Введение
Приветствую тебя, дорогой читатель!
Я радуюсь тому, что мы нашли друг друга. Эту книгу я пишу исключительно для людей, которые вольно или невольно говорят на публике. Ты же, прочитав название, точно знаешь, что здесь будет.
Действительно, увидев название «Жги напалмом. Краткий курс ораторского искусства» трудно ожидать от манускрипта чего-то иного, чем обзора науки риторики.
Для начала, давайте немного познакомимся. Я представлюсь и расскажу о себе.
Танин Юрий Алексеевич.
3.12.1985 года рождения. г. Саранск, респ. Мордовия, Россия.
Образование – Высшее. Культуролог. Московский Государственный Университет Культуры и Искусств (сейчас МГИК). Окончил его в 2010 году.
В университете специализировался на истории Отечества, культуре разных стран мира.
Дополнительно еще отучился на таких различных курсах:
Комиссарские курсы федерального движения "НАШИ" 2007-2008г. Прослушал дисциплины – публичные выступления, командообразование, политические дебаты, политология, тележурналистика.
Образовательные программы проекта Московского Правительства "Гражданская Смена". 2006-2008. Прослушал дисциплины – проектная деятельность, реклама и PR, брэндинг, успешная презентация, лидерство, переговоры.
Общественная деятельность:
активист "Гражданской смены" (2005-2008г)
Лауреат проекта "добрый автобус" и "антирасклей в метро".
активист федерального движения "НАШИ" (2007-2009г).
Специалист информ-аналитического подразделения в г.Москва движения "НАШИ" (2008-2009г). В рамках этой деятельности посещал различные политические программы как массовка, участник, эксперт.
Организатор управленческих поединков и дебатов на базе университета МГУКИ 2005-2010г.
Лауреат конкурса ораторов форума "Селигер-2007".
Служил в вооруженных силах РФ, в отдельном батальоне охраны и разведки (2010-2011г).
Там проводил лекции по политическому воспитанию, истории Отечества, государственному устройству.
Мой опыт работы:
С 9 лет, торговал на базаре вместе с папой. Там самостоятельно продавал картошку, огурцы, помидоры и прочую сельхозпродукцию.
С 15 лет писал своим одногруппникам курсовые и рефераты.
С 18 до 25 лет работал аниматором и Дедом Морозом , проще говоря – массовиком-затейником в г.Москва
Потом работал учителем истории и обществознания в Гимназии № 7 г.Химки (2009-2010г) и школе №32 г.Саранск – (2013-2014г)
С 2014 г по настоящее время работаю Педагогом-организатором, а также ведущим городских детских мероприятий. Являюсь педагогом первой квалификации.
С 2013 года – по настоящее время – занимаюсь частной практикой ораторского искусства.
с 2016 г по настоящее время веду тренинговую деятельность. Разработал две основных программы – "Универсальные принципы работы с клиентами" и «Риторика с нуля»
Принимал участие в общероссийских и международных конференциях как зритель, участник, эксперт. Провел на форуме «Иволга»-2016 межкультурный тренинг с французской делегацией.
Область моих интересов:
Ораторское искусство; Клиентская работа; Маркетинг; Брэндинг; Психология; Лидерство; Личная эффективность;
Прочитали? Есть еще вопросы?
Тогда напишите мне на почтовый ящик yugrik@mail.ru, я отвечу на них. Или найдите меня в соцсетях.
А теперь и вам, первое задание. Напишите о себе информацию, и расскажите кому угодно, стараясь уложиться в 60 секунд.
А я продолжу.
Речь в этой книге пойдет исключительно о таком явлении нашей жизни, как публичные выступления. И всем, что с этим связано – подготовкой, проведением и успешным окончанием (или бегством с места выступления).
В свое время автор, по долгу работы часто выступал перед людьми и детьми (работа в школе сказалась). Длинными холодными ночами, он горько сожалел, что никто ему не мог помочь. Подсказать, что и как надо говорить, а что не говорить категорически. Да и спросить особо не было возможности.
