Попробуйте представить: вы покинули свой дом. Прошло много недель с тех пор, как вы отправились в плавание вместе со всей семьей и десятками соплеменников. У вас осталось мало провизии и еще меньше воды. Огромное сдвоенное каноэ, ставшее вашим домом, день и ночь качается на волнах Тихого океана. Ваш кормчий владеет древним знанием, он без устали правит каноэ, ориентируясь по звездам, океанским течениям, облакам, птицам и другим знакам, но похоже, что море поглотило всю землю.
Наконец на горизонте, как маяк, поднимается груда облаков. Вы налегаете на весла и гребете к манящей вдалеке белой гряде. Она растет на глазах, и вот сквозь облака проступают зеленые горы.
Эхом разносится шум волн, с грохотом разбивающихся о коралловый риф. Вы чувствуете запах свежей земли. Кормчий находит разрыв в рифах, окружающих остров. Каноэ рассекает воду. Волна подхватывает его, поднимает все выше и выше и несет к долгожданной земле.
Это самый большой остров из всех, что вам доводилось видеть. Повсюду возвышаются фантастические скалы, шумят сверкающие водопады. Вот она, цель долгого и трудного пути – клочок суши посреди самого большого океана на планете.
Пусть ваш кормчий нашел остров благодаря точной науке, но земля – это дар богов. Каждый утес, дерево, река, пляж или камень излучают духовную энергию.
Вы благодарите древних богов за то, что они привели вас на этот остров, и отправляетесь на поиски новых божеств, обитающих здесь. Ибо все острова и земли были созданы богами и богинями.
Ваша группа переселенцев поселяется на острове. Вскоре к вам присоединяются и другие, привлеченные плодородными долинами и обильными морскими водами. Вы создаете общину, осваиваете ремесла, разводите новые растения и животных. Но вы никогда не забудете тот миг, когда впервые увидели остров и вам явилось чудо существования земли посреди бескрайнего океана. Это и станет основой вашей религии: земля.
Гавайи родились из огня посреди Тихого океана. Самые крупные острова архипелага находятся примерно в 2000 милях от ближайшего континента. Были времена, когда Гавайев вовсе не существовало. Потом глубинный разлом на дне океана начал извергать лаву. Лава слой за слоем застывала на морском дне, и ее покрывали следующие слои расплавленной породы. В конце концов подводная гора пробила поверхность воды. Гора все росла, на ее склоны выплескивались новые потоки лавы, пока не превратились в массивный остров.
Согласно теории тектоники плит, новорожденный остров дрейфовал на север за пределы зоны вулканической активности. Затем на его месте появился новый. Этот процесс продолжался до тех пор, пока не появились все Гавайские острова. Он не завершился и теперь.
Когда появились острова, облик Гавайев еще только начал формироваться. Огромные островные вулканы задерживали небесную влагу, она проливалась дождем на черные лавовые пики и вырезала из них горные цепи. На острова начала прибывать жизнь – насекомые, подхваченные воздушными потоками; семена, выброшенные на выступившие из воды пляжи; птицы, сбившиеся с курса во время миграций. На подводных склонах постепенно вырастали коралловые рифы. Пустынная суша посреди бескрайнего океана покрылась ковром зелени. Жизнь твердо обосновалась на этих плодородных землях. Насекомые, птицы и растения развивались в условиях новой среды, создавая уникальные формы, неизвестные нигде в мире. Дожди продолжали размывать острова, изменяя их очертания.
Наконец, из южной части Тихого океана на эти благословенные берега прибыли люди (точная дата этого события не известна – возможно, около 500 г. н. э.). Сойдя на берег с оснащенных балансирами каноэ, полинезийские первооткрыватели решили, что плодородные острова годятся для того, чтобы стать для них новым домом. Они обосновались здесь и зажили простой жизнью.
Затем (возможно, около 1000 г. н. э.) началась новая волна миграций из Полинезии. Новоприбывшие были хорошо экипированы. Они везли с собой культурные растения, поросят, цыплят, собак и многое другое, необходимое для выживания. Они умели строить большие каноэ, способные нести припасы и до 60 человек команды. Обладая более развитой культурой и технологиями, новые переселенцы взяли верх над прежними обитателями, и те вскоре почти исчезли.
