Поздно полюбил я Тебя, Красота,
такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя!
Вот Ты был во мне, а я – был во внешнем и там искал Тебя.
Люди были озабочены своей внешностью с тех самых пор, как первый первобытный человек заметил свое отражение в лужице воды и неуверенно потянулся, чтобы поправить свои спутанные волосы. С этого момента культурные стандарты красоты, некоторые из них странные, а отдельные – даже вредные, приводятся человечеству в качестве меры собственной ценности. Это особенно верно в отношении женщин.
В то время как сторонницы современного феминистского движения предостерегают нас от совершенствования тела ради внешности, современная западная культура и ее «серые кардиналы» возвели погоню за красотой в ранг религиозного паломничества более убедительно, чем это делают самые соблазняющие культы. В совокупности индустрии красоты, диетического питания и моды ежегодно зарабатывают более 100 миллиардов долларов, принуждая женщин – и все больше и больше мужчин – стремиться к идеализированному образу, которого подавляющее большинство никогда не сможет достичь. В наивысшем конфликте интересов, те, кто получает наибольшие прибыли от продажи этих продуктов, также диктуют содержание статей модных журналов, являющихся библией красоты.
Значит ли это, что мы должны отрицать всякое украшение своего физического тела во имя сохранения своей индивидуальности? Конечно, нет. Свободный человек делает этот выбор самостоятельно. Отрицание своей внешности столь же пагубно сказывается на нашей самооценке, как и отрицание своего интеллекта, талантов, интересов, своей сексуальности или мечты об успехе. Наша внешность – это часть нас самих, и мы должны относиться к ней так же, как ко всем остальным аспектам своего «Я». В противном случае мы рискуем получить умственную или эмоциональную болезнь, вызванную ненавистью к себе, которую порождает такое отрицание.
Нам навязывают мнение, что корни погони за красотой скрываются внутри нас, однако это не совсем так. Макияж, который западные женщины считают прерогативой своего пола, во всех культурах использовали и используют до сих пор, как женщины, так и мужчины с той лишь целью, чтобы сделать тело более привлекательным в соответствии со стандартами, принятыми в той или иной культуре как эталон. Кроме того, макияж имел важное духовное значение, впервые появившись как ритуальный инструмент маскировки, позволявший тому, кто его носит, перевоплотиться в иное существо. Макияж использовался в качестве средства перемещения на другие ступени существования и возвращения оттуда с пользой для общества. Этот импульс до сих пор остается бессознательным, но сильным подводным течением в нашей погоне за физической привлекательностью.
В повседневных ситуациях маскировка также имеет практическое применение. Женщина, в одиночестве стоящая перед зеркалом, получает удовольствие от нанесения макияжа на лицо лишь за тем, чтобы посмотреть, как она может преобразиться – просто потому, что это забавно. Но макияж способен иметь и функциональное применение. Тональную основу можно использовать, чтобы скрыть шрам от хирургического вмешательства или замаскировать след от ожога. А возможно, женщина просто хочет выглядеть в этот день более яркой и привлекательной. Если перед важной встречей она не спала всю ночь, тушь для ресниц скроет следы усталости и сделает образ женщины более живым. Или случится так, что она решит полностью отказаться от макияжа и воспользуется своим правом показать миру лицо, которым при рождении ее наделила Богиня.
В последние годы антропологи выдвинули гипотезу, что погоня за красотой закодирована в наших генах, поэтому так сложно от нее отказаться. Согласно этой теории, многие признаки, которые мы считаем красивыми, на самом деле являются показателями плодовитости, а наше восприятие их – импульсом, продиктованным самым основным инстинктом жизни, инстинктом продолжения рода. Широкие плечи и узкие бедра у мужчин, тонкая талия, округлые бедра, большая грудь и симметричные черты лица у женщин могут восприниматься как сигналы плодовитости, усиливающие в нас первобытное влечение. Возможно, первопричина нашего маниакального поклонения культу молодости, которое, кажется, с каждым поколением все более усиливается, кроется именно в этой теории. Ведь то, что молодые люди наиболее плодовиты – биологически доказанный факт.
