Глава 3 Где искать заказчиков

«Где, где…»

Вопрос «где искать заказчиков?» в данном случае равносилен вопросу «где взять деньги?». Если бы я знал это точно, я бы пошёл и взял, а не развлекал читателей увлекательными рассказами на эту и другие темы. Поэтому сформулируем дипломатично – везде.

Везде, где используются картинки. Постоянно требуется фотограф печатным и сетевым СМИ, книжным издательствам, рекламным и PR-агентствам. С большой долей вероятности успеха можно обратиться на промышленные предприятия, в строительные компании, на предприятия розничной и оптовой торговли, в органы исполнительной и муниципальной власти. С развитием корпоративной культуры стало принято приглашать фотографа на юбилеи компаний и сотрудников, пресс-конференции, семинары – ищите их организаторов. Вопрос правильнее перевести в другую плоскость – не «где», а «как» найти тех, кто готов платить за вашу работу.

Знакомая девушка-фотограф нашла себе одного из заказчиков в первом часу ночи на окраине садоводства. Вернее, нашла овчарка. Клиент собаке показался настолько перспективным, что милое, но всё-таки зубастое животное с разбегу вцепилось в голень будущему партнёру, которого потом пришлось отпаивать поочерёдно то валерьянкой, то коньяком. Роман исключался – девушка была замужем, да и покусанный готовился к свадьбе. Именно эту свадьбу моя знакомая и снимала.

Не менее пикантный случай рассказывал за рюмкой чая мой московский коллега. После яркой, но непродолжительной любовной истории в одной из командировок он обратился за медицинской помощью и сочувствием в один из профильных медицинских центров столицы. В понятном волнении у кабинета специалиста он листал рекламный буклет медицинского учреждения. «Ну и фотографии!» – брезгливо отложил он в сторону это недоразумение. «А вы что, лучше сделаете?» – вместо приветствия прозвучало из распахнувшейся двери. «Запросто», – ответил коллега. Антибиотики победили микробов, а творческое сотрудничество с сетью клиник успешно продолжается пятый год.

Я даю себе отчёт в том, что не все морально готовы к таким подвигам. Поэтому рассмотрим и более прозаические варианты.

Пообщайтесь с сотрудниками рекламных агентств. Серьёзное рекламное агентство – эффективный слаженный механизм для поиска заказчика, менеджеры всё сделают сами, вам останется только фотографировать. Но рекламисты избалованы хорошими картинками ваших более опытных коллег, и идти на переговоры есть смысл, только будучи подготовленным, квалифицированным специалистом, которому есть что показать.

Значительный поток заказов дают издательства и редакции. С ними есть смысл попробовать работать фотографу любой квалификации: ради фотографии детской площадки размером с почтовую марку в муниципальном горчичнике тиражом 500 экземпляров псковский редактор не станет звонить московскому мэтру – на это нет ни времени, ни денег. Много материалов «проходных», напечатали и забыли. Я никого не призываю гнать халтуру и снижать планку, отнюдь. Но если редакционный совет после жарких споров и сердечных приступов всё-таки созрел поднять гонорар до 80 рублей за снимок, бильд-редактор прекрасно понимает, что на «игроков премьер-лиги» рассчитывать не приходится. Шанс есть, пробуйте! Не разбогатеете, но получите прекрасную репортёрскую школу, навыки работы в совершенно разных ситуациях, долю здорового нахальства. А может, в зависимости от того, куда вас пошлют, и дополнительных клиентов. Хотя послать могут и по традиционному адресу, но тут всё зависит от вас – учитесь фотографировать и общаться с людьми, по большому счёту это и есть две составные части успеха.

Это сфотографировать нельзя, зато можно «нарисовать». Техника светографики (световая кисть). Этюд по заказу рекламного отдела кондитерской компании.


И вот вы, окрылённый первым баснословным гонораром в четыреста рублей, идёте по улице. Идёте мимо кинотеатра, косметического салона, ресторана японской кухни. Почувствовав ваше настроение, уголком губ улыбнулась встречная красавица. Стоп! Это и есть ваши клиенты – все без исключения! Девушке нужны картинки для странички в «Одноклассниках», а лучше вас никто из её окружения не сфотографирует. И не важно, что у вас пока нет студии: фотосессия в хорошую погоду на природе будет вполне разумным компромиссом – вам опыт, ей фотографии и внимание. Пообщаться с настоящим, живым фотографом любой девушке интересно – проверено. Зайдите и в ресторан. Фотосъёмка блюд для меню, интерьеров для буклета – вам есть что предложить! Подразумевается, что фотографировать вы уже должны уметь хорошо (съёмка продуктов – дело интересное и довольно сложное, а про интерьерную съёмку можно смело отдельную книгу писать, но если умеете, почему бы не предложить?). А в салоне красоты по соседству мечтают показывать посетителям альбом с причёсками, да вот беда – все фотографы мимо ходят. Вы будете первым, пробуйте.