В течение следующих 200 лет было предпринято немало путешествий между Гавайями и Таити. В этот период гавайская культура все еще находилась под сильным влиянием культуры прародины. Однако в конце концов связь оборвалась, и гавайцы стали жить в полной изоляции. Они создали собственную великолепную культуру, богатую духовно и основанную на почитании земли. Их социальная система была строгой и упорядоченной.
Сотни лет гавайцы жили в относительной гармонии. Конечно, их правители нападали друг на друга, и война была обычным делом, но даже сражения подчинялись религиозным ограничениям. Периоды кровопролития и голода сменялись днями мира и изобилия.
Любой, кто хоть немного способен ощущать дух места, оказавшись на Гавайях, чувствует необычную атмосферу этих островов. Ее невозможно увидеть и трудно описать, но умиротворяющая гудящая энергия заставляет людей возвращаться сюда снова и снова.
Сначала кажется, что энергия исходит из самой земли, затем – что из окружающего океана и пресной воды и, наконец, из воздуха. Ее излучают и местные жители, особенно коренные гавайцы.
Ее можно почувствовать, спустившись в заросшую папоротником долину или прогуливаясь по пустынному пляжу. Впитать вместе с едой из выращенных здесь продуктов. У этой энергии есть имя: мана (духовная сила).
Почему мана Гавайев так отличается от существующей в других местах земного шара? Почему именно эти острова отмечены благословением духа, которое делает их такими живыми и активными?
Возможно, потому, что Гавайские острова появились недавно (с точки зрения геологии), окружены морем и населены уникальными видами птиц и растений. Сами гавайцы скажут, что боги вдвойне благословили это место.
Мана вулканизма, изоляции и эндемичных видов смешивается, создавая необычайно мощную форму духовной силы. Маной наполнено все вокруг: люди, камни, цветы, источники, сама земля. Именно этой жизненной энергии недостает людям, когда они покидают Гавайи, и потому они стремятся вернуться сюда.
В мире есть много красивых тропических островов, но нигде нет уникальной маны Гавайев. Если даже мы, живущие в мире науки, можем ощутить силу Гавайев, разве удивительно, что первые поселенцы считали их священными?
Они и были такими. Вся земля на всех островах принадлежала акуа – богам и богиням. Частная собственность на землю была под запретом. Вожди были хранителями земли, простолюдины трудились, чтобы обеспечить всех едой, а владели островами боги.
Здесь следует сказать несколько слов о гавайской социальной системе. На Гавайях использовалось строгое классовое разделение. Общество состояло из трех классов: алии, макааинана и каува.
Алии были правящим классом. Те, кто с рождения принадлежал к ним, происходили от богов и богинь и обладали божественным правом. Некоторые вожди считались акуа (богами) при жизни или становились ими после смерти. Алии обладали огромным количеством маны (духовной силы). Кахуна – известные люди знания – обычно относились к этому классу.
Правители и правительницы пользовались особыми привилегиями, недоступными простым людям, но их жизнь порой была трудной. Рассказов о жестокости алии предостаточно, но большинство вождей, похоже, отличались щедростью, считались добрыми правителями и искренне заботились о благополучии подданных. Некоторые гавайцы до сих пор ведут свою родословную от алии и еще дальше – от акуа.
Макааинана были простыми людьми. Они ловили рыбу и птиц, выращивали урожай, занимались ремеслом и кормили семьи. Без этих простолюдинов алии не смогли бы выжить. Отношения между алии и макааинана были взаимовыгодными.
Каува были сродни касте неприкасаемых в Индии. Им повсеместно отводилось униженное положение рабов. Их тень не могла упасть на другого человека, даже на простолюдина. Их отличали от макааинана по татуировкам на лбу и в уголках глаз.
Вероятно, каува были потомками побежденных племен. Их часто приносили в жертву. Они не имели никаких прав и привилегий и были вынуждены селиться в маленьких анклавах на отведенных им участках земли, как заключенные.
