Дорогой друг, приглашаю вас в путешествие, в котором вы исцелите свою генетическую травму. Я говорю так уверенно, потому что эти строчки читают только путешественники, готовые отправиться в дорогу. Эта книга начиналась как трехдневное онлайн мини-приключение по воссоединению с Внутренним ребенком, которое я придумала во время карантина, и предназначалось оно для малого круга людей. Я долго размышляла о том, стоит ли брать именно эту тему, пока мы все находимся в замкнутых, ограничивающих пространствах. Но подсознание снова и снова возвращало меня к теме Внутреннего ребенка, и, наконец, я сдалась, поскольку вот уже много лет я живу из своего отклика, вдохновения, проживаю свой Дизайн[1].
Когда я много лет назад впервые услышала термин «Внутренний ребенок», он не произвел на меня впечатления. Скорее, я испытала обратный эффект. Исцеление? С чего вы решили, что мне нужно исцеление? – подумала я. Внутренний ребенок – это вообще кто? Дальнейшее понимание давалось нелегко. Оно пришло с болью, слезами, надрывом, и только потом наступило облегчение. Тут уже я стала недоумевать, почему раньше не работала с этим. Ведь стольких проблем можно было бы избежать! Но как там говорится про то, что наша душа не выбирает легких путей?
Поэтому предлагаю для начала разобраться с тем, кто же такой этот пресловутый Внутренний ребенок. Когда мы смотрим на себя в зеркало, мы видим вполне себе взрослого человека. Когда же на нас смотрят наши родители, то они воспринимают нас примерно так, как главный герой кинофильма «Отец невесты» в исполнении Стива Мартина. Помните сцену, где дочь сообщает родителям новость: «Папа, я выхожу замуж». А папа в этот момент смотрит на дочь и видит пятилетнего ребенка, который лопочет что-то про предстоящее замужество. Родители, думаю, вы узнали себя!
Кто же такой Внутренний ребенок? Это, конечно же, вы. И вы – те самые родители своего Внутреннего ребенка.
Понятно, что ребенок, которым мы когда-то были, все еще остался в нас, никуда не делся, да и не денется, даже когда мы отметим свое столетие (да будет так!). И все мы уже, начитавшись книг, насмотревшись психологических триллеров, походив по бесчисленным тренингам, знаем, что многие наши проблемы идут из детства. А уж генетическая травма активируется сразу по рождению, как выбрала ваша душа.
Именно с этим у вас есть возможность поработать в этой книге – с тем ребенком, который живее всех живых, который никуда не делся, который ждет вашего участия и которому нужны ваша помощь и поддержка.
Когда мы понимаем, что Внутреннему ребенку нужна помощь?
• когда испытываем чувство стыда;
• когда испытываем чувство вины;
• когда обижаемся;
• когда сталкиваемся с недопониманием и конфликтными ситуациями в отношениях с родителями;
• если становились жертвой любого насилия и психологического воздействия;
• если отсутствует любовь к себе, хотя бы иногда;
• если привлекаем неблагополучные отношения и не можем из них выйти без потерь;
• если чувствовали себя жертвой обстоятельств…
Список можно продолжать еще долго. Детские травмы порой возникают, даже когда мы не подозреваем об этом. Например, травма разделения впечатывается в нашу ДНК в тот момент, когда при рождении перерезают нашу пуповину, соединяющую нас с мамой. Можно ли не перерезать пуповину при рождении? Думаю, мы с вами знаем правильный ответ на этот вопрос.
Это, конечно же, не означает, что мы обречены, и с этими травмами, в которых нет нашей вины, ничего нельзя поделать. Существует множество инструментов, благодаря которым мы можем вновь соединиться со своим Внутренним ребенком и исцелить то, что требует исцеления. Именно об этом и будет наше путешествие. Я предлагаю его пройти за один месяц, а потом возвращаться к нужным секциям по мере надобности. С другой стороны, можете уделить этой работе столько времени, сколько вам нужно. Доверьтесь своему внутреннему темпу.
Практик для исцеления Внутреннего ребенка множество, и я выбрала те, с которыми все пройдет мягко и непринужденно. При этом вы получите удовольствие от их выполнения и сможете работать самостоятельно под моим чутким и любящим руководством.
Поскольку в этой книге мы затрагиваем тему Внутреннего ребенка и сказкотерапии, на протяжении всего повествования вы будете иметь дело со Сказками Спящего Феникса, которые я написала в период с 2009 по 2020 год. Их можно читать двумя способами: как взрослый, а также глазами Внутреннего ребенка. Сказки написаны в состоянии вдохновения, где я являюсь всего лишь инструментом, пишущим то, что идет через меня. Поэтому логики в них может не быть, рациональности тоже. Но вы точно обнаружите некое волшебство, которое исцелит ту часть души, в которую проникнет. А проникнет она точно, ибо, делясь этими сказками с вами, я реализую часть задач своей души: исцелять словом.
