Глава первая Маленькие дети и большие виртуальные соблазны

Заклятые друзья: почему смартфоны, планшеты и приставки мешают ребенку гулять, играть, учиться и общаться?

Я работаю клиническим детским психологом более десяти лет и около двадцати лет – в Государственной службе здравоохранения (ГСЗ). За это время я наблюдала, как сильно меняются проблемы, с которыми сталкиваются дети. Пожалуй, самое удивительное здесь то, что эти проблемы начинают возникать все раньше. Вместе с тем в профессиональной и частной жизни я наблюдаю стремительный скачок в развитии технологий. Я твердо убеждена, что между некоторыми проблемами наших сыновей и дочерей и использованием цифровых устройств с раннего детства существует непосредственная связь. Особое беспокойство вызывают дети дошкольного и младшего школьного возраста.

За последние 20 лет количество времени, которое британские дети проводят онлайн, увеличилось более чем вдвое. В 2005 году дети от 8 до 14 лет проводили в Сети 6,2 часа в неделю. К 2015 году средний показатель вырос до 15 часов. К тому же дети все раньше начинают пользоваться Интернетом: по данным Ofcom, в 2014 году 47 % детей в возрасте 3–7 лет пользовались планшетами с доступом в Интернет. К 2015 году эта цифра увеличилась до 61 %[7].

Современные дети слишком часто пользуются девайсами и проводят в Интернете гораздо больше времени, чем раньше. Как психолог я специализируюсь на поведенческом регулировании: помогаю маленьким пациентам и их семьям преодолевать трудности, с которыми они сталкиваются ежедневно, справляться с тревожностью и подавленностью, объясняю мамам и папам причины странного поведения их детей и подсказываю, что можно сделать, чтобы их поддержать. Также мне приходится работать с серьезными психическими расстройствами. Случаи из моей клинической практики стали бесценным источником знаний о жизни современных подростков.

Многие родители, с которыми я работала, сильно озабочены тем, что их дети проводят в Сети слишком много времени. Наблюдая буйные истерики при попытках отнять девайс или апатию и скуку ребенка, не желающего ничего делать, оторвавшись от экрана любимого гаджета, родители интуитивно чувствуют, что мобильные устройства плохо на него влияют. В 2016 году на Рождество в газете Guardian было опубликовано открытое письмо с подписями сорока врачей, академиков и публицистов о вреде постоянного нахождения перед экраном[8]. По мнению его авторов, детскому здоровью и благополучию угрожают «недостаток игр на свежем воздухе» и «все бóльшая привязанность к экранам девайсов». «Если дети хотят развить самоконтроль и эмоциональную стабильность, являющиеся неотъемлемой частью современной технологической культуры, им нужно постепенно вовлекаться в социум под руководством заботливых родителей и почаще играть на улице, особенно в первые годы жизни (от рождения до 7 лет)» – считают они и призывают на национальном уровне закрепить рекомендации по использованию электронных технологий детьми до 12 лет.

Любопытно заметить, что многие всемирно известные «гуру высоких технологий» не позволяют своим отпрыскам долго зависать в Сети. Одна журналистка спросила Стива Джобса, понравилась ли его детям последняя модель iPad. Он ответил: «Они ни разу им не пользовались. Дома мы ограничиваем доступ к цифровым технологиям». Говорят, что многие руководители компаний из Кремниевой долины отправляют детей учиться в вальдорфские школы, где использование электронных устройств запрещено до двенадцатилетнего возраста.

Как же светящиеся экраны и мониторы влияют на наших детей и их детство? Я составила список этапов развития ребенка в латентный период и отметила, когда именно он должен их проходить.

















Как заманчивый свет экранов влияет на наших детей?

Ниже я привела основные области, в которых наблюдаются резкие перемены в связи с растущим использованием цифровых устройств детьми четырех – одиннадцати лет.

Проблемы физического развития

Я часто вижу детей, не прошедших основные этапы развития из-за привязанности к своим девайсам. В самом начале латентного периода (в возрасте четырех-пяти лет) моторика детей, согласно моим наблюдениям, все чаще бывает нарушена, потому что они слишком много времени проводят сидя. Это влияет на их походку: например, они могут подниматься и спускаться по ступенькам по одному шажку, как трехлетки, потому что еще не научились чередовать ноги. Такие дети не освоили основные моторные навыки в первые годы жизни: у них не хватает резвости и координации, чтобы прыгать и балансировать. К тому же из-за постоянного сидения перед экраном они не развивают достаточную силу. У них, скорее всего, плохая осанка, и они не могут сидеть на одном месте (например в школе), потому что их не поддерживает мышечный корсет. Они постоянно ерзают, вертятся, отвлекаются сами и отвлекают других детей. По иронии, дети, чье раннее детство прошло в помещениях перед светящимся экраном, менее подготовлены к сидению за партой, а активные дети, которые вдоволь набегались, хорошо контролируют свои мышцы и более усидчивы. Я часто бываю в школах и наблюдаю, как все больше детей сидят на массажных подушках-тренажерах (круглых плоских подушках с подвижной поверхностью). Благодаря этим подвижным платформам у ребенка начинают работать глубокие мышцы, улучшается осанка и появляется усидчивость.

