16. Вера Варака. Заручаясь поддержкой

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать… о Вараке…

(Евр.11:32)


Сегодняшний наш герой так же, как и предыдущий, как и Гедеон, относится к непростой, но во многом показательной и поучительной эпохе судей. Историю его подвигов, его веры, мы можем прочесть в 4й и 5й главах одноимённо названной книги, Книги Судей.

Если у вас вдруг возник вопрос, почему мы нарушаем летописную последовательность, обратив, вначале, наше внимание на главы 6—8, и лишь теперь взялись за главы предыдущие, навряд ли я смогу дать вам аргументированный ответ, кроме такого: я не знаю, почему автор Послания к Евреям пренебрёг последовательным порядком при перечислении тех людей, которых он посчитал героями. Видимо, чёткая хронология – не совсем то, что интересует Бога в Его желании преподать нам уроки веры. Также я не могу сказать, что список героев в главе 11й составлялся по принципу их значимости для нашего научения. Иначе, пришлось бы вырисовывать слишком сложные схоластические конструкции, для того, чтобы объяснить, чем пример Раав значимее примера Давида. Можно было бы пуститься в пространные и красивые рассуждения о том, что для Автора Писания понятие времени если и существует, то совсем не так, как для нас с вами. И это на самом деле так. Но, мне кажется, что несовпадение последовательной очерёдности в изучаемой нами 11й главе Послания к Евреям с другими частями Библии, будет правильнее оставить на долю тех, кто жаждет уличить Бога в пренебрежительном отношении к человеческим правилам порядка. А ещё правильнее будет в очередной раз признать, что Он – Господь, и потому – творит, что хочет. Бог, по праву Абсолютно Совершенного Учителя, имеет право преподавать нам уроки в той очерёдности, которую Он сочтёт наиболее подходящей.

Ну, а теперь, перейдём к Вараку? Герою, ещё более неоднозначному, на первый взгляд, чем предыдущий Гедеон, ещё более неподходящему на роль примера для подражания, особенно для тех, кто уже успел почитать или послушать какие-нибудь курсы или проповеди на тему роли и значения женщин в Библии. Вот что, например, вы вспоминаете в первую очередь, когда слышите это блестящее и молниеносное имя? А как раз так, «блеск, молния», оно и переводится. Ведь правда же, вы вспоминаете Девору, бывшую на тот момент судьёй, то есть, светским вождём и лидером Израиля? Вспоминаете её хвалебную песнь, спетую по случаю победы над угнетателем Иавином?


Гюстав Доре, Девора.

https://www.wikiart.org/ru/gyustav-dore


Кстати, пока не забылось. А почему, собственно, вы вспоминаете песнь Деворы? Перечитайте ещё раз 1й стих 5й главы Книги Судей. Как он звучит? Многие издания Библии, снабжённые для нашего с вами удобства заголовками, начинают 5ю главу привычным словосочетанием: «Песнь Деворы». Но каково библейское название этой поэтической главы? Пожалуй, копирайт на эту песню принадлежат и Вараку, чему есть аргументы, кроме того, который мы прочитали в начальных словах этой песни: «В тот день воспела Девора и Варак, сын Авиноамов, сими словами» (Суд.5:1). То, что мы привычно называем «Песнью Деворы» – это и песнь Варака. Пели ли они одновременно, или, как это было принято, поочерёдно, куплет женским голосом, куплет мужским – трудно сказать. Но то, что эта песня содержит в себе историю убийства вражеского полководца Сисары рукой другой женщины, Иаили – это факт11. А ведь Девора не была непосредственной свидетельницей этого события. Она не входила в шатёр к Иаили и не Деворе Иаиль говорила «войди, я покажу тебе человека, которого ты ищешь» (Суд.4:22), а Вараку. Значит, либо Девора переложила на стихи историю, пересказанную ей Вараком, либо этот куплет исполнял сам Варак.

Но как бы там ни было, здесь меня больше привлекает другой вывод, а именно: Варак не пытался присвоить себе чужие заслуги, Варак был честен, несмотря на то, что эта честность «отрезала» изрядный ломоть от его торта победителя Сисары, от его репутации воина и героя, если не сказать, что этим признанием Варак вручил женщине весь торт. А такой поступок в патриархальном обществе уже сам по себе героизм. Много ли вы знаете мужчин готовых признать заслугу женщины, а не приписывать достижения себе? Если и есть таковые в вашем окружении, то, скорее всего, за ними устоялась репутация бесхребетного и беззубого подкаблучника или маменькиного сынка. И это относится не только к перераспределению славы между мужчинами и женщинами. Присваивать себе чужие изобретения, воровать чужие произведения, выдавать за свои чужие достижения – это особенность не одного лишь китайского производства начала 90х годов, этим грешат и политики, и военные, и бизнесмены, и учёные нашего времени. Как сладостна слава, приносящая положение и доход! Но Варак заботился не о том, чтобы получить очередную звёздочку на погоны или очередную медальку на свой китель. Его мысли были направлены на выполнение трудной и ответственной задачи по освобождению своего народа от «конкистадоров» его времени. Не своего блага он искал, а блага для других. И это ещё один плюс в его копилку героизма и мужественности.

