Глава 2. Предложение, от которого нельзя отказаться. Узнаём секрет бессмертия мафии

В бизнесе самые важные решения связаны не с тем, ЧТО делать, а с тем, КТО это делает.

Джим Коллинз, бизнес-консультант

Ничего криминального – просто бизнес

Все успешные компании можно разделить на две группы: «банды» и «мафии». Сходств между ними много, но есть и принципиальная разница.

«Банды» обычно быстрее захватывают рынок, они мобильны и дерзки, но уязвимы. Во главе «банды» всегда стоит харизматичный вожак, главарь. На нем все держится. Когда он уходит – компания разваливается. Взаимодействие в «бандах» строится по принципу «я начальник – ты дурак»: вожаки-главари раздают приказания и требуют беспрекословного исполнения. Грубо говоря, сотрудники играют роль исполнителей и не развивают свои сильные стороны.

Иначе дело обстоит у компаний-«мафий». Они строятся на ценностях, тщательно отбирают людей в команду. Долго запрягают, серьезно готовятся к штурму рынка, но работают на перспективу и всегда имеют большую цель. И главное: когда «дон», глава «семьи», уходит из бизнеса, его место всегда занимает воспитанный на ценностях компании преемник. Так «мафия» продолжает расти и развиваться.

Мне ближе второй подход. Он гораздо эффективнее и надежнее. Не просто так родилась поговорка «мафия бессмертна». А значит, поучимся у мафии! Но не спешите в страхе закрывать книгу: мы останемся в строгих рамках закона. Ничего криминального – просто бизнес!

Для начала – немного истории. Мафия возникла для организации самообороны населения на итальянском острове Сицилия. Местные правители много лет подавляли страну, при этом главным орудием гнета служила полиция. Люди отчаялись, перестали искать справедливости у правительства и начали формировать собственные военизированные семейные кланы для защиты от внешних врагов и для правосудия внутри собственных сообществ.

Однако позднее цели мафии изменились. Веками усвоенные силовые методы стали служить корыстным интересам. С годами она установила контроль над преступным бизнесом: контрабандой, наркотрафиком, проституцией. Стала взаимодействовать, а не бороться с политиками и политиканами. Но все же начинали мафиозо с дел благородных – защищали слабых от произвола сильных.

В любой мафии есть жестко очерченная структура. Типичная выглядит так. Во главе «семьи» стоит дон. Он получает сведения о любом деле, совершаемом мафиозо. Разрешает конфликты внутри «семьи». Следом в мафиозной иерархии идет младший босс – заместитель и подручный дона, второй человек в «семье». Ниже – консильери: советник, человек, которому дон может доверять и к советам которого прислушивается. Дальше в дело вступают «силовики»: капитаны (главы боевых групп) и солдаты (младшие члены «семьи»).

Заметьте: никаких раздутых штатов и лишних сотрудников.

Мафия живет и действует по омерте – собственному кодексу чести. Мафиози клянутся не сотрудничать с властями, не разговаривать с полицейскими, без жалоб отбывать свои тюремные сроки. И это лишь малая часть кодекса. Записан там и запрет употреблять и продавать наркотики, но в действительности это правило часто нарушается.

Фактически омерту можно назвать полноценными корпоративными правилами компании.

Однако интересует нас в первую очередь другое. Попасть в мафию – задача не из легких: новичка должны рекомендовать как минимум трое членов «семьи», ему предстоит доказать верность компании… извините, мафии, выполнив ряд деликатных, как правило незаконных, поручений.

Зафиксируем урок для бизнеса: отбор и набор правильных людей в команду – краеугольный камень будущего успеха компании. Важнейшая задача ГЕНдиректора. Кадры по-прежнему решают все.

В бизнесе всегда есть место подвигу. И подвигантам

«Нас всех скоро заменят роботы. Людям работы не останется!» – примерно так звучала одна из главных пугалок начала XXI века. Не сбылось: работа есть, а вот умных мозгов и умелых рук категорически не хватает. Знаю компании, которые росли бы в разы быстрее, но элементарно некому трудиться. Не могут набрать смену квалифицированных рабочих. Платят белую зарплату выше рынка, а найти не могут!