Существует множество проблем физического развития, которые связывают со слишком долгим сидением перед экраном в раннем детстве. Мануальные терапевты, например, все чаще наблюдают у подростков так называемую «телефонную шею»: аномально изогнутая шея из-за частого использования планшетов и телефонов. Одно исследование выявило, что дети, играющие в видеоигры более одного часа в день, чаще склонны к появлению болей в запястьях и пальцах рук[9]. Любопытно, что одним из ведущих авторов этого исследования стал одиннадцатилетний мальчик, который заметил, что у него болят пальцы, и задумался, не связано ли это с игрой в приставку. С помощью отца-ревматолога и специалистов Нью-Йоркского университета он раздал тесты 171 ученику своей школы в возрасте от семи до двенадцати лет. Около 80 % из них играли в приставку или в портативные гаджеты. Исследование показало, что каждый дополнительный час игры в приставку увеличивал возможность возникновения боли до 50 %. У младших детей боль возникала чаще, чем у старших. Исследователи объяснили это тем, что их мышцы и связки все еще формируются. Тем не менее, поскольку детей не обследовали врачи, причина боли и возможные последствия для здоровья остаются неизвестными. Длительное нахождение в Интернете также связывалось с ухудшением зрения у детей[10].

Почему гаджеты мешают детям нормально играть?

Чрезмерное увлечение приставкой или планшетом мешает детям учиться играть. В возрасте четырех – пяти лет они находятся в параллельной стадии игры – это значит, что они играют рядом с другими детьми, но не вместе с ними. Так происходит потому, что пока они еще плохо умеют делиться и договариваться. Им сложно демонстрировать просоциальное поведение и соблюдать вежливые правила участия, поскольку они по-прежнему руководствуются своими импульсами и могут соперничать. Попросту говоря, в этом возрасте дети отнимают, а не делятся. Ближе к школе они начинают интересоваться игрой с другими детьми и понимают, что играть друг с другом может быть гораздо веселее, чем в одиночку.

В начале латентного периода большая роль отводится воображению и выдумке. Многие игры в этом возрасте направлены на то, чтобы создавать и мастерить вещи: детям нравятся коробки, палки, норы и грязь. Также они учатся подражать и любят машинки, игрушечные кухни, коляски, ракеты и наборы «Доктор». Маленьким детям необходимо исследовать реальный мир – это очень важно для их развития. Если они все время проводят с планшетом, они не учатся на жизненных ситуациях.

Чтобы улучшить игровые навыки (как и все другие навыки развития), их нужно практиковать и тренировать. Дети учатся играть, и чем больше они это делают, тем лучше у них получается, – так они развивают умение общаться, воображение и творчество.

Игра имеет огромное значение для развития ребенка. Существует огромное количество доказательств того, что она является основным способом обучения в ранние годы. Если дети не развили необходимых игровых навыков из-за чрезмерного увлечения гаджетами, скорее всего, им сложно придется в школе. Учебная программа дошкольного образования ориентирована на игру и самостоятельное исследование – дети подходят к разным столам в классе и выбирают, чем им заняться. Ребята, которые много времени проводили с планшетами или смартфонами, как правило, постоянно меняют занятия и не могут сосредоточиться на чем-то одном, так как это требует более развитых навыков.

У таких детей часто отсутствуют воображение и фантазия. Многие дошкольники, проводящие слишком много времени перед светящимися экранами, часто застревают на стадии базовой, упрощенной игры детей двух-трех лет, которая построена в основном на причинно-следственных связях. Они сталкивают две игрушки вместе или наполняют и опустошают сосуды, вместо того чтобы проявить творческий подход и задействовать воображение в ролевых играх, воспроизводящих ситуации из жизни («дочки-матери», игры в полицейских или пожарных). Это может быть очень досадно: ребенок не может участвовать в общих играх, выпадает из коллективных занятий, ему сложно завести друзей. Не думаю, что у цифрового устройства есть функции, помогающие развивать и практиковать навыки активной игры, которые будут так нужны в классе или в реальном мире.

Внимание и концентрация

Интернет очень динамичен. Вы машинально переходите по ссылкам, не усваивая прочитанный текст целиком и не успевая заскучать. Опрос канадских медиапользователей, проведенный компанией Microsoft, показал, что в цифровой век память у людей стала короче, чем у аквариумной рыбки! Исследователи опросили 2000 респондентов и провели изучение мозговой деятельности еще 112 участников. Им было предложено пройти тесты, где нужно было отвечать на вопросы по картинке, находить различия и решать задачки с числами и буквами. Оказалось, что средняя продолжительность концентрации внимания (среди участников всех возрастов, независимо от пола) упала с двенадцати секунд в 2000 году, когда началась онлайн-революция, до восьми. Это означает, что продолжительность концентрации внимания у нас стала меньше, чем у аквариумной рыбки (девять секунд). Мы стали очень нетерпеливыми: нам лень ждать загрузки сайта более трех секунд. Оказывается, всего полсекунды разницы в загрузке страницы может увеличить или уменьшить продажи в онлайн-магазинах на целых 10 %.

