В предыдущей главе упоминалось, что несколько английских монархов запрещали футбол и пытались искоренить его. В то время страсть к игре была сильна в школах и университетах, где закладывался фундамент текущих правил игры. До 1863 года наброски правил составляли учащиеся, и эти правила отличались во многих аспектах в разных учебных заведениях. Размер поля менялся в зависимости от места игры – огороженный двор, огромное пространство, разграниченное двумя зданиями, или просто бескрайний участок земли. Равным образом ворота могли быть ограничены столбами, камнями или их могли составлять два дерева или две колонны галереи. Конечно, всегда можно было использовать двери, как это происходило в 1681 году в поместье Кларендона. В связи с этим в испаноговорящих странах для обозначения ворот стали использовать слова porteria (исп. – ворота) и portero (исп. – вратарь), соответствующие английским словам gate (англ. – ворота) и gatekeeper (англ. – защищающий ворота, вратарь), хоть они и редко используются.
Самым спорным аспектом правил игры было использование рук. Команда-гость могла адаптироваться к полю соперника и к предложенному мячу. Главная сложность была в том, чтобы решить, можно ли касаться мяча руками или хватать его, а также в том, можно ли использовать руки и ноги, чтобы толкать соперника, задерживать его или бить. В некоторых трактовках игроку было разрешено держать оппонента, толкать его, бить по коленям или валить его. Ни один из таких «фолов» не предусматривал наказаний.
Количество игроков в команде не было постоянным. В некоторых школах в одной команде могло играть от восемнадцати до двадцати человек. В частной школе Шрусбери, рядом с Бирмингемом, команда состояла из двенадцати игроков. Матчи продолжались до тех пор, пока одна из команд не забьет два гола. В находящемся по соседству, на побережье Саутгемптона, Винчестерском лицее, команды играли до 25 забитых мячей. Особого упоминания с тех времен заслуживали Итонский колледж, школы Харроу и Чартерхаус – традиционалистские элитные учебные заведения, расположенные за пределами Лондона, к тому же платные. В монастырях, дворах и других закрытых помещениях проводились игры между командами, состоявшими из одиннадцати человек. Предполагается, что количество игроков соответствовало количеству учащихся в одном спальном помещении, то есть не было случайным. Широко распространенными были соревнования между учениками из разных комнат общежития, и каждый хотел участвовать в них. Историки полагают, что именно эти школы заложили краеугольный камень в правило, согласно которому футбольная команда должна состоять из одиннадцати игроков. Почему? Потому что выпускники тех учебных заведений, которые играли одиннадцать на одиннадцать, впоследствии стали сверхвлиятельными лидерами спорта в таких организациях, как Футбольная ассоциация Англии. Количество в одиннадцать игроков продвигалось теми же выпускниками, поскольку они понимали, что это позволяло найти идеальный баланс распределения игроков по полю, а также способствовало реализации атакующих и оборонительных стратегий.
В 1840 году группа студентов из Кембриджского университета составила первый свод футбольных правил. Они преследовали цель унифицировать правила соревнований среди высших учебных заведений, а также отделить футбол от его близкого родственника, регби. Некоторые из этих правил были очень любопытны, например, команды менялись воротами при каждом забитом мяче; игрок мог взять мяч в руки, чтобы остановить атаку соперника, но было запрещено продвигать мяч любой частью рук, разрешалось использовать только ноги. В Кембриджских правилах ничего не говорилось о продолжительности игры или о допустимом количестве игроков в одной команде, как и о судьях, вратарях или штрафах.
В 1862 году Джон Чарльз Тринг из школы Аппингем модернизировал этот свод, в том числе таким необычным правилом, которое запрещало игрокам бить по мячу, «пока он в воздухе». Также он отмечал, что нельзя атаковать соперников сзади: выполнять подкат или бить. На следующий год представители первых английских футбольных клубов собрались в одном из лондонских пабов, чтобы закончить эру доисторического футбола и официально наделить эту захватывающую игру статусом вида спорта с едиными правилами. Руководители клубов создали Футбольную ассоциацию, первую организацию, призванную вершить судьбу нового вида спорта, и написали сборники правил, очень быстро пересекшие океан, чтобы попасть во все уголки мира.