Глава 1. История футбола и основные футбольные термины

Освоение самой популярной в мире игры мы начнем с небольшого экскурса в историю. Однако предварительно необходимо изучить основные футбольные термины и понятия. Об этом и пойдет речь в данной главе.

Словарь футбольных терминов

В этом разделе вы познакомитесь с некоторыми терминами и понятиями, используемыми в футболе. Причем я здесь расшифрую не только официальные определения, закрепленные в футбольных правилах либо иных документах, но и те слова и выражения, которые получили право на жизнь уже на футбольном поле либо в непосредственной близости от него. Эти термины были придуманы не кабинетными работниками, а самими футболистами и тренерами и используются в повседневной футбольной жизни как в спокойной обстановке (например, когда тренер проводит с игроками теоретическое занятие или объясняет на предыгровой установке тактику предстоящего матча), так и в жаркой схватке на футбольном поле.


Арбитр – судья, обслуживающий футбольные матчи (как, впрочем, и любые другие соревнования). Иногда футбольных арбитров называют «боксерским» термином – рефери. Спорить с арбитром категорически запрещается: за это можно получить не только устное предупреждение, но и желтую или даже красную карточку.


Атака. Этот термин имеет две трактовки. Первая и основная: это командные действия, направленные на перемещение мяча ближе к воротам соперника с целью забить гол. Следовательно, любые удары по воротам соперника либо в сторону его ворот, передачи, ведение мяча, обводка противника в направлении его ворот – все это считается атакующими (иногда их также называют наступательными) действиями футболистов. Другая трактовка термина «атака» – нападение на противника с целью отбора мяча. Например, если защитник устремился к владеющему мячом нападающему соперника, чтобы отобрать мяч, – это тоже называется атакой.


Аут. Это слово пришло к нам из английского словаря. Оно означает выход мяча за пределы футбольного поля, а именно за боковую линию. Когда такое случается, арбитр останавливает матч, а возобновляется он после вброса мяча из-за боковой линии руками. Отмечу, что команда, которая получила право ввести мяч из-за боковой линии, может выгодно использовать ситуацию: ведь руками можно очень точно направить мяч игроку своей команды, в результате чего начать атакующую комбинацию бывает проще, чем при вбросе мяча ногами. Во многих командах есть игрок, который специализируется как раз на вбрасывании мяча из-за боковой линии. Если это делается на половине поля соперника, то он может вбросить мяч прямо в штрафную площадку – получается довольно опасная верховая передача (навес). Футбольная статистика знает немало случаев, когда мяч в ворота противника забивался уже первым касанием после вброса его из аута.


Блицтурнир – соревнование, которое необходимо провести в максимально короткие сроки. Так, блицтурниры могут организовываться перед началом основных (календарных) соревнований. Команды проводят матчи по укороченному регламенту, например два тайма по 20 минут. Это позволяет быстро провести несколько матчей и выявить победителя блицтурнира буквально за один-два дня.


«Брать игрока». Этот термин придуман тренерами и игроками и применяется, когда разговор идет об оборонительных действиях. Аналогичное значение имеют термины «держать игрока», «взять игрока», «накрыть игрока». Все они означают такое расположение игрока по отношению к футболисту противостоящей команды, которое позволяет все время видеть соперника, контролировать его действия, а при необходимости быстро противодействовать ему (рис. 1.1).


Рис. 1.1. Каждый из трех защитников держит своего «подопечного»


