Воздух подобен крылатым мыслям, сменяющим друг друга, распределяющим плодотворные идеи для воплощения их в мире материи. Воздух наполняет наши легкие, вливая в тело кислород – законы окружающего мира, оживляющего нас созидательной пульсацией. Мы вдыхаем мир, его законы и выдыхаем вовне свой мир, свою вселенную мыслей и чувств.
Воздушное пространство формирует среду жизни, дыхание жизни, ее ритм и пульс. Воздух наполняет наши легкие, вливая в тело кислород – законы окружающего мира, оживляющего нас созидательной пульсацией. Мы вдыхаем мир, его законы и выдыхаем вовне свой мир, свою вселенную мыслей и чувств.
Воздух переносит потоки тепла и холода, в своем пространстве лелея облака, перераспределяя над землей живительную влагу. Воздух подобен крылатым мыслям, сменяющим друг друга, распределяющим плодотворные идеи для воплощения их в мире материи.
Силы воздуха – ветры, циркулирующие между небом и землей, перераспределяющие тепло и влагу по всей поверхности земли.
Воздух и его силы – ветры – относятся к небесной сфере, поэтому соотнесем их со сферой мысли.
Четыре ветра – северный и южный, западный и восточный.
Ветер восточный несет в себе силы восходящего солнца, пробуждающейся жизни. Восточный ветер подобен мыслям, поднимающимся из лона сияющей мудрости, пробуждающим сознание к созидательной деятельности. Это начало нового цикла, семена новых идей.
Западный ветер несет в себе силы заката, утомленного плодотворного дня. Ветер запада подобен созидательным процессам в сознании, мыслям, получившим завершение и воплощение, обращенным к лону покоя. Западный ветер связан с предками, с миром загробным, с силой рода.
Южный ветер несет в себе пышущие жаром силы юга, палящий зной и расслабляющее терпкое дыхание лета. Ветер юга подобен активно работающей созидательной мысли и, в то же время, мысли, воспаленной страстным желанием, мысли, мчащейся неудержимо в пламенном вихре, мысли, неспособной сосредоточиться в иссушающей пляске.
Северный ветер несет в себе холод, влагу и покой зимы. Ветер севера подобен мысли молчания, вынашивающей в тишине новые мысли – коней, которые стремят за собой колесницу сознания с горизонта востока к горизонту запада. Северный ветер подобен также застывшей мысли, окостеневшей в оковах догм и концепций, – мысли, закованной в лед жестокости, летящей пургой замерзших осколков, ранящих все живое на своем пути.
В воздушной среде вода поднимается в небо и вновь опускается на землю. Так и мысли способны поднимать эмоции в небеса гармонии и проливать дождем их плодотворную силу там, где она требуется.
Воздух связан с дыханием, с ритмом вдоха-выдоха. Если рассматривать трехчленное деление мира и человека по вертикали, то голова соответствует сфере неба и духа, сфере мысли, сознания, а грудь человека соотносится со сферой чувств, эмоций. Образно говоря, в сердце скрывается страх и отвага, ненависть и любовь. Чувства переполняют грудь, сердце готово разорваться от восторга или сжаться камнем от гнетущего страха, упасть в пятки при виде любимого, трепетать от нежности…. Поэтому воздушную сферу можно соотнести и с мыслями, и эмоциями, с жизненным ритмом – способностью вдыхать из окружающего мира прекрасное, питаться им и выдыхать свое собственное вдохновение от впитанных законов окружающего мира. Вдохновение – новый вдох, новые чувства и мысли, вдыхаемые извне, из пространства жизни, вдох, дающий радость нового созидания, осуществления новых идей и состояний. Вдохновляться – значит впитывать извне прекрасное и уметь воплощать это в свои собственные плоды, которые, в свою очередь, вдохновят кого-то на создание еще каких-либо плодотворных идей. Человек способен вдохновляться и передавать свое вдохновение другим. Это ритм развития и эволюции человека и человечества. Это дыхание гармонии – способность взять от мира благо и, претворив его в себе, отдать. Этот закон – взять и отдать – заложен в нас самой жизнью, ритмом дыхания. Мы не можем только вдыхать или только выдыхать, – лишь в цикличности вдоха и выдоха возможна жизнь. Так и человек в своей деятельности не может только брать от мира, или только отдавать. Иначе иссякнут силы, устареет имеющееся знание, которое необходимо постоянно обновлять, чтобы не прекратился процесс эволюции.
