Данная книга-справочник – «Генералы голливудских карьеров» – в рамках проекта Ру КиноСтарз (RU KinoStarz®).
На основе материалов КиноБлога, Ру КиноСтарз и Ру КиноДинастий1 прежде появился двухтомник «С „Оскаром“ и рядом», как результат семилетнего труда в составе единой цели:
Киноблог и реестр Ru KinoStarz®
(мировые кинозвёзды русского происхождения)
дополняют ландшафт мирового кино и
степень влияния русских на него.
И вот теперь вашему вниманию представляется книга с военным названием.
Несведущему от такой постановки закрадётся в голову вопрос встречный: «При чём тут генералы и Голливуд?»
А знатоки мировой и русской истории, особенно в части кинематографа, поддержат автора: «Да, случился такой исторический период, когда всё, словами классика, „смешалось в доме Облонских“»2.
Только в данном случае не в рамках простейшей ячейки общества – семьи, а гораздо-гораздо шире – в мировых масштабах.
В истории мирового, американского, европейского и русского кинематографа остался позади период, когда несколькими волнами и в основном в Голливуд прибило некоторое заметное количество персон из Российской империи и Советской России с военными званиями и военно-дипломатическими должностями в биографиях.
Задача, решаемая данной книгой, – «некоторое заметное» их количество довести до информационного состояния «определённое».
Ибо случившийся феномен, явно повлиявший на становление американского кино и продвижение Голливуда в мир, заслуживает того, чтобы назвать всех русских военных в зарубежной киноиндустрии поимённо и рассказать их биографии.
Надеюсь, сия попытка обобщения и каталогизации пойдёт автору в зачёт и будет оценена по достоинству.
Используя достоверные источники, в основном из первых рук (см. главу ОТ СОСТАВИТЕЛЯ), и с опорой на собственные профессиональные знания и опыт в кино, ТВ- и медиаиндустрии, книга сложилась в увлекательное и, между тем, по-военному стройное литературное произведение.
Под пятьсот страниц – разумный лимит для охваченного количества персоналий. Получение информации продолжить легко. Активных линков в тексте много. Они выводят на дополнительные материалы: расширенные авторские статьи, авторитетные базы данных и надежные видеохостинги.
Воспринимайте книгу «Генералы голливудских карьеров» как источник актуальной информации, регулярно обновляемой в составе многолетнего действующего проекта Ru KinoStarz®, и как базу данных в своей нише.
Читайте с удовольствием и делитесь полученными знаниями, и пусть это будет вам в радость!
Олег Лубски,
автор
Данная книга ни в коем случае не есть попытка перещеголять авторов биографических книг. В начале переписки со мной при уточнении некоторых важных для автора деталей г-жа Минская, супруга одного из поздних солистов Хора донских казаков под управлением Сергея Жарова и одна из авторов его биографии на немецком, удивилась:
«Как, зачем ещё книга про Донских казаков???»3
Восклицание отчасти справедливое (по некоторым персонам из данного справочника действительно существуют публично доступные печатные и цифровые биографии). И ответ на него в общем плане таков:
книга «Генералы голливудских карьеров» – сводный биографический справочник с кинематографическим уклоном,
как составная часть проекта Ру КиноСтарз, дополняющего ландшафт мирового кино и степень влияния русских на него.
Текст книги «Генералы голливудских карьеров» в части фактов и цитат в каждой военной кинобиографии опирается на авторитетные первоисточники.
По тексту, где использованы цитаты, они приводятся с указанием автора или печатного органа и на языке оригинала (обязательно с переводом на русский там, где требуется).
Первоисточниками использованных данных служат открытые базы данных и закрытые частные архивы, во втором случае обязательно получено разрешение на открытую публикацию полученной информации.