«Видеть поле». Так называется одно из важнейших качеств футболиста, которое заключается в том, чтобы в ходе матча уметь занимать расположение, позволяющее видеть и мяч, и партнеров по команде, и ближайших соперников. Причем своих одноклубников желательно видеть не только поблизости, но и в отдалении. Это, кстати, один из известных принципов, проповедуемых знаменитым футбольным тренером Эдуардом Васильевичем Малофеевым: получив мяч, футболист должен видеть минимум два адресата для дальнейшей передачи – ближнего и дальнего. Если игрок умеет «видеть поле», он всегда сможет быстро сориентироваться и выбрать оптимальное решение. Отмечу, что следить за ситуацией на поле бывает неудобно – в этих случаях большое значение имеет способность футболиста своевременно оборачиваться. На умение «видеть поле» оказывает немалое влияние техника работы игрока с мячом: чем она выше, тем меньше времени ему требуется для того, чтобы смотреть на мяч, следовательно, он может использовать это время для обзора обстановки на поле. И еще один важный момент: хороший футболист должен уметь оглядываться в момент, непосредственно предшествующий приему мяча. Это позволяет ему заранее увидеть, как расположились на поле партнеры по команде, и принять неожиданное для соперника, а потому острое продолжение игры.


Владение инициативой. В общем случае этим термином называется более продолжительное владение мячом и наступление на ворота противостоящей команды, чем это делает соперник. Но помните: простое владение мячом без наступления на ворота не всегда может расцениваться как владение инициативой. Ведь иногда это проявление своего рода бессилия перед тактикой противника: команда владеет мячом на своей половине, но подобраться к воротам противостоящей команды никак не может, так как все подступы грамотно перекрыты. Вот и получается, что команда владеет мячом, ей нужно забивать гол, но фактически инициатива у соперника, пусть даже он играет по большей части без мяча, от обороны (особенно если текущий счет его устраивает). А команда, владеющая мячом, вынуждена без особого смысла передавать его поперек поля или даже назад.


Вне игры (другое название – офсайд) – положение, при котором футболист атакующей команды находится без мяча за спинами всех соперников, то есть фактически один на один с вратарем. Если в этот момент ему последует передача от партнера, арбитр должен остановить игру и назначить свободный удар в сторону атакующей команды. Отмечу, что положение «вне игры» фиксируется только на половине поля команды соперника (то есть если футболист оказался в такой ситуации на своей половине поля, что иногда случается в самом начале атаки, то судья не зафиксирует офсайд). Кроме этого, положение «вне игры» (рис. 1.2) не фиксируется, когда к находящемуся в офсайде футболисту мяч попадает от игрока команды соперника. Характерный пример: защитник отдает мяч вратарю, не заметив, что сзади остался игрок противостоящей команды. Получается, защитник предоставляет сопернику великолепный шанс поразить ворота, позволяя ему выйти один на один с вратарем; положения «вне игры» в данном случае нет.


Рис. 1.2. Один из атакующих игроков (в темной форме) находится в офсайде


Воздушная дуэль (рис. 1.3). В течение матча футболисты ведут ожесточенную борьбу за мяч не только внизу, но и в воздухе. В связи с этим воздушной дуэлью в футболе принято называть борьбу игроков за высоко летящий мяч. Например, если в ходе игры защитник постоянно выигрывает воздушные единоборства у нападающего, за которого он отвечает в этом матче, то считается, что он является победителем воздушной дуэли. В настоящее время существует мнение, что выигрывать верховые мячи могут только высокорослые футболисты. Однако это не совсем так: высокий рост, конечно, очень важен, но нередко победителями воздушных дуэлей выходят низкорослые футболисты, обладающие хорошей прыгучестью. Характерный пример – итальянец Филиппо Индзаги: его никак не отнесешь к высокорослым футболистам, однако немало мячей в своей яркой карьере он забил именно головой, выигрывая воздушные дуэли у намного превосходящих его по росту защитников благодаря своей хорошей прыгучести.


«Войти в игру». Этот термин относится, как правило, к футболистам, выходящим на замену, и означает обретение такого состояния, при котором игрок способен на наиболее активные и полезные действия, причем не только индивидуальные, но и при взаимодействии с партнерами по команде. Отмечу, что это не очень-то и просто – выйти со скамейки запасных и, окунувшись в атмосферу жаркой схватки на поле, сразу найти свое место и уверенно «вписаться» в игру. С подобной проблемой сталкиваются не только новички, но и умудренные многолетним опытом футболисты. Вот несколько характерных ошибок футболистов, не сумевших «войти в игру»: бесполезные забегания, неточные передачи, отсутствие взаимопонимания с партнерами по команде, попадание в офсайд (а для защитника – ошибка при выполнении искусственного офсайда) и др. Как показывает практика, эффективно «войти в игру» со скамейки запасных футболисту помогает энергичная разминка.


