В конце октября Голубев сбил два финских трофейных истребителя И-153, изрядно досаждавших советскому флоту, а 2 ноября схватился в воздухе с пятью финскими "Харрикейнами" из 32-й группы. Четыре И-16 одержали решительную победу, а Голубев записал на свой счет еще два сбитых самолета.
В последние месяцы 1941 года 13-й ИАП понес большие потери при обороне "дороги жизни" через Ладожское озеро. Частично в этом были виноваты немецкие "охотники" из JG54, летавшие на Bf.109F. Например, в начале декабря полк потерял двух летчиков, сбитых из-за собственной невнимательности. 7 декабря четверка И-16, находясь в невыгодной позиции под облаками, была атакована "охотниками" по пути домой. Двое пилотов были ранены, а один погиб, врезавшись вместе с самолетом в землю. С другой стороны, сказалось тактически неграмотное ведение боев руководством полка. Только 1 января 13-й ИАП лишился пяти летчиков, выбывших из строя по ранению, 3 истребителя сгорели и 7 были повреждены. Это переполнило чашу терпения вышестоящего начальства, и командный состав полка был полностью сменен. В. Голубев, как опытный боец. получил должность командира эскадрильи. С этого момента он мог без помех претворять в жизнь собственные тактические идеи и боевые порядки. И-16 стали летать парами, эшелонированными на разных высотах. Атаки противника он предлагал проводить на встречных курсах. Все боевые задания тщательно разбирались на предполетном инструктаже. Результаты сказались быстро – его 3-я эскадрилья стала лучшей в полку.
Некоторое время Голубева занимала тактика действий немецких "охотников". Поклявшись первым уничтожить вместе со своим подразделением "Мессершмитты", он вскоре пришел к выводу, что немцы, как правило, атакуют либо невнимательных пилотов, либо группы самолетов, возвращающиеся с боевого задания без боеприпасов. Особое внимание они уделяли отставшим от строя и поврежденным "подранкам".
12 марта 1942 года он и воспользовался этим обстоятельством, когда группа И-16 возвращалась на аэродром после штурмовки железнодорожной станции. Полностью сохранив боезапас, Голубев на обратном пути покинул строй и имитировал полет поврежденного самолета. Через некоторое время на горизонте появились две черные точки – два "Мессершмитта", заметив отставший истребитель, на форсаже бросились за ним вдогонку. Когда "охотники" приблизились на дистанцию около 1000 м, "поврежденный" И-16 вдруг резко развернулся навстречу противнику. Голубев вспоминал: "Вот когда пригодились десятки вариантов и расчетов на такой маневр! Заканчиваю разворот на высоте около пятисот метров, противник намного ниже меня. Он такого маневра не ждал и оказался в лобовой атаке. Оба "Мессерам, задрав желтые носы, пошли на меня, видимо считая, что я без боезапаса и делаю ложную атаку. Темные трассы от двух Bf.109F точно тянутся к моему мотору. В прицеле ведущий "охотник", дистанция примерно 500 метров, полторы секунды осталось на все, пусть даже на жизнь. Три огненные трассы молнией пронизали тонкое тело "Мессершмитта", мелькнувшее ниже меня метрах в пяти…"
Вспыхнувший немецкий истребитель упал на землю, а Голубев, развернувшись вслед второму Bf.109, дал залп реактивными снарядами. Вражеский самолет, попытавшийся уйти горкой, потерял скорость и с поврежденным хвостовым оперением, зацепившись за макушки елок и потеряв плоскости, совершил вынужденную посадку на границе аэродрома. Его пилот, раненый осколками, скончался через несколько минут после приземления. На руле поворота ведомого "Мессера" насчитали отметки 26 побед. Таким образом на счету Голубева появились 14-й и 15-й сбитые самолеты.
В середине марта 13-й ИАП был переименован в 4-й гвардейский ИАП (ГИАП), а осенью Голубев был назначен заместителем его командира, получив в конце года звание Героя Советского Союза. Полк по-прежнему воевал на И-16, хотя время этих юрких монопланов уже давно прошло. На вооружении JG54 с конца декабря появились новейшие истребители Фокке- Вульф FW.190A-4, сильно осложнившие для советских ВВС обстановку в воздухе. Тем не менее в январе 1943 года балтийский ас сумел и на "ишачке" уничтожить два хваленых "Фоккера". В этом же месяце полк наконец был снят с фронта для освоения новых истребителей Лавочкина – Ла-5. Обратно под Ленинград он вернулся лишь спустя два месяца. Количество побед Голубева неуклонно росло. 21 апреля он сбил два финских истребителя Фиат G50bis, а в мае его жертвами стали три Ju.88 и один Bf.109. В это время пилоты полка на нескольких оставшихся И-16 часто вылетали на ночное патрулирование, попутно штурмуя прожекторные и зенитные установки противника, ведущие борьбу с легкими бомбардировщиками У-2. 30 июня Голубев впервые поднялся в воздух ночью на Ла-5. Перехватив и уничтожив немецкий разведчик Ju.88, он внезапно во время посадки был обстрелян собственной зенитной артиллерией, не предупрежденной заранее о полете незнакомого самолета. Истребитель получил повреждения, и пилот, после психологической встряски, с трудом совершил посадку на аэродроме.