Рабство и человеческие жертвоприношения могут показаться отвратительными, но прошло уже больше ста лет с тех пор, как рабов специально завезли в эту страну, а на материковой части Соединенных Штатов рабство продолжало существовать спустя десятилетия после его официальной отмены на Гавайях. Хотя идея о принесении в жертву людей сама по себе неприемлема, большинство жертв были преступниками, а в Соединенных Штатах смертная казнь до сих пор совершается на законных основаниях.
Гавайи: земля и люди. Изучение новой культуры – сложная задача, поскольку мы, естественно, сравниваем ее ценности, религию и практику с нашими собственными. Принимая наш образ жизни за идеал, трудно увидеть внутреннюю ценность в любом другом.
Лишь оставив в стороне культурные предубеждения, мы сможем по-настоящему учиться, потому что перестанем оценивать новую информацию с оглядкой на собственные предрассудки и ожидания. Только непредвзятое мышление и готовность постигать новое помогают понять людей другой культуры.
Гавайская духовная традиция может показаться странной и чуждой, но в ее основе лежит определяющий принцип любой религии: контакт с божественным. Весьма полезно рассмотреть аспекты гавайской культуры с незападной точки зрения.
Рожденная в древней Полинезии, взращенная на невероятно красивых островах гордыми людьми, чьи предки рискнули всем в поисках нового дома, гавайская духовная традиция представляет огромную ценность и может многому нас научить. Среди ее уроков – почтение к земле, экологически бережное рыболовство и земледелие, разумное использование воды, прочность семейных уз, правильное отношение к религиозному разнообразию и представление о духовной силе, которая пронизывает все сущее.
Нам действительно есть чему поучиться.
«А мама уа ноа!» Старый жрец замирает, произнеся последние слова молитвы («Молитва отлетела»). Дюжина вождей преклоняет перед ним колени. Неподалеку, выстроившись полукругом, на них безмолвно взирают двухметровые деревянные идолы, но кахуна обращается не к ним.
Тишина. Вожди неподвижны. Жрец напряженно вглядывается в небо и землю в поисках знака, что боги получили ману молитвы.
Он смотрит на груды плодов, трав и цветов на алтаре. Не появится ли знак?
Внезапно ветер врывается в храм под открытым небом. В небе грохочет гром. Легкий прохладный дождь освежает землю. Кахуна улыбается: сразу три знака. Значит, боги приняли его молитву и Кане благословит людей обильным урожаем.
Гавайцы исповедовали многобожие. На разных островах, в разных семьях и профессиях почитали собственные божества. Поэтому древнюю гавайскую духовную традицию бессмысленно рассматривать с западной точки зрения. У них не было культа единого верховного божества, которому бы они неизменно поклонялись, а также отсутствовала настоящая иерархия божеств.
Древние полинезийцы, переселившись на острова, принесли с собой духовную традицию их прародины. Со временем им открылись новые божества земли, моря и воздуха. Некоторые уже известные боги пережили на Гавайях новые приключения. За многие века рассказы о рождении новых божеств стали настолько запутанными, что возникли совершенно противоречивые версии. Гавайцы говорят о «ка леху о ке акуа», то есть «400 тысяч богов и богинь».
Многие негавайцы слышали только об одном гавайском божестве – Пеле, но есть и бесчисленное количество других. Каждая сторона жизни была связана с божеством. Рыбаки молились богам рыбной ловли, строители каноэ – собственному богу, спортсмены – тем, кто покровительствовал их любимому виду спорта. Кроме того, в особых местах были приняты особенные культы (например, вулкан Килауэа на Большом острове – это дом Пеле). Многие птицы, морские существа и растения были не только связаны с тем или иным божеством, но и сами ими были.
Религия гавайцев не была безусловной верой в богов. Их отношения с богинями и богами основывались на наблюдении и опыте, а не на мистической теории. Такие отношения возникли из эмоциональных, интеллектуальных и чувственных переживаний, которые интерпретировались и осмысливались в соответствии с традицией.
В работе «Система полинезийской семьи Кау, Гавайи» Э. С. Крейгхилл Хэнди и Мэри Кавена Пукуи писали о гавайских акуа как о «личностях». Возможно, в этом и следует искать ключ к реальности богинь и богов в восприятии древних гавайцев. Именно способность олицетворять природные явления лежит в основе традиционной гавайской духовности.
