Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
(Евр.11:4)
Итак, сегодняшний стих говорит нам, что Авель получил титул праведника и вошёл в список героев благодаря вере. Какой? Той, которая сделала его жертву лучше, чем жертва его брата. Той, благодаря которой, несмотря на свою трагическую гибель, пример Авеля продолжает оставаться полезным и поучительным даже сегодня. Как передаёт этот стих перевод IBS «Вера эта по-прежнему говорит к нам, хотя его самого уже нет в живых». Во что верил Авель? Если вы ответили «в Бога», то обязательно продолжите чтение этой главы, поскольку точно такой же ответ применим и к Каину. Точно такой же ответ может быть применим и к представителю любой другой религии отличной от христианства. Да и к атеисту такой ответ тоже подойдёт. Ведь кто такой атеист? Тот, кто пассивно отрицает существование Бога, либо тот, кто активно борется с идеей о существовании Бога. Но какой смысл отрицать или бороться против того, чего нет? Против Того, Кого нет? Если я не верю в существование «мюмзиков» и «хливких шорьков», о которых писала героиня сказки Кэролла Алиса1, или в существование «глокой куздры», которую придумал академик-лингвист Щерба в первой половине ХХ века2, то зачем же я буду с ними бороться? Глупо и бессмысленно. Поэтому я думаю, что убеждённый атеист так или иначе должен верить в существование Бога. Чтобы было против чего восставать. Иначе его атеизм глуп и бессмысленен.
Но вернёмся к Авелю и его вере.
Чтобы понять какой же была вера Авеля, рассмотрим на контрасте с Каином, о котором написано несколько больше. Об Авеле в Библии можно найти лишь историю, описанную в Быт 4, да 4 упоминания его имени в Новом Завете, одно из которых – в сегодняшнем стихе, а два – являются повтором одних и тех же слов Иисуса Христа в разных Евангелиях. И хотя по частоте упоминаний в Библии Авель и Каин идут наравне, но в Быт 4 со смертью Авеля его история кончается, а история Каина, позволяющая лучше понять его характер и его природу, продолжается и дальше. Зачем нам смотреть на Каина? Чем может помочь нам изучение контраста?
Во-первых. Контраст – то, что помогает лучше увидеть. В сравнении. Чтобы понять степень чистоты воздуха, которым мы дышим, надо съездить на Медео. Или в Алмаарасан3. И посмотреть оттуда на город. А потом вернуться и вспомнить, как же легко и приятно нам дышалось в горах. В медицине, в томографии или рентгенодиагностике, для усиления полезности изображения, для того чтобы лучше разглядеть исследуемый орган или его патологию, применяют дополнительное введение контрастных веществ. Контраст – это то, что помогает лучше увидеть. Поэтому, для лучшего понимания содержания веры Авеля мы рассмотрим веру Каина.
Во-вторых. Вера Авеля отличается от веры Каина в лучшую сторону настолько же, насколько вера Каина отличается в худшую сторону от веры Авеля. 10 настолько же больше 2х, насколько 2 меньше 10ти. Если трудно посчитать насколько 2 меньше 10ти, посчитай насколько 10 больше 2х. Если трудно понять, какой должна быть вера, чтобы угодить Богу, попробуй понять, какая вера Богу НЕ угодна. Или у Каина не было никакой веры? Но он слышал Бога, разговаривал с Ним, то есть имел общение, приносил жертвы, то есть поклонялся. Каин даже находился под защитой Бога и после своего преступления! Даже после своего проклятия! Значит, вера у него была. Вот только не та, которой можно угодить Богу.
Итак, рассмотрим подробнее портрет и характеристики Каина, чтобы понять веру Авеля.
Что мы знаем о Каине? Например, в 1Ин 3:12 мы читаем: «не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны».
Какие дела? Убийство? Да, это зло. Но по этому стиху Каин сделал зло ещё до убийства! Он убил, потому что дела его были злы, а не дела его были признаны злыми, потому что он убил. И «дела» – множественное число. Значит, речь здесь идёт не об убийстве. Значит и жертва Каина, и она была злой. И даже то, что было перед ней. Чем же жертва Каина, чем же его вера были так злы, плохи, негодны, лукавы, как можно перевести используемое Иоанном греческое слово ponhra (понэра)? Тем более, что скорее уж Каин был более послушен Богу, нежели Авель, так как был земледельцем и буквально выполнил слова проклятия в адрес Адама: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою» (Быт 3:17—18). Как раз таки Каин выращивал ту самую полевую траву, которой должны были питаться потомки Адама. Как раз таки Каин буквально следовал и воплощал в жизнь, осуществлял те слова, которые произнёс Бог. И в чём же здесь негодность его дел?
Давайте прочитаем Быт 4:2—11.