Кроме того, Варак был целостен и последователен в своих решениях, обещаниях и действиях. Немного ранее, во время «переговоров» с Деворой было достигнуто определённое соглашение («Она сказала [ему]: пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на сем пути, в который ты идешь; но в руки женщины предаст Господь Сисару» (Суд.4:9)) и Варак остался в рамках этого соглашения, несмотря на реальные возможности изменить его в части распределения результатов сотрудничества. Заяви он о себе, как об убийце Сисары, и народ принял бы это заявление без споров и сомнений. Разве можно сомневаться в том, кто только что одержал столь грандиозную победу над целой танковой армией, выйдя против них с шашкой в руке? Разве нашёлся бы кто-то, кто решился бы подвергнуть критическому анализу славу героя? Разве прислушалось бы общество к заявлению Иаили, женщины, жены чужеродца Кенеянина, состоявшего, к тому же, в союзнических отношениях с врагом12? Немного давления, немного угроз, немного подкупающих обещаний, и Иаиль и сама бы поверила, что Сисара был побеждён доблестным представителем титульной нации! Но Варак предпочёл сохранить внутреннюю целостность даже в ущерб личной внешней славе. И это ещё один плюс в копилку его героизма и мужественности.

Что ещё вы помните о Вараке, кроме его мнимых нерешительности и желании спрятаться за женскую юбку, которые я как раз хочу сегодня оспорить? (Оспорить не потому, что являюсь убеждённым сексистом или мужским шовинистом, а потому, что хочу совместить упоминание его имени в списке мужей веры с описанием его неоднозначного поведения в Книге Судей). Если, всё-таки, ваша память вас подводит, и ничего другого, кроме Деворы, вам не приходит на ум – давайте начнём вспоминать вместе и перечитаем ещё раз первые три стиха 4й главы Книги Судей:

Когда умер Аод, сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа. И предал их Господь в руки Иавина, царя Ханаанского, который царствовал в Асоре; военачальником у него был Сисара, который жил в Харошеф-Гоиме. И возопили сыны Израилевы к Господу, ибо у него было девятьсот железных колесниц, и он жестоко угнетал сынов Израилевых двадцать лет. (Суд.4:1—3).

В такой обстановке Варак будет проявлять те свои качества, которые нелишне будет перенять и нам.

Двадцать лет жестокого угнетения. Угнетения, которого не было бы, если бы во времена завоевания Ханаана, во времена Иисуса Навина, Израиль в точности исполнил всё то, что им заповедал Господь, а не оставил в Земле Обетованной тех, кому там не должно было быть места. Двадцать лет угнетения со стороны соседа, значительно превосходящего Израиля в части развития технологий. Даже столетия спустя, во времена первого царя Саула, Израиль не имел ни железного оружия, ни специалистов железообрабатывающих технологий13. А у царя Иавина и его военачальника Сисары – девятьсот железных колесниц. Железный век, технологиями которого уже пользовались хананеи и век бронзовый, в котором всё ещё находились израильтяне – это два совершенно разных мира, разделённых столетиями. Преимущество хананеев было сродни преимуществу испанских конкистадоров с их пороховыми пушками и одетыми в доспехи боевыми собаками над инками с костяными топорами в период завоевания Америки, сродни преимуществу белых колонизаторов с британскими пароходами и германскими пулемётами над африканскими племенами с одноместными лодками и примитивными луками в период колонизации Африки. Варак – заведомый лузер. Сисара – бесспорный фаворит. Варак – боксёр в лёгком весе, обладатель второго юношеского разряда. Сисара – супертяжеловес, неоднократный чемпион Ханаана. Варак – обладатель армии пластмассовых солдатиков, играющий в песочнице. Сисара – сидит за рулём головного бульдозера, за которым выстроились ещё десяток подобных. Стоит потянуть рычаг и… Неудивительно, что в ответе Варака на призыв Деворы сквозит неуверенность и замешательство. Прочтём?

«[Девора] послала и призвала Варака, сына Авиноамова, из Кедеса Неффалимова, и сказала ему: повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а Я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его и многолюдное [войско] его, и предам его в руки твои. Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду» (Суд.4:6—8).

