Филиппо Маринетти отчаянно пытался быть в самой гуще событий, но чувствовал себя выброшенным на берег необитаемого острова. В начале 1900-х годов Париж был пылающим сердцем новых революционных движений искусства вроде кубизма и фовизма, сталкивающихся друг с другом, словно тектонические плиты. Художники, писатели и ученые обсуждали новые теории за столиками кафе. Вокруг извергались вулканы новых молодых талантов, среди которых были Матисс, Пикассо и Брак. Но Маринетти жил в Италии и чувствовал себя незаслуженно обойденным вниманием. Мне знакомо это чувство. Я вырос в маленькой деревушке графства Уилтшир в Англии, откуда раз в час ходил автобус до ближайшего городка. Я знал, что должен попасть в Лондон, но казалось, что он на другом континенте.
Маринетти опубликовал «Манифест футуризма» сначала в Gazzetta dell’Emilia в Болонье, а затем на первой странице влиятельной французской газеты Le Figaro. Манифест не был похож на сухой политический текст. Наоборот, он был полон страсти и идей. Маринетти провозгласил футуризм сияющим новым движением и высмеял кубизм как вчерашний день: предметом кубизма были застывшие формы жизни, ландшафты и портреты – устаревшие традиционные формулы, в то время как футуризм воспевал динамичность города, его машины, трамваи и толпы спешащих по улицам людей. Такие известные художники, как Пикассо и Брак, были в ярости от лавы, низвергнутой на них этим новым вулканом. С позиции «Это кто вообще?» Маринетти взлетел до статуса «Да кем он себя возомнил?».
Маринетти сделал все, что было в его силах, чтобы все внимание общественности начало вращаться вокруг футуризма. Но у него была одна проблема: футуризма не существовало. Этот манифест не был подкреплен никаким течением. Напустив столько пыли и шума, Маринетти должен был решить эту проблему, поэтому ему пришлось работать под неимоверным давлением, добиваясь результата. Он не удовлетворился одним лишь выдвижением хорошей идеи, а принялся действовать в соответствии с ней. Он не пошел к управляющему банком с бизнес-планом и не выбрал долгий традиционный путь получения разрешений. Вместо этого Маринетти быстро нанял художников-единомышленников писать картины и ваять скульптуры, воплощающие футуристические идеалы. «Манифест футуризма» создал четкое видение следующего шага после кубизма, и художники подхватили его концепцию и захотели стать частью следующего значимого движения. Стратегия сработала, и Маринетти вскоре наладил механизм своего нового «-изма». Возьмите любую книгу по истории искусства, и вы найдете там футуризм, одно из наиболее значимых художественных движений XX столетия. Важно отметить, что Маринетти сначала предложил футуризм и только потом создал его. Он выступил за то, во что верил, привлек внимание всего мира, а затем поведал суть своей идеи.
Маринетти интуитивно использовал технику, применяемую современными психологами, которая называется «действуй “как будто бы”». Она родилась в результате исследования, которое доказало, что если действовать как человек, которым вы хотите быть, то со временем вы в самом деле им станете. Во-первых, вы должны найти внутри себя установку, которая тянет вас назад. Во-вторых, нужно выработать правильную мотивацию. Цель – изменить свое внутреннее «я», а не то, как воспринимают вас окружающие. Если вы стараетесь выглядеть успешным, покупая, к примеру, одежду элитных брендов, то, согласно исследованию, такая техника не работает, и ваша самооценка падает. Чтобы техника «действуй “как будто бы”» была эффективной, ваши цели должны быть стоящими и подлинными.
Одна компания, пригласившая меня на роль креативного консультанта, готовилась заключить судьбоносный договор на огромную сумму с клиентом, который владел крупнейшей поисковой системой в интернете. Но клиент начал сомневаться, что подрядчику хватит персонала и ресурсов, и выразил желание посетить его офисы. Какое решение я предложил? Приумножить команду, созвав в день визита своих друзей и родственников, чтобы офис выглядел многолюдным. Компания заключила сделку и потом благодаря тем деньгам, что принес новый договор, наняла большинство людей, которые изображали ее сотрудников. Никогда не обещайте того, чего не сможете выполнить, но не бойтесь давать обещания, которые вас напрягут.