Жила-была одна супружеская чета. Жили они себе, не тужили и любили друг друга так крепко, что ни в ком другом больше не нуждались. Всё привыкли делать сами. Сами хлеб выращивали. Сами коров доили. Сами дрова рубили. Сами стирали. Сами с собой совещались и решения принимали. Ни друзей, ни прислуги. Впрочем, может быть были они такими самостоятельными не потому, что были самодостаточными, а потому, что никого кроме них и не было во всём белом свете? И их самостоятельность была вынужденной? Пожалуй, так оно и было, потому что пришло время, когда начали они понимать, что ну никак они не самодостаточны, когда стали они замечать, что устают быстрее, чем раньше, что дров принести могут меньше, чем раньше, что стада пасти стало труднее, чем раньше. И стали они задумываться о том, кто же принесёт им стакан воды в старости? Думали они, переживали, боялись приближающихся немощи и бессилия, порой до отчаяния переживали. Как вдруг! О, чудо! Что это? А мы и не знали, что такое возможно! Ещё один маленький человечек? «Сын!» – с гордостью и надеждой говорил папа. «Вот кто будет мне помощником, когда трясущиеся руки и подслеповатые глаза не позволят мне вбить гвоздь в стену. А может он и шуруповёрт с шурупами придумает?», – думал папа. «Вот кто поможет мне отжать постиранное бельё, а может и стиральную машину с центрифугой изобретёт», – думала мама. «Вот кто вёдра с водой принесёт, а может и водопровод построит, кто тесто вымесит и овец подстрижёт», – мечтали они вместе, любуясь своим отпрыском. А любоваться было чем. 6 кг, 52 см, пухленький, гладенький, крепенький, кровь с молоком. «Давай, мать, так и назовём его – „приобретение“. Давай, муж. Он ведь и впрямь как от Господа, наш первенец». Так и назвали его, Каин. Рос Каин, надежда и гордость родителей, рос. Радовались родители, радовались. Да и дорадовались. Понесла Ева то ли от радости, то ли ещё от чего, во второй раз. Прошло определённое время. А может чуть поменьше определённого, и родила Ева снова. «Ну ка, что тут у нас? Какой-то он, мать, хиленький, тщедушный. Дунь – рассыплется». И вправду, в сравнении с надеждами на спокойную старость Каином, и весу – 2,7 кг, и росточек – всего сантиметров 35—40, и бледненький какой-то, ручки-ножки худющие… «А что ты на меня, Адам, смотришь? Как старался – так и вышло, твой сын». «Мой-то мой, конечно, но… Как-то надежды на него маловато. Как бы не помер от своей тщедушности. Значит, быть ему Авелем, дуновением, паром, чем-то скоропреходящим и зыбким». «Ну что ж, ты муж, тебе видней. Авель, так Авель».
Происходило ли всё именно так, как мне привиделось? – Не знаю, не берусь утверждать. Но утверждать, что в былые времена имена детям раздавались не просто так, а со смыслом – это я могу. Именем, которое родители давали своим чадам, они отражали свои надежды и чаяния относительно своих детей. Каин – приобретение. Потеряли Адам с Евой своё место в Эдеме, но увидели в своём ребёнке приобретение, которое должно было бы в соответствии с их надеждами облегчить жизнь в про́клятом мире. Авеля же назвали «дуновение, пар, незначительность, ничтожность, нечто скоропреходящее». Незавидное отношение с самого рождения. Каин – чемпион. А ты, Авель, лузер. Быть тебе всегда в тени своего старшего брата. Ни в футболе ты его не превзойдёшь, ни в надеждах родителей. Даже если бы у Адама с Евой было 12 детей, Авель так и оставался бы «пшиком», одним лишь шуршащим звуком. Для всех.
«Каин, Каин, пойдём на рыбалку? – Да ты что, братец! Ты же червей копать начнёшь, обязательно ногу поранишь! – Ну, давай тогда бабочек половим? – Да ты же, братец, в сачке запутаешься! – А в футбол поиграть? Чур, я на воротах. – Нее… Я в тебя мячом попаду, и улетишь, рёбра переломаешь. Сиди лучше, ничего не трогай, чтоб не рассыпаться».
Плакал ли Авель или рыдал, видя такое отношение к себе? Библия об этом умалчивает. Но что бы чувствовал и как бы вёл себя я, если бы меня все окружающие почитали за пар? Об этом даже и думать не хочется.
Росли братья, росли. И Каин так привык быть первым, что и соперничать перестал. С кем тут соперничать? Соперник то достойным должен быть. А тут… Но и Авель не стремился доказать всему миру, что он не тварь дрожащая. То ли потому, что доказывать было некому, то ли руки опустил и смирился с безысходностью, то ли брата своего любил и гордился им. Если бы у Авеля были друзья, он бы им рассказывал о том, что его брат одной рукой может кедр с корнями вырвать. А если бы Каин большущий камень в небо бросил, то тот только через три дня на землю бы упал. Вот какой брат был у Авеля! Самый-самый! Всегда лучший, всегда первый.