Почему? Давайте подумаем вместе.
Искусство красноречия, несмотря на дикую значимость, недостаточно пользуется в нашей стране популярностью.
С момента распада СССР необходимость в каждодневных выступлениях на злобу дня отпала. Агитация на селе в отказе от алкоголя и прочих постановлений народного правительства тоже отпала. Президентские и парламентские выборы страны, тоже не добавляли интереса к занятию риторикой.
Немаловажный факт, что почти все главы современной России просто игнорируют участие в дебатах, сказывается негативно на ее популярности. Простой обыватель, глядя на все это справедливо полагает, зачем ему учиться говорить хорошо, если лучше помалкивать и сидеть ровно.
Единственным местом, в котором еще более-менее слышна настоящая живая речь оратора, является всемирная сеть – Интернет.
Я специально не говорю про современное телевидение. На большинстве каналов все ведущие и гости «зомбированные». Подчиняются строгому сценарию (автор сам несколько раз принимал участие в съемках). Поэтому, какого-то неожиданного поворота событий вы вряд ли там увидите. Да простят нас фанаты всяких ток-шоу с А. Малаховым и компанией. Эти шоу рассчитаны на доверчивых домохозяек, обожающих отдохнуть в «грязном бельишке» очередного скандалиста.
Лично я не знаю, ни одного субъекта хорошо и изящно говорящего после просмотра этих реалити-шоу. А вот кучу истеричек, появившихся, после этих программ смогу назвать.
Но вернемся к сети интернет.
Именно благодаря популярным видеосервисам как Ютуб, у нас есть возможность, самим выбирать какие каналы смотреть, а какие нет. Какое видео загрузить, а какое оставить пылится на полке.
Забивая в поиске любые сочетания, для нас сразу же отобразится целый мир, насчитывающий не одну страницу запроса.
Если хочешь, смотри, как делают артикуляционную гимнастику. Хочешь, смотри, как быстро-быстро читают скороговорки. Хочешь, смотри, как вживую выступают легенды ораторского искусства.
Самое главное, тебе не нужно платить за это баснословные деньги. Тебе не нужно искать мегакрутого учителя. Не нужно бежать в библиотеку искать раритетный материал. Все это есть в одном для тебя месте.
Именно появление и развитие сети интернет, оказывает огромное воздействие на второе (или которое там уже по счету) рождение риторики. Дает нам шанс, что ТЫ читающий эту книгу, начнешь говорить и метать слова как молнии. Начнешь жечь и испепелять публику напалмом.
Единственное, что я хочу напомнить. Почаще вспоминай прописные истины древних мудрецов – «Какой толк в твоих знаниях, если ты ими не пользуешься».
Именно для твоей практики, автор данного пособия и пропагандирует участие в ораторском клубе любого масштаба, будь на уровне университета, либо города.
Блок первый – теория, без которой нельзя
Происхождение речи
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн 1:1).
Есть два распространенных взгляда на сотворение мира. Если кто подзабыл, один богословский, второй – это теория Дарвина.
Мы намеренно не будем браться за первую модель, дабы не задеть чьих-либо чувств, а вот вторую рассмотрим.
Главным выводом огромной работы «Происхождение видов» является извечная борьба существ, друг с другом за выживание. В этой нешуточной схватке не на жизнь, а на смерть, побеждает та особь, которая лучше всех сможет приспособиться к природным изменениям.
Оглядываясь сквозь тысячелетия назад. Сейчас трудно сказать, как человек сумел выжить и победить всех своих основных конкурентов.
Если бы меня лично попросили сделать денежную ставку, то homo sapiens явно оказался бы позади первой десятки.
Давайте вместе еще раз взглянем на него.
Малого роста. Без особой природной защиты (как толстая шкура медведя). Без быстрых ног (как у антилопы и гепарда). Без острых зубов (как у льва и крокодила). Без молниеносной реакции (как у змеи). Человек сумел выжить и возглавить эволюционною цепь. Стал так называемым ее венцом.