С дыханием связан подвиг Геракла «Немейский лев». Шкура этого льва непробиваемая, его невозможно убить мечом, копьем – никаким оружием. Лев убивает людей, задача Геракла – освободить город Немея от этого чудовища. Геракл душит льва руками. Лев – символ агрессии. Меч, копье, дубинка – тоже орудия агрессии. Если уничтожать агрессию агрессией – она увеличится. Но можно перестать ею дышать. Геракл задушил льва – перекрыл кислород агрессивной силе, не дал ей питания, и агрессия исчезла.
Одна из студенток спросила:
– То есть мне надо свою агрессию душить?
Ни в коем случае не надо душить никакую эмоцию. Их нужно признавать и осознавать, но не душить. Перекрыть дыхание льву – значит перестать дышать своим львом – своим гневом, выбрав своего Геракла – архетип героя, умеющего задавать вопросы и находить ответы.
«Кто я в данной ситуации?» – это вопрос, который стоит себе задать, когда нас захватывает какая-то эмоция. Он помогает сверху увидеть пространство своей вселенной и выбрать нужную мысль и эмоцию. Спросите себя: «Чем я дышу? Каким чувством?» И назовите чувство. Если это гнев, значит, мы дышим львом. Если это ревность и зависть, – дышим мачехой и ее дочками и т. д. После того как мы назвали свои чувства, мы задаем себе вопросы: кто здесь хозяин? Какие чувства я хочу выбрать? И затем следует искать способы трансформации: кому-то помогает найти мудрость природа, кому-то – книги, кому-то психолог, кому-то вера и религия…. Вопрос: «Кто я в данной ситуации?» – и есть наша непробиваемая шкура льва. Это наша победа над гневом, ставшая нашей силой.
Болезни дыхательных путей, коронавирус, астма, бронхит… Какими эмоциями они вызваны? Чаще всего это страх. Когда нам страшно, то бывает полезно поразмышлять о природе страха. Понять, каковы его плюсы и минусы. В чем помогает страх? В чем мешает? Полезно сходить в путешествие к архетипу страха, чтобы понять, в чем сила страха, в чем его ресурс, от чего он нас спасает, в чем помогает. Получить подарок – ресурс от архетипа страха.
Расслабьтесь. Понаблюдайте за дыханием.
1. Представьте, что вы идете по тропинке, она приводит вас в лес. Вечереет, становится темно. Позовите волшебного помощника. Вы в сказочном лесу, здесь можно все! У каждого из нас есть волшебный помощник. Кто пришел к вам? Волшебный помощник окружает вас силой со всех сторон – вы неуязвимы. Теперь видны только силуэты деревьев, отовсюду доносятся непонятные звуки. Но вам не страшно рядом с помощником, который ведет вас за собой. Вы в полной безопасности.
2. Вы выходите на поляну, залитую лунным светом. В центре поляны стоит дворец. Окна его не горят, виден только темный силуэт дворца. Вслед за волшебным помощником вы поднимаетесь по ступеням дворца в тронный зал. И видите на троне Королеву Страха. Какое у нее платье? Из чего ее корона?
3. В ее руках сокровище – это подарок вам. Что она вам дала?
4. Королева Страха венчает вашу голову своей короной и сажает на свой трон. Теперь вы – Королева Страха (Король Страха). Посмотрите на дворец, на мир, на других людей, находясь на этом троне. Какая сила у вас появилась? В чем ваш ресурс, который вы не осознавали раньше? Что вы чувствуете, став Королевой (Королем) Страха?
5. Королева Страха дарит вам посох. Посмотрите, как выглядит посох вашей силы? Опираясь на него, вы сходите с трона. Поблагодарите за подарки. Вы можете преобразить посохом дворец, – стоит лишь ударить им об пол. Попробуйте преобразить окружающее пространство, сделав дворец приятным, чудесным местом, отлично подходящим именно для вас. Каким он стал?
6. Ваш волшебный помощник всегда был рядом, вы выходите вместе из дворца. Как теперь вы ощущаете себя в темном лесу? Каким кажется окружающее пространство в тот момент, когда вы идете с дарами и посохом силы?