Каин первым выбрал род занятий. Земледелец. Почётное занятие. Чистое. Ни колючки из шерсти баранов выковыривать не надо, ни навоз за ними вычищать, ни окровавленные туши разделывать. Авель выбрал род занятий вторым, то, что осталось. Так что и не выбирал даже. Но не обижался, а гордился братом. Каин первым решил поклониться Богу и принести жертву. От своих трудов. Да так, чтобы в очередной раз услышать «Каин, ты лучший! Каин, только ты наше приобретение». Авель – вторым. Как всегда. Следует за братом, который хочет быть первым, остаётся в его тени, но не завидует, а гордится им.
В Библии мы не раз встречаем такой архетип, такой классический контраст, «старший – младший»: Исав – Иаков, дети Иакова – Иосиф, старшие сыновья Иессея – Давид… И на этих примерах не раз мы видим, что зачастую то, что кажется незначительным, напротив – лучшее. Но не глазами людей. Даже об Иисусе Христе мы читаем: «не было в Нём вида ни величия…» (Ис.53:2). Но только Он и мог совершить тот подвиг, благодаря которому мы получаем пропуск в потерянный Эдем. Только Он – единственное настоящее и необходимое приобретение, помогающее нам и выжить в этом про́клятом мире, и вернуться к Богу. Но вернёмся к братьям, на чью веру мы смотрим, чтобы понять, как угодить Богу.
Г. Доре, Каин и Авель. https://www.wikiart.org/ru/gyustav-dore
Каин, приобретение, первый. Авель, пар, даже не второй, он вовсе не участвует в конкурсе. Так было. Всегда. Но вот однажды! Что-то произошло. Бог призрел, обратил Свой взор, Своё внимание на Авеля и его жертву! Бог как бы говорит: «Вы отвернулись, поставили жирный крест, посчитали совершенно ничтожным и ни к чему не годным Авеля? Нет! Это не так! Для Меня он ценен и важен, для Меня он значим! Я его задумал, Я его создал и Я не отвернулся от него!» И Каин не смог этого вынести. Его вера в этом месте оказалась трухлявой. С гнильцой и червоточинкой. «Как так? Это я – первый, это я – лучший. И всё, что этому мешает – должно быть уничтожено! Ведь если Божье благоволение достаётся кому-то другому, значит, мне его достанется меньше или не достанется совсем?» В сознании Каина замигала красная сигнальная лампочка и завыла сирена. «Тревога! Тревога! Тревога! Надо защищать свою собственность! Свой статус. Свою репутацию. Своё чемпионское превосходство. Свои медальки за первое место». А ведь у Безграничного в Своём богатстве и благости Бога хватило бы благоволения и внимания на десять Авелей, на миллион Авелей, на семь миллиардов Авелей и ещё осталось бы на Каина. Или на вас. Жаль, что в вере Каина не было такого понимания. Хорошо, что мы понимаем, что вера, угождающая Богу и угодная Ему, не считает, что у Бога запасы милости и благости ограничены и потому надо отчаянно защищать своё право на счастье. Вера угодная Богу – это вера в Его безграничную и щедрую милость, не основанную на каких-либо человеческих достоинствах и достижениях. Это вера в Его благодать. Это не та вера, что была у Каина. Но отсутствие или недостаток веры в благодать – это не единственный минус в вере Каина. Посмотрим ещё раз на историю, описанную в 4й главе книги Бытия.
Каин выбирает быть земледельцем, как послушание воле Божьей. Но, после некоторых событий, легко расстаётся со своим жизненным призванием, соглашаясь стать бродягой. Прочитайте:
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт.4:9—12).
Бродягой, так бродягой. Но, между тем, раз Каин чуть позже спорил с Богом, значит, вполне мог бы выпросить милости и прощения? По крайней мере, попытаться. А Каина намного больше заботят его личная безопасность и личное благополучие, чем следование тому призванию, которое он сам же и выбрал:
«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт.4:13,14).
«Бродягой, так бродягой. Не получилось быть лучшим в мире земледельцем, ну и ладно. Не смогли вы оценить по достоинству результаты моего талантливого и героического труда? Не больно то оно и надо. И меня это не будет больше заботить. Это вы теряете ценнейшее приобретение, а не я».
Столь лёгкий и быстрый отказ от того, что казалось делом всей жизни – ещё один минус веры Каина. Но не последний. Смотрим дальше?
Каин соглашается быть бродягой, но… Что он делает после того, как признаёт Божье решение?
«И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема….И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох» (Быт.4:16,17).