В конце 1943 года Голубев принял командование над 4-м ГИАП и ему, как одному из самых результативных летчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал полеты. 13 января он сбил свой 36-й самолет – Bf.110. С машиной этого типа у Голубева связан еще один эпизод биографии. Зимой 1944 года противник начал использовать "сто десятые" на Ленинградском фронте в качестве высотных разведчиков Советские летчики немедленно организовали за ними охоту. Один из этих самолетов Голубев долго преследовал и сбил на выходе из пикирования – Bf.110 пропахал целую просеку в лесу. 23 февраля он сумел догнать еще один двухмоторный "Мессершмитт". Одновременно с хвостовым стрелком немецкого разведчика он почти в упор открыл огонь. Результат был ошеломляющим. Bf.110 взорвался, и перевернутый взрывной волной истребитель Голубева сорвался в штопор. Восстановив управление машиной, контуженный, оглохший летчик с поврежденной барабанной перепонкой левого уха тем не менее доставил на свою базу убедительные доказательства своей 38-й победы. Капот двигателя изуродованного истребителя был вдавлен в цилиндры, а кусок дюралевой обшивки немецкого самолета врезался в крыло Ла-5 до самого лонжерона. Вернувшись к боевым вылетам в мае 1944 года, Голубев 28 июня одержал свою последнюю победу, отправив в воду Финского залива Фокке-Вульф FW.190.
Всего за время войны Василий Голубев совершил 589 боевых вылетов и сбил 39 вражеских самолетов лично и 12 в группе. После войны он продолжил службу, освоив в воздухе целый ряд реактивных машин.
26.Голубов Анатолий Емельянович
Родился 29 апреля 1908 года в деревне Новомарковка, ныне Кантемировского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончив 10 классов, работал трактористом. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году успешно окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Работал инструктором Борисоглебского авиационного училища. В 1941 году окончил курсы командиров полков при Военно – Воздушной академии.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался на Юго – Западном, Ленинградском, Западном и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Орши, Минска, Витебска. Командовал 18-м Гвардейским истребительным авиационным полком.
К апрелю 1945 года заместитель командира 303-й истребительной авиационной дивизии ( 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) гвардии подполковник А. Е. Голубов совершил 355 успешных боевых вылетов, участвовал в 43 воздушных боях, лично сбил 10 самолётов противника (по другим данным – 14).
29 июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба, а в 1952 – Высшую военную академию. С 1955 года генерал – майор авиации А. Е. Голубов – в запасе.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Красной Звезды, медалями.
Умер 29 января 1978 года. Похоронен в Москве.
27.Горбачевский, Александр Иванович
Александр Горбачевский родился 20 сентября 1918 года в селе Лукашовка (ныне – Первомайский район Николаевской области Украины) в рабочей семье. Учился в Батумском индустриальном техникуме. В 1938 году Горбачевский был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1940 году он окончил военную авиационную школу пилотов. С июня 1941 года – на фронтах Великой Отечественной войны.
К июлю 1943 года гвардии капитан Александр Горбачевский командовал эскадрильей 29-го гвардейского истребительного авиаполка 275-й истребительной авиадивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. К тому времени он совершил 386 боевых вылетов, принял участие в 78 воздушных боях, сбив 16 самолётов противника лично и ещё 7 – в группе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» гвардии капитан Александр Горбачевский был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3200.
После окончания войны Горбачевский продолжил службу в Советской Армии. В 1961 году в звании полковника он был уволен в запас. Проживал и работал в Петрозаводске. Умер 8 декабря 1989 года, похоронен на Сулажгорском кладбище Петрозаводска.
Был также награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, а также рядом медалей.
