Гуляя по Стремянной улице, обратите внимание, как среди типовой застройки неожиданно вырастает каменный гигант, который никого не оставит равнодушным. Это личный доходный дом одного из гениев петербургского модерна – архитектора Алексея Федоровича Бубыря.
Никто не мог и подумать, какой восторг вызовет крошечный павильон Финляндии, который входил в состав русской экспозиции, у гостей Всемирной выставки в Париже в 1900 году. Причиной подобного успеха стала троица юных финских романтиков: Герман Гезеллиус, Армас Линдгрен и Элиэл Сааринен. Они, вдохновившись народными сказками и северной природой, создадут свою вариацию модерна, который у нас принято называть «национальный романтизм». Финская троица Гезелиус-Линдгрен-Сааринен многих вдохновила на поиск и создание чего-то нового. Одним из самых ярких поклонников их творчества был Алексей Бубырь.
Будущий зодчий родился 16 марта 1876 года в деревне Алексеевка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии. После окончания гимназии юный Алексей отправился в столицу, чтобы поступить в Институт гражданских инженеров.
В Институте гражданских инженеров Алексей Федорович познакомится с другим студентом, Николаем Васильевичем Васильевым. Это знакомство свяжет двух молодых зодчих крепкой дружбой, результатом которой и станет дом на Стремянной, 11. В личном доме Алексея Бубыря собрано все лучшее, что свойственно финскому «национальному романтизму». Асимметричный фасад украшает эркер с завершением в виде колпака из меди, а этажи оформлены абсолютно разными по структуре облицовочными материалами. Так, первый этаж отделан финским пютерлакским гранитом с интересным красным оттенком, второй этаж оформлен горшечным камнем, из него же созданы и любопытные барельефы на этом доме. Все же остальные этажи облицованы кирпичом и гладкой штукатуркой.
Особое внимание необходимо уделить барельефам дома на Стремянной. Для финского модерна было характерно использование на фасаде декоративных элементов, изображающих флору и фауну северной природы, разнообразных сказочных существ из местного фольклора. Но Васильев, отвечавший как раз-таки за декор, пошел еще дальше и на фасаде, помимо воронов, мухоморов, елочек и шишечек, появились невиданные морские существа, птицы и лики то ли людей, то ли великанов. Фасад как будто играет с нами, и, каждый раз разглядывая его, находишь что-то новое.
Пришло время заглянуть в само парадное. За дубовой дверью нам открывается парадный вестибюль со сводами. Стены и потолок украшает обилие трафаретов с изображением флоральных мотивов, а главным украшением выступает здесь камин, опять-таки выполненный на финский манер. В глубине парадного можно увидеть винтовую лестницу с латунными ограждениями. Такие винтовые лестницы с врезанным ажурным лифтом очень свойственны северному модерну. Если выглянуть в окошко, то нам откроется дворовое пространство.
Во времена Бубыря в этом приподнятом дворе, точнее под землей, находились склады для дров, а во флигеле был размещен личный гараж, где владелец оставлял свой автомобиль, подаренный архитектору компанией «Рено» в благодарность за разработку проекта производственных помещений завода «Русский Рено».
На каждом этаже дома расположены три шестикомнатные квартиры. В 1907 году это были одни из самых комфортабельных квартир в Петербурге, с ватерклозетами, прачечными и роскошными ванными. Сам Алексей Федорович с супругой и детьми жил на последнем этаже в своей десятикомнатной квартире, там же находилась и его творческая мастерская.
Судьба владельца дома незавидна. До революции Алексей Бубырь являлся одним из лучших архитекторов столицы. Но сначала Первая мировая война, а потом и революция стали причиной разрухи и кризиса в стране. Такие люди, как Алексей Федорович, попросту стали ей не нужны, заказов не было, и зодчий решает в 1919 году отправиться на родину, на Украину. Увы, добраться до финальной точки маршрута Алексею Бубырю было не суждено: по пути он трагически погиб от рук разбойников, которые в то время наводняли русские земли. Ему было всего 43 года. Ни тела, ни места погребения архитектора так и не нашли, но его дом на Стремянной улице навсегда останется памятником этому талантливому человеку.