И это не только наша – российская – проблема. Стон раздается по всему миру: в Париже, Лос-Анджелесе, Мюнхене, Берлине. Я выступал в Пекине, после мастер-класса подходят китайцы:

– Владимир, у вас в России хорошо. Качественное высшее образование люди получают. Вы можете найти достойных продавцов.

– А вы что, не можете, что ли? У вас полтора миллиарда человек!

– Людей много, да, а хороших продавцов нет…

Вот уж не думал, что в Китае будет проблема с кадрами. Так что беда эта общемировая – все страдают. Но Россия – особенно. К началу 2011 года в нашей стране было 88 миллионов работоспособных граждан. А через десять лет, в январе 2021-го, уже 82 миллиона. Работали из них только 76 миллионов.

И будет еще хуже.

Но уже сегодня каждый второй ГЕНдиректор-собственник ищет толковых: «Владимир, у вас есть на примете толковая девочка-маркетолог? А продавец? Кого ни возьму, все бестолковые…» Каждый третий ищет топ-менеджеров, включая директоров. Но это все белые воротнички. А синие – сантехники, слесари, токари, газоэлектросварщики, кладовщики… Нужны рабочие руки – много и срочно!

Спрос – огромен. Значит, включается закон экономики: предложение становится дороже – поднимаются заработные платы. Отдача от работы не увеличивается, а запросы кандидатов и штатных сотрудников растут, как бамбук. Людей можно понять: жизнь дорожает. Но и ГЕНдиректоров-собственников тоже понять нужно: платить человеку больше за то, что он с трудом приносит свою физическую оболочку к 09:00 в офис, а в 18:00 с работы вылетает, будто им из пушки выстрелили? За это каждый месяц выдавать оклад?!

Проблема! Как ее решить, мы рассмотрим в этой книге. А пока определим две суперцели руководителя. Я по привычке все упрощаю, потому цели выглядят максимально доходчиво.

1. Заполнить ключевые должности подвигантами.

2. Сделать каждое рабочее место в компании центром прибыли.


«Подвигант» – одно из моих любимых слов. Это сотрудник, совершающий подвиги в компании. Но не как барон Мюнхгаузен, запрягающий волка и путешествующий на пушечном ядре, а взаправду: перевыполняя планы, предлагая и реализуя смелые идеи. Суперцель руководителя – чтобы на ключевых должностях трудились подвиганты. В моей практике ключевыми подвигантами всегда были продавцы – на пике работали до девяноста человек. Поэтому, если я видел в любом подразделении компании мальчика или девочку с хорошими мозгами и трудовым рвением, сразу старался перевести во фронт-офис. Расширял пространство для подвига.

Вторая суперцель – каждое рабочее место должно быть центром прибыли. Чтобы все работали на кассу, на расчетный счет! Если они пополняются, компания развивается, а команда получает бонусы, бесплатные чай-кофе и печенье в шоколаде.

Мое убеждение – нужно завязывать командный бонус как минимум на общую чистую прибыль. Чтобы за этот показатель отвечали все сотрудники. Выполнила компания план за год – пожалуйста, получи бонус. Не выполнила – с чего платить? Работать нужно на результат, на центр прибыли.

До правильной материальной мотивации мы вскоре дойдем – это одна из ключевых глав книги. Но прежде чем платить сотрудникам, их нужно грамотно и эффективно набрать.

Великолепная семерка: отбираем приоритетные категории кандидатов

Я всегда просил HR-специалистов, чтобы на одну вакансию находили минимум трех-четырех подходящих кандидатов: пусть будет выбор. Нередко случалось, что соискатели были практически равны по основным качествам и показателям. Тогда я смотрел, что за человек передо мной, каковы его жизненные обстоятельства.

Со временем я определил семь приоритетных категорий – людей, которым отдаю предпочтение, кого возьму при прочих равных.

1. Спортсмен.

2. Иногородний.

3. С ипотекой или большим кредитом.

4. В возрасте «пятьдесят плюс».

5. Мать-одиночка.

6. С военным опытом.

7. Родитель-герой.


Давайте кратко пройдемся по категориям.

