Иудаизм – первая монотеистическая религия, которую исповедуют исключительно евреи, возникшая почти четыре тысячи лет назад, через явление Бога Аврааму и Тору, данную Всевышним на горе Синай через Моше после Исхода из египетского рабства во время странствия евреев по пустыне.
Иудаизм – это не просто религия, а образ жизни, который включает в себя не только молитвенное служение и неукоснительное соблюдение 613 заповедей, а подробное руководство по любому, даже на первый взгляд незначительному, действию. Например, перед тем как съесть яблоко или выпить стакан молока, человек должен произнести соответствующее благословение или, пробуждаясь утром, вознести молитву благодарения, что Всевышний вернул ему душу. Другими словами, иудаизм – это религия порядка. Ведь каждое действие человека, будь то надевание нового платья или услышанная радостная весть, должно сопровождаться соответствующим благословением. Ведь на все воля Всевышнего, и именно по его милости у нас есть кров, пища, одежда, и мы каждое утро просыпаемся в здравии. И за это мы должны благодарить его.
До Исхода из Египта, где еврейский народ находился в рабстве фараона, евреи руководствовались устным преданием и откровениями пророков. Часть законов евреи начали соблюдать задолго до того, как Тора была дарована Всевышним и передана еврейскому народу через Моше, более знакомого христианам и мусульманам под именами Моисей и Муса. Письменная Тора и десять заповедей были записаны, а Устную (комментарии к Письменной) записывать было изначально запрещено, и она передавалась от отца к сыну. С момента дарования Торы соблюдение заповедей стало обязательным, а Тора стала не только религиозным кодексом, но и основным законом для жизни всех евреев, в которой было прописано, как строить семейную жизнь, деловые и коммерческие отношения, законы морали, какие наказания следуют за провинности и т. д. Сейчас все законы, начиная от пробуждения утром и заканчивая проводами в последний путь, записаны в книге «Шульхан арух» (в переводе на русский язык – «накрытый стол»), составленной в XVI веке на основе всех книг Талмуда. Все эти законы обязательны для исполнения евреями.
Основу иудаизма составляет не вера, а знание. Именно поэтому комментарии так подробно описывают тот или иной закон, чтобы человек понимал, что он делает, а не слепо верил сказанному и не сомневался в словах Всевышнего. Комментарии также объясняют смысл закона, ведь при переводе на русский язык он может сильно искажаться, как, например, понятие «нечистота» (на иврите – «тума»).
Однако нужно четко понимать, что понятие «еврей» не всегда тождественно понятию «иудей». Еврей может быть как религиозным, так и светским человеком, отойти от веры или вовсе сменить ее, но он все равно останется евреем по крови. Если отец отречется от сына, изменившего вере предков, он все равно останется кровным сыном, а дочь, вступившая в смешанный брак, все равно произведет на свет евреев.
Иудаизм построен таким образом, что посредника между Богом и человеком не существует. Ответственность за свои поступки взрослый человек несет сам, и простить его грех может либо Творец, либо тот, кому причинен ущерб, в таком случае Всевышний тоже простит. Раввин же не является священником, как ошибочно считают люди, не знакомые с нормами иудаизма. Он выполняет функцию руководителя общины, дает ответы на вопросы, касающиеся религии и еврейского образа жизни, разрешает споры, являясь своего рода учителем или консультантом, освящает семейный союз мужчины и женщины и утверждает свидетельство о разводе, если примирить супругов не получилось.
Любой еврей, ведущий нерелигиозный образ жизни, в любой момент может начать соблюдать заповеди, ведь грешник всегда имеет право на второй шанс, а любой человек, которому близки принципы иудаизма, может пройти обряд присоединения к народу Израиля, если не имеет корыстных целей (уехать в Израиль или вступить в брак с евреем/еврейкой) и искренне принимает на себя обязательства исполнять 613 заповедей. Этот обряд называется «гиюр». С момента его принятия человек считается не только иудеем, но и полноценным членом еврейского народа, получает право создать семью в соответствии с законом Моше и Израиля и считается настоящим полноценным евреем.
Иудаизм имеет множество течений, из которых самыми распространенными являются ортодоксальный и реформистский. Здесь я буду рассматривать принципы только ортодоксального иудаизма, ибо реформистский иудаизм «осовременил» некоторые принципы, к примеру, разрешил молитву мужчин и женщин вместе в одном зале или перенес шабат на воскресенье (в тех странах, где выходным днем является только воскресенье) для удобства. Я не осуждаю эту модернизацию, но и не считаю это правильным. Хотя если некоторые американские общины иудеев-реформистов уже разрешили «хупу» (бракосочетание) однополым партнерам… Но эти острые темы мы затрагивать не будем. Я придерживаюсь точки зрения, что любые неортодоксальные течения не являются в полной мере иудаизмом, несмотря на то, что основные принципы иудаизма сохранены, но совершенно видоизменены.