28.Горбачёв Иван Илларионович
На один советский истребитель МиГ-3, пилотируемый командиром эскадрильи 71-го истребительного авиационного полка ВВС КБФ капитаном И. И. Горбачевым, 10 августа напало шесть «Мессершмиттов-109». Фашисты, разделившись на пары, пытались расстрелять балтийца с разных направлений. Но советский летчик энергичным вертикальным маневром уходил из-под огня и нападал сам. Уклонившись от прицельного огня фашиста, Горбачев зашел в хвост «Мессершмитту» и с короткой дистанции сбил его. Однако соотношение сил продолжало оставаться не в его пользу, к тому же кончились боеприпасы.
Врагам удалось поджечь советский истребитель. Пламя охватило мотор, лизало обшивку самолета, подбиралось к кабине. Но и в таком, казалось бы, безвыходном положении коммунист Горбачев сумел уничтожить врага, направив свою горящую машину на фашистский Ме-109.
От сильного удара советский летчик потерял сознание. Когда он очнулся, перед глазами промелькнул падающий самолет с черными крестами, и Горбачев ощутил, что его «миг» тоже неудержимо несется вниз. Балтиец отстегнул привязные ремни, вывалился из кабины, выдернул кольцо парашюта и снова потерял сознание.
В чувство он пришел от ощущения холода, опустившись в воду Финского залива. Спасательный жилет оказался порванным, перебитая рука не действовала. Но Горбачев продолжал бороться. Через четыре часа после приводнения его подобрали моряки с проходившего катера.
29.Грачёв, Иван Петрович
Иван Грачёв родился 5 января 1915 года в деревне Фролово (ныне – Клепиковский район Рязанской области) в крестьянской семье. В 1936 году был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году Грачёв окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Участвовал в советско-финской войне. С начала Великой Отечественной войны – на её фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда.
К январю 1942 года младший лейтенант Иван Грачёв был заместителем командира эскадрильи 191-го истребительного авиаполка 7-го истребительного авиакорпуса Войск ПВО. К тому времени он совершил 102 боевых вылета, в воздушных боях сбил 9 вражеских самолётов лично и ещё 4 – в группе
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1942 года младший лейтенант Иван Грачёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 884
К сентябрю 1944 года гвардии майор Иван Грачёв командовал эскадрильей 68-го гвардейского истребительного авиаполка 5-й гвардейской истребительной авиадивизии 11-го истребительного авиакорпуса 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. 14 сентября 1944 года в воздушном бою под Ригой, израсходовав все боеприпасы, Грачёв совершил таран вражеского самолёта и погиб при этом. Похоронен в городе Лиепая.
Был также награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, а также рядом медалей.
30.Гречишкин Василий Николаевич
Для контрбатарейной борьбы выделялись наиболее опытные и смелые экипажи. Именно таким и был экипаж 34-го гвардейского бомбардировочного авиаполка во главе с командиром эскадрильи майором В. Н. Гречишкиным. Он много раз успешно бомбил батареи и всегда благополучно возвращался на аэродром. Но 30 сентября 1943 г. все произошло иначе. Во время пикирования на дальнобойное орудие в его бомбардировщик [94] Пе-2 угодил зенитный снаряд. Но цель, которую атаковал Гречишкин, все-таки была уничтожена его пылающим самолетом.
Майор Василий Николаевич Гречишкин и капитан Алексей Иванович Перегудов отдали жизнь за Родину, за Ленинград. Обоим коммунистам посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Стрелка-радиста сержанта Ивана Федоровича Марченко у земли выбросило из кабины. В бессознательном состоянии он попал в плен. Пройдя несколько лагерей для военнопленных, Марченко после войны вернулся в город на Неве. Он был награжден орденом Отечественной войны I степени.
31.Данилов Алексей Васильевич
Родился 1 июня 1923 года в с. Вязовый Враг Екатериновского района Саратовской области. После окончания трех курсов Московского речного техникума и аэроклуба Кировского района г. Москвы. В 1939 году добровольно поступил в Пермское авиационное училище. В 1941 окончил Кировабадскую военную авиационную школу.
С августа 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался в составе 1-го бомбардировочного авиационного корпуса и 2-й воздушной армии на Западном, Центральном, Калининском, Северо-Западном; Волховском, Воронежском, Степном, 2 и 1-м Украинских фронтах. Принимал участие в боях под Ржевом, Великими Луками, Демянском, в прорыве блокады Ленинграда, Курской битве, освобождении Украины, Румынии, Польши, Чехословакии, разгроме врага на территории Германии. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден двумя орденами Красного Знамени (1944, 1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1943 – 2), медалями "За боевые заслуги" (1951), "За взятие Берлина", "За освобождение Праги" и тремя другими медалями, а также чехословацкой медалью "За храбрость".