7. Светлеет небо. Скоро рассвет. Вы вышли из леса в поле и идете босыми ногами по росе. Солнце поднимается над горизонтом, сверкая в каплях росы, наполняя вас силой нового дня и новых идей, новых свершений. Вы идете навстречу новым открытиям. Посмотрите, что вы видите на горизонте?
8. Прежде чем открыть глаза, потрите ладони друг о друга и умойте лицо, погладьте все тело сверху вниз, запечатывая энергию практики в теле. Полученные дары рекомендую зарисовать и повесить рядом с рабочим местом, чтобы чаще их видеть, – тогда эти архетипы быстрее оживут и начнут работать, проявляться в вашей жизни.
Индия. Я и Камилла – мой партнер по работе в созданной мной школе – приехали на берег реки Чапоры, чтобы привести сказочную лодочку в порядок. За сезон дождей она заметно потрепалась, краска облупилась и поблекла, рисунки частично стерлись. А я так любила ее. Лодка столько счастья подарила детям и взрослым, что при всей своей занятости в школе, я старалась продлить ее жизнь, а значит, продолжить наши приключения на ней. Мы покрывали ее новыми красками, орнаментами разных культур, – будто лучшего друга облачая в праздничное платье.
Камилла добавила новые узоры – символы. Мимо проносились белые катера, прогуливались красавицы, отливая загаром, прекрасно сложенные мужчины ожидали женщин, желающих прокатиться на всех парусах, рассекая волны…
Я заметила, как из соседнего шейка, где обычно заседают завсегдатаи водных лыж, вышли и направились к нам мужчина и женщина. Женщина странно покачивалась на неверных ногах. «Пьяная», – краем глаза следя за ней, решила я. Она обратилась к нам со словами восхищения. Камилла переводила ее речь. Я улыбалась, кивала, не отрываясь от лодки, не воспринимая ее слова серьезно. Она села на песок, удобно устроилась, будто надолго, а мужчина, совсем даже трезвый, присел рядом.
– Молодец, – подумала я, – заботится о своей подвыпившей даме. – И тут же меня охватила досада. – Людям нечего делать, решили развлечься разговорами, а у нас времени до заката и полной темноты осталось совсем немного.
Я продолжала кивать, не отвлекаясь от процесса. Но постепенно то, о чем она говорила нам, заставило меня все чаще смотреть в ее глаза.
– Я уже второй год наблюдаю за вашей работой и восхищаюсь вашим упорством, – говорила англичанка. – Это так красиво! Я наблюдаю, как старая потрепанная лодка преображается под вашей рукой. С каким упоением вы украшаете ее. Смотреть на вашу работу – это настоящая медитация. Можно спросить, зачем вы это делаете?
Тут же в сознании быстро пронеслась история моей лодки приключений. Как несколько лет назад я открывала для себя свободу. Как мечтала сделать образовательные путешествия для детей и знакомить их с культурой и искусством народов мира. Как никто, кроме Камиллы, на всем побережье не верил в мой проект, как надо мной посмеялся владелец гестхауса, другой владелец дал гнилую фанеру, третий скептически предложил попробовать устроить просто приключение на лодке, не декорируя ее сказочно. А если пойдет, то уже вложиться в это, и главное – разместить на лодке свой бренд. Как я, работая преподавателем по всему побережью во всех детских садах, заработала сама на краску и прочную фанеру для изготовления сказочных существ и декорировала ее. И как наконец лодка поплыла с детьми, музыкантами и актерами к необитаемым островам, омываемым чистыми теплыми водами реки. И совершенно неожиданно для меня эта лодка стала приносить хорошую прибыль и мне, и владельцу лодки Чанду, – он стал зарабатывать в несколько раз больше, став самым известным лодочником на Чапоре. А я смогла на заработанные деньги легко летать в любую страну. Все это быстро пронеслось воспоминанием, а женщине я ответила, не отрываясь от покраски:
– Работая на концертных площадках, в театрах, я рассказываю сказки с музыкальным сопровождением. Дети, сидящие в зале, могут только слушать и представлять в своем воображении что-либо. На этой лодке со мной плавают музыканты из разных стран мира! А дети сами становятся греками, египтянами, индейцами и проживают свою музыкально-мифическую реальность всеми органами чувств, и тогда это не забывается. Ведь это уже часть жизни ребенка. И это приносит нам много счастья! И всем, кто с нами плавает!
