Считается, что еще в доисторические времена существовали сексуально-магические культы и практики, о которых, однако, не сохранилось достоверных сведений. Вполне вероятно, что эти культы были похожи на то, что мы наблюдаем сегодня в обществах с шаманистской культурой, локализованных на берегах Амазонки, в Папуа Новой Гвинее или в некоторых областях арктического региона и Внутренней Азии. Древние шаманские культы плодородия часто использовали фигуры и образы с ярко выраженной сексуальностью – вспомните, например, женские фигурки каменного века с большой грудью и широким тазом или сакральные изображения вагины и пениса. В Древнем Шумере сексуальные культы главным образом были связаны с почитанием богини Луны Иштар (Астарты), а у халдеев была широко распространена храмовая проституция, которая изначально имела исключительно сакральный и магический характер. В Древнем Египте кроме всего прочего существовал культ богини Исиды и поклонения фаллосу, в то же время в Индии и Тибете развивались тантрические учения и йога кундалини, а в Древнем Китае, прежде всего в придворных кругах, культивировалась внутренняя алхимия даосизма (называемая также «Тантрой Дао»). В Греции времен Платона поклонялись маскулинному Эросу, но известно, что в мистериях Деметры акцентировалось его женское начало. Некоторые ответвления эзотерической каббалы в иудаизме сформировали идеи магии и мистики секса, и были известны секты (например, субботники), практиковавшие подобные учения.
Гностики поздней эллинистической эпохи, которые в целом были близки к иудаизму и христианству, имели свои сексуальные секты и культы (офиты и симониане и все «барбело-» или «спермогностики»), практиковавшие магию секса в нашем современном ее понимании.
В мировых религиях, таких как христианство и ислам, также обнаруживаются некоторые сексуально-мистические и магические вкрапления – вспомним хотя бы о средневековом культе любви или об эзотерических культах суфизма. Независимо от них, а иногда и в связи с ними вплоть до позднего христианского Средневековья у приверженцев языческих религий бытовали сексуально-магические ритуалы и заклинания плодородия. Этот поздний или новый шаманизм был возрожден после Второй мировой войны благодаря появившемуся в Англии культу Викки, или викканских ведьм, который на высших ступенях посвящения («Большой ритуал») включает элементы магии и мистики секса.
Скандально известному Ордену тамплиеров при его разгроме вменялись в вину его сексуально-магические практики, но наряду с ним в средневековом христианстве существовало множество других сект и направлений, таких как «Братья свободного духа» (бегарды, амальриканцы), которым также хорошо были знакомы идеи подобного рода. В целом можно утверждать, что в христианстве магия и мистика секса были в значительной степени сублимированы, то есть «сглажены», что наблюдалось и в уже упомянутом культе возвышенной любви, и в позднем пиетизме, и даже в алхимии. Интересные параллели этой эволюции можно найти в Индии, Тибете, Китае и в хасидском иудаизме.
Неудивительно, что праэнергия сексуальности издавна вызывала интерес человечества. Ее боялись и ей поклонялись, молились и проклинали, подавляли и возводили в культ – тайно и открыто, радикально и осторожно. В сущности, ее сегодняшнее использование мало чем отличается от практик тысячелетней давности. Несмотря на все исследования сексуальности, она остается для нас загадкой – притягательной и одновременно отпугивающей.
При этом все же нельзя утверждать, что существует некая последовательная традиция магии секса. Хотя определенные предпосылки для нее имеются, исторически объективных доказательств тому нет. Значительная часть знаний в этой области подверглась забвению, с тем, чтобы позже быть заново открытой, и это повторялось снова и снова. Только с конца XIX века в Европе возникает непрерывная традиция магии секса, которая наложила отпечаток на современную сексуальную магию. Именно эта традиция и станет предметом нашего исследования.
