициации или создать собственный (ритуал, описанный в главе 12 Викки, был самопосвящением, а не инициацией. Хотя, конечно, его можно включить в полный ритуал инициации).

Перед самоинициацией подумайте, достаточно ли у вас опыта, чтобы принять Викку. Для самоинициации необходим практический опыт викканских ритуалов (чтение не в счет). Обряд самоинициации после, скажем, года обучения станет ценным и духовно значимым событием просто потому, что ему предшествовал опыт, который и делает инициацию истинной. Другими словами, нельзя стать викканином (даже одиночкой) за одну ночь.

Период самостоятельной подготовки и опыта абсолютно необходим. Вы не только узнаете, как использовать инструменты, поймете значение саббатов, научитесь создавать круг – вы встретитесь с Богиней и Богом. Настроиться на Них и установить связь с Ними – вот в чем суть Викки, а это требует времени и самоотверженности.

Вы можете возразить:

✓ «Конечно, но во время некоторых инициаций посвящающий передает кандидату силу». Во время самоинициации силу кандидату передают Богиня и Бог.

✓ «Но такие инициации не будут признаны ковенами». Одиночки не принадлежат к ковенам.

✓ «Настоящие инициации нужны, чтобы кандидат мог войти в состояние измененного сознания». Как и правильно подготовленные самоинициации.

✓ «Настоящие инициации символизируют смерть прежнего (не-викканского) “Я” и возрождения в Викке». Это может стать частью самоинициации.

Как пройдет самоинициация, в значительной степени зависит от вас, но для лучшего результата каждый подобный ритуал должен включать следующие шаги. (Ниже я привожу схему ритуала, опуская такие вещи, как свечи и благовония).

✓ Очищение (можете принять ванну или душ).

✓ Установите алтарь. (Используйте любые инструменты, с которыми вы обычно работаете.)

✓ Создайте круг. (Хотя это не обязательное условие, круг создаст нужную атмосферу. Лучше научиться создавать круг до инициации. Если чувствуете, что круг получился хорошо, используйте его, но можно обойтись и без круга.)

✓ Откройтесь, призвав Богиню и Бога. (Можете обратиться к Ним, как всегда обращаетесь во время викканских ритуалов, или подобрать для этого ритуала особые слова.)

✓ Символическая смерть прежнего, не-викканского «Я» (Подойдите к делу творчески. Можно облачиться в черное, завязать глаза повязкой, сидя перед алтарем (только не ходите с завязанными глазами). Можно даже пропеть панихиду. Прочтите подобающую молитву. После проведите какое-то время в медитации и в размышлениях, затем сбросьте с себя символы смерти с радостным криком.

✓ Снова помолитесь Богине и Богу, отдайте себя Им в руки. Скажите, что теперь вы – викканин. Если вы выбрали магическое имя (см. главу 4), громко произнесите его: «Я, Диона, теперь викканка». Можете включить эту формулу в свою молитву посвящения.

✓ Расслабьтесь на несколько минут, сидя в круге. Посмотрите на пламя свечей. Если вы принесли в круг пироги и вино, самое время освятить и вкусить их во имя любви Богини и Бога. Когда закончите священную трапезу, поблагодарите Богиню и Бога за Их присутствие и закройте круг.

Загрузка...