Созерцание красоты может также быть частью процесса нашей духовной эволюции. Старая пословица гласит, что красивая вещь будет радовать вечно. Джеймс Редфилд, автор популярной книги о духовности нью эйдж «Селестинские пророчества», утверждает, что чем больше красоты мы видим, тем выше наша способность к развитию. Он также рекомендует дарить и получать в подарок красивые вещи, чтобы достичь внутреннего мира и взаимопонимания.
Но, какой бы точки зрения в споре о красоте человек ни придерживался, факт остается фактом: потребность ощущать свою физическую привлекательность столь же важна для нашего чувства целостности и самооценки, как и наше чувство принадлежности, интеллект, приятие и чувство связи с высшей силой. Это отчетливо видно на примере того, как легко можно соблазнить детей красотой. Самооценке маленьких девочек, которых хвалят только лишь за школьную успеваемость и таланты, забывая при этом об их внешней привлекательности, наносится столь же большой вред, как и тем, которым внушают, что их единственным достоинством является внешность. Мальчики также испытывают на себе давление стандартов красоты. С наступлением пубертатного периода мальчики, чувствующие, что их тело обладает недостаточной физической привлекательностью, часто развивают перфекционистские идеалы в других сферах своей жизни, столь же недостижимые, как и стандарты красоты. Но человек представляет собой совокупность тела и ума, а пытаться отделить одно от другого – значит непоправимо умалить наши достоинства, ограничивая выбор составляющих нашей личностной целостности и ценности.
Красота – это образ, который мы любим и в то же время ненавидим. Мы осознаем, хотя это нам и не по душе, что наше ощущение силы или слабости напрямую зависит от того, как мы выглядим в тот или иной период. Хуже того, связано с нашим восприятием своего внешнего вида в сравнении с окружающими. От того, как женщина чувствует себя в определенный момент, ощущает себя самой полной, самой худой, самой высокой, самой низкой, самой темнокожей или самой бледной, считает ли она, что выглядит лучше или хуже всех в помещении, зависит характер ее общения с окружающими. Некоторые женщины даже совсем перестают появляться в обществе, стоит им немного пополнеть или обнаружить на лице прыщ.
Не нужно воспринимать ритуалы красоты как обязанность, больше веруя в их бесполезность, чем в успех. Поймите, что их можно превратить в возможность побаловать себя. В этих ритуалах заключена магия, жаждущая вырваться наружу. Возможно, в нашем негативном к ним отношении сыграло определенную роль то, что красивейших женщин, вошедших в историю, считали «плохими девчонками». С некоторыми из них связывают настолько причудливые ритуалы красоты, что в нашем циничном мире трудно поверить в их волшебное действие. И все же мы с легкостью принимаем на веру их чудодейственные свойства, хотя с недоверием относимся к высказываниям мудрецов от политики. Действительно ли Мария Антуанетта принимала молочные ванны, чтобы сохранить бледность и нежность кожи? На самом ли деле Лукреция Борджиа умывалась кровью младенцев, чтобы оставаться молодой? А правда ли, что Клеопатра, одна из наиболее могущественных правительниц мира, могла посвящать так много времени своей внешности, как утверждает легенда? А русская императрица Екатерина Великая на самом деле совокуплялась с жеребцами, так как ни один мужчина не мог удовлетворить ее сладострастие?
После установления патриархального строя бо «льшая часть мифов, дошедших до наших дней, значительно изменилась. В настоящее время мифы акцентируют наши двойственные чувства по отношению к стремлению к красоте, отражая противоречивые образы, одновременно и восхваляющие и принижающие женщин. Точно так же, как в карьерных отношениях наших дней, они показывают, что женщины не могут выиграть эту войну – ни войну с мужчинами, ни между собой. Если женщины красивы, они опасны. Если некрасивы, то не представляют интереса. Если они стремятся к красоте, они тщеславны или связаны со злыми силами. Если они сторонятся красоты, то они опасные ведьмы – мужененавистницы. Выделим восемь основных категорий мифологических образов красоты.