1. Спортсмен. На собеседованиях я всегда спрашивал, занимался ли человек спортом. Приходили перворазрядники, кандидаты и мастера спорта. Почти всегда, когда мы их брали, они показывали хороший результат в работе! В конце концов я взял на заметку: спортсмен – значит работать будет качественно.

Объясняется это просто. Спортсмены тренируют мышцу силы воли. Пробежал пятнадцать кругов по стадиону – все, нет сил, сейчас упаду… А нужно сжать зубы – и еще кружок. Выжал максимальный вес в трех подходах – давай-ка еще один.

Постоянное преодоление себя. То же самое происходит и в бизнесе: здесь нужно постоянно себя преодолевать. Да, в жизни всегда есть сопротивление. Но рождается оно где? Под прической, в голове. Тут и поможет сила воли.

Так что берите спортсменов – полезные ребята.

2. Иногородний. Приходит к нам устраиваться молодой москвич. Чувствует себя очень неплохо: живет с родителями, те кормят, поят, одевают. На день рождения обещают машину купить. Какая у него мотивация? Работать будет за деньги, как остальные, но потратит на девочек, бары, дискотеки и иные развлечения. А если что-то не понравится – уйдет. Будет искать новое место, чтобы не особо напрягаться.

Другая история: приехал в Москву иногородний парень. Ему нужно за съемное жилье заплатить – раз. Поесть – два. Одеться-обуться – три. Еще и домой денег отправить: родителям и младшим братьям-сестрам помочь.

У кого из этих двух кандидатов мотивация сильнее? Кто лучше работать будет? Вопрос риторический, можно не отвечать.

3. Наличие ипотеки или большого кредита. Это замечательный человек! Помню, сотрудник приходил ко мне советоваться.

– Жена говорит: бери ипотеку! А я думаю, брать или нет.

– Бери! Жена права.

– Но это же кабала на пятнадцать-двадцать лет…

– Будешь хорошо работать – отдашь досрочно. А работы много, и будет еще больше, мы ведь развиваемся. По-любому это лучше, чем копить и жить на съемной квартире. Тот же самый ежемесячный платеж будешь отдавать за аренду, а все, что накопишь, съест инфляция.

Я знал всех ипотечников в компании. Мы часто и сами давали им ссуды на покупку жилья, машины, на операции. И когда кто-то размышлял, покупать что-нибудь действительно нужное в кредит или воздержаться, я всегда советовал: не сомневайся. Потому что знал: взял человек ссуду – у него сразу мышление меняется. Даже у самых безответственных откуда ни возьмись появляется ответственность, а если кто не расположен к трудовым подвигам – теперь не мы будем его мотивировать, а собственная супруга.

В общем, ипотечники – золотые люди для компании.

4. В возрасте «пятьдесят плюс». Не нужно недооценивать взрослых и опытных! Да, я тоже много раз слышал, что работодатели предпочитают молодых, но решительно не понимаю почему. Тот редкий случай, когда я двумя руками заодно с нашим президентом и всегда готов брать к себе людей предпенсионного и даже пенсионного возраста. Еще ни разу об этом не пришлось пожалеть.

Впервые замечательные качества сотрудников «пятьдесят плюс» я во всей красе увидел, когда руководил компанией «Наша Русь». Мы были официальным дилером Горьковского автомобильного завода – ГАЗа.

Время было лихое, да. В России тогда фактически осталось всего два действующих автомобильных завода: ГАЗ и АвтоВАЗ. На АвтоВАЗе творился форменный беспредел. Чтобы купить машину, ты должен был доплатить в долларах за каждый параметр: модель, цвет, резина… Пока не заплатишь, машина с конвейера не сойдет. Не хочешь платить? Заставят! Руководство завода тогда срослось с криминалитетом: существовало четыре бригады, четко делившие все машины на конвейере. Жутко вспоминать! А на ГАЗе такого ужаса не было, можно было цивилизованно работать.

Часть автомобилей нам доставляли на железнодорожных платформах, но большинство машин приходилось гнать в Москву, что называется, своим ходом. Мы нашли одного водителя, затем второго, третьего. Все оказались пенсионерами. Но пенсия была ничтожной, поэтому бригада «стариков-разбойников», как я их называл, быстро росла – мы собрали около пятнадцати человек. Каждый при этом работал буквально за двоих.

Загрузка...