Если не принимать во внимание отдельные группы, формировавшиеся вокруг еще тогда относительно неизвестных личностей типа Эдварда Селлона в Англии и Паскаля Беверли Рандольфа в Америке, современная магия секса берет свое начало со времени основания Теодором Рейсом Ордена восточных тамплиеров (Orden Templi Orients = О.Т.О.), около 1904 года. Как уже говорилось, у него был целый ряд предшественников – еще в 1870 году Харгрейв Дженнингс попытался в своем сочинении The Rosicrucians, Their Rites and Mysteris интерпретировать символику розенкрейцеров и масонов. От Ордена восточных тамплиеров нам остались письменные свидетельства того, что они открыто признавали магию секса и практиковали ее на высших ступенях (от VIII° до X° ступеней). Менее известно, что Рудольф Штейнер, основатель антропософии, перед Первой мировой войной в течение девяти лет возглавлял немецкую секцию О.Т.О., хотя и говорили, что он уже на довольно раннем этапе избегал сексуально-магических практик Ордена. Следующий факт замалчивается антропософами, но мне из достоверных источников известно, что после своей смерти Штейнер возлежал в гробу в полном облачении Rex Summus[1] X° О.Т.О., что подтверждается фотографиями с похорон. Это очень важный момент, поскольку недооцененная роль О.Т.О. представлена здесь в объективном свете. Современная магия секса очень многим обязана этому Ордену, и не в последнюю очередь его последующему главе Алистеру Кроули (1875–1947). Этот оклеветанный и самый непонятый маг всех времен был тем, кто дал современной магии секса решающие импульсы, которые заключались определенно не только в одном его нововведении – дополнительной ступени О.Т.О. (XI°), которая посвящалась в основном гомоэротическим практикам. Что бы мы ни говорили о магистре Терионе, его огромный вклад в современную прагматически ориентированную магию секса неоспорим.
Невероятно, что Кроули, каким бы любителем скандалов и сомнительной славы он ни был, никогда при жизни не предавал огласке внутренние тайны своего Ордена. Но опубликованные после его смерти дневниковые записи и расшифровка его многочисленных трудов дали толчок исследованиям, продолженным такими авторами как Кеннет Грант, Френсис Кинг, Луи Каллинг, Израэль Регарди, Мишель Бертье и Пит Кэрролл. Даже известное только некоторым посвященным произведение «Запретная книга знаний» американца Чарльза Фэйрфекса Томпсона создана на основе сочинений Кроули, и по сей день существует большое количество подобных авторов, прежде всего в англоговорящих странах, и имя им легион. Многие из них более или менее искусно копируют мэтра, который и впредь нередко будет упоминаться в этой книге и которого никто не смог превзойти.
Менее известен в этой области англичанин Остин Осман Спейр (1886–1956), который также внес немалый вклад в магию секса, разработав магию сигилов и концепцию «атавистической ностальгии», к которым мы обратимся несколько позже. Спейр некоторое время входил в состав Ордена А. А. Кроули, позже объединившегося с Орденом О.Т.О. под эгидой магистра Териона, но вскоре снова вернулся на свой собственный путь. Его влияние особенно хорошо прослеживается в современной магии хаоса. Орден I.O.T. (Illuminates of Thanateros) возродил к жизни культ Зос-Киа и «обновил» его современными идеями (квантовая физика, экзистенциализм, структурализм).
В связи с этим нельзя не вспомнить о Братстве Сатурна (F.S.), которое откололось от немецкого пансофистского движения, возглавляемого Грегором А. Грегориусом (Евгений Гроше), и хранило знание о теоретических основах магии секса. Упоминание об этом Ордене также будет не раз встречаться нам в соответствующем контексте. Грегориус поддерживал дружеские отношения с Алистером Кроули вплоть до самой его смерти. Можно с уверенностью утверждать, что Братство Сатурна на протяжении долгих лет хранило сексуально-магическое знание О.Т.О., даже когда этот Орден после смерти Кроули раскололся на множество разных групп. Такая же судьба чуть было не постигла и Братство Сатурна, но он сплотился в начале 80-х годов XX века. Как бы то ни было, «особые издания» этого Ордена и некоторые издания его закрытого труда «Saturn Gnosis» дают представление о старинной практике магии секса.
Мы оставим в стороне деятельность небольших и совсем уж крошечных групп, от союза адонистов Ра-Омира Квинчера до парижского салона Рэндольфа, собиравшегося вокруг Марии де Нагловски, которые также практиковали магию секса. Этот обзор послужит историческим экскурсом для интересующегося читателя. Те, кому любопытна эта тема, могут обратиться к обширному списку литературы в приложении. Лучше всего исторические взаимосвязи сексуально-магических объединений до начала Второй мировой войны раскрываются в работах Эволы, Гембергера и Фрикса.