Часто красоту изображают причиной несчастий ее обладательницы, как, например, в ирландской легенде о Дейрдре. Ее выбор возлюбленных втягивал ее народ в войны, пока король не решил, что он сам должен жениться на этой удивительной красавице.
Многие мифы и народные предания повествуют о том, что в красоте заключается опасность для мужчин. Пример тому немецкая легенда о Лорелей, фее реки Рейн, заманивавшей мореплавателей на скалы, где они находили свою смерть. Другая легенда повествует о прекрасных женщинах, заманивавших мужчин в воду, чтобы утопить их, таких, как белые дамы, обитающие на морских побережьях Европы.
Красота может оказаться опасной и для самой ее обладательницы, как это отражено в отчасти соответствующих историческим фактам легендах о массовом похищении и изнасиловании сабинянок древними римлянами. Тот же довод – что красота должна быть наказана за свою соблазнительность – используется и в наше время для оправдания жестокости в отношении женщин.
Красоту можно ревностно охранять, как в сказке о прекрасной длинноволосой принцессе Рапунцель. Мать заперла ее в недоступной башне, опасаясь, что красота девушки либо заставит ее влюбиться не в того мужчину, либо вытеснит королеву из сердца ее супруга. В греческой мифологии та же ситуация отражена в легенде об одинокой, но горячо любимой Эросом Психее, которую ее возлюбленный держал в полной темноте, чтобы она принадлежала лишь ему.
Это красота наиболее могущественной богини; уродливая, темная красота, отталкивающая и притягивающая, как у старой Ведьмы Хэллоуина. Эта пожирательница поглощает всех, кто слишком сильно влюбляется в нее. Она требовательна, и всегда стремится к большему. Она – олицетворение бездонной бочки ненасытного женского аппетита, которым известна индийская богиня Кали и ирландская богиня смерти и войны Триединая Богиня Морриган.
Эта эфемерная красота способна либо прятать свое истинное лицо, либо принимать так много обличий, что никто не в состоянии определить ее настоящий облик или понять, когда он вновь изменится. Такая красота показана в легенде об ирландском короле Ниалле Девяти Заложников, чью верховую прогулку прервала некрасивая пожилая женщина, которая потребовала, чтобы мужчины спешились и поцеловали ее. Лишь Ниаллу хватило смелости принять вызов, и женщина превратилась в прекрасную юную принцессу. В подобных мифах женщины являются олицетворением верховной власти, они наделяют королей правом управлять своей страной.
Мифы также повествуют нам о прекрасных женщинах, созданных руками мужчин: греческая легенда о Пигмалионе и Галатее или валлийская о Блодуэдд. Обе девы были созданы мужчинами, влюбившимися затем в образ, который считали идеалом женщины. Но оказалось, что сотворенные женщины обладают собственным разумом, и вскоре они оставили своих создателей ради других возлюбленных.
Это Старуха, ведьма, чьи дни красоты, отвечающей стандартам общества, позади. Сейчас, когда она постарела, никто не видит в ней внешней или внутренней красоты. Считается, что она завидует красоте молодости и разрушает ее при первой возможности. Примером тому может служить Ведьма Хэллоуина или злая мачеха из сказки о Белоснежке, ищущая возможности погубить свою юную падчерицу лишь за то, что последняя красивее, чем она сама.
Эти образы заставляют нас сомневаться в выборе позиции в споре о красоте. Неудивительно, что современные женщины в ужасе бегут к полкам с косметикой – как говорится, куда ни кинь, всюду клин.
Практика применения заклинаний и использования ритуалов красоты в магических целях уходит своими корнями в древность. С незапамятных времен были известны способы магического употребления парфюмерии, шампуней, расчесок, зеркал, лосьонов, мыла, масок и макияжа, и пользовались ими преимущественно женщины, однако не только они. Целью этих магических чар было не только обретение красоты, помимо этого они прокладывали путь к любви, давали защиту, очищали дух, даровали фертильность, открывали сверхъестественные способности и подготавливали женщин к священному ритуалу, во время которого они перевоплощались в Богиню.
