СНАЧАЛА ЗАЯВКИ ПОТОМ БИЗНЕС
Я видел столько бесполезных и откровенно бестолковых бизнес планов, которые заканчивались полным провалом и убытками лишь по одной причине – красивые цифры и показатели, хорошее исследование рынка, прекрасно сформированные бюджеты, но совершенно не проработанный маркетинг.
Сразу без слов и воды даю главную установку для всех: СНАЧАЛА УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ ДЛЯ СВОЕГО БУДУЩЕГО БИЗНЕСА ЗАЯВКИ, А ПОТОМ ПРИСТУПАЕМ К ЕГО ЗАПУСКУ
Пример: Решили открыть баню? Сначала сделайте рекламу о том, что баня уже открыта, посмотрите отклики, проверьте цену заявки, проверьте масштабируемость заявок и тогда идите на второй этап – строительства и открытия. Несопоставимые расходы, согласитесь: потестить рекламу на 20 000 рублей и понять, что баня в этом районе будет нужна или построить баню за 6 000 000 рублей и не получить гостей.
Создать бизнес означает совершить примерно 1000 различных действий. И как часто я вижу, что в первой сотне плана в лучшем случае присутствует две строчки о рекламе:
–Заказать сайт
–Заказать рекламу
Что-то это напоминает рулетку: повезет – не повезет.
Прежде чем открывать бизнес мало выбирать помещение (для офлайн), тестировать нишу, собирать команду. Нужно базово проводить MVP в поиске ответа на вопрос: смогу ли я обеспечить этот бизнес клиентами? Вот даже не вопрос рентабельности на первом месте, а именно ответ на конкретный и четкий вопрос: смогу ли я обеспечить этот бизнес клиентами?
Чем поможет MVP и почему проводить тестирование нужно обязательно? MVP или Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт» это создание прообраза будущего бизнеса или виртуальное создание бизнеса и его тестирование. В примере выше с баней я привел офлайн формат. Если мы говорим про онлайн, то пример может быть таким:
Вы хотите сделать сайт по продаже какого-то товара. Или намерены оказывать услуги. Сделайте простенький сайт, закажите рекламу, точно также протестируйте спрос.
Ваш любимый автор, то есть я, слил 4 000 000 долларов на онлайн проекте, вложившись в программирование, дизайн, офисы, формирование команды и не оставив ни свои деньги ни деньги инвесторов на продвижение. Да! Я просто решил нарушить закон MVP. Получилось забавно – есть крутой агрегатор, куча партнеров, красивые офисы, почти 100 человек персонала, но заявок на доставку еды практически нет. Не повторяйте моих ошибок!
Есть вопрос почему я так поступил если у меня в свое время был как раз успешный опыт в тестировании ниши. На тот момент моя организация «Торговый Дом Оборудования» предлагала огромный ассортимент оборудования различного назначения с поставкой под заказ с центрального склада (фактически это было чистой воды посредничество на комиссии). Все оборудование всех линеек рекламировалось с одинаковым бюджетом. Одни виды продавались хорошо, другие плохо, третьи не продавались вообще. В конечном итоге по результатам 6 месяцев было принято решение оставить только одно моечно-уборочное оборудование на которое были переведены все бюджеты и направлены усилия менеджеров, что выросло в крупную компанию с много миллионными оборотами.
Вопрос: почему спустя много лет имея на руках результаты успешного опыта я совершил такую большую ошибку? Ответ: глупость и самонадеянность.
Если разбирать мой личный кейс, можно сказать, что я остановился вовремя и моя остановка означает одно – начинать все с самого начала. Если бы я поддался эмоциям, звучащим как «я же столько вложил», то я, вероятно, залез бы в долги, кредиты и обязательства и дождался бы в итоге стадии «дохлой лошади». К сожалению, многие вместо изменения стратегии, в том числе, влекущей временное приостановление деятельности, пытаются заниматься реанимацией – набирают больше денег, нанимают новый антикризисный суперумный персонал, но в итоге это крайне редко приводит к результату – математическая погрешность работает на в пользу бизнеса.
Чем отличается онлайн и офлайн формат?
Исходя из двух кейсов выше – разницы нет и тестировать можно любую нишу, любой товар. И то и другое можно и нужно тестировать. Но что делать если заявок нет? Представьте, вы так хотите открыть магазин одежды, создали, указали пока еще фейковый адрес, люди заходят на сайт, но заявок нет. Звонков нет. В корзину товар не кладут.
Есть несколько вариантов
Если есть посещения, звонки, люди кладут товар в корзину – значит товар или услуга представляют интерес, но ваш сайт слаб и просто не дожимаете. Попробуйте получать контакты людей и дожимать звонками или в мессенджерах.