Гавайцы не просто признавали присутствие высших сил, они создали сложный религиозный культ и постоянно обращались к акуа в ритуалах и молитвах. За столетия до прибытия миссионеров они уже были по-настоящему религиозными людьми.
Их религиозные обряды основывались на личном опыте общения с этими силами. Гавайцы не просто решили, что вулкан представляет Пеле, они обнаружили присутствие Пеле в вулкане. Пеле не представляет вулкан, а вулкан не представляет Пеле. Они суть одно – неразделимое целое.
Для древнего гавайца подвергать сомнению реальность богинь и богов было бы так же абсурдно, как подвергать сомнению существование океана, дождя и грома. Океан существует. Дождь существует. Гром существует. Точно так же Каналоа существует. Лоно существует. Кане существует.
Древние гавайцы поклонялись вполне реальным божествам. Рыба, выловленная в море, была личным подарком бога Куула. Вода появлялась там, где Кане вонзал в землю свою палку-копалку. Лоно угощал всех едой из своей тыквы-горлянки.
Эта религия прочно укоренилась на Земле и в самой жизни, она была поистине народной. Хотя эзотерические секреты, несомненно, считались уделом избранных – кахуна пуле (знатоков религии, жрецов), все имели доступ к божественной мудрости и все (жрецы, вожди, мужчины, женщины и дети) молились богам.
В отличие от многих других религий гавайская духовная традиция признавала истинность всех акуа всех островов и земель. Чужеземные боги столь же заслуживали поклонения и уважения, как и те, что были явлены гавайцам.
Преподобный Уильям Эллис, английский миссионер, проповедовавший на Гавайях в 1820-х годах, однажды встретил жрицу Пеле. Выслушав его проповедь, жрица сказала собравшимся людям: «Могущественны гавайские боги, и величайшая из них – Пеле, богиня Гавайев».
Преподобный Эллис спросил, слышала ли она и поняла ли его проповедь (которую он произнес на местном языке). Она ответила утвердительно. Тогда проповедник многозначительно осведомился, считает ли она, что Иегова «хороший» делает счастливыми тех, кто ему поклоняется. Женщина ответила:
Он твой добрый бог, и это хорошо, что ты ему поклоняешься. Но Пеле – мое божество и великая богиня Гавайев. Она обитает на Килауэа. Охиаокелани – угол ее дома. В стародавние времена она покинула землю и ушла за небо.
После нескольких подобных утверждений преподобный Эллис снова попытался переубедить жрицу, сказав, что Иегова – единственный бог. В ответ она заявила, что это просто неправда (см.: Эллис. Полинезийские исследования: Гавайи. С. 309–310). Многобожие всегда было центральной идеей гавайской духовной традиции.
Боги и богини Гавайев обладали многими человеческими качествами. Они любили, сражались, преуспевали и терпели неудачи. Сажали семена, собирали урожай, пили хмельные напитки, занимались серфингом и плавали. От людей их отличало количество маны. У акуа ее было гораздо больше, чем даже у правящего класса.
Акуа могли быть добрыми, но сурово карали, если ими пренебрегали или нарушали табу. Каждое божество в определенной степени обладало двойственными качествами, и ни одно не считалось олицетворением зла. Древние гавайцы не признавали дьявола. Они чувствовали, что все люди (и божества) – цельные существа. Таким образом, ради восстановления жизненного порядка можно было обращаться и к колдовству акуа.
Некоторые из этих существ жили на Земле. Другие обитали в иных землях (на островах), куда редко дано попасть человеку. Но гавайцы определенно считали акуа похожими на людей. Богини и боги катались на санках с гор, занимались серфингом на любимых пляжах, танцевали хулу, путешествовали с острова на остров, летали на воздушных змеях, охотились и обрабатывали землю, общались с людьми, обычно с алии – их ближайшими родственниками. Иногда они влюблялись в людей, а некоторые даже погибали, о чем до сих пор повествуют легенды.
В человеческой природе акуа нет ничего таинственного. В книге «Человек, боги и природа» Майкл Киони Дадли утверждает, что все акуа когда-то были людьми и жили на нашей планете. После смерти их стали обожествлять и поклоняться им (см. главу 3). Это, безусловно, объясняет, почему о них иногда говорят как о живых людях, а иногда – как о божественных сущностях. Те, кого сегодня называют божествами, вероятно, изначально были духами предков, которым поклонялись как на Гавайях, так и по всей Полинезии.