Богиня во всех своих образах, худощавой и полной, юной и старой, была стандартом женской красоты во многих древних сообществах. Когда женщины наносили макияж на лицо, чтобы вызвать ее дух и слиться с ним, они также становились божественными. Современное английское слово «красота» (beauty) происходит от латинского beatus, что означает «благословенный». Это слово в наши дни применяют не к тем, кто стремится уподобиться Богине с помощью прекрасного облика, а к «счастливчикам», которым благодаря генам повезло родиться с внешностью, соответствующей почти недостижимым стандартам красоты, заданным нашей современной западной культурой.
Эта книга не пропагандирует ни один из этих стандартов, но признает право каждого человека быть самим собой и делать со своим лицом и телом все что заблагорассудится, по принципу «Делай что хочешь, но не вреди». В этой книге вы не найдете рекомендаций по нанесению макияжа, ведь мысль о том, что существует одна универсальная схема макияжа, подходящая всем типам лица, столь же смешна, как и утверждение, что один стиль в одежде идет всем женщинам, выгодно подчеркивая их достоинства. Эта книга также не утверждает, что макияж делает лицо привлекательным или помогает достичь наилучших результатов любым заклинанием.
Всякий сделанный вами выбор, связанный с внешностью, должен опираться на знание самой себя и культуры, в которой вы живете, а также отвечать вашим потребностям и желаниям. Вы на самом деле почувствуете себя лучше, постройнев на пять килограммов, или делаете это лишь, чтобы приблизиться к стандартам веса? Действительно ли вы накладываете тушь для ресниц, чтобы взгляд был выразительнее, или просто считаете себя без нее недостаточно привлекательной? А помадой вы пользуетесь, потому что вам это нравится, или потому что так делают все ваши подруги? Цель заклинаний, содержащихся в этой книге, – помочь вам превратить ритуалы красоты, уже присутствующие в вашей жизни, в магические моменты, способные изменить вашу жизнь и сделать ее такой, какой вы хотите ее видеть.
Вы обнаружите, что эти рецепты не о макияже, за исключением одного-двух, использующихся в ритуальном контексте. Речь пойдет о мыле, шампунях и других ежедневных средствах гигиены и ухода за кожей, применяющихся как магический катализатор. Вы ведь все равно принимаете ванну, верно? Так почему бы не посвятить это время магии?
Привнесение магии в ежедневные ритуалы широко распространено. Мы можем превращать другие ежедневные рутинные действия в постоянную подпитку для реализации наших магических нужд. Ритм шагов помогает нам сфокусироваться, домашние дела отлично подходят для психического очищения, а наша любимая чашка травяного чая перед сном обеспечивает нам спокойный сон и приятные сновидения. Действа, происходящие за закрытой дверью вашей ванной комнаты, тысячелетиями использовались подобным же образом, чтобы достичь магических целей. Если при вашей занятости вам сложно найти время для магии, вполне разумно, что вам не нужна книга, обучающая тому, как быть красивой. Вам необходима книга, помогающая наполнить уже имеющиеся ритуалы магической силой. Нам в любом случае нужно мыть волосы, так почему бы не приготовить собственный шампунь с магическими ингредиентами и не превратить эту обязанность в ритуал?
Восемь глав этой книги основываются на понятии, что быть красивой – значит быть собой и любить себя. Без уверенности в себе магия не сработает. В каждой из нас, как в дочери Богини, уже заложена и присутствует красота. Даже если вы не прибегаете к помощи магии в повседневной жизни, нужно убедить себя в том, что вы красавица, и отбросить все сомнения по этому поводу, несмотря на то, что образы, навязываемые нам средствами массовой информации, утверждают, что мы не сможем достичь этого, не приобретя и не используя эту затейливую и дорогостоящую косметическую новинку. Богиня наделила нас своим лицом, телом и духом. Они святы и священны, и наполнены магическим потенциалом, который нужно лишь освободить.