Референсными для автора как составителя стали три авторитетных биографических справочника:
➤ «Офицеры Российской гвардии: опыт мартиролога», автор-составитель – С. В. Волков; издательство – Русский путь, Москва, РФ; 2002, 562 с., ISBN – 5-85887-122-4;
➤ «Русские в Северной Америке: Биографический словарь», автор-составитель – К. М. Александров, при участии А. В. Терещука и Н. В. Волохонской; издательство – Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, С.-Петербург, РФ, при участии Конгресса русских американцев (Сан-Франциско, США); 2005, 599 с., ISBN – 5-8465-0388-8;
➤ «Офицеры Русской императорской армии (РИА)», крупнейшая открытая база данных и фотоархив офицеров и формирований Русской императорской Армии начала ХХ-го века, общественный проект по сбору и систематизации информации обо всех офицерах, от прапорщиков до генералов, состоявших на воинской службе Российской Империи в период 1900—1917 гг.
В тексте нет иллюстраций, только сканы некоторых цитат, нескольких писем и фотоколлажи, предваряющие каждую кинобиографию (кроме последних трёх4). Книга «Генералы голливудских карьеров» составлена так, что при желании вы легко почитаете и посмотрите гораздо больше, если пройдёте по ссылкам в подглавках ПОЛЕЗНЫЕ ЛИНКИ или внутри текстов каждой главы. Открыв ссылки, найдёте много соответствующего иллюстративного материала, в том числе и уникального.
Каждая единица контента, статистически приведённая в книге, указывается с названием на языке оригинала с обязательным переводом на русский, содержит краткие выходные данные и секцию с «русским следом» (русским участием в проекте).
Во избежание навязчивых повторов такая справка приводится по тексту книги, когда единица контента встречается в первый раз. А затем, как правило, применяются отсылки к тексту ранее.
Из оглавления книги видно, что кинобиографии расположены в алфавитном порядке в трёх условных разделах: «про Голливуд», «про Европу» и «недостаточно фактов».
В свою очередь, каждая глава кинобиографии той или иной персоны структурирована по подглавкам, имеющим системные и/или логические названия, – для удобства чтения и поиска конкретной информации.
Важная ремарка. В названии глав использованы высшие воинские звания, которые использовали соответствующие герои книги в своей кинематографической, театральной, концертной и общественной деятельности за рубежом. Далеко не все эти звания подтверждены документально.
Окажите помощь проекту Ру КиноСтарз денежным взносом и в последующих редакциях книги-справочника «Генералы голливудских карьеров» появится много нового и уточняющего, а ваша помощь будет обязательно отмечена, если вы не против публичности.
Благодаря вашей помощи проект останется независимым, непредвзятым, раздел «недостаточно фактов» будет сокращаться или (помечтаем) совсем исчезнет, а кинобиографий с персонами, имеющими прошлое русских офицеров или военных дипломатов, – после кропотливой работы с выкупленными архивами – добавится.
Целевой донат проекту Ru KinoStarz®:
Юмани | Payeer
Дотируемые суммы накапливаются и направляются на выкуп архивных и стоковых материалов. Целевое использование вашей материальной помощи проекту RU KinoStarz® гарантируется.
Олег Лубски,
составитель
Книга-справочник «Генералы голливудских карьеров» – для широкого круга читателей. В разделах и главах найдётся всё быстро, а книга читается легко.
Настоящая книга – сводный обзор зарубежных представителей киноотрасли русского происхождения, кто до кинокарьеры получил военное или военно-дипломатическое образование в Российской империи.
Они – прапорщики, ротмистры, офицеры различных званий, генералы и адмиралы, когда-то присягнувшие русской армии, авиации и флоту, – в числе покорителей Голливуда и западноевропейского кино.
Вы можете поддаться массовой истерии и продолжить называть их также – киностатистами. Но они в реальной жизни и в кинокарьере – герои, у каждого из них свои секреты и «ходы», ключи к достижению главных целей.
Если хотите получить «Оскар», тем более прочтите эту книгу. Вы многому научитесь не у автора, а у них. У них есть чему поучиться: тому, что в наше время утеряно по разным причинам.
В этом смысле история как раз учит…
Олег Лубски,
издатель,
Издательский дом
«Не читать!»
В игровом военном кино – неважно, в какой стране и на какой киностудии фильм создан и выпущен, – всегда была, есть и будет некая условная граница между правдой и художественным вымыслом.
В контексте данной книги, когда мы рассуждаем о военно-историческом кино, и над создателями таких фильмов за нарушение грифа секретности или срока давности уже не довлеет неизбежная «секир-башка», оставим за скобками такие юридические и биографические понятия как военные секреты, государственные тайны, личные дела, послужные и наградные списки, закрытые данные, порядок раскрытия информации и т. д. и т. п.