Вы уходите в анализ товара. Возможно, там где-то есть недоработка. Про банальные ошибки мы поговорим в соответствующей главе и в ней, например, мы будем проверять, а работает ли кнопка «положить в корзину» и другие, казалось бы, очевидные моменты на которых прокалываются многие.
Если нет посещений – проблемы с товаром или услугой нет – проблема пока именно с рекламой когда люди просто не доходят до вашего оффера – достаточно поработать с площадками и ценами.
То есть принцип простой: если зашли, но не положили в корзину вопрос в товаре или услуге, сайте. Если даже не зашли и не познакомились с вами – проблему следует искать глубже.
Да, кстати, сразу отвечу на вопрос о том, что, возможно, люди приезжают по фейковому адресу. Нет. Для этого мы указываем в офлайн бизнесе ограничение на работу офлайн точки, предлагаем крутые бонусы и подарки, а также грандиозные скидки – одним словом, делаем так чтобы человек не уходил, а мог купить онлайн.
Ранее, когда я был совладельцем сети по продаже детских автокресел мы понимали, что человек из одной части города не поедет с ребенком в другую часть города смотреть и примерять детское кресло поэтому мы предлагали услугу: привезем 3 кресла, выберете одно. Услуга позже стала безумно популярной.
Миф или реальность: Спрос можно протестировать за счет запросов
Знаю, что спрос иногда предлагается тестировать через Вордстат и другие сервисы, многие из которых дадут вам полную раскладку по конкурентам, включая их лендинги, запросы, покажут затраты. Но насколько это информативная сторона, если вы владеете информацией выше? Не информативно вообще. Поясню.
Если вы хотите продавать вполне себе базовые товары или оказывать стандартные услуги, то очевидно, что на них есть спрос. Например, вы хотите продавать стройматериалы или оказывать услуги по мойке окон. Зачем вам Вордстат и другие инструменты чтобы подтвердить очевидные вещи? Увидеть количество конкурентов? Так чем их больше, тем это точно означает, что нужно заходить на рынок. Одним словом – не информативно.
В каком случае это поможет? Если вы заходите в узкую нишу или работаете в ограниченном регионе (на ограниченной территории). Например, вы решили заниматься нанесением рисунков на натяжные потолки в ванных комнатах в Центральном районе Самары. В этом случае да, вы заранее сможете понять что вам предстоит: рассказывать людям о том, что им точно нужно нанести такие рисунки, то есть, формировать спрос, либо увидите, что такие запросы в малых количествах все же есть, но спрос остается не удовлетворенным, потому что конкурентов нет.
Кейс про баню
В одном из новых спальных районов на окраине Москвы решили открыть баню. Можно было бы построить баню, потратить деньги, а потом искать клиентов, но предприниматель поступил проще.
Он взял сразу два района для виртуальных тестов и «открыл» баню и там и там.
Вся реклама это были визитки в магазинах разливного пива. За визитки он оплатил 1400 рублей, за стойки еще 800 рублей. В магазинах их поставили бесплатно (как – расскажу в следующих главах). Общий расход составил 2200 рублей.
Дополнительно была запущена контекстная реклама на эти округа на сайт-визитку.
Визитка была создана за 500 рублей на Кворк, настройка рекламы там же обошлась в 1000 рублей, на бюджет затрачено 6000 рублей. Результат показал желаемые даты загрузки бани, показал район в котором нужно открыть баню в первую очередь (где спрос оказался выше), а также показал какая реклама как работает.
В данном случае предприниматель подтвердил теорию о возможности привлечения гостей и загрузки, рассчитал свою предполагаемую доходную часть на таких условиях с такой рекламой, дополнительно провел опрос потенциальных гостей, выяснив, что нужно и можно сделать чтобы увеличить заполняемость в не популярное время и даже сформировал небольшую клиентскую базу.
Повторите этот правильный опыт и не повторяйте неудачный
ЗАДАНИЕ
В конце каждой главы я обещал задание. Ловите.
Проверьте свое текущее направление, если у вас уже есть бизнес, какую-то товарную группу или продвигаемую услугу на ее пригодность к продвижению. Если есть сомнения – начните с MVP. Если есть стадия «дохлой лошади» примите решение и слезьте с нее.
Проверьте себя на глупость и самонадеянность в текущем бизнесе.
Если вы планируете развивать какую-то нишу или услугу – начините с MVP.
Проверьте свой план – сколько в нем пунктов, связанных с маркетингом. Пересмотрите его. Следующие главы вам в этом помогут.
Заходите в канал ЛИДОИСКАТЕЛЬ в телеграм где мы обсудим все описанное в этой главе.