Глава 1 Теоретические основы системы форсайта как стратегического инструмента развития научно-инновационной деятельности (НИД) университета

«Форсайт – это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести набольшие социально-экономические блага».

Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)

1.1. Определения, ключевые элементы термина и классификации форсайта

Впервые термин «foresight» употребил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в 1930 г. Однако возникновение методологии форсайта как инструмента предвидения будущего и формирование его в качестве «дорожной карты», датируется 50-ыми годами прошлого столетия. Окончательно форсайт как методология научного управления развитием технологий оформился в конце ХХ века[2].

Схема принципиальной структуры форсайта (ключевые элементы системы форсайт) представлена на рис. 1.1.

Понятие форсайта еще не стало общепризнанным. Например, ЮНИДО (Организация Объединённых Наций по промышленному развитию – United Nations Industrial Development Organization) определяет форсайт как – систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды».

Приведем определения термина «форсайт»[3] различных авторов.


Рис. 1.1. Структура форсайта


Форсайт – это систематический, совместный процесс построения образа будущего в средне- и долгосрочной перспективе, нацеленный на повышение качества принимаемых в настоящий момент решений и координацию совместных действий (FOREN Guide).

Форсайт – это систематические попытки заглянуть в будущее науки, технологий, общества и экономики, чтобы обеспечить процветание общества, экономики и окружающей среды (Asia-Pacific Economic Cooperation – Center for Technology Foresight).

Форсайт – это естественная человеческая деятельность, которая выполнялась и ранее. Сейчас она формализована в рамках специальной методики и применяется для определения долгосрочных последствий принятия решений в сфере науки и технологии. Форсайт может быть использован для разработки стратегий и долгосрочного планирования развития стран, регионов, муниципалитетов и других видов территориальных образований (Technology and Innovation Foresight for Bulgaria and Romania – ForeTech).

Форсайт – это систематическое размышление о будущем и воздействие на будущее (Australian Center for Innovation).

Форсайт представляет собой систему методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе (UNIDO).

Форсайт – это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага» (Бена Мартина University of Sussex).

Необходимость Форсайта сегодня вызывается следующими обстоятельствами: усиливающейся конкуренцией; ограничением государственного финансирования; возрастающей сложностью и повышением роли научной и технологической компетенции.

Форсайт нужен для того, чтобы улучшать процесс принятия решений; управлять выбором технологий; создавать альтернативные направления для будущего развития; усиливать процесс обучения и улучшать готовность к непредвиденным обстоятельствам; мотивировать изменения.

Определение термина «форсайт» содержит 4 ключевых элемента (рис. 1.2)[4]:


Рис. 1.2. Ключевые элементы термина «форсайт»


Существуют различные классификации подходов к созданию и выполнению форсайтов[5]:

• по масштабу рассматриваемых проблем – глобальные, национальные, региональные;

• по областям – социальная, экономическая, политическая, научная, научно-технологическая, образовательная;

• по различным целям и контекстам внутри анализируемой области;

• по методам, используемым в рамках выполнения конкретных Форсайтов. Среди них – мозговой штурм, создание и проработка сценариев, метод Дельфи, SWOT-анализ, метод альтернативных вариантов, метод релевантных деревьев и др.

Таким образом, с одной стороны, форсайт – один из способов научно-технологического прогнозирования. В отличие от других традиционных вариантов, он – весьма затратный, требующий длительного времени (не менее полутора лет) и весьма чувствительный к методологическим тонкостям.

С другой стороны, форсайт – уникальный способ трансляции результатов прогнозирования в управленческие решения его участников и согласования их действий.

С этой точки зрения форсайт можно считать управленческой технологией, являющейся одной из развитых форм частно-государственного партнерства.

1.2. Актуальность развития системы форсайта в научно-инновационной деятельности (НИД) университета

Одна из важнейших проблем, которая до сих пор не осознана и не решена большинством российских и зарубежных высших учебных заведений (вузов), состоит в том, что развитие научных проектов происходит, исходя из имеющего научно-технического задела без учета актуальных тенденций развития рынков и технологических трендов[6].

Из-за неразвитости кооперационных процессов в инновационном секторе наблюдается слабая ориентация вузов на реализацию научных достижений в сфере производства, а также недооценка проведения маркетинговых исследований[7].

Особую актуальность проблема управления результатами научной и инновационной деятельности (НИД) приобрела в последние годы, поскольку в вузах, как и в других научных организациях, происходило “вымывание” результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных в предшествующий период (до 1990 г.) с устойчивым финансированием фундаментальной науки в масштабах государства.

В дальнейшем из-за резкого сокращения бюджетного и внебюджетного финансирования науки в вузах и научных организациях было нарушено воспроизводство результатов фундаментальных исследований, и, как следствие, начал утрачиваться накопленный интеллектуальный потенциал.

Многие полученные ранее научные результаты, не доведенные по каким-либо причинам до конечного и востребованного на рынке продукта, со временем утратили свою ценность и морально устарели.

Поэтому сегодня, в условиях жесткого ограничения всех видов ресурсов, поддерживающих и развивающих научную и инновационную деятельность, на повестке дня особенно остро стоит проблема их целенаправленного и результативного использования, которая может быть решена только при условии обеспечения целостности и непрерывности поддержки всех этапов инновационного цикла (рис. 1.3)[8].

Одной из главных проблем научно-исследовательской деятельности (НИД) российских вузов остается низкий уровень спроса на ее результаты со стороны производственной и социальной сферы.

На вузы приходится около 7 % внутренних затрат на исследования и разработки, выполняемые в России, а фундаментальные исследования проводятся главным образом в институтах Российской академии наук.

Только 45,4 % вузов занимаются научными исследованиями, причем одновременно участвует в научной работе только 18,7 % профессорско-преподавательского состава[9].

По мнению ряда авторов, расширение сектора вузовской науки требует материально-технических ресурсов, однако с точки зрения повышения результативности НИД не полностью использованы возможности ее интенсификации на основе внедрения современных достижений науки и практики управления, которые получены в работах отечественных и зарубежных учёных[10].

Интегративная связь научной деятельности вуза с инновационной составляющей (ориентация результатов научной деятельности на достижение инновационных результатов) позволяет определить ее как научно-инновационную (НИД). Под НИД вуза следует понимать процесс взаимодействия интеллектуального потенциала творческих коллективов вуза и материально-технических, информационно-нормативных, организационно-управленческих, финансовых и других факторов во взаимосвязанных процессах (научно-исследовательских, экспериментально-производственных, коммерциализации), направленных на создание новаций, обеспечение их трансфера, направленных по обеспечение полезности и достижение экономической результативности[11].

Глобальной целью НИД, ориентированной на реализацию миссии и целей вуза, является осуществление эффективной научно-инновационной деятельности, направленной на создание востребованных на рынке инновационных продуктов на основе рационального использования всех элементов научно-инновационного потенциала вуза. К числу задач, ориентированных на достижение целей НИД, можно отнести[12]

Загрузка...