В России существует разница между иудеем и евреем. Иудеем называется тот, кто живет в соответствии с законами и традициями иудаизма, а евреем тот, кто является представителем этой национальности, несмотря на то, что евреем является только один из его родителей, даже отец (ведь мы знаем, что по еврейскому закону евреем является только тот, кто рожден от матери еврейки).
Иудаизм – единственная религия, в которую нельзя перейти, не отрекаясь от своих корней и не становясь евреем. Иудеем можно родиться, если мать еврейка или пройти гиюр, отрекаясь от своих корней и становясь евреем. Это единственный способ законно поменять свою национальность, и обратного хода уже не будет. Принимая гиюр, мужчины обязаны пройти через брит-мила (обрезание), тем самым входя в узы завета со Всевышним. В то же время эта религия считается самой богатой на запреты и предписания, хотя многие считают таковой ислам, так же, как и самой жестокой.
Иудаизм тщательно разделяет мужчин и женщин, начиная от раздельного обучения мальчиков и девочек начиная с хедера (учебно-игрового образовательного учреждения, напоминающего детский сад) и заканчивая гостями на торжествах. В иудаизме считается нормальным и необходимым организовывать раздельные парикмахерские, пляжи, экскурсионные программы для мужчин и женщин, даже врач должен с пациентом одного пола.
В связи с этими правилами далекие от этой религии люди считают, что это самая дискриминирующая женщин религия, в особенности этому способствуют законы соблюдения чистоты семьи, при которых женщину во время месячных называют «нечистой» и отдаляют от мужа, который не имеет права даже дотрагиваться до нее, чтобы не принять от нее нечистоту.
Однако слово «нечистый» не имеет ничего общего со словом «грязный». «Нечистый» в дословном переводе на русский язык означает «непригодный к восприятию святости» и не имеющий права доступа к храмовой службе и жертвоприношениям. В наше время Храм еще не восстановлен, поэтому необходимость соблюдать эти законы отпала, но мудрецы постановили соблюдать их, чтобы они не забылись и, когда придет Машиах и Храм будет восстановлен, люди без проблем могли вернуться к их исполнению.
Но на самом деле эти законы способствуют сближению мужа и жены, так как некоторое время, примерно двенадцать дней каждый месяц, они запрещены друг другу, а это значит, что, кроме прикосновений, супружеская пара должна искать другие способы выражения любви и нежности друг к другу. В то же время муж и жена успевают соскучиться друг по другу за время запретного периода, а это значит, что они никогда не пресытятся друг другом. Естественно, чтобы относиться к этим законам к естественному и не препятствующему процессу течения нормальной семейной жизни, будущим мужу и жене нужно родиться и вырасти в семьях, их соблюдающих, чтобы иметь перед глазами пример.
Существуют заповеди, которые должна исполнять только женщина, например, отделять халу при выпечке хлеба, зажигать свечи в честь наступления субботы и праздников. Даже если женщина несоблюдающая, то есть нерелигиозная, она все равно знает об их существовании.
На самом деле женщина в иудаизме вовсе не ущемляется в правах, как в семье, так и в обществе, если ее действия не противоречат нормам скромности и морали. Однако религия здесь ни при чем, так как большинство норм морали и приличия совпадают с нормами иудаизма в частности.
Например, нецензурно выражаться для девушки или ходить в откровенной одежде считается непристойным и в современном обществе (за исключением некоторых молодежных объединений), и по религиозным канонам.
Иудаизм относится к женщине с огромным уважением и почитанием с древних времен. В Талмуде сказано, что муж должен любить жену как самого себя и уважать больше, чем самого себя, а на каждый праздник, установленный Торой и мудрецами, включая Рош Ходеш (начало лунного месяца) дарить ей подарок в соответствии со своим материальным положением. Однако несведущим людям может показаться, что иудаизм ограничивает женщину в правах, отодвинув на второй план и наделив одними лишь обязанностями.
Так думают лишь те, кто мало знает о еврейском образе жизни и иудаизме в целом. В этом разделе речь пойдет о роли женщине в семье и обществе, а также о законах скромности, которым еврейская религиозная женщина должна следовать, и запретах, касающихся интимной жизни.
Как и во многих других культурах, иудаизм считает основным женским предназначением рождение и воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, однако это не значит, что современная еврейка должна полностью посвятить себя этому. В наше время женщине не возбраняется работать, однако не в ущерб семье и детям, иметь хобби, заниматься творчеством и спортом, если это не противоречит законам скромности и нормам морали. Так, если есть возможность, например, муж хорошо зарабатывает, женщине лучше заниматься домом и детьми или работать дистанционно, или неполный рабочий день на таких должностях, которые не требуют излишней физической или стрессовой нагрузки и не обязывать к нескромному поведению (модель для каталогов нижнего белья, бармен, администратор сауны и т. д.). Работа должна быть, прежде всего, для души и саморазвития, а также соответствовать духу скромности, например, косметолог, флорист, детский врач, и обслуживать желательно только женщин и детей. Недопустимы «мужские» профессии и работа в мужском коллективе.