– Как хорошо, что вы так рано это поняли! В таком юном возрасте осознали самые нужные истины, ради которых и стоит жить! – восторженно воскликнула женщина.
– Мы уже давно не юные, – улыбнулись мы.
– Я, к сожалению, слишком поздно это поняла, – грустно сказала она. – И возможно, не поняла бы, если бы не болезнь. Я была ученым-биологом, владелицей фирмы и журнала. Я стремилась к власти, деньгам, славе. У меня было очень большое эго. Мы занимались генетикой. Но несколько лет назад я заболела. Это редкая болезнь, мало кто выживает. Мышцы постепенно атрофируются, и человек совсем перестает двигаться.
Я не смогла продолжать заниматься своей работой. Могла только лежать, – даже шевелить руками было сложно. Постепенно перестало слушаться все тело, я уже не имела возможности контролировать мочеиспускание. Да я ничего не могла контролировать! Я просто лежала и чувствовала, как стремительно приближается конец моей жизни.
И тогда я стала понимать, что мне в этом мире ничего не принадлежит. Ни ученые степени, ни фирмы и журналы, ни имущество, ни даже мое тело!
Я умирала и видела, как бы со стороны свою жизнь, борьбу за крутизну и свое огромное эго. И мне было так темно! Я оказалась будто в черных тучах и невероятно хотела света! И я стала молить о свете! Я чувствовала себя маленьким зернышком, ищущим свет.
Поняв, что спасти меня может только чудо, я стала искать способы исцеления, нашла учителя, который побудил думать позитивно, научил сосредотачиваться на дыхании, представляя, что я наполняюсь светом, беседовать с клеточками тела. И стали происходить чудеса – мышцы снова стали меня слушаться. Не сразу, постепенно. Сейчас мне лучше, я могу двигаться. Я не знаю, что будет дальше, чем я буду заниматься… Я пока только зерно, я не цветок.
И я смотрю на эту лодку – на красную нижнюю, будто страдающую ее часть, и вижу свою судьбу, этот мой материальный эгоистичный мир, в который я была погружена. А желтая верхняя половина лодки – это выход из тьмы. Я вижу в этом мой поиск настоящего, подлинно доброго и прекрасного. Наблюдая за вашей работой, я вижу свою жизнь, и узоры вашей лодки дают мне надежду, что я зернышко, уже прорастающее в свет. Спасибо вам за ваш труд! Счастливые дети, которые у вас учатся. И я тоже сейчас ребенок…
Нам ничего не принадлежит в этом мире… Нам принадлежит целый мир…
Она говорила, и глаза ее были полны слез.
Я уже не могла безмятежно водить кисточкой, рука моя начала подрагивать, а потом замерла, и я больше не отрывалась от ее глаз. Ее удивительно красивое, благородно-печальное лицо при воспоминании о былой карьере вдруг изменило выражение, и на миг я увидела совсем другую личность – властную, жесткую, гневную, от которой хотелось отшатнуться, но эта тень быстро растворилась, и передо мной появился другой, потрясающе красивый человек. Ее голубые глаза, полные глубины, грусти, небесной тоски, завораживали беспредельностью вопросов и надежды.
Мужчина помог ей подняться, и она потянулась ко мне, чтобы обнять.
Я еще не осознала полностью все, что услышала, будто мы были на разных берегах реки, протягивая навстречу руки, но мой душевный покой был вздернут виселицами вопросов. Словно мороз прошел по коже. Кто на каком берегу? Мужчина взял ее под руку, и они стали медленно удаляться в сторону дороги. Она шла, опираясь на руку мужчины, странно покачиваясь, явно с большим трудом.
Я смотрела им вслед, стоя с банкой желтой краски в руках.
Потом я часто видела ее, погружая детей в лодку, отплывая в новое сказочное путешествие, я махала ей, а она мне, – мы будто посылали друг другу тепло надежды, прорастающей из красного в сияние желтого. Нижняя красная часть лодки… Там и моя боль, которая растворялась, прорастая в желтое поле благодати, вместе с радостью детей и взрослых, которую мы преумножали вместе. И моя былая карьера вспомнилась мне… И та карьера, которую я выбираю.