Рис. 1.3. Нападающий выиграл воздушную дуэль и нанес удар головой


Выбор позиции – умение футболиста найти наилучшее для дальнейших действий место на поле. Это исключительно важное качество для любого игрока, ведь от него зависит возможность эффективного ведения как наступательных, так и оборонительных действий. Если футболист не умеет выбирать позицию, он будет постоянно «выпадать» из игры, делать лишние забегания, не сможет откликаться на передачи партнеров и т. д. Одно из проявлений умения выбирать позицию – так называемое чувство гола, которое свойственно хорошим нападающим: такой игрок всегда оказывается в нужное время в нужном месте, когда для результативного завершения атаки достаточно одного удара или даже несильного касания мяча. При этом никто, как правило, не ожидает, что этот футболист окажется именно здесь и именно сейчас. Отмечу, что умение выбрать позицию – одна из составляющих тактического мастерства футболиста.


Выманить соперника на себя – вынудить игрока команды противника покинуть ранее занимаемую им позицию, чтобы освободить ее для себя или партнеров по команде. Как правило, этим приемом пользуются нападающие. Вот характерный пример: центральный нападающий уходит в глубину поля, рассчитывая на то, что защитник из этой зоны пойдет за ним. Следовательно, в то место, где находился игрок обороны, можно смело делать передачу, чтобы мяч получил другой игрок атакующей команды. Одним из известных мастеров выманивать защитников противоборствующей команды на себя был знаменитый голландец Рууд Гуллит. Он прославился не только своей знаменитой прической и умением забивать голы практически из любых положений, но и тем, что никогда не чурался «черновой» работы, постоянно передвигаясь по половине поля соперника, отвлекая внимание защитников на себя и давая партнерам возможность проникать в освободившиеся зоны для дальнейшего обострения и развития атаки.


Выход один на один – ситуация, когда игрок атакующей команды остается наедине с вратарем команды соперника, оставив позади себя либо где-то далеко в стороне всех остальных ее игроков. Такая ситуация во все времена считалась почти стопроцентной возможностью поразить ворота соперника. Помешать голу в подобных случаях может либо высокое мастерство голкипера, либо нерасторопность атакующего футболиста. Среди признанных мастеров выигрывать дуэли один на один с нападающими можно вспомнить голландца Эдвина ван дер Сара, итальянца Дино Дзоффа, испанца Икера Касильяса, россиянина Рината Дасаева и др.


Голевой момент – ситуация во время игры, при которой одна из команд имеет хорошую возможность поразить ворота соперника. В таких «экстремальных» ситуациях зачастую проявляется истинное мастерство как нападающих, так и обороняющихся.


«Девятка» – место в верхнем углу ворот. Когда кто-то говорит: мяч попал в «девятку», это значит, гол был забит в один из верхних углов. Такое название появилось потому, что футболисты отрабатывают точность ударов на щите с нарисованными воротами, разделенными на пронумерованные квадраты, а оба верхних угла ворот обозначены цифрами 9. Умение бить в «девятку» – один из признаков высокого мастерства футболиста: во-первых, такие мячи очень трудно берутся вратарями, а во-вторых, забитые в «девятку» голы всегда очень красивы.


Диспетчер – футболист, который координирует наступательные действия команды и с которого, собственно, начинаются если не все атаки, то их большинство. Как правило, функции диспетчера возлагаются на полузащитника, в большинстве случаев это центральный опорный полузащитник. Одним из лучших диспетчеров в советском футболе был знаменитый игрок минского «Динамо» и туринского «Ювентуса», а также сборной СССР Сергей Алейников.


