…Невзрачного асессора Шувалкина… – Анекдот о Потёмкине известен по пушкинской публикации (Table-talk // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. М.: Наука, 1964. Т. 8. С. 99), где фамилия персонажа – Петушков. Этот анекдот Беньямин публиковал также отдельно – дважды в 1934 году: в Prager Tagblatt и Frankfurter Zeitung (под псевдонимом). Тот же анекдот опубликовал и Э. Блох («Potemkins Unterschrift») в сборнике «Следы» («Spuren», 1930).
Замок (III. 11. Гл. 1).
Афоризмы (IV. 275. Афоризм № 34).
Беньямин повторяет ссылку на Лукача из книги Блоха «Дух утопии» (Bloch E. Geist der Utopie. München, 1918. S. 22). Георг (Дьёрдь) Лукач (1885–1971) – венгерский философ и социолог литературы, один из ведущих представителей неомарксизма, автор книг «Теория романа» (1920) и «История и классовое сознание» (1923), которые (особенно вторая) сыграли важную роль в повороте Беньямина к марксизму в течение 1920-х годов. Ср. у Кафки в «Афоризмах» (IV. 286): «Самым важным или самым привлекательным оказалось желание найти такой взгляд на жизнь <…> при котором жизнь хоть и сохраняет свои естественные тяжелые падения и подъемы, но в то же время, с наименьшей ясностью, предстает пустотой, сном, неопределенностью. Желание, может быть, и прекрасное, если бы пожелал я по-настоящему. Примерно как пожелал бы сработать стол по всем правилам ремесла и в то же время ничего не делать, причем не так, чтобы можно было сказать: „Для него сработать стол – пустяк“, а так, чтобы сказали: „Для него сработать стол – настоящая работа и в то же время пустяк“, отчего работа стала бы еще смелее, еще решительнее, еще подлиннее и, если хочешь, еще безумнее» (пер. С. Апта).
На галерке (IV. 13).
Приговор (I. 277–280).
Замок (III. 202. Гл. 21).
Афоризмы (Он. Записи 1920 года. IV. 288).
Процесс (II. 43. Гл. 3).
Герман Коген (1842–1918) – основатель марбургской школы неокантианства, в социальной сфере стоявший на позициях «этического социализма». Цитируемые Беньямином строки взяты из книги «Этика чистой воли» (Cohen H. Ethik des reinen Willens. Berlin, 1907. S. 362), в которой изложены основные положения этики Когена, понимаемой широко как наука о человеке. В разделе об ответственности за собственные поступки (гл. 7 «Автономия самосознания») речь идет о происхождении зла и мифологических истоках представлений об изначальности зла, а также рассматриваются древние взгляды на связь зла, вины и неотвратимого рока.
Замок (III. 147. Гл. 16).
Замок (III. 39–40. Гл. 3).
Процесс (II. 145. Гл. 8).
Brod M. Der Dichter Franz Kafka // Die Neue Rundschau. 1921. Jg. ll. S. 1213.
Гибрид (IV. 180).
Заботы отца семейства (IV. 24).
Герой новеллы «Превращение» (I. 281).
«Разоблаченный проходимец» из сборника «Созерцание» (I. 256).
Америка (I. 208–214. Гл. 8).
Дети на дороге (I. 255).
Роберт Вальзер (1878–1956) – швейцарский писатель, оказавший влияние на литературную среду Кафки и на самого Кафку; Беньямин посвятил Вальзеру, которого он высоко ценил, небольшое эссе (1929). Роман Вальзера «Помощник» вышел в 1908 году.
Замок. Глава «Первый разговор с хозяйкой» (III. 42. Гл. 4; цит. по пер. Р. Райт-Ковалевой).
Молчание сирен (IV. 184). Одиссей, миф и сказка, пение сирен – эти мотивы позднее были подробно разработаны в культурно- и социально-историческом аспекте М. Хоркхаймером и Т. Адорно в книге «Диалектика Просвещения» (1947; рус. пер.: Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / пер. М. Кузнецова. М.; СПб.: Медиум; Ювента, 1997).
Молчание сирен (IV. 184).
Молчание сирен (IV. 184).
Там же (IV. 185).
Герой сказки «О том, кто ходил страху учиться» из сборника братьев Гримм.
Певица Жозефина, или Мышиный народ (IV. 67).
«Желание стать индейцем» – название ранней миниатюры Кафки (I. 266).
Там же.
Америка (I. 231).
Миниатюра «Тоска» (I. 266).
Название ранней миниатюры Кафки (I. 264).
Новый адвокат (IV. 12; пер. Р. Гальпериной).
Дети на дороге (I. 255; пер. Р. Гальпериной).
Америка (I. 177. Гл. 7).
Франц Розенцвейг (1886–1929) – немецкий философ и педагог, основавший в 1919 году во Франкфурте-на-Майне Свободное еврейское училище (Freies Jüdisches Lehrhaus). Начал совместно с М. Бубером работу над новым переводом Ветхого Завета на немецкий язык (завершен Бубером после смерти Розенцвейга). Беньямин цитирует основной труд Розенцвейга – книгу «Звезда избавления» (Rosenzweig F. Der Stern der Erlösung. Frankfurt am Main, 1921. S. 96), содержащую его философскую систему мистического откровения, построенную как диалог иудейской и христианской традиции. Розенцвейг оказал влияние на Беньямина во время его работы над книгой «Происхождение немецкой драмы».
Kraft W. Franz Kafka. Durchdringung und Geheimnis. Frankfurt am Main, 1968. S. 24. Цитируется рассказ «Братоубийство» (IV, 29).
I. 282. Пер. С. Апта.
Процесс (II. 164. Гл. 9: пер. Р. Райт-Ковалевой).
Стук в ворота (IV. 179).
Процесс (II. 102–103. Гл. 7; пер. Р. Райт-Ковалевой).
Парабола эта, первоначально опубликованная Кафкой в сборнике «Сельский врач», затем вошла в роман «Процесс» (II. 167–168. Гл. 9).
Ср.: Там же (II. 169–170).
Агада и галаха – части талмудической литературы. Галаха («[принятый] путь», «закон») – нормативная часть иудаизма, регламентирующая религиозную, семейную и гражданскую жизнь. Агада – часть устного закона, не входящая в галаху и не имеющая характера религиозно-юридической регламентации. Агада разнородна в жанровом отношении: это собрание притч, легенд, сентенций, проповедей, философско-теологических рассуждений. Многие из повествовательных текстов представляют собой записи народных преданий, связанных с библейскими персонажами. Агада считается важным источником еврейского мистицизма, в том числе его эсхатологического характера. По свидетельству В. Крафта, Беньямин утверждал, что без знания еврейского фольклора, агады и галахи подступаться к Кафке не имеет смысла.
Гёте цитирует эту фразу Наполеона в своем разговоре с Ф. фон Мюллером от 2 ноября 1808 года.
Как строилась Китайская стена (IV. 167, 170).
Мечников Л. Цивилизация и великие исторические реки. Париж, 1889. С. 189. Раздел VII «Территория речных цивилизаций».
Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 14. М.: Наука, 1976. С. 234.
Дневниковая запись от 26.03.1919 (II. 189).
Афоризмы (Он. Записи 1920 года. IV. 285).
Отчет для академии (IV. 39).
Процесс (II. 175. Гл. 10).
Америка (I. 246).