Там, где эти первопроходцы принесли неоспоримую пользу, мы должным образом будем упоминать их имена. Но, как уже подчеркивалось, не следует питать иллюзий о существовании некой истории магии секса, впрочем, как и истории сексуальности.
В остальном такие скрупулезные исследования необходимы только историкам и теоретикам, для практиков они имеют лишь второстепенное значение. Тем более что чтение сочинений пионеров и других ранних поборников этого направления часто весьма разочаровывает. Лишь изредка эти авторы называют вещи своими именами, а чаще всего читателю приходится распутывать лабиринты намеков, иносказаний, завуалированных смыслов и моральных наставлений, чтобы добраться наконец до начала практики. И результат при этом часто оказывается до обидного поверхностным и нередко сбивает с толку. Именно этот недостаток мы хотели бы восполнить своей работой.
С другой стороны, углубление в историю помогает нам точнее и острее понять собственную ступень развития. Маги, занимающиеся сексуальной магией, тоже являются детьми своей эпохи, воспитанными ею, зависимыми от нее и одновременно пользующимися ее благами. Было бы несправедливо это замалчивать. Мало того – это было бы в высшей степени неблагоразумно, ведь зачастую именно благодаря этому пониманию мы обретаем магические силы.
Кто сознает сильные и слабые места своей эпохи, знает ее и свои истоки, тот намного эффективнее сможет использовать эти силы, чем человек, лишенный корней и исторического сознания, обреченный тратить большую часть своей энергии на постоянное самоопределение.
Говоря метафорически, он снова и снова безуспешно строит свой дом на песке, бесчисленное количество раз повторяя старые ошибки. Кроме того, такое знание играет значительную роль в пережиточных формах магии секса. Поэтому всем магам, которые собираются заниматься сексуально-магической практикой, следует прежде разобраться с историей идейного и культурного наследия магии секса. Ведь вчерашний день определяет сегодняшний, и тот, кто понимает, что происходило вчера и происходит сегодня, сможет собственными силами создать будущее и придать ему определенные черты. Мистика признает только Вечное Настоящее, которое, тем не менее, не лишено истоков, и не отрекается недальновидно от прошлого – так же как и от будущего, ведь оно «просто» является настоящим завтрашнего дня. Только усвоив такое отношение можно заполнить настоящее настолько, что оно охватит и вберет в себя и прошлое и будущее, и, в итоге, преодолев все пределы, перестанет их разграничивать. Оргазм находится вне времени. Так как он имеет свою историю и свои последствия, он бесконечен, но вместе с тем обусловлен временными рамками.
Все это, конечно же, не означает, что магией секса можно заниматься только после длительного интенсивного изучения истории. В конечном итоге, в счет идет только личная практика, а к ней относится как прошлое, так и будущее. Кто считает, что у истории ничему нельзя и не следует учиться, тот может со спокойной душой отказаться от ее изучения. Но вполне вероятно, что вместе с тем от него ускользнет не одно ценное замечание, которое как раз касается практики его настоящего, и многое придется открывать и изобретать заново, прилагая огромное количество усилий. С другой стороны, не имеет смысла вцепляться в историю, не перекидывая от нее мост в день сегодняшний – это уже другая крайность. Магия секса имеет место только сегодня, здесь и сейчас, в форме физической и духовной практики.
Между двумя этими противопоставленными друг другу взглядами лежит золотая середина между обучением и планированием, принимаемым и создаваемым, а следовательно, божественным или демиургическим в магии секса. Этой тропой мы и будем следовать в нашей книге.
Из всех сакральных наук магия секса на протяжении столетий считалась одной из самых опасных. Сейчас нам известно, что эта оценка отражала неприятие всего телесного и мирского доминирующей в те времена христианской конфессией. Но проблема не ограничивается только этим: нельзя не признать, что магия секса действительно содержит сложные и очень опасные аспекты. Часто их же мы обнаруживаем (и это типично для любого вида магии) совершенно в других областях, чем предполагалось изначально. Попробуем описать это с помощью сравнения, к которому мы после будем неоднократно обращаться: магия секса (как и вся магия) не опаснее, чем вождение автомобиля. Она требует теоретической подготовки и практики и имеет свои правила и законы. Тому, кто хочет заниматься ею, необходимо находиться в соответствующем состоянии и быть очень внимательным. Определенно, не следует умалять опасностей магии секса, но также не следует их преувеличивать, ведь это не принесет пользы никому – тем более самому магу. В остальном известен факт, прискорбный, но неоспоримый, что люди, усердней всех предостерегающие нас от опасностей магии секса, сами, как правило, очень скованы в сексуальном плане и не обладают ни малейшим практическим опытом в подобной магии.
