Успешное внедрение программ физической активности среди пожилых людей в значительной мере зависит от того, насколько инструктору удастся сформировать у них действенные мотивационные механизмы, способные побуждать их к освоению желаемых форм деятельности и содействовать выработке соответствующих установок и ценностных ориентаций. Для того чтобы пожилой человек был готов перенести опыт, усвоенный им в одной ситуации, в другие, более сложные условия, его действия должны сопровождаться осознанием необходимости такого поведения и пониманием его принципов и целей. Руководитель программы призван научить тех, кто заинтересован в занятиях физическими упражнениями, умению выражать свои собственные оценки и суждения, причем поначалу они могут касаться только очень конкретных ситуаций. В процессе формирования оздоровительных и просоматических предиспозиций[3] необходимо постепенно увеличивать объем знаний, стимулировать мышление и выработку более глубоких оценок явлений, их сущностных связей и отдаленных последствий.
Эффективность действий инструктора по реализации программы физической активности пожилых людей заключается в том, чтобы сформировать у них устойчивую мотивацию к достижению результата через налаживание обратной связи путем информирования занимающихся о качестве выполнения ими поставленных задач.
При этом реализацию программы физической активности пожилых людей всегда следует связывать с формированием у участника не только конкретных инструментальных (двигательных или оздоровительных), но и широких личностных предиспозиций, в совокупности образующих систему его установок, потребностей, ценностей и определяющих общую социальную направленность личности. Это означает, что целью занимающихся не может быть, например, чисто механическое овладение определенными техниками движения или развитие функцио нальной подготовленности. Параллельно с осваиваемым действием осуществляемые формы физической активности должны приводить к позитивным изменениям в системе жизненных идеалов и приоритетов, способствовать формированию неподдельного интереса к жизни, к занятиям, к общению с другими участниками программы и т. д. Важно понимать, что между формированием двигательных предиспозиций и системой жизненных установок и ценностей личности не существует никаких автоматических или спонтанных связей.
Независимо от типа реализуемой программы физической активности и характера ее направленности на формирование личностных установок или инструментальных предиспозиций инструктор всегда должен быть нацелен на решение главного вопроса: как реализовать программу, чтобы тренирующийся пожилой человек почувствовал внутреннюю потребность в регулярной физической активности и был готов использовать приобретенный на занятиях опыт в будущем. Организатор занятий с пожилыми людьми не может ограничиваться только предоставлением им необходимых знаний или постановкой задач с последующей проверкой правильности их выполнения. Он должен превратить занимающихся в активных соавторов, соучастников реализации программы (не только в физическом, но и в интеллектуальном, эмоциональном, социальном плане), полностью осознающих необходимость и цели своих действий. Во время занятий между участниками формируются позитивные взаимоотношения, основывающиеся на их знаниях, мнениях и умениях, которые инструктор творчески сочетает с собственным профессиональным опытом. Все это делается для того, чтобы побудить пожилых людей, участвующих в программе, задуматься над принятой системой ценностей и жизненных приоритетов, по-новому взглянуть на свои жизненные проблемы, обеспечить для них дополнительные возможности в общении и взаимной поддержке. Другими словами, задача инструктора – постоянно стимулировать интерес пожилых людей к занятиям физической активностью.
Проведение с пожилыми людьми занятий по физическому и функциональному фитнесу направлено в первую очередь на успешную индивидуальную и социальную адаптацию к неизбежным возрастным изменениям и поддержание рациональной физической активности как средства их компенсации и замедления. Умелая передача знаний о важности отдельных компонентов фитнеса, предоставление информации о конкретных результатах целенаправленной тренировки является важным элементом в формировании желаемого поведения пожилого человека в отношении своего здоровья. Инструктор по физической активности при интерпретации результатов теста на физическую или функциональную подготовленность должен учитывать эти основные положения и правильно их применять.
В современных теориях физической активности, опирающихся на оздоровительную концепцию H-RF – «фитнес, связанный со здоровьем» (англ.-health-relatedfitness), подчеркивается ее связь с комплексным пониманием здоровья (более подробно концепция H-RF рассматривается в разделах 4.2 и 4.3). В нем, в частности, выделяют пять компонентов, соответствующий уровень которых является показателем хорошего здоровья и снижает риск гипокинетических заболеваний (англ.– hypokinetic diseases), возникающих вследствие недостаточной активности:
а) выносливость, характеризующая деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
б) физическое состояние тела;
в) гибкость;
г) мышечная сила;
д) мышечная выносливость.
Считается, что низкий уровень данных пяти компонентов является результатом недостаточной физической активности и в значительной степени увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, проблем опорно-двигательного аппарата (относящихся к взаимодействию между опорно-двигательной системой и двигательными возможностями), ожирения, диабета, остеопороза и стресса. По этой причине данные заболевания носят название «гипокинетические». В таблице 2.1 приведено краткое описание характеристик отмеченных выше основных компонентов здоровья в сочетании с возможным риском проявления определенного заболевания гипокинетического характера.
Для облегчения процесса общения с занимающимися в настоящее время активно используются компьютерные программы, благодаря которым можно быстро получить распечатанные фитнес-карточки с соответствующей информацией. Такие программы позволяют разрабатывать графические модели улучшения состояния отдельных компонентов здоровья с учетом индивидуальных критериев, определенных для конкретного человека. Трудно ожидать повышенного интереса к тестированию физической подготовленности, если информация и рекомендации не доходят до каждого из участников напрямую, в доступной и понятной форме. Долгосрочные эффекты разработки подобных индивидуальных моделей, однако, мало известны, а их влияние в плане повышения физической активности пожилых людей менее познано по сравнению с поведенческими изменениями, например, в сфере питания [135].
