Катер аргентинского морского флота сопровождает «Калипсо» до острова Эклерер, затем его сменил другой быстроходный катер, уже принадлежащий Чили, на палубу поднялся местный лоцман, чтобы провести судно к выходу из пролива Бигль.
Обходим последний остров архипелага Пиктон, где когда-то жили миссионеры, намеревавшиеся проповедовать евангелие индейцам!?
Нас навещают многочисленные морские птицы – альбатросы, поражающие огромным размахом крыльев, буревестники. Мы следим в бинокли за их полетом. Встречаются и другие, более мелкие виды птиц – капские голуби, качурки, крачки, чайки.
Наступил момент начала похода к ледяному континенту – команде «Калипсо» предстоит, используя современную техническую аппаратуру, которой оснащено судно, изучать природу и поведение южного полярного животного мира: птиц, пингвинов, морских котиков, морских слонов и, конечно, китов! Всем членам экипажа не терпится увидеть, как они живут в своей родной стихии. Никто не изучал их с помощью «метода Кусто», как это делает команда «Калипсо» под поверхностью их родной водной стихии.
В 1610 г. богатый амстердамский купец Исаак Лемер, получив привилегию на торговлю с «…Татарией, Китаем, Японией и Южной землей», хотел использовать ее, найдя новую морскую дорогу в Южную Азию. Лемер снарядил экспедицию для поиска пути в Азию в западном южно-тихоокеанском направлении. Кормчими экспедиции были сын Лемера – голландский купец Якоб Лемер и мореплаватель В. К. Схоутен.
Экспедиция отправилась в плавание из Голландии в Атлантику. Обогнув Огненную Землю с юга, они открыли крайнюю оконечность южноамериканского континента, которую назвали мысом Горн (по имени их родного города – Хорн) и вышли на просторы Тихого океана к островам архипелагов Туамоту, Самоа и Бисмарка. Мыс Горн принято считать самым южным пунктом Южной Америки. Высокий берег к востоку от Огненной Земли они назвали Землей Штатов (ныне остров Эстадос).
До того как в 1920-ом году было закончено строительство Панамского канала, мореплавателям и торговому люду, чьи маршруты пролегали из Тихого океана в Атлантический и обратно, приходилось огибать мыс Горн. Этот путь был единственным круглогодичным для обхода Американского континента с юга. Альтернативы пути миновать мыс Горн не существовало, поскольку северный морской путь через Ледовитый океан в Канадском Арктическом архипелаге был слишком сложным, что делало проход судов по нему практически невозможным. Поэтому мореплавателям приходилось огибать мыс Горн. Этот путь не был комфортным: океан возле мыса практически всегда неспокоен. За мысом Горн закрепилась дурная слава – этот район считается крупнейшим кладбищем погибших кораблей: начиная с 17-го века в районе сурового мыса Горн нашли свой «последний причал» примерно восемьсот кораблей, которые погубили коварные волны, подводные потоки и жестокие штормы.
«Калипсо», миновав пролив Лемер, отделяющий остров Эстадос от Огненной Земли, устремился в пролив Дрейка. Как никогда «Калипсо» был близок к очередному испытанию – встрече с легендарным мысом Горн. Даже у бывалых моряков это название невольно вызывает душевный трепет.
Мыс Горн – это крайняя южная точка архипелага Огненная Земля, расположенная на острове Горн, омываемом водами пролива Дрейка. К северу лежит островная территория – самая «дальняя» суша.
Границу между Тихим и Атлантическим океанами в проливе Дрейка принято проводить по условной линии от мыса Горн Огненной Земли к югу до острова Снежный (Snow Island) архипелага Южных Шетландских островов. Общая ширина пролива – 820—1200 км. Хотя это и самый широкий пролив в мире, это одновременно самое узкое место для Южного океана. Мощные западные ветры, преобладающие между 40 и 55° ю. ш., зовут «ревущими сороковыми». Доходя до Южной Америки, они упираются в горный щит Анд – и единственной лазейкой для них является пролив Дрейка. Получается гигантский «сквозняк», усложненный спускающимися с Анд циклонами и встречными ветрами.
Воды Тихого и Атлантического океанов, смешиваясь друг с другом у мыса Горн, постоянно создают штормы.
Возле «дьявольского» мыса Горн, где западные ветры дуют со скоростью до 35 м/с, волны достигают до 15 м, а мощные шторма летом случаются минимум раз в неделю, весной – два раза в неделю, а зимой практически не прекращаются.
По мере приближения к этому опасному району, Кусто и капитан Бугоран все тщательнее изучают снимки от метеоспутников НАСА (35 тыс. км над поверхностью Земли). Один из четырех спутников находящийся над Бразилией, позволяет получать данные о погоде и о местоположении затерянного в бескрайних просторах океана «Калипсо».
Предстоит пройти через самый опасный в мире пролив.
Мыс Горн встретил «Калипсо» неприветливо: cкорость ветра достигала 65 узлов (почти 110 км/час). Ближайшие часы были очень трудными. Волны достигали большой высоты. Но морально и физически экипаж судна был готов к большему. Даже те, кто продолжал укачиваться, за эти дни очередной океанской взбучки, успели, выражаясь морским термином, «прикачаться» и теперь с любопытством вглядывались в слегка размытую туманную линию горизонта.