Генеалогия всегда имела для гавайцев большое значение (по крайней мере, для правящего класса). Родословные обычно восходили к предкам из числа акуа, и это еще раз подтверждает теорию Дадли.
Священные истории акуа (так называемые мифы) отличает богатое и разнообразное хитросплетение сюжетов.
Много историй рассказывают об акуа, живших на Гавайях, об их прибытии (что подтверждает теорию их человеческого происхождения). Однако считается, что большая часть акуа в разное время жили на одном из 12 священных островов во владениях Кане. Эти земли могут плавать в море, погружаться в его воды или висеть в воздухе среди облаков. «Острова, скрытые богами», залитые красноватым светом, иногда можно увидеть на восходе или закате солнца у линии горизонта.
Самый известный из затерянных островов (острова для полинезийцев – эквивалент земли) – Кане-хуна-моку (скрытая земля Кане), где обитают Кане (дарующий пресную воду, солнечный свет и плодородие) и Каналоа (бог океана). Здесь божества наслаждаются жизнью, не ведая труда и смерти, а слезы – под запретом.
Также часто в мифах упоминаются священные земли Куай-хе-лани (поддерживающая небеса) и Нуу-меа-лани (возвышенное тихое место на небесах), куда время от времени удаляется Хаумеа (покровительница родов), прежде чем вернуться на землю в новой человеческой форме и произвести на свет новые поколения. Некоторые авторы утверждают, что Нуу-меа-лани выше Куай-хэ-лани и что все эти земли располагаются друг над другом.
Не следует сравнивать эти земли с библейскими небесами и садами Эдема, поскольку представление о них сложилось еще в дохристианские времена. Вообще, представления о богах как о небожителях встречается во всем мире.
Эти острова были временными обителями акуа. Люди лишь случайно могли посещать их, и они считались настолько священными, что, даже заметив их мельком, запрещалось на них указывать.
Гавайцы всегда любили молиться, и это был самый распространенный способ духовного выражения на древних Гавайях. В распоряжении гавайцев имелось бесконечное разнообразие религиозных ритуалов. Практически все аспекты жизни – зачатие, рождение, выбор имени, уход за больными и отлучение от груди, брак, строительство дома, медицина, приготовление еды, болезни и смерть и многие другие – управлялись конкретными божествами.
Каждому занятию и ремеслу, будь то ткачество и резьба по дереву или воровство и мореплавание, соответствовало свое божество, которому молились до, во время и после работы.
Это не означает, что гавайцы были суеверными людьми. Они обладали достаточными знаниями, чтобы вязать сети, строить дома, ловить рыбу и сажать бананы. А молились они, чтобы узлы были крепкими, дома устойчивыми, чтобы каноэ в открытом море не заливали волны, а банановых деревьев не коснулась болезнь. Это были искренние просьбы, обращенные к соответствующим божествам, чтобы они помогли приступить к делу, привели его к благополучному завершению, благословили и охраняли его результат.
Конечно, существовали устойчивые формы молитвы, но люди могли молиться в любое время и по любому поводу, спонтанно сочиняя в случае необходимости собственные тексты. Их характер был разговорным, что указывает на непосредственное общение между человеком и акуа.
За вождей и простых людей в храмах молились кахуна пуле (знающие молитвы): о плодородии, победе в битве, долгожданном дожде и прочих общественных нуждах. Другие кахуна (мудрецы) совершали молитвы по разным поводам от имени народа.
Такие молитвы, пришедшие из далекого прошлого, скрупулезно запоминались и передавались следующему поколению жрецов. В этих традиционных текстах не дозволялось менять ни единого слова, и многие из них произносились на одном дыхании.
Традиционные молитвы, как и все остальные, обладали мощной силой. Слова, произнесенные у алтаря, особенно во время жертвоприношения, под звуки священного барабана, пока люди внимали им в полной тишине, были не простой формальностью. Каждое сказанное слово обладало маной. В завершение обряда жрец обычно произносил амама уа ноа («молитва теперь свободна и отлетела»), обозначая момент, когда духовная сила, порожденная молитвой, в буквальном смысле улетала к божеству или божествам. Молитва представляла собой акт, посылающий ману к акуа.