Дриблинг – искусство футболиста хорошо обводить соперников. Если говорить научным языком, дриблинг – одно из индивидуальных средств преодоления сопротивления противника. Хорошее владение дриблингом свидетельствует о высоком индивидуальном мастерстве футболиста. В настоящее время одним из признанных мастеров дриблинга является португалец Криштиану Роналду (рис. 1.4).


Рис. 1.4. Криштиану Роналду может обыграть сразу нескольких соперников


Игровая дисциплина. Под этим понятием подразумевается не только соблюдение правил игры в футбол. Игровая дисциплина – это прежде всего строгое соблюдение предыгровой установки, данной тренером накануне матча. Во время предыгровой установки каждый футболист получает индивидуальное задание: за кем-то закрепляются игроки соперника, которых нужно «держать», кому-то дается строгое указание «играть зону» (то есть защищаться по принципу зонной опеки) и т. д. Если футболист не выполняет тренерскую установку (например, решил оставить определенное ему место в обороне и опрометчиво ринулся в атаку), принято говорить, что он нарушил игровую дисциплину. Иногда отклонение от установленного плана на игру бывает оправданным, ведь футбол – игра творческая. Однако в любом случае риск должен быть оправдан. Помните, что даже однократное нарушение игровой дисциплины одним игроком способно полностью перечеркнуть усилия всей команды на протяжении всего матча.


Искусственное положение «вне игры» (также называется искусственный офсайд). Один из распространенных приемов, которым успешно пользуются защитники, чтобы сорвать атаку соперника. Суть приема заключается в том, что, улучив подходящий момент, все защитники обороняющейся команды резко выходят вперед, оставляя за своими спинами одного или нескольких игроков противника без мяча. Отмечу, что для выполнения такого приема необходимы хорошая сыгранность защитников и взаимопонимание. Например, в финале чемпионата Европы 1988 года сборная СССР пропустила первый гол именно из-за ошибки при создании искусственного положения «вне игры»: все защитники ринулись вперед, но один игрок не успел этого сделать и остался сзади. Если бы он вышел вместе со всеми, то взятие голландцами ворот советской сборной не было бы засчитано, поскольку гол был бы забит из положения «вне игры».


Контратака – тактическое действие, заключающееся в быстром переходе от обороны к атаке. Контратака всегда была одним из самых острых и опасных приемов. Ведь нередко атакующая команда слишком увлекается наступательными действиями и ее игроки отходят далеко от своих ворот. Пока эта команда владеет мячом – все в порядке, но как только она его теряет – противник получает оперативный простор на чужой половине поля: иногда достаточно сделать одну точную передачу на нападающего, чтобы он оставил за спиной всех защитников противника и вышел один на один с вратарем. Зачастую при встрече с заведомо более сильным соперником команда выбирает такую тактику игры: инициатива преднамеренно отдается другой команде, а весь расчет делается на стремительную разящую контратаку. В то же время контратаки успешно используют и команды, проповедующие атакующий футбол: стоит противнику ошибиться в центре поля либо на чужой его половине, как пружина контратаки распрямляется почти моментально, в результате чего мяч может оказаться в воротах соперника прежде, чем тот успеет что-либо предпринять. В советские времена среди команд, умеющих играть на контратаках, можно отметить минское «Динамо» образца чемпионского 1982 года. Сегодня замечательные контратаки, являющиеся изысканным зрелищем для футбольных гурманов, часто демонстрирует английский «Манчестер Юнайтед»: иногда футболисты этой команды доставляли мяч от своей штрафной площадки в сетку ворот соперника буквально за 5–7 секунд. Несмотря на то что этот клуб проповедует атакующий футбол и любит подолгу «возить» противника на чужой половине поля, его контратаки также достойны того, чтобы занять место в футбольных учебниках.


Лайнсмен – помощник главного арбитра, действующий вдоль бровки поля (рис. 1.5). Судейская бригада состоит из трех арбитров: один главный и два лайнсмена, каждый из которых работает на своей половине поля. На некоторых соревнованиях назначаются два дополнительных арбитра, работающих на линии ворот.


