Сначала я расскажу вам о главных принципах, которые лежат в основе наших жестов.
Наверняка в повседневной жизни вы не задумываетесь о том, как вы двигаетесь. Обычно мы не обращаем внимания на свои движения. Особенно когда сильно спешим, или устаем, или когда очень сосредоточены. Но постарайтесь с этого момента постепенно привыкать двигаться осознанно.
Во-первых, запомните: когда мы двигаемся, тело естественным образом как бы чертит невидимые линии.
Каждый из нас, видя линии в повседневной жизни, воспринимает их по-разному.
Например, округлая форма свернувшейся клубком кошки может вызывать у нас чувство спокойствия, удовлетворения, мира и гармонии. Линии правильного треугольника передают нам чувство стабильности и покоя. Так мы воспринимаем эти геометрические фигуры, потому что чувствуем, что линии, которые их образуют, обладают мягкостью, если они плавные, или остротой, если они прямые.
Может быть, сами линии и не вызовут у нас таких эмоций, но мы привыкли воспринимать их в окружающей природе определенным образом: мы отдыхаем душой, глядя на полную луну; возвышающаяся перед нами горная стена впечатляет нас своим величием…
Чтобы понять, как выглядят линии нашего тела, попробуйте представить себе плавный изгиб спины матери, держащей на руках ребенка, или только что поступившего на работу сотрудника, который держит спину прямо из-за волнения и напряжения. С помощью линий тела можно легко производить нужное впечатление о себе, то есть создавать то, что мы и назвали атмосферой.
Вот три варианта линий, которые можно использовать для создания нужной атмосферы:
1) плавные линии;
2) сходящиеся, сложные линии;
3) наклонные линии.
Двигаясь, попробуйте понаблюдать за собой, учитывая каждый из вариантов. Этот анализ поможет вам понять, какое впечатление вы производите на окружающих, и при необходимости изменить его. Помните: поворот – это «скрутка», пересечение предполагает закрытость, наклон – открытость, вы как бы показываете себя.
В самых разных сферах (в дизайне или изобразительном искусстве) этот принцип используется для передачи человеческих эмоций. Однако помните, что на впечатление от линий влияет и крой одежды.
Есть три типа линий:
1) линии, которые создаются за счет поворота (П);
2) линии, которые создаются за счет пересечений (П);
3) линии, которые создаются за счет наклона (Н).
Какие образы помогает создать каждый из этих типов?
Давайте рассмотрим фотографии и подробнее разберем, какой эффект за счет чего достигается.
1. Поворот
Активный поворот.
Образ: молодая, стремительная, сияющая, волнующая, сексуальная, провоцирующая.
Разворачиваем верхнюю половину туловища и голову в одном направлении и делаем поворот.
Линия тела изгибается, закручиваясь, как пружина, создается ощущение динамичного образа.
2. Пересечение
Закрытая поза.
Образ: элегантная, аккуратная, серьезная, степенная, сдержанная, осторожная.
Соединяем руки и ноги. Руки прислоняем к туловищу, кистью касаемся лица.
Образ, собранный за счет пересечения рук и ног, передает ощущение устойчивости. Создается чувство стабильности и интеллигентности.
3. Наклон
Мягкий и плавный наклон.
Образ: красивая, милая, хрупкая, эфемерная, спокойная. Ощущение скромности, неуверенности.
Держа верхнюю часть тела и голову (или все тело) в одном направлении, переносим вес на противоположную сторону.
Создается образ сильной женщины, которая вдруг стала слабой и хрупкой, что породило в ней неуверенность.
Ну что ж, надеюсь, я наглядно показал, как рождается красота благодаря линиям, которые образуются за счет поворота (П), пересечений (П) и наклона (Н).
Я называю это «правила ППН» и считаю, что именно они лежат в основе красоты движений и жестов. А теперь давайте попробуем разобрать на примерах из древности и современности, как эти правила применяются на практике.
Уже в Древней Греции люди начали исследовать позы и движения, которые делают человека привлекательным. Древние греки верили, что в теле человека с идеальными пропорциями живет прекрасная и здоровая душа. Поэтому созданные в те времена скульптуры со временем не утратили своей красоты. В творениях древних греков повсеместно встречаются правила ППН.
На картинке справа видно, как три типа линий идеально сочетаются в фигуре Афродиты Книдской. Пропорции ее тела можно назвать золотыми, поэтому ее поза практически идеальна. Давайте подробнее рассмотрим ее динамику.
В этой позе вес перенесен на одну ногу (применен прием под названием контрапост), за счет чего положение таза смещается, в фигуре появляются динамика и мягкость, которой лишены прямостоящие статичные фигуры.
К опорной ноге направлена вторая нога, они пересекаются. Создается впечатление, что одна нога находится впереди другой, перекрывая ее, поэтому в скульптуре нет открытых промежутков и она выглядит спокойной. Рука вынесена вперед и прикрывает тело, и мы воспринимаем этот жест как знак застенчивости. А поскольку голова и шея сильно повернуты в направлении, противоположном тому, куда направлен таз, изображенная женщина выглядит молодо и живо.
Но правила ППН используются и в наше время.
Когда Кристел Такигава вела новости, все обсуждали, как хорошо она смотрится в кадре, сидя под углом 45 градусов к камере. В этом случае тоже применялись правила ППН.
Благодаря тому, что руки лежат на столе, она кажется спокойной. Тело немного наклонено вперед, что делает образ нежнее. Плечи смотрят прямо, а голова повернута в сторону зрителей, за счет чего создается уверенный образ.
Кристел Такигава казалась нам одновременно и милой, и элегантной, и вызывающей доверие не только из-за того, что она сидела под углом 45 градусов к камере.
Этот изящный образ создавался еще и за счет сочетания мельчайших штрихов: поворотов, наклонов и пересечений. Кристел выступала с речью во время презентации Токио в качестве олимпийской столицы и идеально справилась со своей задачей. Возможно, это удалось ей благодаря отточенным движениям.
Названия частей тела, которые применяются в этой книге
В своих рекомендациях я буду различать понятия «рука» и «кисть», «нога» и «стопа».