Когда человек приходит в школу вождения, чтобы обучиться езде на автомобиле, не принято для начала запугивать его описаниями аварий и опасностей движения транспорта. Разумное обучение автомобильному вождению коснется опасностей и рисков, но только на практических занятиях. Не нужно заранее разуверять ученика в собственных силах. Мы тоже не хотим забегать далеко вперед с перечислением опасностей магии секса – мы познакомимся с ними в ходе представленной и рекомендуемой здесь практики. Вместо этого мы хотели бы сначала рассмотреть предпосылки данной магии.
Практиковать магию секса могут как мужчины, так и женщины.
Мы постоянно будем обращаться к существующим различиям мужской и женской сексуальности везде, где это будет уместно. Во-первых, будет достаточно упомянуть о том, что мы не делаем оценочного различия полов и не имеем права это делать, так как это противоречило бы философии магии секса. Ведь магия секса предназначена в первую очередь не для мужчины или женщины, азиата или европейца, посвященного или непосвященного, а для человека вообще, без учета расовых, религиозных, социальных или половых отличий.
Тем не менее магия секса никогда не была массовым явлением и, вероятно, никогда таковым не станет. Не будем забывать, что сексуальность человека, которую мы еще будем подробно анализировать, эмоциональным потенциалом подобна ручной гранате! Никакая другая сила, никакой другой импульс не подчиняет нас себе в такой степени, как сексуальность – так всеобъемлюще, так иррационально и исключая все остальное. Ни один инстинкт не был таким сосредоточием древних страхов и сомнений.
Магия секса – это нечто большее, чем просто ритуальные действия – она ведет к пересечению таких границ, которые с одной стороны формируют нашу сексуальность, а с другой стороны возникают из-за нее самой. Таким образом, практикуя магию секса, мы затрагиваем по-настоящему неоднозначную тему.
Кто хочет практиковать магию секса, должен для начала обладать мужеством, чтобы в сексуальном отношении переступить грани привычного, взглянуть в глаза страхам, вызванным собственной сексуальностью, и преодолеть их, не вытесняя и не искореняя их.
Готовность к этому (на протяжении практики она постоянно будет подвергаться испытанию!) является непременным условием, иначе магия секса может превратиться в настоящую душевную муку. Как если бы начинающий автомобилист, отважившийся влиться в уличное движение на той же скорости, что и остальные машины, совершенно произвольно и непредсказуемо тормозил и давал газ, подвергая опасности не только себя, но и всех остальных. Не каждый должен иметь амбиции профессионального гонщика!
Магия секса не имеет ничего общего с большим спортом. Если у вас появляется чувство, что пора остановиться, и вы уже не справляетесь, то было бы вершиной глупости насильно форсировать свое обучение в этой области.
С другой стороны, плавать учатся, только прыгнув в воду, поэтому каждый сам должен отыскать баланс между своей силой и слабостью. Когда этот баланс будет найден, все пути к успеху будут вам открыты.
Кроме того, магия секса требует целеустремленности. Ею занимаются, по крайней мере, в первое время, не только ради нее самой. Ей должно предшествовать однозначное волеизъявление, если, конечно, вы не хотите поддерживать лишь эксцентричное знакомство с сексуальностью, никогда не касаясь при этом собственно настоящей магии. Но почему вам следует принять решение заниматься именно магией секса? Для этого существует множество разных причин. Среди них: заинтересованность в более богатой сексуальной жизни, усовершенствованной, благодаря магическим манипуляциям с энергией души и Вселенной, интерес к особенно эффективным магическим техникам, пытливость, потребность расширить собственные рамки, интерес к сознательному обращению со своими страхами и чувствами, желание усовершенствовать и отточить свою магическую подготовку, возможность получить удовольствие от магического обращения с сексуальностью, интуитивное осознание, что именно это ваш собственный путь.