Кто такой Спящий Феникс? В контексте этой книги лишь скажу, что это Тема моей Жизни согласно системе «Дизайн Человека»[2]. И благодаря счастливому случаю рисунки к этим сказкам сделал еще один Спящий Феникс, художник Ирина Гидова (Борова). Здесь хочется продолжить словами Хо’опонопоно[3]: «Прости меня, мне очень жаль, я люблю тебя, я благодарю тебя», – и таким образом открыть дверь в волшебную квантовую вселенную сказок…
Чтение этих сказок также является частью процесса в исцелении своей генетической травмы. Здесь я рекомендую довериться мистической составляющей – само прочтение уже запустит внутри вас нужный процесс мягким, ненавязчивым образом. Совсем скоро вы сможете убедиться в этом на своем опыте!
Если вы впервые открываете ее, читайте книгу с самой первой страницы, по порядку и останавливайтесь для того, чтобы выполнить все задания, – именно в том порядке, в котором они указаны. В дальнейшем вы можете возвращаться к любой части, к любому заданию – всегда есть возможность идти глубже. Но в первый раз читайте, выполняйте, практикуйте с первой страницы по последнюю. Для удобства заведите тетрадь/блокнот, поскольку писать придется немало! Нет сомнений, что книга станет вашей настольной на долгое время, если вы позволите ей увлечь себя!
А сейчас перейдем к первой Сказке Спящего Феникса, которая затрагивает генетическую тему всего человечества.
Оно не помнило, как состарилось. В один тихий осенний вечер, шурша листьями на ветру, оно вдруг почувствовало усталость. Сначала она отозвалась в стволе, потом пошла по веткам и наконец достигла самой сердцевины. Захотелось плакать. Пошел дождь и на какое-то время принес облегчение. Но дождь не мог продолжаться вечно, да и сколько можно было плакать?
Утром усталость не прошла. Когда взошло солнце, Дерево решило пообщаться со своими сородичами, старыми деревьями, и все у них узнать про то, что с ним в данный момент происходило.
– А происходит с тобой вот что, мой друг, – сказал Тополь, покачивая ветками из стороны в сторону. – Твоя сердцевина сжимается, корни перестают пускать свежие ростки, листья перестают зеленеть даже летом, а кора иссыхается и падает на землю.
Тополь вовсе не выглядел огорченным этими перспективами. Напротив, на его смиренном лице (если это можно было назвать лицом) была печать того, кто покорился своей судьбе. Он стряхнул с себя застарелый пух и ненадолго замер в ожидании.
– Как ты можешь говорить об этом так спокойно? – спросил наш главный герой. – Ведь если корни перестанут пускать свежие ростки, листья перестанут зеленеть, а кора иссохнется, мы превратимся в мумию. Ты знаешь, что это такое?!
– Мумия, шмумия, какая разница, в кого мы превратимся? – невозмутимо ответил Тополь. – Это неизбежность нашей долговечной жизни.
– Долговечной? Я прожил всего двести пятьдесят девять лет, разве это много?! – не успокаивалось Дерево. – Я еще столько всего не сделал!
Что именно оно не сделало, Дерево не могло бы сказать. Но что-то внутри говорило о незавершенности и неудовлетворенности. Тополь ничего не ответил, ибо понял, что для каждого объяснения должно прийти нужное время. А здесь оно еще было за горизонтом.
Дерево решило обратиться на всякий случай к более молодым деревьям и узнать, как они относятся к тому, что с ним происходит. Вдруг молодые знают больше, чем Тополь, ведь так бывает.
Береза и Сосна о чем-то шептались между собой, и ему пришлось подождать, пока они закончат свой разговор.
– Не могли бы вы мне сказать, что такое старость? – спросило Дерево. На этот раз в его тоне сквозила неуверенность. В конце концов, что молодые могут знать о старости?
Береза посмотрела на Дерево в нетерпении.
– Мы думали, что это ты нам можешь сказать. Ты и есть старость.
Береза была безжалостна, как, впрочем, и все молодое поколение. Да и времени ей не хотелось тратить впустую за разговорами, которые к ней не имели ни малейшего отношения.
– А с чего ты взяла, что я старый? – не унималось Дерево. Ему было важно докопаться до сути. Неужели по нему так видно, что он стар?! На этот раз ответила Сосна.
– На тебе осталось только три листка, и те желтые.
– Так ведь осень на дворе. Разве ваши листья не опадут?
– Наши-то опадут, но придет время, и они снова вырастут. А на тебе, судя по всему, уже нет.