Самая прекрасная карьера – карьера счастья. Она не может быть сольной!
Дышать можно из разных архетипов. Когда мы дышим из своего зайчика, который всего боится, вынужден прятаться от хищников и убегать – мы дышим страхом из состояния жертвы. Можно дышать из архетипа волка или волчицы – дышать смелостью, верой в свою ценность, доверием своему чутью – интуиции. Можно выбирать каким архетипом дышать, какой архетип может дать ресурс на данный момент – наш мудрый ворон или сова, плодородная лягушка или лебедь, мощь медведя или быстрота и сила пантеры…
Мэри Поппинс прилетала с восточным ветром, а улетала с западным. Восточный ветер приносит обновление, это начало нового этапа. Западный ветер – уносит к предкам, это завершение.
Когда случается то, что выводит нас из себя, и мы чувствуем себя либо жертвой, либо впадаем в гнев и он выходит из-под нашего контроля: дыхание сбивается, учащается. В любой конфликтной ситуации важно сделать глубокий вдох и успеть задать вопрос: «Кто я в этой ситуации?»
Этим вопросом мы переводим себя из состояния жертвы или деспота в состояние царя своих проявлений, в состояние мудрости. И из этой сферы – гармонии и мудрости – к нам приходят нужные созидательные ответы.
Однажды я принесла документы в юридическую контору. Женщина, взяв мою папку и потрясая ею перед моим носом, решила войти в свою, вероятно, любимую роль деспота:
– Вот это вот что? Это не документы! Слышите? Не документы, я вам говорю! – она явно привыкла, что перед нею люди впадают в состояние жертвы и жила этими энергиями, питаясь страхом своих жертв. Она явно хотела отправить меня по второму кругу собирать бумажки. Я сделала глубокий вдох, успев вынырнуть в состояние «Кто я сейчас?». И спросила женщину:
– Кто это спрашивает?
– В смысле? – удивилась она, ее рука с моими документами замерла в воздухе.
– Вы профессионал? – я обратилась к ее плюсу, а не минусу. – Да, конечно! – не без удовольствия и все еще с удивлением ответила женщина. – Можете как профессионал посмотреть мои документы?
Она смутилась, открыла документы и оказалось, что с ними все в порядке – все нужные на месте. – Простите меня, вечер уже, я очень устала, – ответила женщина совершенно другим – мягким, уставшим голосом.
Когда конфликтная ситуация застает нас врасплох и мы чувствуем, что нас захватило – сердце учащенно бьется, дыхание нарушено – важно подышать медленно, выровнять дыхание. Можно следить за своим медленным глубоким вдохом и выдохом, концентрируясь только на этом медленном дыхании. И придет другое состояние, и родятся из него нужные ответы.
Без воды обычный человек может жить три дня. Без еды больше. Но без воздуха совсем недолго – максимум несколько минут.
Вдох и выдох – это смерть и новое рождение, самый малый инициатический цикл!
Спящая красавица засыпает на сто лет, и главным становится ее дыхание. Сон обладает целительной силой, – во сне душа способна питаться из бесконечного источника бессознательного, наполненного ресурсными силами. Сон с символической точки зрения – возвращение в феминное состояние молчания и тишины, чтобы выносить новый мир в самих себе. Это возвращение в утробу матери – в первозданный океан, чтобы получить питание, принятие себя, вернуть себе потерянную силу.
Богатырский сон в сказках длится три, девять или двенадцать дней. В результате этого сна герой набирается сил и получает дары. Царевны в европейских и русских сказках засыпают мертвым или столетним сном и пробуждаются обновленными для новой жизни.
Отравленное яблоко – полученная травма, боль, горе – трансформируются через принятие себя, своего опыта, через соприкосновение со своей тишиной и молчанием, сосредоточением на вдохе и выдохе, на процессе исцеления, чтобы выносить в собственном океане бесконечности нового себя – зрелого и сильного, свои новые идеи и мечты.
Во сне главным становится наше дыхание – вдох и выдох.
Вдох и выдох – смерть и новое рождение.
Вдох – жизнь, выдох – смерть и снова вдох – жизнь. Вдох и выдох – это инициация, заложенная в нас законами жизни. Мы постоянно обмениваемся с миром: вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ. Мы выдыхаем свои мысли и чувства в окружающее пространство.
