Цель. Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее – короче, разные по длине), раскладывать правой рукой слева – направо.
Материал. Плата или карточка, на которой с левой стороны расположены два кружка один под другим (точка отсчета); 5 квадратов одного и 4 квадрата другого цвета (на каждого ребенка).
Педагог предлагает детям разложить по кучкам: в одну положить желтые, в другую зеленые. Уточняет количество квадратов в каждой группе.
Предлагает детям: «Когда на улице холодно все утепляют горло, завязывают шарфы. Давайте сделаем шарфики. Положите желтые квадраты в ряд. У вас получился шарф, покажите рукой длину шарфа. (Дети пальчиком проводят по квадратам.) Под желтым сделайте зеленый шарф. Покажите его длину».
Вопросы
– Какой шарф длиннее желтый или зеленый?
– Какой шарф короче зеленый или желтый?
– Покажите с помощью рук длину длинного шарфа. (Дети разводят руки в стороны.)
– Какую длину шарфа показываете?
– А теперь покажите длину короткого шарфа.
– Кому нужен длинный шарф взрослому или ребенку? Кому подойдет короткий шарф?
Ключевые слова. Длиннее, короче.
Цель. Учить детей сравнивать два предмета по высоте, обозначить словами результат сравнения (выше – ниже), упражнять в ориентировке в пространстве.
Материал. Плата или карточка; 4 синих и 5 красных квадратов (на каждого ребенка).
На подносе лежат синие и красные квадраты.
Воспитатель спрашивает у детей: «Какие фигуры лежат на столе? Сколько их?»
Предлагает детям выложить из квадратов внизу карточки столбик красного цвета, а рядом – столбик синего цвета.
Вопросы
– Сколько столбиков?
– Какого цвета столбики выше, ниже?
– С какой стороны высокий столбик, слева или справа?
– С какой стороны низкий столбик, справа или слева?
Можно предложить детям поиграть в игру «Что выше?»
Например: «Трава низкая. Что выше? (Куст.) Куст низкий, что выше? (Дерево.) И так далее.
Ключевые слова. Выше – ниже, справа, слева.
Цель. Учить детей ориентироваться в пространстве, используя слова: «слева», «справа», «вверху», «внизу», «над», «под», «между». Закреплять названия цветов: красный, желтый, зеленый.
Материал. Плата; круги красного, желтого, зеленого цветов (на каждого ребенка).
Воспитатель предлагает детям левой рукой придерживать карточку, а правой выложить детали по словесной инструкции: «Положите красный круг. Под ним положите желтый круг, а под ним зеленый круг. Отгадайте, что я загадала?»
Дети отвечают: «Светофор.»
Вопросы
– Какого цвета глазок сверху?
– Внизу какого цвета глазок?
– Желтый глазок где расположен? Между какими цветами?
– Красный глазок где? А зеленый? Сделайте так, чтобы красный глазок был слева. Что надо сделать, чтобы он там был? (Повернуть.) Руками перекладывать кружки нельзя.
– Сделайте так, чтобы красный круг был внизу.
– Желтый круг где?
Ключевые слова. Слева, справа, внизу.
Цель. Учить детей устанавливать равенство – неравенство между двумя группами предметов, пользоваться словами: «столько – сколько», «поровну», «одинаковое»; классифицировать предметы по форме.
Материал. Плата; 5 кругов и 5 равнобедренных треугольников (на каждого ребенка).
Вопросы и задания
– Какой формы фигуры на подносе?
– Сколько кругов? Сколько треугольников? (Много.)
Положите круги в ряд. Это головы гномиков. А треугольники (показывает) их колпачки. Наденьте на каждую голову колпачок.
– Сколько получилось гномиков? (Много.)