Если так, то в военно-историческом кино на переднем плане перед творцами и технарями в задаче «какой фильм создавать», а финансистами – «какой фильм финансировать» – маячит простейший триггер выбора – показать как действительно было или навести блеск и красоту.
Отвечая на вопрос автора и составителя настоящей книги «Занимались ли Вы, Ваши реквизиторы, костюмеры, декораторы и художники-постановщики „приукрашиванием“ действительности: чтобы погоны и эполеты выглядели красивее, предъявляемые в кадре бумаги и паспорта – убедительнее и т. д.?», очень искренне и убедительно высказался российский режиссёр и продюсер Игорь Черницкий, которого можно заслуженно назвать экспертом в военном кино (см. главу ХОРУНЖИЙ СЕРГЕЙ ЖАРОВ).
Какими любопытными суждениями на сей счёт он поделился специально для этой авторской книги – в следующей главе.
Я, в принципе, предъявляю очень серьёзные требования к историческим фильмам, и к военно-историческим в особенности.
Вот мне, например, нравится французское историческое кино. Там есть даже поношенные костюмы. Видно, что их хорошо фактурили. Там кареты, забрызганные настоящей дорожной грязью.
Мне меньше нравятся исторические картины наши, причём современные, где показывается то же время, с каретами, с погонями. И когда чуть ли не в бальном костюме таком парадном скачет за каретой, золочёной, всем таким эдаким украшенный герой, и оттуда выходит дама в бальном платье – для меня это просто выглядит глупостью. Это такое опереточное украшательство.
По какому пути идти – это зависит от того, какую задачу ставит перед собой режиссёр-постановщик. Если ему хочется развлечь публику, здесь я называю именно публикой, а не зрителя, такой вот опереткой, то он выполнил свою задачу.
Но если он, режиссёр, хочет погрузить зрителя в атмосферу того времени, если он хочет рассказать действительно историю, тем более военную историю, то это совсем другая задача.
И я бы посоветовал киногруппам, которые завтра, а может, послезавтра возьмутся за исторически достоверную экранизацию событий прошлых военных лет, не бояться предъявления претензий со стороны всевозможных псевдокритиков. Просто показывайте зрителям свои киноистории фактурно правдиво, приобщайте зрителя к тому, как это выглядело на самом деле.
Как делали мы? Мы не перешивали мундиры наших офицеров из-за претензии «почему они мятые такие под перетянутой портупеей?» Ведь дело в том, что шились-то царских времён мундиры из натуральной ткани. И мы специально, сознательно шили костюмы своих военных персонажей для фильмов «Юнкера» и «Подпоручик Ромашов» из натуральных тканей, именно и только из натуральных. Хотя дешевле было бы, наверное, из синтетики. И я отвечал критикам: «А вы посмотрите старинные фотографии… Стоит городовой, у него перетянут портупеей его мундир, и он уже мятый. Конечно, мятый, потому что ткани натуральные».
Или сцены с полевыми учениями юнкеров. Они в полевых фуражках, в гимнастёрках, но никак не в парадных мундирах и со штыками на винтовках. Поэтому нам трижды пришлось форму шить для наших юнкеров и кадетов. Мы консультировались с военными консультантами и делали всё на заказ. Если, допустим, наши персонажи-юнкера встречают российского императора – они обязательно в парадных киверах, к которым пришлось вязать и косички. Эти все кисточки недёшево обошлись, легче было бы из пластмассы напечатать… Но я отметал сомнения, спрашивая у самого себя: «А как же они будут под ветром на тройках мчаться на бал? У них это всё должно ветром колыхаться, развеваться!»
А украшательство ради того, чтобы сделать некую оперетку из военно-исторической картины… Повторюсь, у режиссёра такая задача может стоять. Но зачем? Чем её можно оправдать? Целью привлечь красотой воинской профессии? Но если он, твой персонаж, – в бою, где льётся кровь… Как можно такое украшать, и что?