«Мертвый мяч». Иногда удары по воротам игроки наносят настолько точно и сильно, что мяч чуть ли не разрывает сетку ворот. Даже самые знаменитые вратари нередко оказываются бессильными в таких ситуациях. Как уже отмечалось ранее, особенно трудно вратарям отражать мячи, направленные в верхний угол ворот – в «девятку» (то есть примерно в то место, где перекрещиваются перекладина и штанга ворот). Такие почти не берущиеся мячи и принято называть «мертвыми мячами». Отсюда и выражения: забил «мертвый мяч» (когда забивается неберущийся мяч) или взял «мертвый мяч» (когда вратарь все же ухитряется парировать или поймать мяч в почти безнадежной ситуации).


Рис. 1.5. Лайнсмен зафиксировал положение «вне игры»


Пенальти – штрафной удар по воротам соперника с расстояния 11 м, который назначается за любое нарушение правил в пределах своей штрафной площадки игроками обороняющейся команды. Удар выполняется в формате «один на один», то есть перед игроком, исполняющим пенальти, находится только вратарь команды противника. Отмечу, что до выполнения удара вратарь должен находиться на линии ворот, а полевые игроки (кроме игрока, выполняющего удар) – за пределами штрафной площадки (рис. 1.6). Такой штрафной удар считается почти стопроцентной возможностью забить гол, поскольку на столь малом расстоянии вратарь не успевает оценить, в какую сторону летит мяч, а потому полагается, как правило, только на свою интуицию либо на счастливую случайность. Опытные голкиперы могут угадывать направление предстоящего полета мяча по тому, как игрок команды соперника готовится к выполнению удара (например, нередко перед пенальти футболист смотрит именно в ту сторону, в которую хочет направить мяч).


Рис. 1.6. Пенальти


Полевой игрок. Так называют всех игроков футбольной команды, за исключением вратаря. Строго говоря, вратарь тоже является полевым игроком, поскольку находится в поле, однако ввиду того, что его рабочее место – вблизи собственных ворот, его решено не относить к полевым игрокам. Однако некоторые вратари любят действовать и как полевые игроки (рис. 1.7).


Рис. 1.7. Вратарь играет за пределами штрафной площадки


Прострельный удар (или коротко прострел) – это пас, передача или удар, когда мяч направляется с большой силой невысоко над землей или вообще по земле. Обычно такими ударами пользуются фланговые игроки, например, чтобы направить мяч в центр штрафной площадки. Нередко набегающему игроку нападения достаточно подставить ногу под прострельную передачу, чтобы мяч с большой силой полетел в сторону ворот. Отмечу, что вратарям исключительно сложно реагировать на удары, нанесенные по мячу, полученному в результате прострельной передачи. Причем нередко после прострела мяч влетает в ворота от собственного защитника. В советском футболе одним из признанных мастеров прострельных передач с фланга был футболист ереванского «Арарата» Левон Иштоян.


Разбор игры – мероприятие, происходящее по окончании матча с целью его анализа и обсуждения. Разбор игры может проводиться сразу после матча, на следующий день или даже через несколько дней. Как правило, при разборе игры выясняется, насколько был реализован план на игру, была ли соблюдена игровая дисциплина, выполнена тренерская установка и т. д. Кроме того, анализируются причины, которые помешали осуществить задуманное, отмечаются положительные моменты матча.


Стандартное положение (рис. 1.8) – момент, когда предварительно остановленный арбитром матч возобновляется выполнением штрафного, свободного или углового удара либо путем вбрасывания мяча из-за боковой линии. В современном футболе придается особое значение умению извлекать выгоду из стандартных положений, поскольку при соперничестве примерно одинаковых по силе команд способность одной из них реализовывать «стандарты» часто играет решающую роль в успешном завершении противостояния. Именно поэтому многие команды имеют так называемые домашние заготовки розыгрыша стандартных положений, что позволяет им максимально успешно использовать представившуюся возможность распоряжения мячом.


