1

Bataille G. Informe // Georges Bataille. Œuvres complètes. V. 1. Paris: Gallimard, 1970. Р. 217.

2

Bataille G. Informe // Bataille G. Œuvres complètes. V. 1. Paris, Gallimard, 1970. Р. 217.

3

См., например: Portmann A. Animal Forms and Patterns. A Study of the Appearance of Animals. New York: Schocken Books, 1967. О Портмане подробнее я пишу в книге: Ямпольский М. Изображение: Курс лекций. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 57–60.

4

Bloch E. The Principle of Hope. Vol. 1. Cambridge, Mass.: The MIT Press, 1986. Р. 296.

5

Кант И. Сочинения: В 8 т. Т. 3. М.: Чоро, 1994. С. 509.

6

Кант И. Сочинения. Т. 3. С. 509–510.

7

Gauchet M. Le désenchantement du monde. Une histoire politique de la religion. Paris: Gallimard, 1985. Р. 83.

8

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. С. 197.

9

Там же. С. 200.

10

Пессоа Ф. Книга непокоя. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. Цитирую по электронному изданию без пагинации. Фрагмент 107.

11

Lapoujade D. Les existences moindres. Paris: Ed. de Minuit, 2017. Р. 11.

12

Souriau E. Les différents modes d’ existence suivi de Du mode d’ existence de l’ oeuvre à faire. Paris: PUF, 2009. P. 208.

13

Ibid. P. 206.

14

Ibid. Р. 212.

15

Souriau E. Les différents modes d’ existence. P. 119.

16

Stengers I., Latour B. Le sphinx de l’ œuvre // Souriau E. Les différents modes d’ existence suivi de Du mode d’ existence de l’ oeuvre à faire. Paris: PUF, 2009. P. 40.

17

Souriau E. Les différents modes d’ existence. Р. 137.

18

Lawlor L. A Note on the Relation between Étienne Souriau’s L’ Instauration philosophique and Deleuze and Guattari’s What is Philosophy? // Deleuze Studies. Vol. 5. № 3. 2011. Р. 400–406.

19

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический Проект, 2009. С. 21.

20

Там же. С. 22.

21

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? С. 22.

22

Там же. С. 23.

23

Там же. С. 24.

24

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? С. 43.

25

Deleuze G. Pure Immanence. Essays on A Life. New York: Zone Books, 2001. Р. 25.

26

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? С. 50.

27

Stengers I., Latour B. Le sphinx de l’ oeuvre. Р. 10. Анафора – риторическая фигура, опирающаяся на повторение как способ усиления интенсивности и овладения читателем или слушателем. Латур и Стенгерс считают, что анафорический характер этого опыта был осознан Сурио под влиянием Шарля Пеги.

28

Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? С. 70.

29

Николай Кузанский. О богосыновстве // Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1979. С. 310.

30

Николай Кузанский. О богосыновстве. С. 310.

31

Edgerton S. Y. The Mirror, the Window, and the Telescope: how Renaissance Linear Perspective Changed our Vision of the Universe. Ithaca: Cornell University Press, 2009.

32

Reeves E. Complete Inventions: The Mirror and the Telescope // The Origins of the Telescope / Ed. by A. Van Helden, S. Dupré, R. van Gent, H. Zuidervaart. Amsterdam: KNAW Press, 2010. Р. 167–182.

33

Elkins J. The Poetics of Perspective. Ithaca: Cornell University Press, 1994. Р. 40–50.

34

Belting H. Miroir du monde. L’ invention du tableau dans les Pays-Bas. Paris: Hazan, 2014. Р. 140.

35

Мастера искусств об искусстве: В 7 т. Т. 5, кн. 1. М.: Искусство, 1969. С. 41.

36

Там же.

37

Николай Кузанский. О богосыновстве. С. 310.

38

Eco U. A Theory of Semiotics. Bloomington: Indiana University Press, 1976. Р. 202.

39

Мастера искусств об искусстве. Т. 4. М.: Искусство, 1967. С. 415.

40

Там же. С. 411.

41

Карла Готлиб показала, что сферическое зеркало обыкновенно в североевропейской живописной традиции может отсылать к сфере в руке Христа в иконографии Salvator Mundi. Любопытно, что она проследила мотив, отраженный в зеркале этих сфер, в которых часто отражается окно – символ света, идущего от Христа, притом что крестообразный переплет окна – символ креста и спасения (Gottlieb C. The Window in the Soap Bubble as Illustration of Psalm 26 // Wallraf-Richartz-Jahrbuch. 1982. Vol. 43. Р. 123–126; Gottlieb C. The Window in the Eye and Globe // The Art Bulletin. Vol. 57. № 4. December 1975. Р. 559–560). Окно тут совершенно не маркирует внешнее и никак, конечно, не соотносится с окном Альберти.

42

Wollheim R. Painting as an Art. London: Thames and Hudson, 1992. Р. 136.

43

Koerner J. L. Caspar David Friedrich and the Subject of Landscape. London: Reaktion Books, 1990. Р. 145.

44

Maleuvre D. The Horizon. A History of Our Infinite Longing. Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 2011. Р. 241.

45

Ibid. Р. 242.

46

Цит. по: Foucault M. Introduction à l’ Anthropologie // Kant I. Anthropologie d’ un point de vue pragmatique. Paris: Vrin, 2008. Р. 11.

47

Zammito J. H. Kant, Herder, the Birth of Anthropology. Chicago; London: The University of Chicago Press, 2002. Р. 7.

48

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб.: А-cad, 1994. С. 41–53.

49

Там же. С. 330.

50

Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Логос, 1997.

Загрузка...