Я убеждён: украсить может поступок, подвиг этого твоего персонажа. Но никак не его парадный мундир. Это выглядит глупостью, неправдой. А неправда всегда отторгает и от веры вообще, и в прилагаемые обстоятельства, и в совершение того же подвига.
Поэтому мы всегда искали аутентичные артефакты: посуду, оружие, мундиры, погоны, даже газеты и правила разметки плаца.
Вот расчерченный белоснежной краской плац перед суворовским училищем. Красиво выглядит, но я настоял, чтобы это всё компьютерной графикой убиралось, потому что не чертили так в то время.
Мы, например, нашли экземпляр старинной газеты «Новое время»5. И наш полковник Шульгович, которого играет Богдан Ступка, эту газету читает. Мы и журнал, в котором публикует свой рассказ главный герой Алёша Александров, тоже нашли. Обложка этого старинного журнала и его страницы – в кадрах фильма.
Интерьеры мы снимали во дворцах и музеях, где всё очень точно восстановлено: во дворце Державина, в Павловском дворце, в Гатчинском дворце, в квартире-музее Анны Ахматовой, и не только в парадных залах, но и в подвалах. Это всё предполагает достоверность происходящего.
То есть историческая достоверность, мне кажется, абсолютно важна в правдивом военно-историческом кино. И вот когда представляется материальная возможность подтвердить это каким-то реквизитом, декорациями, костюмами, амуницией, то надо этим постараться умело воспользоваться.
Как у нас было – тот ещё квест. Я про канделябры в составе музейной мебели дворца Державина… На них лампочки стояли, в соответствии с требованиями музейной пожарной безопасности. Но как я могу снимать с лампочками, на них пламя должно колыхаться, я не могу снимать с лампочками! И я уговорил дирекцию музея поставить свечи, клятвенно пообещав, что свечи не будут плавиться, стекать и портить сусальное золото канделябров, а будут сгорать целиком. Справились. Нашли в одном храме православном мои ассистенты такие свечи. И у нас в фильме «Юнкера» реальное пламя в этих огромных, выше человеческого роста, канделябрах.
Надо искать достоверность во всём, очень серьёзно относиться, в частности, к мундирам и амуниции. Всё должно появляться в кадре не из пошивочного цеха, и не из-под штамповочного станка, а из жизни, поношенное и «бэу»; где-то помятое, где-то с каким-то пятном, а там с царапиной и сколом. Я всегда старался за этим следить, и моя замечательная группа, наши художники по костюмам, художники-постановщики и реквизиторы всегда на эту историческую правдивость были настроены решительно.
История украшается величием событий, но никак, скажем так, не новогодней мишурой.
Привлекательными в кино могут быть поступки, поведение главных героев, их любовь к Отчизне и близким, ради которых они готовы совершить подвиг и даже отдать жизнь. Как в фильме «Офицеры» Владимира Рогового6, одном из моих любимых и знаковых отечественных военно-исторических фильмов. Абсолютная достоверность эпох Гражданской и Отечественной войн в этом фильме украшается драматургией, в нём есть созидательная любовь, она во всём. Ну и конечно «Война и мир» Сергея Бондарчука7 – классика и высший пилотаж. Такая достоверность и такая правда! Какое украшательство в Бородинском сражении? Обмазанные сажей, сгоревшим порохом герои – это бой в фильме, а ты, зритель, словно участвуешь в этом сражении. И на офицерском балу. Ты, зритель, сидишь перед экраном и будто кружишься в вальсе вместе с персонажами. Вот что такое истинная историческая достоверность.
Словом, будьте настойчивы, как бы трудно ни было воссоздать ту эпоху и то время, и тогда у вас получится классное военно-историческое кино.
Игорь Черницкий,
режиссёр, сценарист, актёр и продюсер
российского кино и ТВ,
создатель нескольких
военно-исторических фильмов и сериалов
P.S.
Да, мы сдвигали время действия в «Юнкерах» и «Поручике Ромашове» ближе к водораздельному 1917-му году, для более сильной драмы. И переносили действие фильма из московского Александровского в Павловское училище в Петербурге, но лишь потому, что в Москве уже в нашем подготовительном периоде практически невозможно было найти исторически сохранившиеся улицы и нетронутые здания.