Именно от женщины зависит морально-психологический климат в семье, или, как поет Лариса Долина – погода в доме. Женщина создает уют в доме, поддерживает в семейном очаге неповторимую атмосферу тепла и любви. Несмотря на хлопоты, связанные с появлением детей, семья от совместной любви к ребенку и новым обязанностям только крепнет, а не разрушается, как часто происходит в светском обществе. Любовь – это фундамент, без которого дом стоять не будет, но кроме фундамента нужны еще и стены. Дети – это как раз стены еврейской семьи. В семье, которая живет по законам иудаизма, нет места изменам, муж не взваливает на жену все бытовые проблемы и заботы о детях, а делит их с ней по мере возможности, особенно если оба работают.
Именно женщина является настоящим строителем семьи, в то время как муж занимается ее обеспечением в денежном отношении и безопасности. Это не значит, что женщина всегда лишь домработница и воспитатель для детей, как некоторые могут подумать. Ведь мужчина тоже должен принимать участие в воспитании детей и некоторых домашних работах, таких как починить плинтус, повесить картину, заменить протекающий кран, чтобы помочь женщине создавать уют, или пригласить специалиста, если не может сделать это сам. А не возбраняется иногда и помыть посуду или приготовить еду, если жене нездоровится или она занята уходом за больным ребенком… Семья – это равноценные партнеры, а не один в строгом подчинении у другого, как в некоторых культурах на сегодняшний день, несмотря на развитие цивилизации.
Женщина не может инициировать развод, обращаясь в раввинский суд, если муж не согласен с ней разойтись, но попросить мужа о разводе она имеет право. Только мужчина имеет право дать жене развод, раввинский суд не разводит супругов, а подтверждает данный развод вместе со свидетелями. Разводное письмо пишет специально обученный человек по просьбе мужа, которое он потом передает уже бывшей жене. А раввин лишь фиксирует этот факт в книге разводов.
Это не единственное неудобство, связанное с бракоразводным процессом. В случае, если муж пропал без вести, женщина будет считаться замужней до тех пор, пока не найдут тело или не будет другим способом установлено, что его нет в живых. Если факт гибели не доказан, то такое положение жены называется «агуна» – связанная, или «соломенная вдова». Женщина не может повторно выйти замуж или просто встречаться с другим мужчиной. Даже если она заключит гражданский брак по законам государства, в котором она проживает, ее дети от этого союза будут признаны «мамзерами», то есть незаконнорожденными, и будут лишены всех еврейских привилегий, в том числе не смогут создать семью по закону Израиля или отправиться в Израиль по учебным программам или на стажировку, не смогут поехать в лагерь или получить материальную помощь от благотворительного фонда, таких как «Хесед» (милосердие).
Женщина может (а современные еврейки считают, что не только может, но и должна) работать, однако оставаться при этом женщиной, не превращаясь в «мужчину в юбке». Таким образом, для женщины есть нежелательные виды занятий и профессий, такие как гонки на авто или борьба без правил, грузчик, бурильщик скважин, шахтер и т. д.
В любом случае основной ролью женщины является создание семьи и хранение семейных ценностей, не теряя при этом своего индивидуализма, не растворяясь в быте и не превращаясь в обслуживающий персонал. Прежде всего, женщина является личностью, имеющей свои вкусы, предпочтения и мнение, которое может отличаться от мнения окружающих.
Иудаизм с древних времен наделил женщину как правами, так и обязанностями. Некоторые ошибочно полагают, что этих самых прав ей предоставлено крайне мало. Смею заметить, что это совершенно не так. По крайней мере я еще не испытала каких-либо неудобств, связанных с совмещением религиозности и жизнью в современном мире.
К примеру, женщину, как юную девушку, так и уже бывшую замужем, запрещено принуждать вступить в брак кем бы то ни было, даже ее родителями или законными представителями. Она имеет право самостоятельно выбирать мужа, как при самостоятельном знакомстве, так и обращаясь к еврейским свахам – шадханит. Препятствием для замужества может стать лишь несколько факторов, таких как нерелигиозность жениха, отрицание иудейских законов либо он не является евреем. Женщина имеет право наследования, может покупать и продавать имущество, а своим заработком она вправе распоряжаться сама, не включая его в семейный бюджет и тратя по собственному усмотрению. Где и когда еще было подобное, тем более в древние и средние века?