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Васильевичу Данилову присвоено 27 июня 1945 года за 179 успешных боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, нанесение большого урона противнику, выполнение ряда важных заданий по воздушной разведке и проявленные при этом доблесть и мужество.
В послевоенные годы А.В. Данилов окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию и до 1956 года служил в армии. Майор в отставке, жил в г. Дедовске Московской области.
Умер 11 декабря 1985 года.
32.Деменков Сергей Васильевич
Родился 25 декабря 1919 года в селе Астраханка ныне Мелитопольского района Запорожской области (Украина) в семье рабочего. По окончании школы ФЗУ работал токарем дизелестроительного завода в Мелитополе.
В Красной Армии с 1939 года. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В 1943 году воевал на Ленинградском фронте в составе 158 ИАП на Р-40 “Киттихок” Заместитель командира эскадрильи 103-го гвардейского истребительного авиационного полка (2-й гвардейский истребительный авиационный корпус, Ленинградская армия ПВО, Войска ПВО страны) гвардии старший лейтенант Сергей Деменков к августу 1943 года совершил 313 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою, сбил одиннадцать вражеских самолётов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Деменкову Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
За время войны совершил около 500 боевых вылетов на истребителях И-16, Р-40 "Киттихаук" и Р-39 "Аэрокобра", в воздушных боях лично сбил 14 самолётов противника.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава. С 1975 года генерал-майор авиации С.В.Деменков – в запасе.
Жил в городе Харьков (Украина), и там же трудился до выхода на пенсию.
Умер 4 мая 2003 года. Похоронен на кладбище в Харькове.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.
33 Демидов Ростислав Сергеевич
Ростислав Демидов родился 4 ноября 1922 года в Харькове в семье служащего. С золотой медалью окончил десять классов школы. В ноябре 1940 года Демидов был призван на службу в Военно-морской флот СССР. В 1941 году он окончил Военно-морской авиационное училище имени С. А. Леваневского в Николаеве, после чего служил штурманом в 4-м минно-торпедном полку Тихоокеанского флота. С февраля 1944 года – на фронтах Великой Отечественной войны. Летал на самолёте «Бостон» вместе с командиром экипажа Героем Советского Союза Александром Гагиевым.
К концу войны гвардии старший лейтенант Ростислав Демидов был штурманом звена 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка 8-й минно-торпедной авиадивизии ВВС Балтийского флота. За время своего участия в боевых действиях он совершил 106 боевых вылетов, вместе с экипажем потопив 6 вражеских транспортов общим водоизмещением 27500 тонн, 1 подводную лодку, а также повредив несколько судов противника Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 марта 1945 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками гвардии» старший лейтенант Ростислав Демидов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 5080.
В 1951 году Демидов окончил Военно-воздушную академию, после чего остался в ней старшим преподавателем кафедры боевого применения оружия. С 1964 года преподавал в Военно-морской академии, был начальником кафедры штурманской службы и применения авиационного оружия. В 1983 году в звании полковника Демидов был уволен в запас. В 1983—1991 годах был профессором кафедры безопасности Московского института инженеров гражданской авиации.
Доктор военно-морских наук. Был также награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, рядом медалей.
33.Данилов Алексей Васильевич
Родился 1 июня 1923 года в с. Вязовый Враг Екатериновского района Саратовской области. После окончания трех курсов Московского речного техникума и аэроклуба Кировского района г. Москвы. В 1939 году добровольно поступил в Пермское авиационное училище. В 1941 окончил Кировабадскую военную авиационную школу.
С августа 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался в составе 1-го бомбардировочного авиационного корпуса и 2-й воздушной армии на Западном, Центральном, Калининском, Северо-Западном; Волховском, Воронежском, Степном, 2 и 1-м Украинских фронтах. Принимал участие в боях под Ржевом, Великими Луками, Демянском, в прорыве блокады Ленинграда, Курской битве, освобождении Украины, Румынии, Польши, Чехословакии, разгроме врага на территории Германии. За боевые отличия и безупречную службу в Советской Армии награжден двумя орденами Красного Знамени (1944, 1945), двумя орденами Отечественной войны 1-й степени (1943 – 2), медалями "За боевые заслуги" (1951), "За взятие Берлина", "За освобождение Праги" и тремя другими медалями, а также чехословацкой медалью "За храбрость".
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Васильевичу Данилову присвоено 27 июня 1945 года за 179 успешных боевых вылетов на бомбардировщике Пе-2, нанесение большого урона противнику, выполнение ряда важных заданий по воздушной разведке и проявленные при этом доблесть и мужество.