Береза продолжала гнуть свою жестокую линию, но Дерево не обижалось. Ему так важно было услышать и понять, что каждое слово оно воспринимало с благодарностью. Оно ждало продолжения, какой-то определенности, но Береза и Сосна вернулись к своему прерванному разговору и забыли о его существовании.
Осень и зима были очень долгими, и Дерево провело их в молчании. Даже его ветки не шевелились на ветру – оно приложило для этого все усилия. Оно наблюдало за течением жизни, которая происходила на его глазах, но, казалось, никакого отношения уже к нему не имела. Солнце всходило, уходило за горизонт, снег покрывал все поверхности, таял и утекал в неизвестность, птицы вели беседы на его ветвях и вили гнезда. В какой-то момент ему опять стало грустно и одиноко, но молчание сделало свое дело: грусть ушла прочь, подхватив одиночество под руку.
Наступила весна. Деревья вокруг стали зеленеть, все окружающее пришло в движение, воздух расцвел и заиграл волшебными цветами, запахами, музыкой. Наше Дерево смотрело на это все со спокойствием, которое принесла задумчивость зимы. Оно не участвовало в зарождении жизни, на его ветках больше не взбухали почки, а большая часть коры безвозвратно опала.
Но появилось что-то новое в ощущениях. Воспоминания приходили одно за другим, нитка за ниткой и окутывали голый ствол. Дерево не цеплялось за них, они приходили, оно поддевало их и отпускало в прошлое. Столько событий было прожито, сколько чувств испытано, столько любви рассеяно в листьях, которые школьники часто собирали в гербарии. А сколько знаний было получено и передано другим! Вот что значит старость… Почему он думал, что это страшно?..
Окружающие деревья почувствовали изменения в настроении нашего героя. Молодая Береза, которая еще осенью отнеслась с презрением к Дереву, решила обратиться к нему с вопросом.
– Так что же такое старость?
Дерево улыбнулось. Ему хотелось сказать, что со старостью ты можешь улыбаться и не думать о том, что эта улыбка будет воспринята неадекватно. Ведь старость может быть так неадекватна! Но оно знало, что Береза слишком молода, чтобы это видеть, чувствовать.
– Могу сказать одно: старость не так страшна, как мне казалась.
– Но ведь ты умираешь! Как это может быть нестрашно?
– Старость – это зарождение новой жизни. Когда ты это поймешь, увидишь, что это совсем нестрашно, – повторило Дерево. Оно хотело добавить, что теперь ему были понятны все секреты, но ему не хотелось казаться чересчур надменным и хвастливым. Оно еще помнило, как эти секреты к нему пришли, помнило лишения и болезни, через которые эта мудрость проскользнула в его усталую, высохшую сердцевину. Береза продолжала тараторить что-то про свое, но Дерево ее уже не слышало. Зарождение новой жизни… Вот она какая – обратная сторона молодости.
Сейчас выполним маленькое, но важное предварительное задание. Давайте выявим намерение, с которым вы будете работать с этой книгой. Кто-то из вас взял ее из любопытства, а кто-то – с определенным планом. Как бы то ни было, всегда хорошо сформировать цель перед началом путешествия. Намерение не означает, что нужно прописать все повороты и города, в которые вы отправитесь. Но отправная точка и причина, по которой вы в ней оказались, важна. И я предлагаю записать это.
В своей тетради запишите: «Я отправляюсь в это увлекательное путешествие, чтобы… (потому что… для того чтобы)…»
По какой бы причине вы ни оказались на этих страницах, я надеюсь, вы в таком же предвкушении, как и я. Без ожиданий, но с чувством, что что-то интересное и важное точно произойдет! У каждого из вас будет свой результат, свои открытия, свои ощущения, надо лишь позволить этому случиться.
Возможно, намерение сразу не придет. Дайте себе время. Прогуляйтесь с этим вопросом в голове и дайте ему прийти без надрыва и насилия. В любом случае вы всегда можете вернуться и подкорректировать – здесь правил жестких нет.
Пришло время познакомиться с первыми практиками, Техниками нерабочей руки. Одну из них я описывала в своей книге «Дизайн безоблачной жизни»[4], а в этом путешествии мы будем работать с другим вариантом, состоящим из трех частей, каждая из которых будет связана с письмом нерабочей рукой. Они плавно перетекают одна в другую, и выполнение каждой из них, а также взаимосвязь между ними помогут вам подготовиться к каждой последующей практике.
В первой части этой практики вы будете отвечать на вопросы.
Во второй вы будете идти в детское воспоминание.
А в третьей напишите себе письмо.
Подробнее о каждой практике я расскажу дальше. Сейчас лишь упомяну, что части этой практики можно выполнять раздельно в течение недели (лучше не растягивать их на большее количество времени), а можно все вместе одну за другой – по желанию. Главное – выполнять их именно в том порядке, в котором я рассказываю, это важно, когда вы это делаете в первый раз!
