Пс. 111, 6.
Притч. 10, 7.
Прем. 4, 14–18.
1 Цар. 2, 30.
Василий I Македонянин, император Византии в 867–886 гг. – Примеч. пер.
Стефан I, Патриарх в 886–893 гг. – Примеч. пер.
Михаил III, император в 842–867 гг. – Примеч. пер.
Лев VI Мудрый, император в 886–911 гг. Александр – его соправитель, в 911–912 гг. старший император. – Примеч. пер.
В 896 г. по Р. Х. – Примеч. пер.
Чиновники по особым поручениям. – Примеч. пер.
Высокий византийский чин. – Примеч. пер.
Самона – один из самых влиятельных сановников при дворе Льва VI. По национальности араб, с детства оскопленный, он попал в византийский плен и стал слугой одного из вельмож. Случайно узнав о заговоре против императора, Самона донес о нем Льву, за что был приближен ко двору и возвышен до сана патрикия. – Примеч. пер.
Ср.: Ин. 19, 9.
Смотритель царской опочивальни, спальник. – Примеч. пер.
Византийцы назвали свое государство Римской империей, а Константинополь – Новым Римом. – Примеч. пер.
Мф. 6, 3.
Ис. 43, 2.
Пс. 96, 10.
См.: Исх. 2–3.
Константин VII Багрянородный, император в 912–957 гг. – Примеч. пер.
Высший византийский чин. – Примеч. пер.
Это прозвание Константин получил за то, что родился в Багряной палате царского дворца. – Примеч. пер.
Энколпии – носившиеся на груди христианские амулеты и ладанки, по поверью, оберегавшие от злых духов. – Примеч. пер.
Средний византийский чин. – Примеч. пер.
Главный вход во дворец, находившийся напротив храма Св. Софии. – Примеч. пер.
Адъютант. – Примеч. пер.
Игра слов. Николай – по-гречески буквально «победитель народа»; Иттилай – «терпящий поражение от народа». – Примеч. пер.
Ин. 10, 11.
Ин. 10, 12.
Роман I Лакапин, император в 922–944 гг. – Примеч. пер.
В Византии нередко правили одновременно двое и более императоров. Соправителями Романа I были Константин VII Багрянородный и трое сыновей Романа. – Примеч. пер.
В IV в. преподобный Исаакий, игумен Далматского монастыря, обличал императора Валента за то, что тот поддерживал арианскую ересь. Когда Валент отправлялся на войну против готов, Исаакий подошел к нему на улице и прилюдно призвал отдать церкви православным, обещая, что Бог за это наградит его победой. Разгневанный Валент велел арестовать преподобного. В битве с готами Валент был разбит, бежал, но дом, где он пытался укрыться, был сожжен. Преподобный Исаакий в тот же час провидчески сказал: «Только что Валент умер в огне». См.: «Обозрение историй» Иоанна Зонары. – Примеч. пер.
Пс. 44, 9, т. е. от искушения и наваждения диавольского.
Ин. 15, 13.
Мф. 3, 10.
Пс. 36, 35.
Мф. 6, 34.