Еще одна прелестная рождественская традиция, которую Франция позаимствовала у соседней Германии, – рождественские рынки. В прошлом они были типичны для приграничного Эльзаса, но сейчас проходят во всех регионах Франции. Открываются в конце ноября и сворачиваются перед Новым годом или сразу после Рождества. Мэрия завозит в центр города домики, стилизованные под деревянные шале, и сдает их в аренду коммерсантам. В городах с высокой покупательной способностью населения продавцам не так-то просто получить место на таком рынке!
На рождественских рынках можно приобрести изделия народных промыслов региона (например, детские деревянные игрушки), экзотические безделушки со всех концов света (неизменной популярностью пользуются матрешки и шапки из искусственного меха а-ля рюс), гастрономические специалитеты данной местности… Но многие приходят на рынок зарядиться атмосферой предстоящего праздника, прогуливаясь в яркой толпе и попивая пряное горячее вино с ароматом гвоздики и корицы. Дети не обойдут стороной карусели и аттракционы, стенды со сладостями: вафлями, блинами, сладкой ватой.
В Страсбурге ежегодно около трехсот шале выстраиваются у подножия кафедрального собора. Более двух миллионов человек посещают его ежегодно! В Кольмаре устраивают не один, а целых пять рынков! Другие знаменитые французские рождественские рынки находятся в Лилле, Нанте, Тулузе, Марселе и т. д. Кроме того, в этот период проходят по выходным и менее масштабные рынки в небольших населенных пунктах.
А вот для Юга Франции, где я живу, рождественские рынки – явление нетипичное, скорее, веяние моды. В последние годы даже в приморских городках предпринимаются попытки организации таких мероприятий. Покупатели потихоньку к ним привыкают. Я тоже пытаюсь, но всегда ухожу с рынков с пустыми руками. Ведь там обычно продают симпатичные безделушки, которыми и так до отказа забит дом. Кстати, цены на рынках всегда высокие: продавцам нужно отбить стоимость аренды шале и что-то заработать. Даже глинтвейн не всегда спасает ситуацию: у нас на Юге зимой тепло и нет необходимости греться горячим вином. В общем, рынок рынку рознь!