Для чего писать нерабочей рукой? Благодаря этому нехитрому приему мы встречаемся со своим Внутренним ребенком – тем самым, который много лет назад только учился писать, старательно выцарапывал каракули, когда каждая буковка имела значение.
Помню, когда впервые практиковала эту технику, сколько радости она у меня вызывала, сколько в ней было неудобства и в то же время свежести. Сколько она подарила мне и всем практикующим открытий, которые были совершенно незапланированными.
Каким образом эта техника может помочь здесь и сейчас?
Когда вы последний раз чувствовали себя жертвой обстоятельств? А когда жаловались на жизнь и обвиняли других в своих невзгодах? Даже если это государство и вам кажется это полностью справедливым. Техника помогает соединиться с этим малышом-капризулей, который топает ножками и таким образом хочет, чтобы на него обратили внимание.
Также по опыту могу сказать, что, когда мы соединяемся со своим Внутренним ребенком, мы исцеляем те части нас, которые скрыты под многочисленными слоями защиты, и мы понятия не имеем, что что-то болит. Мы видим лишь результаты разрухи в своей жизни и не понимаем, в чем их причина.
А сейчас – подробнее о каждой практике.
Что значит писать нерабочей рукой? Все очень просто: если вы правша, то пишите левой, если левша, то практикуете правой рукой.
Когда мы пишем нерабочей рукой, мы задействуем свое подсознание, особенно ту часть, которая сформировалась еще в глубоком детстве, когда все, что мы совершали, было оттуда. А нам обязательно нужно прикоснуться к той части, чтобы встретиться со своим Внутренним ребенком.
Не забывайте выполнять практики именно в том порядке, в котором я вам о них рассказываю. Я понимаю, что повторяюсь, но этот момент все равно порой упускается из виду. На этом этапе мы пробуждаемся, чтобы увидеть своего Внутреннего ребенка, вспоминаем, наконец, о его существовании при помощи ручки и листика.
Итак, для практики вам понадобятся ручка и тетрадь/ежедневник/блокнот. Также желательно, чтобы во время практики вы находились одни и вас никто не отвлекал. Если есть домашние животные, их можно не выгонять!
В первой части вы будете отвечать на вопросы анкеты. Помните, как мы в детстве заполняли анкеты, отвечая на вопросы: «Любимый актер, певец?» и прочие? И как мы тайно надеялись, что мальчик, который нам нравится, тоже заполнит нашу анкету? Вопросов всего 20, но вы можете добавить столько, сколько угодно. Главное, чтобы они начинались с «любимая…».
Многие участники курса (а эта книга была ранее моим курсом) признавались, что написанные ответы их часто удивляли. «Любимый напиток – кола! С чего это? Да не люблю я колу. А мой Внутренний ребенок с уверенностью, мол, написал „кола“!» В приложении в конце вы сможете посмотреть ответы других участников, которые я включила в книгу, сохраняя при этом их конфиденциальность.
Анкета
1. Ф.И.О. (конечно же, начинаем с этого)
2. Любимая песня
3. Любимая группа
4. Любимый цвет
5. Любимый город, любимая страна
6. Любимый день недели
7. Любимое блюдо
8. Любимая книга
9. Любимый фильм
10. Любимый год
11. Любимый вид танца
12. Любимое мороженое
13. Любимая сказка
14. Любимый сказочный герой
15. Любимый мультфильм
16. Любимый человек
17. Любимый напиток
18. Любимая конфета
19. Любимый цветок
20. Любимый предмет в школе
Несколько важных моментов, когда вы пишете нерабочей рукой
Не торопитесь. Писать нерабочей рукой довольно некомфортно, особенно в самом начале: то ручка падает или перестает писать, то наклон письма сложно выбрать, да и бумага вдруг неудобно лежит, и свет не туда падает. И может появиться жгучее желание переложить ручку в рабочую руку и писать «удобно».
Здесь важно расширить зону комфорта, уловить противоположные ощущения и делать так, как предлагается, несмотря на неудобства и препятствия. Для этого может потребоваться какое-то время. Даже если хочется написать много и быстро, чтобы поспеть за стремительно развивающейся мыслью, помните, что эта техника осознанности совсем не про это. Здесь мы запускаем подсознание, и нам совсем не обязательно знать, как оно работает, чтобы знать, что оно работает. Благодаря этой технике мы устанавливаем первый контакт с Внутренним ребенком, и вы это обязательно почувствуете. Как именно почувствуете? Своим уникальным образом!
Выберите одно воспоминание из детства. Любое. Закройте глаза, окунитесь в детство и посмотрите, что придет. Не переживайте, если сразу информация не поступает. Если вы давно не обращались к этой теме, то, возможно, потребуется время, поэтому будьте терпеливы к себе. Воспоминание обязательно придет, это неизбежно.