Слова для древних гавайцев имели большое значение. Они служили не только средством передачи мыслей и идей, но и способом передачи маны.
Ранние сообщения миссионеров и христианских исследователей пестрят упоминаниями об «отвратительных идолах», созданных древними гавайцами для использования в обрядах. Вполне естественно, что гавайцы поклонялись образам своих акуа. Эти изображения кии сильно отличались друг от друга. Большинство из них сделаны из дерева, камня, перьев, древесной коры и лозы, и некоторые вовсе не походили на людей.
Такие фигуры были просто предметами искусства – творениями мастеров или обычных людей в минуту вдохновения. Чтобы кии стали обиталищем божества, требовались молитвы и ритуалы. Подобно тому, как молитва христианского священника преображает кусок хлеба во время католического обряда пресуществления[1], так и молитва жреца превращала статуи в физическое воплощение божества.
Перед такими изображениями гавайцы поклонялись божествам. Они были центрами религиозных обрядов. Но люди знали, что при этом настоящие божества где-то рядом. Они молились не куску дерева, а мане, заключенной в этих рукотворных богах. В каком-то смысле образы служили «телефонами» для связи с божествами, чье присутствие не зависело от наличия или отсутствия изображения.
Приношение даров было традиционным и, возможно, наиболее предпочтительным способом почитания богов. Это логично: нести дары тем богам и богиням, которых вы больше всего цените. Жертвы могли быть самими разными в зависимости от почитаемого божества: лубяная ткань, фрукты, цветы, папоротники и другие растения, овощи, рыба, куры, яйца, черные свиньи и (как это ни прискорбно) люди. Практике человеческих жертвоприношений уделялось много внимания, но она не была распространенной.
Обычная форма подношения состояла из еды и называлась мохаиа. Гавайцы понимали, что божества принимают только бесплотную суть даров. Как только божества получали свою долю, оставшуюся часть съедали люди. Таким образом, черная свинья, принесенная в жертву Лоно, становилась пищей и для людей.
Только один акуа требовал человеческих жертв – Кукаилимоку, бог войны, почитаемый Камеамеа I[2]. Никакому другому богу человеческие жертвоприношения не предлагались, и живых людей никогда не бросали в вулканы. Кроме того, гавайцы никогда не приносили в жертву женщин.
Большинство акуа могли принимать различные формы, или «тела», и не все они были человеческими. К этим кино лау («многие», или «другие тела») относились растения, рыбы, птицы, камни и природные явления (облака, молния или ветер). Так, Пеле была вулканом, но по собственному желанию становилась пламенем, молодой девушкой, белой собакой или пожилой женщиной. И это лишь некоторые из ее «многих тел». Бог земледелия Кане мог воплотиться в сову, сахарный тростник и во множество других животных и растений.
Такое сложное отношение к акуа поначалу сбивает с толку, но достаточно вспомнить простую идею: как я уже писал, Пеле – это вулкан, а вулкан – это Пеле. Так же и Кане – это гром и сахарный тростник, а сахарный тростник и гром – это Кане. Это не представления или персонификации, а просто разные формы, которые божества могут принимать по собственному желанию. Как мы увидим в дальнейшем, понятие кино лау очень важно для гавайской духовности.
Сейчас сложно (если вообще возможно) понять, чем вызвано заметное преобладание мужских божеств над женскими на древних Гавайях. То ли это следствие предвзятости исследователей (большинство из них были мужчинами, недооценивавшими важность женских культов) или просто богиням прошлого не нравилась шумная известность? В общем, женщин, конечно же, не считали скотом. А представительницы класса алии пользовались многими дополнительными привилегиями. Некоторые даже преуспели в традиционно мужских занятиях, например знаменитые женщины-каула (прорицательницы) (см. главу 18).
Правда, к женщинам относилось много табу, не распространявшихся на мужчин. Обычно это касалось конкретного мужского божества или имело прямое отношение к менструации. Гавайцы считали, что менструация оскверняет, но, скорее всего, мужчины просто боялись маны, исходящей от женщины в этот период.