Таблица 2.1
Взаимосвязь характеристик основных показателей здоровья с риском возникновения гипокинетических заболеваний (Heyward [95]; Bouchard, Blair, Haskell [30])
Рядом авторов высказываются также рекомендации, чтобы информация о двигательной активности участников программ сопровождалась инструкциями, подготовленными в доступной и привлекательной форме, роль которых была бы как познавательной, так и мотивирующей [168]. В свое время даже были проведены исследования воздействия использования Интернета на осуществление физической активности [249]. Анализ показал, что более частые контакты инструктора с участниками программы дают положительный результат, и наибольший эффект от занятий достигается, как правило, сразу после таких контактов [249].
Инструктор, осуществляющий программу физической активности с пожилыми людьми, должен учитывать особенности моделирования поведения их различных групп, связанные как с формированием первоначального интереса к занятиям физическими упражнениями у новичков, так и с поддержанием адекватного уровня мотивации у тех, кто уже тренируется. Желание пожилого человека включиться в программу физической активности обусловлено взаимодействием многих обстоятельств и условий. Wilcox и King [257] указывают на три общие группы факторов, определяющих отношение к участию в программе:
1 группа – факторы, связанные с личностными (демографическими) характеристиками;
2 группа – факторы, связанные непосредственно с программой занятий;
3 группа – факторы социального окружения и внешней среды.
К первой группе факторов, влияющих на негативное отношение к участию в программах физической активности, относятся: принадлежность к женскому полу или к какому-либо этническому меньшинству, пожилой возраст (особенно после 85 лет), жизнь в сельской местности и низкий социально-экономический статус. Большое значение имеет также состояние здоровья. Люди с хроническими заболеваниями и плохим самочувствием проявляют физическую активность гораздо реже. В этом случае ситуация может радикально измениться, если физические упражнения им порекомендуют непосредственно врачи. Например, нередко пожилые люди, испытывающие боль, связанную с артритом, рассматривают ее как существенное препятствие для выполнения упражнений. Задача врача состоит в том, чтобы объяснить, что правильно подобранные упражнения в данном случае являются важным элементом общей терапии и позволяют уменьшить боль и соответственно – количество принимаемых лекарств [124]. В целом чувство боли и связанный с ним дискомфорт считаются пожилыми людьми одними из основных препятствий для занятий физическими упражнениями. Отрицательно действующими факторами могут выступать также выраженное ожирение и курение.
В числе факторов, стимулирующих участие в программах физической активности, следует выделить внутреннюю установку личности, наличие необходимых знаний и убеждение в том, что это важно и полезно. У пожилых людей могут быть совершенно разные мотивы для занятий физической активностью. Чаще всего это желание улучшить здоровье, преодолеть физические ограничения, справиться с хроническими заболеваниями, сохранить полную двигательную самостоятельность. К важным факторам, которые могут мобилизовать людей старшего возраста заняться физическими упражнениями, относят также стремление улучшить настроение, противодействовать стрессу, депрессии, беспокойству, а также желание увеличить жизненную энергию в целом. Как и в случае с молодыми людьми, определенное значение имеет также желание сохранить внешнюю привлекательность.
Факторами, которые однозначно отрицательно сказываются на физической активности пожилых людей, являются устоявшиеся поведенческие стереотипы, неверная интерпретация своих актуальных потребностей и отсутствие опыта. Серьезными психологическими барьерами могут быть страх падения и травмы, боязнь сердечного приступа, низкая мотивация, стресс, депрессивные установки. Наиболее спорным, но часто упоминаемым пожилыми людьми фактором «сидячего образа жизни» является переживаемое ими ощущение нехватки свободного времени.
Ко второй группе факторов, влияющих на участие пожилых людей в программах физической активности, относятся факторы, непосредственно связанные с самой программой, ее структурой, формой, интенсивностью, уровнем сложности, возможностями, финансовыми затратами, социально-психологической атмосферой в группе. Большинство пожилых людей предпочитают умеренную интенсивность упражнений, доступность, небольшую оплату за участие в занятиях, а также упражнения, ориентированные на сотрудничество, а не на какие-либо соревновательные задачи. Отсюда наиболее популярными видами активности среди людей старшего поколения являются прогулки, тай-чи, пилатес, аквааэробика, скандинавская ходьба или работа в саду или огороде.
Третья группа факторов. Важную роль в пробуждении у пожилого человека интереса к занятиям физической активностью может сыграть социальное окружение – ближайшие родственники, спутник жизни, друзья или семейный врач. Эта социальная поддержка особенно важна для пожилых женщин. Существенное значение имеют также условия внешней среды: удобство и время передвижения к месту тренировок, климат и погода, безопасное соседство, наличие тренажеров и оборудования (приспособленные места в парке, пешеходные или беговые дорожки и т. д.). Впрочем, анализ значимости перечисленных факторов пока не был предметом глубоких и обоснованных научных исследований.
В повышении физической активности пожилых людей главную роль играет формирование или коррекция их личностных установок, которые определяют задачи, содержание и эффективность избранной ими в этой сфере модели поведения. Речь идет о выработке у тренирующегося человека устойчивых структур сознания, включающих когнитивную, эмоциональную и поведенческую компоненты, которые предопределяют его предрасположенность и готовность к участию в тех или иных формах физической активности. В данном случае подобная предрасположенность связана с формированием просоматических и поддерживающих здоровье установок, обусловливающих включение человека в определенную систему социальных связей и отношений, функционирующих в структурах (программах, клубах и т. п.) физической активности.