Наверно у меня одного возникает вопрос – КАК? Как он смог победить саблезубых тигров?
Как он смог победить пещерных медведей?
Как он смог бодаться с таким огромным мамонтом???
Вы только посмотрите на мамонта, потом опять на древнего человека и снова на мамонта.
На этот вопрос, конечно же, есть ответ. Он сводится к тому, что у человека значительно увеличился интеллект, и с его помощью, он сумел всех нагнуть и занять первое место.
Я же, убежден. Огромную роль в этом процессе сыграло появление речи.
Давайте представим обезьяну, которая неожиданно, первая увидела хищника. Она определенно станет громко кричать об этом. Возможно вместе со своим стадом, она прогонит его.
Вполне возможно, что именно с помощью речи, она уговорит других сородичей сходить в близлежащую пещеру. Завалить там наглеца и сделать из него чучело.
Вполне возможно с помощью слов, она потом вознесет слова благодарности павшим воинам. При должной сноровке, уговорит принести себя в жертву хилого сородича какому-то божеству, дабы отметить эту славную победу.
Все это возможно. Невозможно лишь то , если не учитывать насилия и гипноза, что за всю историю человечества, эффективнее средства воздействия на человека кроме слов нет.
С помощью слов, человек стал передавать знания. С помощью слов, стал организованней охотиться. С помощью слов, стал лучше упрашивать на близость самок. Человек много чего стал делать, лишь с помощью слов.
Интересен взгляд науки на становление и появление речи. Я приведу специально для вас самые интересные мысли. Причем стоит учесть, что ни одна из распространенных гипотез происхождения речи не дает исчерпывающего ответа на вопрос о точном ее происхождении.
Гипотеза божественного происхождения языка.
В представлениях народов, населяющих Азию и Индостан, язык был создан божественным началом. В некоторых сохранившихся писаниях отмечали, что язык создали мудрецы под покровительством бога. Так, в индийских ведах говорится, что установителем имен является бог – Всеобщий ремесленник и «господин речи». Он давал имена другим богам, а имена вещам устанавливали люди – святые мудрецы. В библейской легенде в первые три дня творения, Бог называл крупные объекты сам, а когда перешел к созданию животных и растений, право установления имен было передано Адаму.
Источник – библия, «Упанишады».
Гипотеза людей – изобретателей языка.
Сторонником установления имен был Платон. Аристотель же считал, что слова являются знаками волнений души, впечатлений от вещей. Согласно некоторым представлениям, названия устанавливал государь или правитель. Каждый правитель в Китае начинал правление с исправления имен. Ж.Ж.Руссо и А.Смит считали, что язык возник как результат соглашения, договора, т.е. люди собрались и договорились о значении слов.
Источник – труды Платона «Государство», «Пир», «Законы». Ж.Ж.Руссо «Трактат о происхождении речи».
Гипотеза случайного изобретения языка.
Торндайк считал, что связь звуков со смысловым содержанием слов могла устанавливаться у отдельных индивидуумов случайно и затем при повторении фиксироваться и передаваться другим членам коллектива. Действительно, в разных языках нет соответствия между смыслом и звуковыми фонемами.
Источник – Эдвард Ли То́рндайк «Закон упражнения», «Закон эффекта».
Гипотеза жизненных шумов.
По мнению В.В.Бунака, речь возникла на основе звуков, свойственных высшим обезьянам, но не на основе аффективных криков, а на основе жизненных шумов, сопровождающих обыденное поведение: это хрюканье, аканье, мяуканье и др. Встречаются эти звуки при сборе пищи, на ночлеге, встрече с другими животными. Звуковые образы становились основным ядром в общении и подготавливали появление речи.
Источник – В.В.Бунак «Происхождение речи по данным антропологии».
Гипотеза звукоподражания.