«Я? Бродягой? Согласился? Ну это уж вряд ли. Это я не подумавши ляпнул». Вот и выходит, что всё послушание, богопочитание и благочестие Каина было лишь внешне, напоказ, половинчато. Сначала заявляет: «Буду возделывать землю!» Тут же: «Больно то и надо». Сначала: «Бродягой, так бродягой!» Тут же: «Не дождётесь». Такой же была и его первая жертва. Показной, фальшивой, без внутреннего содержания. Такой же была и вера Каина, в отличие от веры Авеля. Верой непостоянной, непослушной, верой ради аплодисментов людей. Плюс ещё – вера соперничающая, вера завистливая. И тогда преимущество веры Авеля как раз в отсутствии показухи и соперничества. Вот, казалось бы и разобрались, какой была вера Авеля. Спасибо контрасту.
Но лично меня ещё больше впечатляет не столько контрастное различие веры двух братьев, сколько реакция и отношение Бога к такому вот Каину. К Каину соперничающему, к Каину завистливому, к Каину не понимающему природу благодати. Этот Каин не просто имел прямое общение с Богом как до, так и после совершённого им убийства, но он не был оставлен Богом и Его защитой, даже после проклятия!
«И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт.4:15).
Удивительнейшая несправедливость! Или спасающая милость?
В целом, эту историю следует рассматривать не только как конфликт родных братьев, приведший к убийству. Здесь есть ещё и внутренний конфликт в самом Каине. Между его желанием признания, которое свойственно любому человеку, и способами добиться этого признания. Всё что стоит на пути должно быть уничтожено! Даже брат, ворующий любовь родителей и признание Бога. И от того, на что мы готовы пойти ради признания, причём, признания не только от людей, но и от Бога, и зависит, будем ли мы героями веры, как Авель, или же будем как Каин. Получим ли мы свидетельство о праведности, или услышим слова Иисуса: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Мф 23:35).
Эти слова Иисус говорит к гробам окрашенным, к лицемерам, очищающим лишь свою внешнюю сторону жизни, вместо того, чтобы обратить внимание на внутреннее. К живущим благочестиво напоказ. Так говорит Господь к тем, кто хочет быть первым любой ценой. Даже ценой устранения соперников. Из этих слов можно сделать вывод, что каждый, для кого цель оправдывает средства, каждый, кто хочет добиться успеха, но пренебрегает моральной оценкой используемых для достижения успеха методов, каждый из них – Каин.
В Писании есть ещё один отрывок упоминающий о трагической гибели Авеля и его незаслуженных страданиях. Прочитаем Евр 12:24: «и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева».
Пролитая кровь невинного Авеля вопиёт об отмщении и воздаянии, но… Пролитая кровь невинного Иисуса приносит милость и прощение вместо справедливого суда и справедливого наказания. Нам трудно понять и согласиться с самой идеей страданий праведника, незаслуженных страданий, несправедливых страданий. Вся наша суть восстаёт против этой идеи. Несправедливо!!! Но, смерть Христа ещё более несправедлива!
Когда от цирроза печени страдает пропойца – это справедливо. Когда от непонимания и неприятия людьми страдает лжец – это справедливо. Когда казнят убийцу и насильника – это справедливо. К справедливому воздаянию взывает кровь Авеля. Но кровь Христа взывает к милости. И это воззвание, как говорит Писание, лучше, чем воззвание крови Авеля, превосходнее, больше, выше, первостепеннее.
Какой же ещё урок мы можем из этого извлечь? Может быть так: если ты видишь, как Бог благословляет твоего соседа, блудника, дебошира, тунеядца, который никак не заслуживает этого благословения, подумай, может быть, твой сосед – Авель? Не в том смысле, что его вера лучше и чище, чем твоя, а в том смысле, что от него все отвернулись, все записали его в ничтожество, все сочли его абсолютно негодным, все, кроме Бога. Подумай об этом, чтобы не стать Каином. Готовность порадоваться за такого соседа, а не позавидовать незаслуженной милости, потребует от тебя жертвы. Отказа от идеи о том, что ты намного больше заслуживаешь благости в отношении себя. Отказа от заслуженной самооценки. Отказа от заработанного справедливого воздаяния. Это жертва. Но такая жертва, такая вера превзойдёт жертву и веру Каина. А может быть и Авеля?
ВОПРОСЫ:
1. Какова, по-вашему, была вера Каина? В чём её недостатки?
2. Чем вера Авеля отличалась от веры Каина?
3. К какому типу веры ближе ваша вера: к вере Каина или к вере Авеля?
4. Вспомните первый стих изучаемой нами главы и ещё раз ответьте с учётом сделанных сегодня выводов, что же такое «осуществление ожидаемого»? Как на практике вы можете осуществить ожидаемое от вас?
Д/З:
Уделите в своих молитвах на следующей неделе место молитвам о борьбе с личной завистью к чужому успеху, о борьбе с показной верой и благочестием, о милости к людям и себе.