Прежде чем приступить к практике магии секса, вам следует осознать, почему вы хотите это делать. Причины могут быть как психологические, так и технические. Заглянув внутрь себя, вы проясните собственное отношение к сексуальности и к магии. После этого вы сможете уверенно проработать те подпункты магии секса, которые больше всего соответствуют вашим целям.
Обратите внимание на то, что мы не хотим давать здесь каких-либо предписаний по поводу того, какие побуждающие мотивы «благородны и верны», а какие «неблагородны и ошибочны» для обращения с магией секса! Речь действительно идет о простом ее осознании. Однако есть мотивы, которые могут создавать сложности. Если вы будете искать в магии секса компенсацию или даже замену фрустрированной сексуальности, то, скорее всего, вы начнете испытывать затруднения. Магия секса не нуждается в маге, который, по ту сторону от добра и зла, уже полностью освободился от человеческих потребностей и побуждений, но она также не является возмещением неизжитой сексуальности. Мы надеемся, что по прочтению этой книги вы поймете, что магия секса это не то же самое что сексуальность – это очень важный момент, значение которого нельзя преувеличить!
Конечно, вам не следует отказываться от магии секса, если вы ищете в ней лишь только замещающее удовлетворение или возможность легитимно заняться наконец всем, на что иначе у вас не хватило бы смелости (например, групповой секс, обмен партнерами, гомосексуальность и т. д.). Даже побуждения такого рода могут оказаться достаточной движущей силой, которая в итоге приведет к настоящей магии секса. Но в этом случае вам прежде всего необходимо серьезно заняться подготовительной практикой, которой будут посвящены многие страницы этой книги. Если вы не сделаете этого, то вскоре вы обнаружите, что магия секса пополнила собрание ваших разочарований новым и, не исключено, особенно «безобразным» опытом, которого вы, если бы могли вернуться в прошлое, предпочли бы избежать! Хотя магия секса работает с энергией чувственного желания, она ни в коем случае не всегда доставляет удовольствие, а напротив, бывает утомительна. Всякий желающий подыграть своим сексуальным комплексом может быть безжалостно разочарован.
В отличие от восточной Тантры, в западной магии секса важна работа как с мужским, так и с женским оргазмом. Поэтому оргазм в западной практике является одним из обязательных условий для занятий этим искусством. Это касается физически-сексуального здоровья, то есть людей, физически способных испытывать оргазм. Тем, кто по психосоматическим причинам испытывает трудности с достижением оргазма, двери в магию секса еще закрыты. Однако для так называемых «высших» ступеней ему или ей, конечно же, нужно будет овладеть этой способностью. Некоторые рекомендации вы найдете в этой книге.
Практики, избегающие оргазма, такие как Тантра, тао-йога, карезза и тому подобные, безусловно занимают определенное место в магии секса в качестве вспомогательных дисциплин, но многие сексуально-магические операции неизбежно требуют достижения оргазма. Правда, здесь не имеется в виду только хорошо известный генитальный оргазм. «Оргазм всего тела», у мужчин проходящий как правило без эякуляции, не только полностью подходит для этого, но часто именно ему отдается предпочтение. К этому мы тоже вернемся в соответствующем разделе книги.
В заключение нужно упомянуть еще об одном требовании, которое касается всех магов: маг должен находиться в стабильном душевном («психическом») состоянии. Этот пункт, возможно, самый щекотливый из всех, и тому имеется несколько причин. Во-первых, понятие «стабильный» расплывчато, и дать ему точную формулировку не представляется возможным.
Кто в этой жизни в психическом плане с трудом держится на плаву и постоянно склонен испытывать один шизоидный приступ или психоз за другим, тому лучше держаться подальше от любой формы магии.
Вторая причина, почему понятие «стабильное психическое состояние» представляется довольно спорным, очевидно противоречит этому требованию: часто случается так, что именно душевное психическое напряжение становится тем, что вообще дает человеку силы заниматься магией. Грегориус наглядно выразил это в астрологической символике: обычно астрологи старой школы не любят рассматривать квадратуры, то есть прямоугольные конфигурации в гороскопе рождения, транзитах и директориях. Они считаются проблематичными, а часто даже катастрофическими, несмотря на то что современная астрология, ориентированная на глубинную психологию, поставила эту точку зрения под сомнение и значительно редуцировала. Грегориус логично утверждает, что маг в принципе никогда не перестанет желать все больше и больше квадратур! Ведь они, по его словам, являются «космическими углами падения», то есть позициями, которые способствуют восприимчивости к сверхиндивидуальному, трансперсональному, то есть к магическим силам.