«Стенка». В современном футболе это понятие может принимать два значения. Во-первых, «стенкой» называется заслон из игроков неподалеку от собственных ворот с целью их дополнительной защиты при пробитии штрафных ударов. Попросту говоря, несколько игроков перед выполнением штрафного удара командой соперника становятся плотной шеренгой на пути следования мяча (рис. 1.9), тем самым загораживая часть ворот (кстати, в соответствии с правилами игры в футбол «стенка» должна находиться на расстоянии не ближе 9 м 15 см от мяча). Во-вторых, «стенкой» называется тактическая комбинация, во время которой игрок отдает пас партнеру в расчете моментально (в одно касание) получить мяч обратно. Такой прием позволяет успешно проходить мощную эшелонированную оборону соперника. Отмечу, что игра в «стенку» долгое время была визитной карточкой знаменитого московского «Спартака».


Рис. 1.8. Стандартное положение – штрафной удар


Рис. 1.9. Один из стоящих в «стенке» игроков держит ноги врозь, что делает ее ненадежной


Территориальное преимущество – такая ситуация, когда одна команда действует на большем пространстве поля, чем соперник. Например, одна команда постоянно атакует по всей ширине поля, а другая помышляет только об обороне, чуть ли не в полном составе «окопавшись» перед своей штрафной площадкой (такой футбол проповедуют слабые команды – вроде команд Андорры, Люксембурга или Фарерских островов). В таком случае принято говорить, что атакующая команда владеет территориальным преимуществом. Обычно территориальное преимущество позволяет больше времени владеть мячом.


Тяжелое поле – это футбольное поле, находящееся в плохом состоянии (поля с неровной поверхностью, жестким грунтом, с большой площадью вытоптанной травы). Кроме того, тяжелым может быть поле хорошего качества, но в плохую погоду (дождь или снег). На таком поле футболистам труднее управляться с мячом: он имеет непривычный отскок и становится на редкость непокорным.


Тянуть время. Под этим подразумевается преднамеренный отказ от активной наступательной игры, а также ее всяческое искусственное замедление с целью не дать сопернику вести атакующие действия и поскорее дождаться окончания матча. Затягивание времени – одна из футбольных хитростей, которую по праву считают «неспортивной», но которой при наличии соответствующих обстоятельств (например, ведение в счете с разницей в один мяч) не чурается ни одна команда в мире. В некоторых случаях время тянут игроки обеих команд: когда текущий результат устраивает каждую из них и ни одна команда не желает рисковать, увлекаясь атакующими действиями. При затягивании времени игроки бесконечно передают мяч поперек поля или назад, неоправданно долго вводят его в игру после остановок матча, далеко выбивают его за пределы поля, отбрасывают мяч после остановки игры и т. п. За явное затягивание времени матча арбитр может наказать игроков желтой карточкой.


Установка на игру (предыгровая установка) – мероприятие в преддверии матча, при котором тренер определяет тактику на игру и раздает индивидуальные задания игрокам. Как правило, ключевое место в любой установке на матч занимает ознакомление с особенностями действий противостоящей команды. В частности, внимание игроков акцентируется на слабых и сильных местах соперника, что в конечном счете учитывается в плане игры всей команды.

История современного футбола

Сейчас уже никто не сможет с достоверной точностью назвать время и место зарождения игры, которую впоследствии назвали словом «футбол». Еще многие столетия назад люди в разных странах собирались на больших полянах, площадях или пустырях и, разделившись на две команды, начинали игры с мячом, которые по большей части напоминали действия воинов, старающихся проникнуть в лагерь противника. Победителем в таких играх признавалась та команда, которая большее число раз могла занести мяч за определенную черту либо в определенное место. Подобные матчи были довольно масштабным событием: нередко количество принимающих в них участие игроков составляло несколько сот человек.

Не так давно (пару десятков лет назад) археологи нашли доказательства того, что игра, очень похожая на футбол, существовала даже в Древнем Египте: в результате раскопок были обнаружены не только рисунки с изображением играющих в мяч людей, но и сами мячи. Кроме того, некоторые историки утверждают, что игра в мяч ногами пользовалась немалой популярностью у китайских воинов, живших еще за 2000 лет до нашей эры.