Никаких бодрых и самоуверенных реакций типа «да, конечно, не вопрос, всё могу в укрепляющем меня Господе!» или «я так рад, что вы обратились ко мне, ведь я именно тот, кто вам нужен!» Напротив. «Ммм… Нннууу… Я как-то не думал об этом… А может быть… мне кажется… да, я почти уверен, что это должна быть ты, Девора? Разве не ты судья в Израиле? В крайнем случае, давай сделаем это вместе? Только ты первая, ладно?»

Если бы этот диалог состоялся в рамках сегодняшнего собеседования, то Девора обязательно бы написала на резюме Варака резолюцию «кандидат не соответствует выдвигаемым к нему требованиям». Но. Но «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом», – читаем мы Божьи критерии отбора кандидатов в лидеры и герои, описанные в 1Кор.1:27—29. Читаем и понимаем, что если наш сегодняшний, или любой другой очередной Варак, не проявит желаемой решимости, Бога это не остановит.

Если смолкнут здравомыслящие, умеющие изучать и анализировать люди, петь и восклицать начнут несмысленные грудные младенцы14. Если перестанут обличать и останавливать грех священники и пророки, пасторы и проповедники, возопиют городские стены и деревянные балки15. Если перестанут славить Господа и Спасителя и распространять Его славу ученики Христа, начнут кричать безжизненные и безмолвные камни16. Если потеряют силу те, чья надежда погибла, оживут и встанут на ноги иссохшие бездушные кости17. Если бы и всё одушевлённое творение отказалось исполнять волю Божью, служителем сделался бы пламенеющий огонь18. Так и в нашей истории Варака и Деворы: если перестанут вести к победам и свободе мужчины, поднимутся женщины.

Впрочем, по поводу нерешительного Варака, есть у меня одна интересная версия. Прочитаем ещё раз Суд.4:8: «Варак сказал ей: если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду».

Читая эти строки, я вспоминаю ещё один диалог, заявление другого библейского персонажа, созвучное выдвижению условий Вараком в нашей истории и содержащее в себе такую же идею: «если не пойдёшь с нами, то лучше и не начинать». Эти слова говорил в своё время Моисей. Говорил их Богу. Эти слова записаны в Исх.33:15,16: « [Моисей] сказал Ему: если не пойдешь Ты Сам [с нами], то и не выводи нас отсюда, ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами?» Эти же слова встречаются снова в Исх.34:9: «если я приобрел благоволение в очах Твоих, Владыка, то да пойдет Владыка посреди нас». Конечно же Девора – не Господь, но она – Его пророчица, так характеризует её 4й стих 4й главы Книги Судей. И что если в словах Варака звучит не столько его неуверенность или нежелание брать на себя ответственность, сколько выражение веры в то, что без Бога двигаться вперёд бессмысленно и чревато катастрофой? Что если за «если ты, Девора» скрывается «если Ты, Господи»? Что если Варак, глядя на Девору, видел не просто женщину, не судью, и даже не столько пророчицу, сколько Того, Кого эта пророчица представляла? И тогда у веры Варака появляется ещё один плюс: его вера чётко понимает, что плод приносит лишь та ветвь, которая на лозе19 и что победа даруется только Господом20.

Какой же была вера Варака? Какой должна быть наша вера? Вера, признающая заслуги других? Вера, сохраняющая целостность и последовательно исполняющая свои обещания? Вера, побеждающая предрассудки и традиции? Вера, разрушающая гендерные стереотипы? (А если не только гендерные? Как, к примеру, столь распространённый стереотип: приду к Богу, когда стану достойным этого?) Вера, понимающая авторитет позиции, а не личности? Да, и такой тоже, но главное, чему меня научил пример Варака, что это должна быть вера, говорящая «Если Ты пойдёшь, Господи, то и я пойду, а если нет – то и смысла нет ни в битвах, ни в победах, ни в наградах».

А что думаешь ты?


ВОПРОСЫ:

1. Какая из граней веры Варака, по-твоему, наиболее яркая?

2. Какую из черт веры Варака ты хотел бы видеть в себе?

3. Что ты можешь для этого сделать?

4. Насколько трудно тебе признавать заслуги других? Почему?

5. Насколько трудно тебе даётся непризнание твоих заслуг?

6. Насколько трудно тебе признавать авторитет позиции, занимаемой человеком, в случаях, если сам человек не блещет личностными достоинствами? Почему?

7. Что по этому поводу говорит Библия?

8. Ищешь ли ты Бога, прежде, чем что-то предпринять? Заручаешься ли ты Его поддержкой, даже если исполняешь Его конкретное повеление? Как ты это делаешь?


Д/З:

На этой неделе удели в своих личных молитвах место молитве о том, чтобы Бог показал тебе, где и в чём Он идёт с тобой, а где и в чём нет.

Загрузка...