А вдыхаем вместе с кислородом всегда гармонию, – и это невероятный подарок жизни каждому из нас. Поэтому даже простое сосредоточение на дыхании, наблюдение за дыханием возвращает нас в состояние гармонии. Множество практик в разных культурах связаны с дыханием.
«Я доверяю дыханию жизни». Вдох, выдох, вдох, выдох… Если в жизни много страхов, то рекомендую повторять эту аффирмацию в течение недели или 21 дня, чтобы произошла интеграция аффирмации в жизнь.
Рекомендуется совершать после прочтения главы «Стихии. Воздух».
1. Подышите спокойно, медленно, направляя внимание на расслабление тела.
2. Представьте, что вы идете по дороге. Впереди вы видите врата из света. Вы открываете врата и встаете под ними. Сверху на вас мягко льется бело-золотой свет, обволакивает, смывает боль и усталость, омывает, очищает, снимает напряжение. Вы чувствуете, как становится легче на душе, да и само тело становится легче, наполняясь светом. Теперь вы так легки, что начинаете подниматься ввысь и парить над землей. Вы понимаете, что можете летать. Вы устремляетесь вперед, где на горизонте видите дворец восточного ветра, приносящего весну. Дворец все ближе, – посмотрите какие у него врата, какого цвета сам дворец, какие там окна. Вы распахиваете врата и влетаете внутрь – к самому трону, где восседает ветер Востока. Как он выглядит? Во что одет? Восточный ветер дарит вам подарок. Посмотрите, что это? Ветер Востока дарит вам новые одежды – это одежды Восточного ветра. Вы облачаетесь в них. Какие они? Что вы чувствуете, став ветром Востока, какие новые силы раскрываются в вас? Поблагодарите. Теперь вы вылетаете из дворца и направляетесь дальше.
3. На горизонте возникает дворец Северного ветра. Вы уже рядом, – посмотрите какие у него врата, какой дворец у Северного ветра, из чего он и какого цвета? Вы распахиваете врата и влетаете внутрь, в тронный зал, где восседает Северный ветер. Как он выглядит? Во что одет? Какие у него атрибуты? Северный ветер тоже ждал вас и приготовил вам подарок. Он вручает его вам. Что это? Ветер Севера дарит вам одежды Северного ветра и помогает их надеть. Что это за одежды, как они выглядят? Что вы чувствуете в одежде Северного ветра? Какая сила раскрывается в вас? Что вы теперь можете из того, чего не могли раньше? Поблагодарите.
4. Вы летите дальше, и вот уже на горизонте виден дворец Западного ветра – ветра предков и покоя, ветра завершения дел, подытоживания, собирания плодов. Вот вы уже рядом с дворцом – какие у него врата, какого цвета дворец Западного ветра? Вы открываете врата и влетаете внутрь дворца, где на троне восседает ветер Запада. Как он выглядит? Какого цвета его одежды? Какой у него посох? Какая корона? Он дарит вам подарок. Что это? Западный ветер дает вам новое облачение, чтобы вы могли стать Западным ветром. Какие это одежды? Вы благодарите Западный ветер и летите дальше.
5. Далее на горизонте возникает дворец Южного ветра. Вы все ближе, и уже можете рассмотреть врата и сам дворец. Какие они? Вы распахиваете врата, чувствуя силу Южного ветра и летите в покои, где на троне восседает ветер Юга. Как он выглядит? Какая у него одежда и корона? Какие у него атрибуты? Есть ли у него посох? Ветер Юга улыбается вам и дарит подарок. Посмотрите, что это? Южный ветер дает вам новое облачение – одежды Южного ветра. Теперь вы сможете становиться им и ощущать его силу. Он помогает вам надеть эти одежды. Что вы чувствуете, став Южным ветром? Какие силы в вас раскрываются? Вы благодарите и летите дальше.
Собрав все дары от всех четырех ветров и силу всех ветров, вы начинаете медленно опускаться на землю. С богатством нового опыта вы возвращаетесь по тропинке домой – в ту комнату, где сейчас находитесь.
Прежде чем открыть глаза, потрите ладони друг о друга и умойте лицо, погладьте все тело сверху вниз, запечатывая энергию практики в теле. Не забудьте зарисовать дары или материализовать их – в виде украшения-амулета, например.