Мир Интернета предлагает высокие скорости, а также максимальное сокращение и упрощение информации: новости сжимаются до твитов объемом в 140 слов, мы обмениваемся короткими сообщениями и отправляем смайлики вместо того, чтобы вести полноценную переписку.

Проблема заключается в том, что этот информационный спринт влияет на неокрепший мозг наших детей. Они привыкают к мгновенному удовлетворению своих желаний и поощрению скорости – они моментально получают виртуальные сертификаты и стикеры за быстрое и правильное выполнение задачи в приложении или прохождение уровня видеоигры. Процесс обучения в реальном мире проходит намного медленнее и поощряется намного позже. Дети, проводящие много времени со своими девайсами, могут научиться многозадачности, но что, если это поставит под угрозу их внимание и концентрацию? Если они не могут сосредоточиться, это станет серьезной проблемой для их будущего образования.

Ученые обнаружили связь между привязанностью к светящимся экранам и сократившейся продолжительностью концентрации внимания. Согласно одному исследованию, дети, проводившие за компьютером более двух рекомендованных часов в день, в полтора-два раза чаще испытывали проблемы с концентрацией внимания на занятиях в школе[11]. То же исследование показало, что эти дети хуже себя контролировали и были более импульсивными.

Хотя некоторые ученые указывают на возможную связь между использованием электронных устройств и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, я отношусь к этому скептически. СДВГ во многом – генетическая предрасположенность. В восьмой главе я подробнее остановлюсь на том, что дети с этими особенностями развития могут больше интересоваться девайсами, чем нейротипичные дети, и поэтому проводить больше времени в Сети или играть в онлайн-игры, но это является скорее следствием, а не причиной СДВГ. По работе я часто встречаюсь с детьми, которым трудно усидеть в течение часового приема. Я ношу с собой набор популярных игрушек (пальчиковые куклы, машинки и цветные карандаши), в которые дети могут играть, пока я общаюсь с их родителями. Но теперь я все чаще вижу детей, которые не могут себя занять и требуют мобильный телефон или планшет, чтобы поиграть, пока мы разговариваем.

Обучение и образование

Многие родители пытаются оправдать время, которое их чада проводят перед экранами, тем, что они в основном пользуются образовательными приложениями и развивающими играми. Я отношусь к этому с недоверием: по моему опыту, дети заходят в очень большое количество приложений, и образовательные игры – лишь небольшая их часть. Согласно одному американскому исследованию, дети в возрасте от двух до десяти лет тратят на образовательный материал меньше половины времени, проводимого в Сети[12].

Меня также беспокоит то, что образовательные приложения «разжевывают» информацию и дети не работают самостоятельно. Они могут знать все цифры, буквы и звуки к началу школы, что замечательно, но это лишь малая часть того, что им нужно пройти. Чтобы чему-то научиться, надо исследовать. Что-то может не получаться, но путь проб и ошибок – единственно верный для маленьких детей. Если процесс обучения идет на экране планшета, они не пробуют ничего из вышеперечисленного. Мы часто сравниваем наших сыновей и дочерей с губками, впитывающими все, что происходит вокруг них. В цифровой век мы смачиваем губку, вместо того чтобы дать ей самой все впитать.

Мобильные устройства выдают детям информацию, лишая их возможности добывать ее самостоятельно. Предыдущим поколениям мальчиков и девочек приходилось искать и находить знания. И это было нелегкой победой! Сегодня процесс обучения стал пассивным – все подается «на блюдечке». Информация отыскивается мгновенно – стоит лишь пару раз кликнуть мышкой, – и дети не учатся критически ее оценивать и делать нужные выводы. В Google найдется все: ответ всегда под рукой, он не ставится под сомнение и не анализируется, как раньше.

Пользуясь цифровыми устройствами, дети не прилагают усилий, у них не бывает моментов озарения. Но трудиться над чем-то – важная часть процесса обучения. Трудности учат терпению и придают решимости добраться до истины.

Больше всего меня беспокоит то, что мы пока не знаем, как дети нового поколения, привыкшие учиться с помощью электронных устройств, будут отличаться от детей предыдущих поколений, которым приходилось добывать знания самостоятельно и прилагать усилия к обучению.

В 2016 году на канале YouTube появилось популярное видео о милленниалах (поколении, рожденном между 1982 и 1994 годами). Лектор, писатель и консультант Саймон Синек рассказывает, как несчастно и неудовлетворенно поколение, получившее неограниченный доступ к высоким технологиям. Он утверждает, что они лишены терпения и привыкли к миру быстрого поощрения. Им все достается практически мгновенно: не нужно ждать неделю, чтобы посмотреть любимую телепрограмму, – можно скачать все выпуски разом. Синек говорит о том, что некоторые вещи невозможно получить за пару секунд – удовлетворение от работы, крепкие отношения, навыки, уверенность в себе, любовь к жизни. Путь к ним извилист и тернист, и сложен. Возможно, это первый пример того, что может произойти с поколением молодых людей, у которых с раннего детства был постоянный доступ к цифровым устройствам.

Загрузка...