Известный французский специалист Морис Пефферкорн, много лет изучавший историю футбола, полагает, что одним из основных его предшественников следует считать игру «ла суль», которая была популярна в Средние века во Франции. Ее сущность заключалась в том, что две команды играли кожаным мячом, который был либо набит тряпками, либо наполнен воздухом. Примерно в то же время похожей игрой были увлечены многие жители Флоренции – там она называлась «кальчио»: две команды играли кожаным мячом на поляне размером 100 × 50 м. Кстати, в современной Италии футбол называют не иначе как «кальчо».

Однако официально родоначальниками этой игры считаются англичане: именно в Англии футбол впервые был назван своим нынешним именем. Любопытный факт: футбол получил свое название не в момент признания, а во время официального запрещения. Это произошло в 1349 году, когда король Эдуард III издал специальный указ, в котором шерифам предписывалось обратить внимание на тот факт, что молодежь вместо полезных занятий вроде стрельбы из лука увлеклась совершенно «вредными» и «бессмысленными» играми наподобие футбола. Несмотря на то что отношение официальных властей к футболу было очевидным, этот указ не запрещал играть в него, а лишь обращал внимание блюстителей порядка на то, что игра стала слишком популярной в ущерб более полезным увлечениям.

Однако игра уже успела получить множество поклонников, чему не смогла помешать даже официальная немилость. Примерно через 40 лет уже следующий правитель – Ричард II – издал еще один указ, в соответствии с которым на всей территории королевства игра в футбол была запрещена.

Аналогичный указ в 1401 году издает король Генрих IV. Но и он не смог перебороть любовь молодежи к народной игре. После этого Генрих VIII решает строго карать хозяев полей и площадок, на которых проводились запрещенные игры. Однако и это не смогло погубить футбол.

В результате через много лет, а именно в 1863 году, в Англии была сформирована первая в мире футбольная ассоциация, а также приняты первые официальные правила этой игры. В скором времени в этой же стране появились и первые футбольные клубы.

До 1863 года тот факт, что во время матча футболист мог взять мяч в руки, особых возражений не вызывал. Однако 26 октября 1863 года представители только что созданных футбольных клубов собрались в таверне на Грейт Куин-стрит, чтобы согласовать и утвердить единые футбольные правила.

Первый проект правил содержал девять пунктов, которые разрешали играть как руками, так и ногами. Однако это понравилось не всем присутствующим, поскольку многие из них придерживались иного мнения: играть в футбол можно только ногами. Поэтому на следующем собрании, которое проходило в Кембридже 8 декабря 1863 года, был принят свод футбольных правил, состоящий из 13 пунктов, три из которых однозначно запрещали игрокам касаться мяча руками (причем это относилось даже к вратарям). Именно этот день многие специалисты считают днем рождения современного футбола.

ПРИМЕЧАНИЕ

А что же сторонники игры и руками и ногами? Они не мудрствуя лукаво организовали новую ассоциацию и отделились от футбола. Так появилась еще одна популярная игра – регби.

Через несколько лет, а именно в 1871 году, вратарям было разрешено играть руками, но только в пределах вратарской площадки. А в 1902 году вратари получили право, которым пользуются и по сей день, – играть руками на территории всей штрафной площадки.

ПРИМЕЧАНИЕ

Право играть руками на территории всей штрафной площадки поначалу не вызвало большого энтузиазма у голкиперов. Большинство из них по старинке предпочитали действовать руками лишь в площади ворот. Так продолжалось примерно до середины XX столетия, пока в воротах не появился знаменитый Лев Яшин (рис. 1.10). Он не просто стал играть на территории всей штрафной площадки, а делал это уверенно, грамотно, красиво, вызывая искреннее восхищение болельщиков. В те годы многие ходили на стадион специально «на Яшина». Через некоторое время и другие голкиперы переняли манеру игры знаменитого вратаря, по достоинству оценив все ее преимущества.

Загрузка...