Во всяком случае, о богах древних Гавайев мы знаем гораздо больше, чем о богинях. Особое исключение, Пеле, будет рассмотрено в главе 4.
Я предваряю следующие главы этими замечаниями, чтобы впоследствии меня не обвиняли в сексизме. Вероятнее всего, многие аспекты духовной жизни женщин в настоящее временя утрачены.
Например, одна женщина-эксперт по древней гавайской культуре решительно заявила мне, что на древних гавайских островах «женщины не молились». Это утверждение было категорически опровергнуто, когда я упомянул о нем при кахуна, и большинство других экспертов сходятся в противоположном мнении. Женщины, без сомнения, могли молиться мужским божествам, а мужчины – богиням.
Тем не менее культ богинь обычно чаще распространен среди женщин. На Гавайях, как и во многих других обществах, ежемесячно во время менструации женщины жили в маленькой хижине (хале неа). Мы просто не можем знать, какими секретами делились в это время женщины – члены семьи. Женщины участвовали и в некоторых «государственных» ритуалах, встречались женщины-кахуна, но многое сегодня утрачено. До нас дошли лишь обрывки сведений.
В гавайской духовной традиции четыре божества почитались выше других (по крайней мере, в традиционных групповых ритуалах). Это Ку, Кане, Лоно и Каналоа.
Культ этих четырех акуа был широко распространен, и храмы, построенные в их честь, можно встретить на многих островах. У каждого из четырех богов (кроме, возможно, Каналоа) были свои жрецы и принятые формы поклонения.
Культ Ку, Кане, Лоно и Каналоа завезли на острова полинезийские поселенцы. Эти божества известны во всей Полинезии и, хоть и могут называться разными именами, их священные истории схожи, будь то в Новой Зеландии, на Таити, Гавайях или в других местах (см. главу 3).
На Гавайях сохранились отголоски старых обычаев, хотя местные жители поспешили бы это опровергнуть. За прошедшее столетие строгое христианское воспитание привело к тому, что многие гавайцы изменили мнение о своем культурном наследии. Ритуалы и верования, когда-то бережно хранимые, теперь часто публично высмеивают. Немногие образованные гавайцы открыто признают, что их интерес к религии предков – не просто интеллектуальное любопытство.
Оно и понятно. Еще 30 лет назад местное население учили стыдиться своего богатого наследия. Интерес к дедовским обычаям или любым традиционным символам (таким, как хула) считался крайне неуместным. Только недавно гавайский культурный ренессанс позволил многим гавайцам наконец ощутить себя наследниками культуры предков.
Но божества не мертвы, как и их культ. Однажды я встретил женщину-ботаника, которая молилась Ку о защите, в одиночку отправляясь горы. Некоторые жители Большого острова, живущие вблизи вулкана, чтят Пеле и приносят ей дары. Строители во избежание несчастных случаев часто не выходят на работу, пока строительную площадку не благословит кахуна или христианский священник. Старые кости и подношения в погребальных пещерах так и лежат никем не тронутые.
По сей день в уединенных местах по ночам совершаются тайные ритуалы. Многие серьезные ученики хулы дают обет Лаке, богине хулы, а храмы на всех островах всегда заполнены фруктами, цветами и завернутыми в листья камнями – дарами тех, кто просит богов о благословении. И никто не скажет, сколько еще людей в той или иной форме поклоняются божествам у себя дома, когда их никто не видит.
Гавайский культурный ренессанс, который начался в 1970-х годах и продолжается по сей день, побудил многих гавайцев исследовать духовную традицию предков. Даже многие из тех, кто регулярно ходит в церковь, еще не забыли акуа. Это и невозможно, потому что каждая скала, река, озеро и гора хранят священную историю, а божества по-прежнему гуляют по островам.
Кане – бог солнечного света, пресной воды, ветра и жизненной силы: он покровительствовал деторождению и плодородию. Говорят, что он родился в древности от союза Папы (земли) и Вакеи (света, неба). Он пришел из Кахики (дома предков гавайцев) со своим постоянным спутником, богом Каналоа. Впервые они появились в человеческом облике у побережья острова Мауи.