На языке психологической магии это значит, что только внутренние и внешние напряжения открывают нам магические силы, живущие в нас самих и в мире, и делают их доступными для использования.
Другими словами, если бы магу постоянно не угрожало так называемое состояние «сумасшествия», у него не было бы тех сил, необходимых для его занятий. В этом магия в какой-то мере даже является одной из форм терапии душевно-психических расстройств. Часто она обозначается как «управляемый вид шизофрении», что в первую очередь относится к так называемой «теургической» магии и магии одержимости.
В связи с этим возникает вопрос, что же, собственно говоря, представляет собой магия. Тем, кто долго занимался изучением магической литературы, уже наверняка встречались многочисленные определения магии. Мы хотели бы ограничиться немного измененной знаменитой формулировкой Алистера Кроули: «Магия – это искусство и наука, которая с помощью измененных состояний сознания вызывает изменения, как на материальном, так и на духовном уровне».
«С помощью измененных состояний сознания» – этот принцип нам следует хорошо усвоить. Ведь, как утверждает магия хаоса, «Измененные состояния сознания – это ключ к магическим возможностям». Используемые в магии измененные состояния сознания мы назовем, опираясь также на магию хаоса, «гностическими трансами», или, проще, «гнозисом».
Гнозис является поздним эллинистическим термином, который означает «интуитивное, открытое знание». В этой книге он употребляется именно в таком современном контексте, подчеркивая тем самым интуитивную и субъективную сторону магического действа; кроме того, в «гностическом трансе» мы имеем дело с формой «гипер-просветления» или «сверх-знания», повышенной «прозрачности», которой трудно подобрать соответствующее выражение в языке. В целом это состояние является чем-то вроде смешения «прозрения» и «провидения».
Сексуальность в целом и оргазм в частности предлагают нам идеальный «естественный» гностический транс для магической работы. (Кроули называет это «эрото-коматозным просветлением», то есть просветлением, схожим с комой или обмороком, вызываемым эротическими практиками.) Благодаря этому мы можем отказаться от выполнения весьма объемных медитативных и мистических упражнений для достижения транса, изначально опираясь на самый естественный вид транса: оргазм или сексуальное возбуждение. Разумеется, под «трансом» здесь подразумевается не гипнотический транс, в котором человек теряет контроль над своими действиями и двигается по воле гипнотизера. Гностический транс лишь в некоторых внешних деталях имеет что-то общее с гипнотическим трансом, но свобода воли и свобода принятия решений остается за магом, даже если он и находится при этом в другой, часто довольно призрачной реальности.
Три кита традиционной западной магии – это воля, визуализация и гностический транс. Без транса воля и визуализация не значат ровно ничего!
Осознание этого зафиксировано в магической литературе довольно поздно – только в 70–80-х годах прошлого столетия, хотя догадки существовали уже у старинных мастеров (например, в Средневековье). Прежде считалось, что для магических практик вполне достаточно воли и визуализации. К сожалению, магия, которая по своей базовой структуре почти ничем не отличается от позитивного мышления и других психотерапевтических практик подобного рода, дает нам результаты чисто внешние либо вызывает утомление, поскольку требует усилий, намного превышающих необходимые. Благодаря довольно позднему знакомству с шаманизмом и развитию «вольного стиля шаманизма», который базируется на современной магии хаоса, мы осознали ключевую роль гностического транса в любой магии.
Воля и визуализация соответствуют целеустремленности и силе воображения. В западной традиции наиболее обширно и тщательно они описаны в трудах Франца Бардона.
Напомним еще раз, что отличие магии и мистики секса только в том, что если первая чаще всего ориентирована на конкретную цель и результат, вторая, как правило, отвергает любое материальное или психическое влияние, делая упор прежде всего на опыте и экстазе (что также является одной из форм гностического транса). В конце этой книги мы добавили один сексуально-магический ритуал, который сглаживает противоречия и служит дополнением. На деле разделение магии и мистики по достижении одной определенной ступени искусственно. Маг с мистиком когда-то снова приходят к одному и тому же, потому как оба уподобляются божеству и только поэтому воспринимают и осуществляют свое право на созидание, пусть даже это будет отказ созидать!