Немецкий философ Лейбниц считал, что слова образовались благодаря стихийному инстинктивному подражанию тем впечатлениям, которые производили на древних гоминид предметы окружающей среды и животные, например «кукушка» – «ку-ку». Согласно гипотезе Л.Нуаре, древний человек подражал, в первую очередь, звукам, сопровождающим трудовые операции, например «тук-тук». Еще Ч.Дарвин в книге «Происхождение видов» указывал на возможное происхождение речи путем звукоподражания. Подражание играет важную роль в имитации звуков в процессе обучения речи у человека, но звуки, свойственные виду, могут быть освоены только при наличии развитого слуха и речедвигательных органов. Тщетно пытались обучить обезьян звуковой речи человека. Кроме двух слов, «папа» и «чашка», молодой орангутан не мог выговорить ничего, так как у него иное положение гортани и недоразвитый речевой аппарат. В целом же умение воспроизводить звуки, как это делают некоторые птицы, попугаи, вороны, скворцы, приматам несвойственно.
Источник – Ч.Дарвин «Происхождение видов», Л.Нуаре «Происхождение языка»,
Гипотеза аффекта.
Это одна из ранних гипотез, она полагает, что речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих разные эмоциональные состояния. Однако звуки, производимые в состоянии аффекта, возбуждения, не могли содержать смысловую нагрузку и обобщения. Некоторые ученые полагают, что первыми реальными элементами речи были окончания произвольных выкриков, варьировавшихся по интенсивности. Постепенно эти звуки обособились и стали командами. В одной из легенд рассказывается «как люди людьми становились»: «…Человек тогда обезьяна обезьяной был. И жил в самой середине Африки. Там тепло, еды и питья вдоволь. А тут погода все хуже и хуже. Начали полулюди шкуры волков и антилоп на себя натягивать, костры жечь. Да еще пришлось охоту осваивать. А ночью, да в тумане? Как ни шагни – все без толку. Нужда и заставила в голос кричать. Когда кто тигра видел – кричал: «Ой! Ой! Ой!». Но кричал по-разному. Если зверь близко: «Ой! Ой! Ой!», и бежать. А если далеко: «Ой…ой…ой!», и по делам пошел. Сто тысяч лет почти человек покрикивал и порявкивал и выучился короче кричать : «Ой!» – значит тигр, «Ай!» – далеко. Люди разного зверя по-разному боялись, и по их «оям» можно было не то что зверя угадать, но и разное другое. И становится человек все голосистее».
Источник – Д.Джейнс ««Происхождение сознания в процессе краха бикамерального разума».
Гипотеза ручных жестов.
Согласно В.Вундту, движение голосовых органов первоначально возникло как часть пантомимического комплекса – движений тела, рук, лица. Особое значение приобретают движения рук. У первобытных людей сначала была пантомима, сопровождаемая нечленораздельными звуками, как у обезьян, например сигналы опасности, привлечения внимания. Пантомима была слишком громоздка в повседневном общении. Звук становился образом отрезка пантомимы. Н.Я.Марр считал, что вначале люди использовали намеренные движения рукой, связанные с разными действиями или предметами. Это могли быть изобразительные или указательные жесты. Но общение с помощью рук неэкономично, содержит небольшое число знаков. Звуковая речь отличается от жестов большей обобщенностью звуковых единиц, большей комбинаторной возможностью для обозначения разнообразных ситуаций, легкостью воспроизведения, экономичностью. Кроме того, в процессе трудовой деятельности функции руки – коммуникативная и манипуляторная – вступали в конфликт, т.е. человек не мог одновременно пользоваться рукой и для общения, и для труда. Поэтому жестовая коммуникация постепенно заменялась более эффективной членораздельной звуковой речью.
Источник – В.Вундт «Принципы физиологической психологии», Н.Я. Марр «Вопросы языка в освещении яфетической теории».
Вопросы для самоанализа:
1. Когда впервые появилась человеческая речь?
2. Какая теория происхождения речи вам более близка, аргументируйте свою позицию?
3. Возможно ли, что раньше люди пользовались другим эквивалентом речи? Если да, то, что это могло быть?