Больше общайтесь! Светские тусовки, студенческие вечеринки, презентация водяного матраса, открытие фонтана в парке – везде люди, все эти мероприятия кто-то организовал. Найдите, кто именно, предложите поработать. Фонтан спроектировал НИИ ГИПРОВОДБУЛЬБУЛЬПРОЕКТ, построил СНАБСБЫТСТРОЙТРЕСТ, выложила кирпичами МОСТДОРСТРОЙРЕКОНСТРУКЦИЯ, а перерезать ленточку приехал Сергей Никанорович Геловани – глава местной администрации. Всем им нужна реклама, нужен PR. И представители всех этих уважаемых организаций находятся сейчас здесь, вам даже искать их по городу не требуется. Смелее в бой!

Посещайте мероприятия – разные, любые. Найдите организаторов, оставьте визитку, продиктуйте адрес сайта. Обойдите участников, повторите эти нехитрые приёмы. Важно преодолеть вполне простительное на первых порах стеснение, но тут всё как с девушками: послала – сама дура, пусть потом всю жизнь в подушку ревёт. Это при том, что видных молодых людей много, а хороших фотографов в городе, в общем-то, и правда не хватает. Настойчивость, уверенность, чёткое построение беседы, грамотная формулировка предложения – есть контакт! Разведчики, например, и вражеских генералов вербуют пачками, а тут перед вами приятная дама из рекламного отдела, сама же в качественных иллюстрациях заинтересованная.

Однако пора домой. И дома тоже поработаем, но теперь уже на следующее утро. Берем телефонный справочник, открываем на любой странице. Для чистоты эксперимента я прямо сейчас это сделаю. У меня пухлый том «Жёлтых страниц» на столе и три попытки. Сыграем?

с. 312 – гостиница «Белые ночи»;

с. 482 – магазин керамической плитки «Бенджамин»;

с. 1320 – логистическая компания «Петровизард».

Все эти компании так или иначе заинтересованы в рекламе. Компаний в справочнике десятки тысяч. И любая из них, если сумеете доходчиво объяснить, зачем нужен фотограф, может стать вашим заказчиком. В номерах гостиницы красивые интерьеры, а на сайте только логотип и прейскурант. В магазине можно купить плитку тысячи расцветок и орнаментов, а производители забыли прислать свежий каталог. Логистической компании скоро исполняется десять лет, и уже заказан вечер в ресторане. Там же, в справочнике, указаны номера телефонов, адрес сайта, часы работы. Да вокруг вас полно денег – берите!

Я вовсе не собираюсь играть в бизнес-тренера, уподобляясь «проповеднику» на сходке в офисе сетевой компании, я просто хочу донести до вас простой факт, настолько очевидный, что постоянно забывается: заказчиков можно и нужно искать везде. Не пренебрегайте любой возможностью. Со временем вы найдёте себе агента, который будет обеспечивать вас заказами за определённый процент, а пока пробуйте сами – это несложно, а порой даже увлекательно.

Не забудем и про виртуальное пространство. Несколько лет назад некоторый эффект приносили почтовые рассылки. На сегодняшний день результативность этого метода стремится к нулю, спам дискредитировал себя полностью, и на фоне десятков ежедневных предложений выучить английский, купить копию «Vertu» и увеличить органы ваше предложение просто потеряется. Чуть больший эффект давали бы специальные тематические рассылки, но они должны быть адресными, т. е. вначале вам всё равно придётся договариваться «в реале», а на e-mail слать уже адресованное вполне конкретному человеку письмо.

А вот сайт у фотографа должен быть обязательно, это даже не тема для обсуждения. В одной из следующих глав мы поговорим о том, каким именно он должен быть, и рассмотрим достоинства и недостатки нескольких «виртуальных визиток» на конкретных примерах.

Социальные сети – вот это уже серьёзно! «Вконтакте», «Одноклассники» и прочие фейсбуки вместе с ЖЖ уверенно обеспечивают заказами сотни фотографов, и место для новых ещё, видимо, есть. Большинство фотографов занимаются свадьбами, выкладывают в галерею на своей страничке примеры фотосессий, видеоролики, макеты свадебных альбомов. Идеология сайтов предусматривает удобный обмен сообщениями, ссылками, приглашениями в группы по интересам. Каждый желающий может прокомментировать фотографию, написать похвалу или покритиковать – неоспоримые удобства для заказчика. Конечно, продвижение страницы фотографа представляет собой отдельный кропотливый труд, но под лежачую селёдку водка не потечёт, как верно заметили в народе. Примеры удачного маркетинга в социальных сетях я знаю; механизм работает, заказы идут.

И наконец, самый надёжный путь – доверить рекламу своих услуг тем, кто любит и умеет это делать. Платя деньги, вы можете что-то требовать, проделывая работу самостоятельно, требовать вам просто не с кого. Попробуйте дать рекламу в газету, журнал, договоритесь о размещении плаката в витрине популярного магазина. Выбирать рекламную площадку необходимо с учётом целевой аудитории, это каждый школьник понимает. Если вы занимаетесь фотосъёмкой праздников, то визитки на стойке в свадебном салоне дадут больший эффект, чем модуль на две страницы в журнале про домашних животных; специализирующемуся на съёмке гламурных пуделей трёхметровый баннер в свадебном салоне – что мёртвому припарки. Выбирайте место, не жалейте денег, анализируйте результаты. И самое главное – всегда верьте в успех!

Загрузка...