Задачи:
– формировать первичные представления о географии, значении океанов и морей для России, их расположении, особенностях;
– закреплять представление о географической карте.
У мальчика Вити была географическая карта России, которой он пользовался на уроках географии.
На этих уроках школьники изучали особенности поверхности нашей планеты: где есть горы, а где – равнины, где – пустыни, а где – леса, какие океаны и моря омывают Землю, какие реки, озера и болота составляют водное богатство стран.
Изучали дети и климат Земли. В каких частях планеты жарко, а в каких холодно. Где дожди выпадают один раз в год, а где льют несколько месяцев подряд. Где весь год бывает лето или зима, а где один сезон сменяет другой.
Еще на уроках географии ученики знакомились с народами нашей планеты, чем они похожи и чем отличаются, где живут и чем занимаются.
География очень нравилась Вите, и он с удовольствием ее изучал. В свободное от уроков время мальчик часто играл в путешествия, прокладывая маршруты по географической карте. Он представлял новые страны, думал об удивительных открытиях, мечтал поскорее вырасти и стать путешественником.
По ночам географическая карта оживала, и на ней можно было увидеть всю Россию, как в кино, только очень маленькую. Витя в это время крепко спал и не знал, что творится у него в комнате.
Однажды, когда географическая карта ожила как всегда, разные районы России стали общаться между собой. Первыми стали посылать друг другу приветы океаны и моря, омывающие страну. А их было много.
– Приветствую вас, друзья! – пробасил Северный Ледовитый океан.
Он хоть и был самым малым по площади, самым неглубоким, самым молодым и холодным, но в разговоре задирался больше всех.
– Как вы поживаете у себя на теплых берегах? – поинтересовался он. – Я тут на Севере совсем замерз. Вы думаете, легко охранять северные морские границы России среди ледяных пустынь и неприступных скал? Хорошо еще, что мои дети-моря немного согревают меня у берегов коротким полярным летом. У меня их – целых шесть! Кто из вас может похвастаться таким количеством детей? Никто! Они такие же стойкие и храбрые, как и я. Почти все мои моря круглый год скованы льдами, и лишь некоторые полностью не замерзают. Но, заметьте, что даже среди ледяной пустыни вместе со мной и моими детьми-морями живут разные животные. Один белый медведь чего стоит! А еще в наших водах обитают тюлени, нерпы, белухи, касатки, кашалоты, моржи, морские зайцы, киты, северные олени и множество разной рыбы. Если бы вы послушали гомон птиц на многочисленных птичьих базарах, которые они устраивают на скалах во время короткого полярного лета, то вы бы просто оглохли!
– Что-то ты совсем расхвалился! – прервал друга Тихий океан. – Я хоть и зовусь Тихим, но терпеть твое хвастовство не намерен. Подумаешь, льды и снега! Я вот охраняю морские границы России справа, на востоке. Детей-морей у меня всего трое, на зато какие! Живем мы на Дальнем Востоке, на самом краю земли. В наших водах водятся ценные осетровые породы рыб, тюлени, сивучи, киты и крабы. А рыбный промысел ведется круглый год, потому что даже зимой я и мои моря полностью не замерзают. Каких морских обитателей только нет в моем водном царстве! Лосось, минтай, сельдь, сайра, камбала, палтус, терпуг, корюшка, кальмары, камчатские крабы, креветки, осьминоги, водоросли и многие другие богатства. Нам не нужны ледоколы, чтобы пробить толстый лед. Мы обеспечиваем рыбой всю страну. Да и восход солнца мы видим первыми в России.
– Успокойтесь, друзья! – вступили в разговор Черное и Азовское моря. – Приплывайте к нам погреться. Мы живем на юге России. Рядом с нами нет отца-океана. Он не охраняет южные морские границы России. Но мы общаемся с ним через другие моря и проливы. Называется он Атлантическим океаном. Мы дружим между собой и соединяемся проливом, поэтому все друг о друге знаем. Например, я – Черное море зимой почти не замерзаю, однако рыбный промысел во мне не ведется, а Азовское море зимой замерзает полностью, но зато рыболовецкие суда ловят в нем таких ценных осетровых рыб, как белуга, севрюга и осетр. Азовское море – одно из самых маленьких на Земле, однако морские границы России на юге охраняет день и ночь. Я же такое теплое, что на своих курортах грею и оздоравливаю миллионы россиян.
– Завидую я вам, – вздохнув, сказало Балтийское море. – Тепла мне явно не хватает. Я же нахожусь на северо-западных границах России, а там совсем не юг. Мой океан тоже далековато от меня. У нас с Черным и Азовским морями один отец-океан – Атлантический. Я с ним общаюсь сразу через пять проливов. Хоть я холодное и наименее соленое по сравнению с другими морями, зато я соединяю разные страны и промысловой рыбы во мне много.
Тут внезапно распахнулась форточка и географическая карта упала со стола. Океаны и моря, испугавшись, что все перемешаются, быстро превратились в очертания на карте.
Утром Витя нашел свою географическую карту под столом и удивился. Он подумал, что это кот Васька ночью ее свалил со стола. Мальчик быстро оделся, умылся, позавтракал и начал прокладывать по карте маршруты новых путешествий. Если бы он только знал, что его географическая карта волшебная!
1. О какой науке вы узнали из сказки? Что она изучает?
2. Что такое географическая карта России? Как с ней занимался Витя? Что происходило с географической картой ночью?
3. Кто вступил в разговор, когда географическая карта России ожила?
4. Что о себе рассказал Северный Ледовитый океан?
5. Почему Тихий океан говорил раздраженно? Что он о себе рассказал?
6. Назовите детей океанов. Сколько морей соединены с Северным Ледовитым океаном? С Тихим океаном?
7. Как соединяются Черное, Азовское и Балтийское моря с Атлантическим океаном?
8. Что о себе рассказали Черное и Азовское моря? Балтийское море?
9. Какая вода в морях и океанах?
10. Что больше: океан или море? Подберите слова-признаки (прилагательные) к слову «океан».
11. Сравните на географической карте величину океана и моря.
Россию омывают: два океана – Северный Ледовитый и Тихий; двенадцать морей: на севере – Белое, Баренцево, Карское, Море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское; на востоке – Японское, Охотское, Берингово; на северо-западе – Балтийское; на юге – Черное, Азовское и Каспийское.